SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х — все это, сыгранное с неподдельной радостью, озорством, зажигательно, в агрессивно-чувственной манере, несомненно — фирменный знак SVET & AL BOOGIE BAND. Несмотря на молодость коллектива, SVET & AL BOGGIE BAND успели принять участие в нескольких блюзовых фестивалях, и вместе с присоединившимся вокалистом Биг Вэлом (Big Val) в составе проекта BIG VAL, SVET & AL заняли первое место на XIII Международном фестивале "Noe bluesowa" (Рава Мазовецка, Польша). Состав: Svet — губная гармоника, вокал, фортепиано; А1 — ак.гитара, слайд-гитара, эл. гитара Fen-der'72 Tele; Артем Гаврюшин — контрабас; Сергей Котляров — барабаны, стиральная доска.
PROUD MARY—талантливый акустический блюзовый, дуэт Каролины и Александры из Польши. Тоже молодой коллектив, исполняющий стандарты архаичного кантри-блюза 20-х, 30-х годов.Польские музыкальные критики среди особенностей коллектива отмечают уникальное, высокотехничное владение гитарой, с Использованием приемов bottleneck, fingerpik- ing; а также сильный и действительно по-настоящему блюзовый вокал Каролины. PROUD MARY познакомились с BIG VAL, SVET&AL на фестивале "Zaduszki Blue-sowe" {Белосток, Польша), где выступали на одной сцене, после чего Свет пригласил Каролину и Александру в Минск — выступить с несколькими концертами..Состав:Каролина Кориат (Karolina Koriatj — вокал, ак. гитара; Александра Семенюк (Aleksandra Siemieniuk) — акустическая гитара, слайд-гитара.
Часть 1. Christmas Blues Party.
20 декабря 2003 года. В восемь часов "Граффити" начинает набиваться поклонниками блюза. За одним из столиков — Дмитрий Подберезский, медитативно грызущий сухарики. Мимо раз пятнадцать проносится Свет — аккуратно причесанный, в шикарных подтяжках, со знаменитым медицинским чемоданчиком в руках, в котором, заботливо уложенные среди поролоновых подушечек, — многочисленные губные гармоники. "У нас был план — сломать стенки здесь, бар поставить здесь", — делится соображениями кардинального переустройства клуба арт-директор Паша. Подберезский подходит к пианино, и задумчиво изучает расположение клавиш. "Дима, сыграй что- нибудь!" — просят его. Подберезский в шутку берет аккорд, поясняя: "Авангард". "Известный музыкальный журналист, — шепчет кому-то Паша, — с Финбергом судился".
Наступает торжественная тишина. Паша поздравляет всех с Рождеством. Затем на сцене появляются PROUD MARY. К микрофону подходит Каролина, вокалистка дуэта, а Александр Олейник, представляющий в клубе техническую службу коллектива SVET & AL BOOGIE BAND, переводит: "...архаичные блюзы 20-х годов...", "...попытаемся интерпретировать их по- своему...".
PROUD MARY начинают с пронзительной "Love In Vain" Роберта Джонсона (Robert Johnson), исполненной в особенной, экспрессивной манере. Каролина поет хриплым, будто сорванным голосом. Бросается в глаза великолепное владение гитарой — инструмент ежесекундно просто взрывается точно отмеренными каскадами и каплями настоящего блюзового саунда. Первое впечатление потрясающее! "And I followed her to the station, with a suitcase in my hand", — несомненно, дух Роберта Джонсона живет в каждом таком исполнении его вещей — талантливом, прочувствованном всем сердцем.
Дальше — "Nobody Fault But Mine" Блайнд Вилли Джонсона (Blind Willie Johnson), получившей в 1975 году второе рождение в исполнении LED ZEPPELIN. В этой композиции уже можно оценить вокал Каролины во всей красе: в отдельных моментах, где, наверняка, даже Роберт Плант (Robert Plant) мог испытывать затруднения, голос Каролины звучит сильно и уверенно. Похоже, у PROUD MARY впереди большая и интересная музыкальная карьера.
"Song about jealousy", — объявляет Каролина. Снова Роберт Джонсон. Удивительно -PROUD MARY создают в клубе такую атмосферу, что все, включая их самих, трансформируется и видоизменяется прямо на глазах. Это настоящий шаманизм, это и есть настоящее исполнение блюза — когда бэнд выступает просто проводником, и посредством голоса и гитары со слушателем разговаривают боги блюза — Роберт Джонсон, Скип Джеймс, Мадди Уотерс ... Когда это заметно даже в движениях исполнителя, в чертах его лица, мимике, жестах, тогда уже нет смысла говорить об уровне игры, вокала; это уже за пределами просто музыки, это — из области сакрального.
"Если ты белый — то все в порядке, если коричневый — ты больной, прокаженный. Если черный — ты должен убираться прочь", — рефрен следующей композиции, "Black, Brown and White". Александра и Каролина поддерживают друг друга редкими одобрительными кивками и улыбкой. Они блестяще работают в дуэте: красиво, технично, слаженно, как единый организм.
"Граффити" очаровано PROUD MARY, околдовано PROUD MARY и сражено прекрасными польскими гостьями наповал: собравшийся народ во время исполнения каждой новой композиции гипнотически прикован взорами к сцене. Он давно забыл о пиве, сухариках и кальмарах, а в перерывах между композициями взрывается неистовыми апплодисментами и воплями (почему-то на- французском): "PROUD MARY! Je t'aime! Je t'aime!"
Следующая композиция, представленная бэндом PROUD MARY — госпел Роберта Джонсона, исполненный Александрой сольно, на nation steel guitar. Каролина сидит рядом и в такт покачивает головой. Кажется, что все вокруг существует в ритме джонсоновской гармонии: покачиваются слушатели, лопасти вентилятора под потолком и даже еловые ветви. Звук гитары гулко разливается по помещению, заполняя его целиком.
PROUD MARY выдают блюз за блюзом. В каждом заключена история жизни человека с черным цветом кожи, рожденного в Америке, — история, одна другой трагичнее и пронзительнее. Умение подать каждый такой, положенный на музыку, рассказ так, чтобы слушатель прочувствовал его всей душой, всем сердцем — настоящее искусство, настоящий талант. PROUD MARY, несомненно, таким талантом обладают в полной мере.
В завершение PROUD MARY исполняют "Illinoys Blues" Скипа Джеймса (Skip James) — композицию, повествующую о тяжелом пути негров, бегущих с южных плантаций Иллинойса из-за невыносимого существования, изнурительного рабства и жестокого угнетения к свободе — на север, в Чикаго. За пультом — совершенно загипнотизированный Свет (SVET&AL BOOGIE BAND).Он прекрасно знал, какого уровня бэнд пригласил в Минск, но такого праздника (именно — праздника!) блюза и сам не ожидал...
Во время перерыва диски PROUD MARY раскупаются ошеломленными посетителями за десять минут.
Во втором отделении концерта — SVET & AL BOOGIE BAND. Свет в своей знаменитой шляпе. Перед началом выступления он признается: "Только что происходило волшебство. Мы — самые счастливые люди на Земле".
Воздух взрывается неистовой "Everything Gonna Be Alright" Мадди Уотерса (Muddy Waters) — Свет грохочет по клавишами, и на весь клуб демоном ревет агрессивный манифест, приговор и ультиматум, который Мадди Уотерс предложил всему миру. "For you, my darling, I make all I can" — бормочет в микрофон Свет. Сырой, по-гаражному грязный, древний, как сама Миссисипи, блюз. Все собравшиеся встречают шумными аплодисментами первое за вечер его соло на губной гармонике. Мягкая, интеллигентная, гитара АГа; безумие, извергающееся из деревянной утробы контрабаса Артема Гаврюшина, барабаны Сергея Котлярова — все вместе создают сногсшибательный эффект.
Как и PROUD MARY, SVET&AL BOOGIE BAND — проводники, наделенные особым даром разговаривать голосами давно умерших музыкантов и извлекать музыку их пальцами и легкими. Два коллектива, два начала — два способа подключиться к миру блюза: один — мягкий и спокойный, другой — неистовый, тяжелый и агрессивный, сметающий все на пути.
Начинается обещанный джем — к музыкантам SVET& AL BOOGIE BAND присоединяется сначала Александра с гитарой, а потом и Каролина. Начинается разгар "Christmas Blues Party" — покачиваясь из стороны в сторону, блюзовый поезд поднимается над рельсами и взмывает в высь. Описать это музыкальное безумие невозможно: "veselle bluesovo", Вилли Диксон (Willie Dixone) и полумрак, гитары, барабаны, контрабас и губная гармоника, всякий раз встречаемая экстатическими возгласами публики.
Каролина: Еще в средней школе. мне очень нравились старые блюзовые записи... Однажды услышав их, я была потрясена. Кроме того, мои старшие друзья слушали именно такую музыку. Не удивительно, что блюз был моей музыкой с самого начала.
Александра: Если честно, раньше я увлекалась альтернативным роком: METALLIСА, NIRVANA... Мне нравилось звучание гитары в этой музыке, я слушала именно гитаристов. А потом открыла для себя блюз, открыла совершенно внезапно, и — занимаюсь им до сих пор.
Кого вы считаете своими учителями в музыке, кто для вас ориентир?
Каролина: Безусловно, Роберт Джонсон (Robert Johnson). Это не только великий блюзовый гитарист, замечательный вокалист, но и великолепный поэт, великолепный актер. То, что он делал — настоящая поэзия,
Александра: Скип Джеймс (Skip James). Я могу бесконечно копировать ого гитарный стиль, стиль Роберта Джонсона, других легендарных блюзовых исполнителей — но все равно не смогу играть так же, как играли они. Кроме того, что они великие мастера, они - мужчины. Я просто не смогу... Те же ноты у меня всегда будут звучать по-другому — мягче, даже если я со всех сил буду лупить по струнам. Из слайд-гитаристов — это Кэт- фиш Кейт (Catfish Keith).
Александра, расскажите о вашей гитаре.
(Улыбается.) Металлический корпус? Это медь с никелевым покрытием. В корпусе установлен резонатор, такая гитара работает, как банджо — и звучит, соответственно, в два раза громче обычной акустической гитары. Слышите? (Берет аккорд.) Ее изобрел в 1927 году один словацкий иммигрант, который обосновался в Калифорнии. Лицензия на изготовление принадлежит компании DOPHERA BROTHERS. От первых букв марки такие гитары часто называют DOBRO...
А], гитарист SVET&AL BOOGIE BAND: Этот инструмент был популярен в конце 20-х?
Александра: Нет, это был очень дорогой инструмент. Из-за высокой стоимости гитары DOBRO не получили широкого распространения.
А как сейчас обстоят дела с DOBRO в музыкальном мире? Проводятся ли специальные фестивали, посвященные этому инструменту, существуют ли энтузиасты DOBRO-гитары?
Александра: О да, конечно. На одном из таких фестивалей мы были с Каролиной — правда, не в качестве участников, а как гости. Фестиваль проходил в Словакии, летом 2002 года. Он назывался "DOBRO-FEST". На нем царила абсолютно дружеская, теплая атмосфера. Там мы познакомились с Бобом Бросманом (Bob Brosman). Он предложил нам пройти у него курс игры на гитаре. Мы ответа mi, что у нас нет таких де- нег — стоимость гитарной школы Бросмана около 1000 долларов. Тогда, внимательно послушав нашу игру, он пред- ложил нам стипендию на прохождение своего "Курса акустической блюзовой гитары и слайд-гитары" в Нью-Йорке. Мы не могли даже мечтать о таком!
А1 поясняет: Боб Бросман — известнейший среди музыкантов, исполняющих архаичный блюз. Он — один из немногих, кто очень серьезно и с огромным энтузиазмом занимается поддержкой традиционной, старой музыки — издание нот, гитарных школ... Бросман —- огромный авторитет в этой области; он действительно занимается нуж- ’ ным и хорошим делом. Его гитарные школы очень дорога, но, при этом, не менее популярны. Это действительно огромная удача, что Александра и Каролина его встретили.
В каких блюзовых фестивалях вы участвовали?
Каролина: Наш дуэт слишком молодой для крупный фестивалей — мы существуем всего два года. Участвовали лишь в нескольких. На одном из них, "XXI Festiwal Rawa Blues 2001", наш PROUD MARY был отмечен за "верность традиции, мастерство и оригинальную манеру исполнения".
Чем вы увлекаетесь, кроме блюза?
Каролина: Хобби? Я люблю читать, рисовать... Особенно читать — мне очень нравится Грэм Грин.
Александра: Свободного времени у меня почти нет — я постоянно занята либо игрой на гитаре, либо учебой (Александра изучает историю искусства, Каролина учится на социолога — прим. М.И.). Еще я часто сотрудничаю с организаторами различных фестивалей, выставок фотографий. Музыка, которую я исполняю там, не всегда блюз —чаще просто приятный фон для визуального ряда.
Как вы познакомились друг с другом?
Каролина: Это произошло в летнем горном лагере. До самого последнего дня мы с Александрой даже не знали о существовании друг друга. В последний день все отправились на дискотеку—вышло так, что остались только мы. Разговорились и узнали, что обе увлекаемся игрой на гитаре. Мы принесли наши инструменты и стали играть вместе.
Александра: Да, мы просто играли вместе. Сначала петь пробовала я, но у меня ничего не выходило. У Каролины получалось гораздо лучше. С тех пор в нашем дуэте поет Каролина, а я играю на гитаре.
Какую музыку, кроме блюзовой, вы предпочитаете?
Александра: В основном "тяжелую" — METALLICA, SOUNDGARDEN. Еще джаз — Телониус Монк (Thelonious Monk).
Каролина: Боб Дилан (Bob Dylan), Том Уэйте (Тот Waits). Очень люблю странную музыку. И конечно джаз — Кассандра Уилсон (Cassandra Wilson), например.
В Польше вы в основном играете в клубах. Что это дает?
Александра: Пиво! (Смеется.)
Каролина (серьезно): Да, мы часто выступаем в пабах и клубах по всей Польше. Это огромное удовольствие — видеть людей, которые слушают нас. Все внимательно слушают нас. В маленьких клубах все друг другу друзья... Кроме того, во время выступлений обычно хорошо продаются наши диски, часто приглашают для выступлений в других городах. Мне кажется, это хорошая школа—мы учимся играть для людей, играя для людей.
Александра: Выступление в маленьком клубе—это совсем не то, что на фестивале. Налю- бом фестивале все звезды — большие звезды, маленькие звезды... А в клубе, или в пабе — ничего подобного, там устанавливается настоящий контакт с людьми, которые пришли тебя послушать.
В Польше блюз так же "элитарен", как на Беларуси, или распространен куда больше?
Каролина: Блюз очень популярен на юге Польши — в Силезии, например. И в центре страны, где огромные территории, маленькие городки и в каждом — свой паб. К тому же в Польше очень часто проводятся летние блюзовые фестивали. Обычно, такие фестивали — очень серьезное мероприятие, участники приезжают из Голландии, Германии, других европейских стран, из Америки. Они длятся, как правило, три дня, и на них люди приезжают целыми семьями. Их проведение очень выгодно и привлекает крупные польские компании выступать спонсорами фестивалей.
Александра: Кроме того, на летних блюзовых фестивалях люди часто впервые знакомятся с архаичным блюзом. Многие приходили на наши выступления еще и еще, хотя признавались, что до этого даже не знали о существовании такой музыки.
Каковы ваши впечатления от Беларуси?
Каролина: В Беларуси я чувствую себя очень хорошо, мне здесь нравится, все кажется знакомым: как будто я бывала здесь раньше. У вас все, как и в Польше, только буквы другие. И люди очень дружелюбные.
Приезжайте к нам еще!-
Максим ИВАЩЕНКО
Автор выражает благодарность Al'y за неоценимую помощь при подготовке материала.
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...