За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд параллельных, одновременно существующих миров. В какой мир попадет читатель, когда он прочтет этот роман, зависит только от него самого.
Это может быть достаточно герметичный, закрытый для постороннего глаза мир ресторанных музыкантов-лабухов и шире - мир популярного ресторана при крупном столичном отеле. Действие романа происходит в годы позднего "развитого социализма", однако с тех пор этот мир не слишком изменился. В нем сосуществуют, взаимодействуют, преследуют собственные интересы и уживаются друг с другом швейцары и официанты, фарцовщики и жрицы любви, люди в штатском и, прежде всего, музыканты, работающие в весьма престижной и "хлебной" точке. Прежде всего, потому, что именно эта часть здешнего социума находится в центре внимания автора. В этом смысле "Саксофон Чингисхана" можно поместить в ряд "производственных романов" а-ля Артур Хейли или его советский последователь Илья Штемлер. И хотя, насколько я знаю, Дмитрий, вживаясь в среду, не садился, скажем, за ударную установку в ресторанном ансамбле, в отличие от того же Штемлера, который лично крутил руль в такси перед написанием соответствующей книги, но он прекрасно знает предмет своего повествования и весьма убедительно воссоздает описываемую среду со множеством точных мелких деталей и нюансов.
Можно прочесть эту книгу как еще одну версию очень распространенного конфликта "гений и толпа": талантливейший музыкант, в чем-то не от мира сего, полностью погруженный в свое творчество, и косное окружение, которое больше думает о максимально эффективной эксплуатации его таланта. Для главного героя романа, импровизатора от Бога альт-саксофониста Винцента Сапеги, не существует ничего, кроме музыки. Руководитель ресторанного ансамбля Маркиз откопал его где-то в глуши и привел в свой коллектив. При этом ансамбль у Маркиза далеко не рядовой, это действительно один из самых сильных коллективов города, предваряющий стандартный ресторанный репертуар концертной джазовой программой. Но для Маркиза талант Сапеги (это лишь средство для зарабатывания все новых и новых денег. Кризис неизбежен, и развязка в таких ситуациях обычно бывает печальной. Можно только порадоваться за автора, сумевшего сделать финал романа открытым и оставившего читателю право додумывать судьбы героев "Саксофона Чингисхана".
Ну и, наконец, это просто роман о джазе, и именно он по большому счету является главной темой книги. Джазом здесь дышит каждая страница. Описывать словами такую эфемерную и неосязаемую субстанцию, как импровизационная музыка, очень трудно (это вам скажет любой пишущий о джазе человек), но Дм.Подберезский порой так убедителен, что словно слышишь соло, исполняемые его героями. Иногда кажется, что автор даже чуть перебарщивает, наделяя любовью к джазу — а главное, пониманием его — и таких персонажей, как швейцар Андрей Захарович или местная "зондерша" Волчица. Более того, Дмитрий вводит в ткань романа три вставные новеллы о джазменах: о первом городском саксофонисте, погибшем впоследствии в гетто (здесь, на мой взгляд, автор зря увлекся стилизацией "под Бабеля"), о попавшем в психушку басисте по прозвищу Одинокий Ковбой, который не умел импровизировать и не хотел прогибаться перед быдлом во власти, о молоденьком немце, ставшем классным трубачом в советском лагере.Джаз и судьба человеческая: об этом и весь роман, и эти три вроде бы необязательные, но работающие на основную идею автора, истории.
Не могу не добавить, что роман посвящен в первую очередь конкретному музыканту: трагически рано ушедшему из жизни талантливейшему минскому альт-саксофонисту Игорю Сафонову. Прототипы каких-то героев наверняка окажутся узнаваемыми для людей, знакомых с местным джазовым миром 70-х — 80-х годов.
А теперь о грустном. Не думаю, что белорусский язык, на котором написана книга (а в ней есть и еще ряд весьма любопытных произведений, о которых я здесь не говорю), может стать серьезной помехой для любителей добротного джазового чтения, скажем, в России или Украине. Дело в другом. Тираж книги всего лишь 1300 экземпляров, и даже в Минске ее можно было увидеть на весьма ограниченном числе прилавков и очень недолго.
Дзм1трый Падбярэзсю
"Саксафон Чынпсхана"
Минск, "БТН — 1НФАРМ", 2000 г.
Самое полное издание письменных трудов знаменитого музыканта. В нем Козлов выносит на свет еще несколько граней своего дара, выступает как мемуарист, прозаик, культуролог и социолог. Первая книга двухтомника, «Джазист. Судьба нетипичного советского ...
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в литературное ...
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...