Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие воспоминания более, чем 80 (!) других людей: музыкантов, журналистов, друзей Чарли. Перевод выполнен одним из основателей клуба "Квадрат" Валерием Мысовским.
Роберт Рейзнер проделал огромную работу, собрав такое количество воспоминаний, причем, что называется, "по свежим следам": после смерти Пташки прошло не так много времени и его помнили очень многие. Как пишет сам автор: "Его смерть глубоко переживалась в кругах хипстеров. (Хипстер - это андеграунд. Для второй мировой войны и последующих за ней лет он такое же явление, как дадаист - для первой, он аморалистичен, анархичен, мягок и не приемлет обыденности почти до упадничества... Он ищет что-то такое, что превзошло бы все это дерьмо, - и находит это в джазе.) И много дней спустя я видел на тротуарах и стенах домов корявые надписи, выведенные мелом или краской: "Пташка жив!" Лаки Томпсон заметил как-то: "Пташка пытается преодолеть звуковой барьер музыки".
Среди фамилий всех тех, кто говорит о Паркере, вы встретите и всемирно известных музыкантов, таких, как Ленни Тристано, Майлс Дэвис, Диззи Гиллеспи, Эрл Хайнс, Макс Роуч, Оскар Петтифорд, Арт Фармер, и тех, кто просто хорошо знал и любил его - журналист "Даунбита" Ален Моррисон, владелец самого знаменитого в Канзас-Сити клуба "Тутти'с мэйфэйр" Тутти Кларкин, преданнейшая джазу баронесса Панноника де Кенигсвертер (это в ее честь Монк назвал одну свою вещь "Pannonica"), одна из жен Пташки Дорис Паркер.
Некоторые свидетельства кое в чем противоречат друг другу, но Рейзнер оставил все как есть и не стал "прилизывать" высказывания или опускать эпизоды, выставлявшие Паркера в неприглядном виде. Он понимал, что участь гения - быть не таким, как все, причем буквально во всем. Это понимание делает книгу исключительно живой и естественной. Если автор описывает случай, когда Пташка появился на костюмированном балу в Гарлеме с саксофоном в руках, играя изумительное соло, но... совершенно голый, то он и не осуждает, и не хвалит музыканта, а просто рассказывает об этом с доброй усмешкой и абсолютно непредвзято.
Большинство знакомых Паркера в конце концов привыкли к его эксцентричности, и в их воспоминаниях все невероятные эскапады музыканта сопровождаются неизменными признаниями в любви к этому непредсказуемому человеку. Бенни Харрис, трубач, игравший когда-то вместе с Пташкой в оркестре Эрла Хайнса, так говорит об этом: "Все так любили Чарли, что просто портили его. Я его обожал, но не позволял водить себя за нос... Так что я никогда не уступал Чарли. Если он отказывался поделиться (заработком. - Пр. ред.) - я сам забирал свою долю, грозя разнести все в пух и прах. Когда он слишком уж "выступал", я переходил от обороны к нападению: "Сейчас как врежу в лоб", - и Чарли тут же успокаивался, не из трусости, конечно, а из здравого смысла". Но музыка... за музыку Пташке прощалось все - один парень настолько ошалел от этих звуков, что купил портативный записывающий аппарат и ездил за Чарли повсюду. Он сделал множество записей, они, к счастью, не пропали, и самые удачные впоследствии даже были отреставрированы и изданы. А когда оказалось, что многие подобные записи, сделанные разными любителями, имеют коммерческую ценность, начали даже появляться подделки - предприимчивые "изобретатели" переписывали на магнитофон какую-нибудь старую малоизвестную вещь Паркера, затем методом наложения добавляли звон стаканов, приглушенные аплодисменты и даже соло других инструментов - и "редкая старая запись" была готова.
В книге, помимо воспоминаний, имеется еще краткая хронология жизни Паркера и столь же краткое описание грандиозного концерта его памяти, устроенного в Карнеги Холл. Читая ее, просто невозможно удержаться от того, чтобы включить его музыку и попытаться представить себе, как это все происходило пятьдесят лет назад.
Роберт Джордж Рейзнер, перевод В.Мысовского
"ЛИК", С.-Петербург, 1996, 184 стр.
Американское издательство The Scarecrow Press, Inc выпустило в свет новую работу видного специалиста по истории популярной музыки Лэрри Бирнбаума под названием «До Элвиса: Предыстория рок-н-ролла». Бирнбаум – глубокий и вдумчивый ...
Самое полное издание письменных трудов знаменитого музыканта. В нем Козлов выносит на свет еще несколько граней своего дара, выступает как мемуарист, прозаик, культуролог и социолог. Первая книга двухтомника, «Джазист. Судьба нетипичного советского ...
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в литературное ...
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...