nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Современный джаз в музыкальной культуре (сборник статей, редактор-составитель Е.Барбан)

Современный джаз в музыкальной культуре (сборник статей, редактор-составитель Е.Барбан)  В жизни отдельного музыканта, в том числе, естественно, и джазового, могут быть взлеты и падения, успехи и неудачи, сменяемые новыми успехами, может быть период процветания и период стагнации, творческие кризисы и изменение направления творческих поисков, и так далее. А как же обстоят дела с джазом в целом? Каков он, современный джаз? Что ждет его впереди и куда он движется? И движется ли вообще? На эти вопросы должны отвечать не только и не столько музыканты, сколько люди, джаз изучающие – критики, музыковеды, культурологи, - и внимательно отслеживающие события джазовой жизни – те же критики и журналисты.

И такой ответ о состоянии современного джаза, в узком смысле – о состоянии российского джаза, попытались дать участники научно-практической конференции «Современный джаз в музыкальной культуре», прошедшей в конце ноября 2012 года в Санкт-Петербурге и организованной при содействии петербургского Союза композиторов и Государственной филармонии джазовой музыки. Координатором этой конференции являлся много лет отдавший изучению этих проблем исследователь джаза, теоретик, критик и журналист Ефим Барбан. Он же выступил в качестве редактора-составителя сборника статей под одноименным названием, в основу которых легли прочитанные на конференции доклады. Этот сборник был выпущен в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в 2013 году. 15 статей, вошедших в сборник, разных по тематике, по глубине подхода к рассматриваемой проблеме, по стилю изложения, наконец, - зеркало, в котором отражено сегодняшнее состояние и джаза, и его исследований. И если не все, увиденное в этом зеркале, удовлетворяет, то остается только вспомнить не новое крылатое выражение, смысл которого состоит в том, что на зеркало пенять не стоит…

Не ожидал, что среди авторов статей (читай – участников конференции) будет много действующих музыкантов. Всегда любопытен взгляд на проблему изнутри. Возможно, такому взгляду не хватает аналитической широты, присущей положению «над схваткой», но зато заметны такие нюансы, которые с высоты и не различишь… А в данном случае координатор конференции и редактор сборника Ефим Барбан еще и выразил особую благодарность двум известным российским джазменам – Игорю Бутману и Давиду Голощекину за активное содействие организации и проведению этого форума. С их докладов и хотелось бы начать.

Ветеран советского и российского джаза, яркий представитель и апологет мэйнстрима, основатель уникальной джазовой филармонии в Петербурге Давид Голощекин посвятил свой доклад анализу зрительской аудитории российского джаза и пришел в нем к весьма неутешительным выводам. Резкое сокращение круга слушателей джаза, катастрофическое падение эрудиции посетителей концертов при сохранении «интеллигентного ядра» (Д.Голощекин) истинных ценителей – таково, по мнению Голощекина, сегодняшнее состояние аудитории не только в России, но и в мире. Говорит автор и о причинах – влияние рок-музыки и позднейших течений, иная среда, в которой формировались вкусы новых поколений слушателей, а, в части, касающейся отечественных реалий – справедливое замечание о том, что для многих в поколении Голощекина увлечение джазом было связано не столько с музыкальными достоинствами джаза, сколько с подчас неосознанным протестом против жестко контролируемой официозной культуры. Джаз уже стал элитарным искусством, а инвективы докладчика в адрес организаторов многих современных фестивалей за «размывание границ» в их программах и предоставление сцены, с одной стороны, коммерческим квази-джазовым исполнителям, а с другой – экспериментальным составам, только подтверждают этот тезис автора.

Если лейтмотивом выступления Д.Голощекина можно назвать безальтернативный пессимизм, то доклад его коллеги Игоря Бутмана, напротив, дышит энергией и стремлением преодолеть накопившиеся проблемы российского джазового исполнительства, чему и посвятил свое выступление самый коммерчески успешный джазмен России, так сказать, «отечественный Марсалис». Бутман, в отличие от Голощекина, говорит о полных залах на концертах и фестивалях джаза в России, но смыкается с ним в оценке низкого профессионализма многих музыкантов, преимущественно авангардного толка, и в оценке джаза, как элитарного, наряду с академической музыкой, искусства. Именно в этой связи, он призывает к активной работе с государственными инстанциями по пересмотру отношения к джазу, как к одному из видов массовой культуры, а одновременно говорит об апатии, охватившей многих исполнителей джаза и педагогов, оттоке талантливой молодежи, не умении работать с прессой, пережитках патернализма в их сознании. По Бутману, джаз в России вполне может занять место, аналогичное его положению в культурной среде многих европейских стран, но для этого необходима реальная каждодневная работа.

В другой, менее публицистичной манере, построил свое выступление Роман Столяр. Как пианист и композитор, музыкант из Новосибирска тяготеет к авангардному джазу, но много времени уделяет также и преподавательской деятельности. Видимо, поэтому он говорил об актуальных проблемах российского джазового образования. Считая инвариантом джаза мэйнстрим или straight ahead jazz, Столяр солидарен с коллегами в необходимости детального освоения этого базового языка джаза учащимися. Но он идет дальше: если думать и национальной школе джаза, а не оставаться более или менее удачными эпигонами джаза американского, необходимо проецировать инвариант на культурную ситуацию конкретной страны, превращать его в вариант, насыщенный традициями современных академических школ, фольклорными традициями и так далее, с чем в наших кузницах музыкальных кадров дела обстоят совсем плохо. Методика преподавания джаза знаменитого колледжа в Беркли – не единственная, и она не должна быть абсолютизирована. Как видите, тут заметна совсем иная позиция по путям развития джаза в России.

Неожиданную, а потому особенно любопытную точку для обзора джазовых проблем выбрал философ и музыкант из Москвы Андрей Соловьев, основатель «Оркестра московских композиторов» и участник рок-группы «Вежливый отказ». Он решил рассмотреть джаз, как бренд, сложившуюся марку, к которой применимы все механизмы его рыночного исследования. С такой позиции Соловьев рассмотрел и джазовую историю, и его современное состояние, и перспективы развития по трем возможным сценариям, которые, если отбросить маркетинговую терминологию, по сути близки к прогнозам более традиционных исследователей. Однако необычный ракурс вкупе с безукоризненной логикой исследования в рамках этого ракурса, оставил очень приятное «послевкусие» от знакомства со статьей Соловьева.

Наконец, композитор и пианист из Петербурга Петр Корнев, давний соратник и единомышленник Давида Голощекина, несколько отклонился от заявленной темы конференции, предложив вниманию любителей джаза интереснейший экскурс в его историю под названием «Субкультура классического джаза». Собрав и систематизировав информацию о джазе 20-х – 40-х годов ХХ века, Корнев дал полный любопытных деталей портрет джазовой субкультуры того времени: клубы (причем, не только американские), сленг, манера одеваться, прозвища и так далее, а так же динамики этих явлений по мере смены джазовых стилей. Уверен, вы найдете здесь много нового для себя. Мне, к примеру, ранее не приходилось слышать о зарождении такого явления, как хипстеры, еще в 20-е годы. Немножко жаль, что сконцентрировав свое внимание на темнокожих джазменах, автор оставил за гранью своего исследования субкультуру белых джазменов того времени – а ведь они на заре развития джаза были или изгоями в своей среде (как Бейдербек), или представителями не слишком уважаемых в те годы в США национальных меньшинств (евреи, итальянцы). Была ли в их среде своя субкультура или они безоговорочно, как Меззроу, принимали черную субкультуру? Может быть, автор продолжит свое исследование?

Ведущие московские джазовые критики Михаил Митропольский и Дмитрий Ухов представили на конференции доклады обзорно-исторического характера. Два своих доклада Митропольский снабдил, так сказать, ориентационными подзаголовками. «Творческий джаз в СССР и новой России (музыкально-социологический аспект)» представляет собой краткое, но весьма емкое описание судеб советско-российского джаза «от Парнаха до наших дней» в рамках избранного автором подхода, а также «специфического толкования понятия «творчество» (М.Митропольский). В итоге, период с начала 70-х годов прошлого века рассматривается автором сквозь призму истории нового джаза. Говоря о спаде интереса к этой музыке в последние годы, Митропольский выражает осторожный оптимизм в отношении перспектив творческого джаза в России. Прозвучала в докладе и такая фраза: «Постепенно сформировались джазовые кланы, поделившие джазовый коммерческий рынок». Развивать эту острую тему, лежащую за рамками его исследования, автор не стал, однако, сказано весьма откровенно, особенно для людей, близких к джазовой кухне обеих российских столиц (читай главных финансовых центров страны). Второй доклад Михаила Митропольского назывался «Реальность российского джаза в мировом контексте (к постановке проблемы)». Здесь можно обнаружить немало метких критических стрел, пущенных автором в любителей выдавать желаемое за действительное в плане существования национальной джазовой школы, развития джазовых средств массовой информации и так далее. Мне оказались очень близки мысли М.Митропольского о профанации понятия «звезда» на клубных и концертных афишах (в Беларуси это явление распространено ничуть не меньше, чем в России). Заметную часть доклада составил анализ различных моделей карьеры за рубежом отечественных музыкантов, благо материала для такого анализа накопилось достаточно много.

Дмитрий Ухов посвятил свою статью польско-российским джазовым связям и парадоксам в развитии джаза в обеих странах. Основной вывод статьи - «Польский джаз оказался одним из важнейших катализаторов становления и развития современного джаза в России» (Дм.Ухов) – сомнений не вызывает, и автор аргументировано иллюстрирует его примерами из истории. Часть этих примеров и у пишущего эти строки вызвала ностальгические воспоминания: немало книг посвященных джазу и блюзу, да и просто художественной литературы на польском языке перекочевало на домашнюю книжную полку из незабвенных книжных магазинов «Дружба» советских времен, а позже - и непосредственно из магазинов разных городов западного соседа Беларуси, в которой, кстати, восприятие Польши и польской культуры в силу исторических причин заметно отличается от российского. При всей значимости польской джазовой школы в европейских масштабах, автор отмечает такие парадоксальные моменты, как куда более интенсивное, по сравнению с Польшей, развитие в России биг-бэндового джаза или более благоприятное положение в России (по мнению Дм.Ухова) с площадками для новоджазовых экспериментов. К сожалению, я не нашел в статье ответа на давно интриговавший меня вопрос: почему именно в Польше, а не в какой-либо иной восточно- или центрально-европейской стране джаз пустил такие глубокие корни и занял столь важное место в ее культуре в целом? Правда, не этот вопрос был основной темой доклада, да и не уверен я, существует ли вообще ответ на него в сфере рационального…

Координатор конференции Ефим Барбан привез в Петербург из Лондона доклад «Анализ и оценка джазового опуса (к разработке методологии)». Центральной мыслью этой работы я бы назвал тезис о том, что критик, рецензируя джазовый опус, может (и, в идеале, должен) стать для слушателя его соавтором. Но – это в идеале. Для Ефима Семеновича существует только гамбургский счет. И по этому счету он весьма скептически относится к уровню джазовой критики и в России, и в Европе, и на родине джаза. Комплиментарность, поиск глубин на мелких местах, просто низкий общекультурный уровень пишущего – характерные язвы современной джазовой критики. Автор подробно разбирает различные методы анализа музыкальных опусов – семиотический (на примере работ А.Кудряшова), герменевтический (М.Хайдеггер), рецептивной эстетики (Г.Яусс, В.Изер). Музыковед здесь напутствует критика, знакомит его с различным инструментарием для точной и компетентной оценки произведения. В наибольшей степени доклад Е.Барбана соответствовал заявленному определению характера конференции: научно-практическая. Разумеется, язык этой статьи не прост, ну, да ведь и адресована она, по сути, не рядовому слушателю, а профессионалу или, по крайней мере, стремящемуся стать таковым.

Также с высоких, научно-философских позиций, рассмотрел проблемы джазовой стилистики и постмодернизма исследователь из Краснодара Федор Шак. С точки зрения автора статьи музыкальный язык современного постбопа значительно шире постмодернистских рамок, да и будущее самого этого явления вызывает у Ф.Шака серьезные сомнения. В небольшом, но емком материале автор иллюстрирует свои теоретические построения примерами из творчества Симона Набатова, Дэвида Мюррея, Джона Зорна, Телониуса Монка.

Не хотелось бы сводить обзор сборника статей к пересказу содержания всех его материалов, при котором неизбежно приходится опускать какие-то существенные и интересные детали. Уверен, что немало полезного читатель почерпнет в статьях Валерия Сырова (Нижний Новгород) «Категория музыкального произведения в джазе», Юрия Кинуса (Ростов-на-Дону) «Взаимодействие импровизации и композиции в джазе», Вячеслава Шулина (Санкт-Петербург) «Джаз как площадка для кросскультурных музыкальных коммуникаций», Георгия Васюточкина (Санкт-Петербург) «Эволюция социокультурных функций джаза». Кто он, этот потенциальный читатель? Наверняка, книга станет отличным помощником в первую очередь для исследователей джаза, но и любой человек, неравнодушный к джазу, найдет здесь очень много и интересных фактов, и метких наблюдений, и неожиданных для себя открытий. «Современный джаз в музыкальной культуре» - и конференция, и сборник статей – заметная веха в истории отечественного джазоведения, смотр его сил, уровня и потенциала.

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
  • стиль: джаз, джаз
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com