Главная»книги»Владимир Фейертаг - Джаз от Ленинграда до Петербурга
Владимир Фейертаг - Джаз от Ленинграда до Петербурга
21.05.1999
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, варясь в российской джазовой жизни, концертах, фестивалях, встречах, я узнал этого питерского всесоюзного джазового старосту. Человека небольшого роста, говорящего тихо, деликатно, но необыкновенно убедительно, благодаря странной в этом мире уравновешенности высказываний, скрытого потенциала взглядов и интеллигентности, что бы это слово нынче ни означало. Я увидел Владимира Борисовича (эти слова следует произносить, слегка грассируя "р"), всегда ведущего концерты на какой-то грани доброжелательности и сарказма, с которой никогда не сваливался. И при каждом общении с ним хотелось, чтобы он рассказал что-то еще и еще...
И вот, наконец-то, он рассказал.
В Питере вышла книжка В.Фейертага "Джаз от Ленинграда до Петербурга" - в 350 страниц, как бы с мемуарами.. Но эти мемуары дорогого стоят. Опыт Владимира Борисовича гораздо шире, чем вся наша страна. Многие концерты, абонементы, выступления заезжих звезд в Москве не обходятся без него, хотя и свои вроде бы есть. И все-таки автор сузил место действия (за редким исключением) Ленинградом-Петербургом. Разумеется, играет и старый комплекс второй столицы. Но скорее, не дает покоя огромная история джаза в нашем главном "европейском" городе, о которой что-то никто не пишет.
Скрупулезное собрание всех событий питерской джазовой жизни могло в обычном варианте заинтересовать только ее оставшихся участников, как снятый на видео семейный фильм. Но новая книжка счастливо избегает этой участи. У Владимира Борисовича великолепный литературный дар, который позволил превратить мемуары в запоем прочитываемую книгу, наполненную реальными диалогами, реалиями жизни многих десятилетий, пронизанной джазовым восприятием. А мы знаем, что это такое.
Автора таких книг всегда подстерегает особая трудность. Надо каждого не забыть, ничего не напутать, избежать личных предпочтений. Ведь при той ничтожности джазовой литературы, что мы имеем, книга очень быстро превратится в раритет, потом на нее будут ссылаться другие. И тут найден славный ход. Есть энциклопедия-персоналия ленинградского джаза, есть список участников фестивалей, есть жизнеописание питерской джазовой жизни год за годом, есть встречи со звездами в Питере, в Москве и за рубежом. А есть чисто личные воспоминания-разговоры с музыкантами, общение с музыкальным чиновничеством, разборки с райкомовскими работниками и деятелями КГБ. Кстати, последние как раз читаются с особым интересом и нередко напоминают анекдоты.
А ведь, действительно, надо быть Фейертагом, чтобы многие десятилетия воспринимать всю эту нашу жуткую фантасмагорию спокойно, не срываясь на каждом кретине и, в конце концов, добиваясь своего. Хотя, почему своего? Нашего. Особенно это касается музыкантов, многие из которых могут считать Фейертага отцом родным. Кто их представил публике, кто добивался гастролей, выезда, помогал с пластинками, кто объяснял публике, как это все надо слушать и зачем?
Может, он и вам поможет? Почитайте, советую. В любом случае, удовольствие гарантирую.
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд ...
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ ...
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах ...
Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ...
С выходом в 2019 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» этой книги, в творчестве виднейшего джазового теоретика, критика и журналиста Е.С. Барбана сложилась настоящая «академическая трилогия». Парадокс? ...
Издательство «Композитор – Санкт-Петербург» плотно сотрудничает с крупнейшим отечественным джазовым критиком и теоретиком Ефимом Семеновичем Барбаном. Здесь были изданы все его книги, как написанные на родине, так и создававшиеся уже «глядя из ...
Пройти мимо этой книги было бы непростительно для любого периодического издания о джазе на постсоветском пространстве, сетевого или бумажного, потому что вся специализированная джазовая пресса на этом пространстве начиналась с него – ...
В жизни отдельного музыканта, в том числе, естественно, и джазового, могут быть взлеты и падения, успехи и неудачи, сменяемые новыми успехами, может быть период процветания и период стагнации, творческие кризисы и изменение направления творческих ...