nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong

Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong  Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его творчество в целом. Другие усматривают в биографии Армстронга два периода. Да, говорят они, Сачмо был выдающимся трубачом, но великим джазовым новатором он являлся лишь в первый период своего творчества, условно, до Второй мировой войны, а вот потом он стал уже не столько джазмэном, сколько энтертайнером (русский прямой перевод этого слова – "развлекатель" лишен всех тонкостей английского оригинала). Его вокальные номера, его сценическое поведение и так далее – это, в первую очередь, шоу на потребу публики, как мы сказали бы сегодня – "попса", подлинно джазового творчества здесь мало. Мы не будем здесь пытаться рассудить, в чьей позиции больше истины. Мы только представляем новую книгу, которая будет интересна как первым, так и вторым, ну и, разумеется, достойна самого пристального внимания со стороны той самой широкой публики.

Исследователь из Ричмондского университета в Вирджинии Джин Генри Андерсон посвятил свою работу тому этапу творческой деятельности Луиса Армстронга, который ни у кого никаких споров не вызывает и дружно признается шедевром – записям Армстронга с его группой Original Hot Five. Книга эта вышла в серии CMS Sourcebooks In American Music, редактором которой является другой университетский ученый – Майкл Баддс из Университета Миссури, Коламбия. Серия задумана в достаточно широких границах, о чем можно судить по предыдущим выпускам. Работа Андерсона стала третьим по счету изданием в серии, до нее свет увидели два исследования – одно посвящено музыке Аарона Копленда, а другое – известной канадской фолк-рок группе The Band.

Андерсон же приглашает нас в середину двадцатых годов прошлого века, когда рождались записи Original Hot Five. Итак, на календаре 1925-й год. Луису двадцать четыре – счастливое время, он полон сил, энергии и идей. Словно молодой лев, он еще не осознает собственную мощь. Зато это, кажется, уже вполне ясно для его супруги Лил, гораздо более энергичной и решительной, чем сам Луис. Они уже год женаты, для обоих это второй брак, и пока оба счастливы в новом союзе. Лил Хардин, став миссис Армстронг, настойчиво подталкивает мужа к поискам новых возможностей. Пианистка в составе ансамбля Кинга Оливера, она покидает этот бэнд, под ее влиянием и Луис, игравший у Кинга партию второго корнета, уходит из состава. Он принимает приглашение Флетчера Хендерсона и уезжает из Чикаго работать с ним в Нью-Йорк (1924 г.). К середине 1925 года Армстронг возвращается в Чикаго, какое-то время играет в местном клубе "Дримлэнд" с ансамблем жены, а в ноябре 1925 года, опять-таки благодаря настойчивости и энергии Лил, по контракту с фирмой OKeh Records Луис Армстронг выпускает первые пластинки уже в качестве лидера собственного ансамбля – Original Hot Five.

Джин Андерсон подробно рассказывает обо всех этих событиях, знакомит читателя с историей лэйбла OKeh Records, основанного Отто Хайнеманом в 1918 году. Позднее, из-за финансовых неурядиц, Хайнеману в 1926 году пришлось продать свое детище Columbia, но, благодаря записям Армстронга название его фирмы навсегда сохранилось в истории джаза. Для записи на OKeh Records Луис Армстронг собирает команду из прекрасных новоорлеанских музыкантов – вместе с ним и Лил в ансамбль входят тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Доддс и банджоист Джонни Сент-Сир. 12 ноября 1925 года записываются первые три пьесы в этом составе – Gut Bucket Blues, My Heart и Yes, I'm In The Barrell. Всего с 1925 по 1928 год было сделано 34 записи, 34 композиции составили полный список записей Луиса Армстронга и ансамбля Hot Five. Эти записи изменили всю историю джаза, стали подлинной революцией. Вместо характерной для новоорлеанского джаза коллективной импровизации, Армстронг выводит на первый план сольные партии отдельных инструментов. Индивидуальное мастерство музыкантов стало играть гораздо более важную роль. Джаз начал стремительно меняться, за Армстронгом последовали и другие музыканты, сам он позже преобразовал свой коллектив, добавив в него еще двух музыкантов и превратив его в не менее славный ансамбль Hot Seven – но это уже другая история.

Перед нами книга не просто историка джаза, но высококвалифицированного музыковеда. Профессор Андерсон приводит в своей работе много нотного материала, книга богато иллюстрирована. Информация о пьесах собрана в несколько очень любопытных таблиц. Каждая из композиций, записанных Армстронгом и его группой, подвергнута тщательному структурному анализу. Вот как, к примеру, он выглядит в отношении Gut Bucket Blues:

Часть Инструментовка Такты

Вступление банджо 12
Хорус 1 ансамбль 12
Хорус 2 ансамбль 12
Хорус 3 соло фортепьяно 12
Хорус 4 соло тромбона 12
Хорус 5 соло кларнета 12
Хорус 6 соло корнета 12
Хорус 7 ансамбль 12
Финал корнет / ансамбль 1 / 1

Андерсону удается удачно сочетать живость изложения с глубоко научным подходом. Читать его книгу, как мне кажется, будет одинаково интересно и специалисту, и любителю – просто каждый найдет в ней свое. Приложен к книге и компакт-диск с двадцатью композициями из рассматриваемой серии записей. Как отмечают американские специалисты, до Андерсона такого полного и комплексного анализа записей Армстронга и Hot Five еще не было. Так что, от души рекомендую!

The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong. Gene H. Anderson. 2007, Pendragon Press, Hillsdale, New York. 257 pages, with CD.

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Самое полное издание письменных трудов знаменитого музыканта. В нем Козлов выносит на свет еще несколько граней своего дара, выступает как мемуарист, прозаик, культуролог и социолог. Первая книга двухтомника, «Джазист. Судьба нетипичного советского ...
  • стиль: джаз, джаз
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в литературное ...
  • стиль: блюз, блюз
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполня­ющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
  • стиль: джаз, джаз
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
  • стиль: блюз, блюз
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
  • стиль: блюз, блюз
Выдувая блюз" — так назы­вается эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в бри­танском блюзе". Читать ее бе­зумно нтересно и одновре­менно очень грустно. Гру­стно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
  • стиль: джаз, джаз
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
  • стиль: джаз, джаз
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
  • стиль: джаз, джаз
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
  • стиль: джаз, джаз
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
  • стиль: джаз, джаз
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com