За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд параллельных, одновременно существующих миров. В какой мир попадет читатель, когда он прочтет этот роман, зависит только от него самого.
Это может быть достаточно герметичный, закрытый для постороннего глаза мир ресторанных музыкантов-лабухов и шире - мир популярного ресторана при крупном столичном отеле. Действие романа происходит в годы позднего "развитого социализма", однако с тех пор этот мир не слишком изменился. В нем сосуществуют, взаимодействуют, преследуют собственные интересы и уживаются друг с другом швейцары и официанты, фарцовщики и жрицы любви, люди в штатском и, прежде всего, музыканты, работающие в весьма престижной и "хлебной" точке. Прежде всего, потому, что именно эта часть здешнего социума находится в центре внимания автора. В этом смысле "Саксофон Чингисхана" можно поместить в ряд "производственных романов" а-ля Артур Хейли или его советский последователь Илья Штемлер. И хотя, насколько я знаю, Дмитрий, вживаясь в среду, не садился, скажем, за ударную установку в ресторанном ансамбле, в отличие от того же Штемлера, который лично крутил руль в такси перед написанием соответствующей книги, но он прекрасно знает предмет своего повествования и весьма убедительно воссоздает описываемую среду со множеством точных мелких деталей и нюансов.
Можно прочесть эту книгу как еще одну версию очень распространенного конфликта "гений и толпа": талантливейший музыкант, в чем-то не от мира сего, полностью погруженный в свое творчество, и косное окружение, которое больше думает о максимально эффективной эксплуатации его таланта. Для главного героя романа, импровизатора от Бога альт-саксофониста Винцента Сапеги, не существует ничего, кроме музыки. Руководитель ресторанного ансамбля Маркиз откопал его где-то в глуши и привел в свой коллектив. При этом ансамбль у Маркиза далеко не рядовой, это действительно один из самых сильных коллективов города, предваряющий стандартный ресторанный репертуар концертной джазовой программой. Но для Маркиза талант Сапеги (это лишь средство для зарабатывания все новых и новых денег. Кризис неизбежен, и развязка в таких ситуациях обычно бывает печальной. Можно только порадоваться за автора, сумевшего сделать финал романа открытым и оставившего читателю право додумывать судьбы героев "Саксофона Чингисхана".
Ну и, наконец, это просто роман о джазе, и именно он по большому счету является главной темой книги. Джазом здесь дышит каждая страница. Описывать словами такую эфемерную и неосязаемую субстанцию, как импровизационная музыка, очень трудно (это вам скажет любой пишущий о джазе человек), но Дм.Подберезский порой так убедителен, что словно слышишь соло, исполняемые его героями. Иногда кажется, что автор даже чуть перебарщивает, наделяя любовью к джазу — а главное, пониманием его — и таких персонажей, как швейцар Андрей Захарович или местная "зондерша" Волчица. Более того, Дмитрий вводит в ткань романа три вставные новеллы о джазменах: о первом городском саксофонисте, погибшем впоследствии в гетто (здесь, на мой взгляд, автор зря увлекся стилизацией "под Бабеля"), о попавшем в психушку басисте по прозвищу Одинокий Ковбой, который не умел импровизировать и не хотел прогибаться перед быдлом во власти, о молоденьком немце, ставшем классным трубачом в советском лагере.Джаз и судьба человеческая: об этом и весь роман, и эти три вроде бы необязательные, но работающие на основную идею автора, истории.
Не могу не добавить, что роман посвящен в первую очередь конкретному музыканту: трагически рано ушедшему из жизни талантливейшему минскому альт-саксофонисту Игорю Сафонову. Прототипы каких-то героев наверняка окажутся узнаваемыми для людей, знакомых с местным джазовым миром 70-х — 80-х годов.
А теперь о грустном. Не думаю, что белорусский язык, на котором написана книга (а в ней есть и еще ряд весьма любопытных произведений, о которых я здесь не говорю), может стать серьезной помехой для любителей добротного джазового чтения, скажем, в России или Украине. Дело в другом. Тираж книги всего лишь 1300 экземпляров, и даже в Минске ее можно было увидеть на весьма ограниченном числе прилавков и очень недолго.
Дзм1трый Падбярэзсю
"Саксафон Чынпсхана"
Минск, "БТН — 1НФАРМ", 2000 г.
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого рода. ...В студенческие годы не было для меня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...