nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Пташка - Легенда о Чарли Паркере

Пташка - Легенда о Чарли Паркере  Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие воспоминания более, чем 80 (!) других людей: музыкантов, журналистов, друзей Чарли. Перевод выполнен одним из основателей клуба "Квадрат" Валерием Мысовским.

Роберт Рейзнер проделал огромную работу, собрав такое количество воспоминаний, причем, что называется, "по свежим следам": после смерти Пташки прошло не так много времени и его помнили очень многие. Как пишет сам автор: "Его смерть глубоко переживалась в кругах хипстеров. (Хипстер - это андеграунд. Для второй мировой войны и последующих за ней лет он такое же явление, как дадаист - для первой, он аморалистичен, анархичен, мягок и не приемлет обыденности почти до упадничества... Он ищет что-то такое, что превзошло бы все это дерьмо, - и находит это в джазе.) И много дней спустя я видел на тротуарах и стенах домов корявые надписи, выведенные мелом или краской: "Пташка жив!" Лаки Томпсон заметил как-то: "Пташка пытается преодолеть звуковой барьер музыки".

Среди фамилий всех тех, кто говорит о Паркере, вы встретите и всемирно известных музыкантов, таких, как Ленни Тристано, Майлс Дэвис, Диззи Гиллеспи, Эрл Хайнс, Макс Роуч, Оскар Петтифорд, Арт Фармер, и тех, кто просто хорошо знал и любил его - журналист "Даунбита" Ален Моррисон, владелец самого знаменитого в Канзас-Сити клуба "Тутти'с мэйфэйр" Тутти Кларкин, преданнейшая джазу баронесса Панноника де Кенигсвертер (это в ее честь Монк назвал одну свою вещь "Pannonica"), одна из жен Пташки Дорис Паркер.

Некоторые свидетельства кое в чем противоречат друг другу, но Рейзнер оставил все как есть и не стал "прилизывать" высказывания или опускать эпизоды, выставлявшие Паркера в неприглядном виде. Он понимал, что участь гения - быть не таким, как все, причем буквально во всем. Это понимание делает книгу исключительно живой и естественной. Если автор описывает случай, когда Пташка появился на костюмированном балу в Гарлеме с саксофоном в руках, играя изумительное соло, но... совершенно голый, то он и не осуждает, и не хвалит музыканта, а просто рассказывает об этом с доброй усмешкой и абсолютно непредвзято.

Большинство знакомых Паркера в конце концов привыкли к его эксцентричности, и в их воспоминаниях все невероятные эскапады музыканта сопровождаются неизменными признаниями в любви к этому непредсказуемому человеку. Бенни Харрис, трубач, игравший когда-то вместе с Пташкой в оркестре Эрла Хайнса, так говорит об этом: "Все так любили Чарли, что просто портили его. Я его обожал, но не позволял водить себя за нос... Так что я никогда не уступал Чарли. Если он отказывался поделиться (заработком. - Пр. ред.) - я сам забирал свою долю, грозя разнести все в пух и прах. Когда он слишком уж "выступал", я переходил от обороны к нападению: "Сейчас как врежу в лоб", - и Чарли тут же успокаивался, не из трусости, конечно, а из здравого смысла". Но музыка... за музыку Пташке прощалось все - один парень настолько ошалел от этих звуков, что купил портативный записывающий аппарат и ездил за Чарли повсюду. Он сделал множество записей, они, к счастью, не пропали, и самые удачные впоследствии даже были отреставрированы и изданы. А когда оказалось, что многие подобные записи, сделанные разными любителями, имеют коммерческую ценность, начали даже появляться подделки - предприимчивые "изобретатели" переписывали на магнитофон какую-нибудь старую малоизвестную вещь Паркера, затем методом наложения добавляли звон стаканов, приглушенные аплодисменты и даже соло других инструментов - и "редкая старая запись" была готова.

В книге, помимо воспоминаний, имеется еще краткая хронология жизни Паркера и столь же краткое описание грандиозного концерта его памяти, устроенного в Карнеги Холл. Читая ее, просто невозможно удержаться от того, чтобы включить его музыку и попытаться представить себе, как это все происходило пятьдесят лет назад.

Роберт Джордж Рейзнер, перевод В.Мысовского
"ЛИК", С.-Петербург, 1996, 184 стр.


Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
боп


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
  • стиль: джаз, джаз
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журна­листа, одного из старейших авторов на­шего журнала и отцов-основателей Мин­ского джаз-клуба еще в 70-е годы, для чи­тателя открывается дверь в целый ряд ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...
  • стиль: джаз
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ ...
  • стиль: джаз, джаз
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах ...
  • стиль: джаз, джаз
Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
С выходом в 2019 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» этой книги, в творчестве виднейшего джазового теоретика, критика и журналиста Е.С. Барбана сложилась настоящая «академическая трилогия». Парадокс? ...
  • стиль: джаз
Издательство «Композитор – Санкт-Петербург» плотно сотрудничает с крупнейшим отечественным джазовым критиком и теоретиком Ефимом Семеновичем Барбаном. Здесь были изданы все его книги, как написанные на родине, так и создававшиеся уже «глядя из ...
  • стиль: джаз, джаз
Пройти мимо этой книги было бы непростительно для любого периодического издания о джазе на постсоветском пространстве, сетевого или бумажного, потому что вся специализированная джазовая пресса на этом пространстве начиналась с него – ...
  • стиль: джаз, джаз
В жизни отдельного музыканта, в том числе, естественно, и джазового, могут быть взлеты и падения, успехи и неудачи, сменяемые новыми успехами, может быть период процветания и период стагнации, творческие кризисы и изменение направления творческих ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com