nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong

Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong  Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его творчество в целом. Другие усматривают в биографии Армстронга два периода. Да, говорят они, Сачмо был выдающимся трубачом, но великим джазовым новатором он являлся лишь в первый период своего творчества, условно, до Второй мировой войны, а вот потом он стал уже не столько джазмэном, сколько энтертайнером (русский прямой перевод этого слова – "развлекатель" лишен всех тонкостей английского оригинала). Его вокальные номера, его сценическое поведение и так далее – это, в первую очередь, шоу на потребу публики, как мы сказали бы сегодня – "попса", подлинно джазового творчества здесь мало. Мы не будем здесь пытаться рассудить, в чьей позиции больше истины. Мы только представляем новую книгу, которая будет интересна как первым, так и вторым, ну и, разумеется, достойна самого пристального внимания со стороны той самой широкой публики.

Исследователь из Ричмондского университета в Вирджинии Джин Генри Андерсон посвятил свою работу тому этапу творческой деятельности Луиса Армстронга, который ни у кого никаких споров не вызывает и дружно признается шедевром – записям Армстронга с его группой Original Hot Five. Книга эта вышла в серии CMS Sourcebooks In American Music, редактором которой является другой университетский ученый – Майкл Баддс из Университета Миссури, Коламбия. Серия задумана в достаточно широких границах, о чем можно судить по предыдущим выпускам. Работа Андерсона стала третьим по счету изданием в серии, до нее свет увидели два исследования – одно посвящено музыке Аарона Копленда, а другое – известной канадской фолк-рок группе The Band.

Андерсон же приглашает нас в середину двадцатых годов прошлого века, когда рождались записи Original Hot Five. Итак, на календаре 1925-й год. Луису двадцать четыре – счастливое время, он полон сил, энергии и идей. Словно молодой лев, он еще не осознает собственную мощь. Зато это, кажется, уже вполне ясно для его супруги Лил, гораздо более энергичной и решительной, чем сам Луис. Они уже год женаты, для обоих это второй брак, и пока оба счастливы в новом союзе. Лил Хардин, став миссис Армстронг, настойчиво подталкивает мужа к поискам новых возможностей. Пианистка в составе ансамбля Кинга Оливера, она покидает этот бэнд, под ее влиянием и Луис, игравший у Кинга партию второго корнета, уходит из состава. Он принимает приглашение Флетчера Хендерсона и уезжает из Чикаго работать с ним в Нью-Йорк (1924 г.). К середине 1925 года Армстронг возвращается в Чикаго, какое-то время играет в местном клубе "Дримлэнд" с ансамблем жены, а в ноябре 1925 года, опять-таки благодаря настойчивости и энергии Лил, по контракту с фирмой OKeh Records Луис Армстронг выпускает первые пластинки уже в качестве лидера собственного ансамбля – Original Hot Five.

Джин Андерсон подробно рассказывает обо всех этих событиях, знакомит читателя с историей лэйбла OKeh Records, основанного Отто Хайнеманом в 1918 году. Позднее, из-за финансовых неурядиц, Хайнеману в 1926 году пришлось продать свое детище Columbia, но, благодаря записям Армстронга название его фирмы навсегда сохранилось в истории джаза. Для записи на OKeh Records Луис Армстронг собирает команду из прекрасных новоорлеанских музыкантов – вместе с ним и Лил в ансамбль входят тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Доддс и банджоист Джонни Сент-Сир. 12 ноября 1925 года записываются первые три пьесы в этом составе – Gut Bucket Blues, My Heart и Yes, I'm In The Barrell. Всего с 1925 по 1928 год было сделано 34 записи, 34 композиции составили полный список записей Луиса Армстронга и ансамбля Hot Five. Эти записи изменили всю историю джаза, стали подлинной революцией. Вместо характерной для новоорлеанского джаза коллективной импровизации, Армстронг выводит на первый план сольные партии отдельных инструментов. Индивидуальное мастерство музыкантов стало играть гораздо более важную роль. Джаз начал стремительно меняться, за Армстронгом последовали и другие музыканты, сам он позже преобразовал свой коллектив, добавив в него еще двух музыкантов и превратив его в не менее славный ансамбль Hot Seven – но это уже другая история.

Перед нами книга не просто историка джаза, но высококвалифицированного музыковеда. Профессор Андерсон приводит в своей работе много нотного материала, книга богато иллюстрирована. Информация о пьесах собрана в несколько очень любопытных таблиц. Каждая из композиций, записанных Армстронгом и его группой, подвергнута тщательному структурному анализу. Вот как, к примеру, он выглядит в отношении Gut Bucket Blues:

Часть Инструментовка Такты

Вступление банджо 12
Хорус 1 ансамбль 12
Хорус 2 ансамбль 12
Хорус 3 соло фортепьяно 12
Хорус 4 соло тромбона 12
Хорус 5 соло кларнета 12
Хорус 6 соло корнета 12
Хорус 7 ансамбль 12
Финал корнет / ансамбль 1 / 1

Андерсону удается удачно сочетать живость изложения с глубоко научным подходом. Читать его книгу, как мне кажется, будет одинаково интересно и специалисту, и любителю – просто каждый найдет в ней свое. Приложен к книге и компакт-диск с двадцатью композициями из рассматриваемой серии записей. Как отмечают американские специалисты, до Андерсона такого полного и комплексного анализа записей Армстронга и Hot Five еще не было. Так что, от души рекомендую!

The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong. Gene H. Anderson. 2007, Pendragon Press, Hillsdale, New York. 257 pages, with CD.

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
  • стиль: джаз
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com