Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка Эллингтона.
Музыкальное пространство сочинения всемирно известного американца поразило слушателей особой силой эмоционального накала и глубиной проникновенного смысла. Суть своеобразия звучания исполненного на волгоградской премьере Концерта в большой мере была обусловлена применением принципа синтеза как исходного при формировании его художественной целостности. Собственно структура композиции монументального произведения представляет собой соединение самых ярких номеров из трех Духовных концертов, написанных Дюком в период с 1965 по 1973 годы и сыгравших на его творческом пути важнейшую роль духовного и профессионального совершенствования. В музыке Духовных концертов композитор отстранился от бытовой суеты и по-своему воплотил мир, "преображенный Божьей благодатью", центральными темами которого стали любовь и стремление к свободе личности. Однако со времен авторских исполнений начала 70-х величественные полотна концертов больше не звучали.
Идея воссоединения в одном произведении наиболее значимых номеров трех концертов принадлежит известному петербургскому знатоку джаза Владимиру Фейертагу. В 1999 году, в годовщину празднования 100-летия Дюка Эллингтона, версия талантливого исследователя была с успехом реализована исполнением синтезированного монументального единого Концерта духовной музыки из 16 частей.
Далеко не случайно именно данная редакция Духовных концертов ознаменовала начало очередного, девятого джазового сезона в Волгограде. Творческим и организаторским стержнем современной волгоградской джазовой перспективы, безусловно, является талантливый коллектив муниципального оркестра "Комбо-джаз-бенд", руководимый заслуженным работником культуры Российской Федерации Анатолием Вороновым. Тонкий музыкант, прекрасный саксофонист, страстный пропагандист и летописец волгоградского джаза, Анатолий Воронов совместно с группой единомышленников формируют особую, свойственную Волгограду "микстовую" джазовую среду, сущность которой заключаются в гармоничном синтезировании различных стилей джазовой палитры. В свою очередь именно последний фактор и обусловливает ее панорамный охват. С 1991 года проведено шесть крупных фестивалей завоевавшего популярность волгоградского форума "Джазовое рукопожатие", в каждом из которых делалась опора на синтез многоцветья джазовой стилевой радуги. В девяти сезонах в качестве солистов с "Комбо- джаз-бендом" выступали такие звезды отечественного джаза, как Георгий Гаранян, Алексей Кузнецов, Даниил Крамер, Александр Фишер, Виктор Епанешников, Игорь Бутман, Николай Панов — представители разных школ и направлений в джазе. Анатолий Воронов был также инициатором гастролей джазовых коллективов из многих городов России, США и Германии. Репертуар самого оркестра "Комбо-джаз-бенд" включает музыку различных стилей: от оригинальных аранжировок тем мэйнстрима до экзотических мелодий и ритмов пьес в стиле фанк, латино и джаз-рок.
Вполне закономерно, что "Комбо-джаз-бенд" вместе со своим бессменным лидером, являясь аккумулятором и генератором джазовых идей в Волгограде, поддержали и развили идею версии "Духовного концерта" как синтезированного монументального полотна. Полотна, в котором удивительно органичным оказался сплав в музыкальной канве произведения разнообразных стилей и манер: спиричуэлс и госпел; вокал, поэтическое слово и инструментальная музыка; ораториальность академической направленности и специфичная джазовая энергетика; строго выписанные композиции и свободные импровизации.
В реализации крупнейшего проекта — исполнении замечательного произведения корифея джазового искусства приняли участие Волгоградский академический симфонический оркестр (солисты — кларнетист Сергей Дереза, фаготист Александр Гольнев, тромбонист Борис Морозов), музыканты "Комбо-джаз-бенда" Андрей Наумкин (клавишные), Виктор Актисов (саксофон), Игорь Лымарев (контрабас), Евгений Шишкин (ударные), Леонид Белитченко (перкуссия) и гость из Астрахани Алексей Назариков (труба). Солисты академической школы пения Ольга Годунова (сопрано), лауреат Международных конкурсов Наталья Семенова (меццо-сопрано), Александр Сиксимов (баритон) и молодежный хор муниципального института искусств под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Бориса Плеханова прекрасно провели вокально-хоровую партию концерта. Глубоко прочувствованно, до мельчайших смысловых нюансов, был исполнен текст Эллингтона заслуженным артистом Российской Федерации Александром Масленниковым (перевод М.Лушниковой и В.Фейертага). Высокий артистизм и блестящее мастерство продемонстрировал руководитель программы дирижер Вадим Венедиктов — заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Исполнение доставило истинное наслаждение всем волгоградским поклонникам музыкального искусства, отныне покоренным необычной красотой и глубиной, столь ярко воплотившимися в "Духовном концерте".
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
музыкальный стиль: блюз Дельты, кантри-блюз, чикагский блюз
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х ...
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...