nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Дзмiтрый Падбярэзскi - Саксафон Чынгiсхана

Дзмiтрый Падбярэзскi - Саксафон Чынгiсхана  За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журна­листа, одного из старейших авторов на­шего журнала и отцов-основателей Мин­ского джаз-клуба еще в 70-е годы, для чи­тателя открывается дверь в целый ряд па­раллельных, одновременно существую­щих миров. В какой мир попадет чита­тель, когда он прочтет этот роман, зависит только от него самого.

Это может быть достаточно герметич­ный, закрытый для постороннего глаза мир ресторанных музыкантов-лабухов и шире - мир популярного ресторана при крупном столичном отеле. Действие романа проис­ходит в годы позднего "развитого социализ­ма", однако с тех пор этот мир не слишком изменился. В нем сосуществуют, взаимо­действуют, преследуют собственные инте­ресы и уживаются друг с другом швейцары и официанты, фарцовщики и жрицы люб­ви, люди в штатском и, прежде всего, музы­канты, работающие в весьма престижной и "хлебной" точке. Прежде всего, потому, что именно эта часть здешнего социума нахо­дится в центре внимания автора. В этом смысле "Саксофон Чингисхана" можно по­местить в ряд "производственных рома­нов" а-ля Артур Хейли или его советский последователь Илья Штемлер. И хотя, на­сколько я знаю, Дмитрий, вживаясь в сре­ду, не садился, скажем, за ударную уста­новку в ресторанном ансамбле, в отличие от того же Штемлера, который лично крутил руль в такси перед написанием соответст­вующей книги, но он прекрасно знает пред­мет своего повествования и весьма убеди­тельно воссоздает описываемую среду со множеством точных мелких дета­лей и нюансов.

Можно прочесть эту книгу как еще одну версию очень рас­пространенного конфликта "гений и толпа": талантли­вейший музыкант, в чем-то не от мира сего, полностью погруженный в свое творчество, и косное окружение, которое боль­ше думает о максимально эффективной эксплуатации его таланта. Для главного героя романа, импровизатора от Бога альт-саксофониста Винцента Сапеги, не существует ничего, кроме музыки. Руко­водитель ресторанного ансамбля Маркиз откопал его где-то в глуши и привел в свой коллектив. При этом ансамбль у Маркиза далеко не рядовой, это действительно один из самых сильных коллективов горо­да, предваряющий стандартный ресто­ранный репертуар концертной джазовой программой. Но для Маркиза талант Са­пеги (это лишь средство для зарабатыва­ния все новых и новых денег. Кризис неиз­бежен, и развязка в таких ситуациях обычно бывает печальной. Можно только порадоваться за автора, сумевшего сде­лать финал романа открытым и оставив­шего читателю право додумывать судьбы героев "Саксофона Чингисхана".

Ну и, наконец, это просто роман о джазе, и именно он по большому счету является главной темой книги. Джазом здесь дышит каждая страница. Описывать словами та­кую эфемерную и неосязаемую субстан­цию, как импровизационная музыка, очень трудно (это вам скажет любой пишущий о джазе человек), но Дм.Подберезский порой так убедителен, что словно слышишь соло, исполняемые его героями. Иногда кажется, что автор даже чуть перебарщивает, наде­ляя любовью к джазу — а главное, понима­нием его — и таких персонажей, как швей­цар Андрей Захарович или местная "зондерша" Волчица. Более того, Дмитрий вво­дит в ткань романа три вставные новеллы о джазменах: о первом городском саксофо­нисте, погибшем впоследствии в гетто (здесь, на мой взгляд, автор зря увлекся стилизацией "под Бабеля"), о попавшем в психушку басисте по прозвищу Одинокий Ковбой, который не умел импровизировать и не хотел прогибаться перед быдлом во власти, о молоденьком немце, ставшем классным трубачом в советском лагере.Джаз и судьба человеческая: об этом и весь роман, и эти три вроде бы необяза­тельные, но работающие на основную идею автора, истории.

Не могу не добавить, что роман посвя­щен в первую очередь конкретному музы­канту: трагически рано ушедшему из жиз­ни талантливейшему минскому альт-саксофонисту Игорю Сафонову. Прототипы каких-то героев наверняка окажутся узна­ваемыми для людей, знакомых с местным джазовым миром 70-х — 80-х годов.

А теперь о грустном. Не думаю, что бе­лорусский язык, на котором написана кни­га (а в ней есть и еще ряд весьма любо­пытных произведений, о которых я здесь не говорю), может стать серьезной поме­хой для любителей добротного джазового чтения, скажем, в России или Украине. Дело в другом. Тираж книги всего лишь 1300 экземпляров, и даже в Минске ее можно было увидеть на весьма ограни­ченном числе прилавков и очень недолго.

Дзм1трый Падбярэзсю
"Саксафон Чынпсхана"
Минск, "БТН — 1НФАРМ", 2000 г.


Леонид Аускерн

Jazz-Квадрат, №5/2002


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
  • стиль: джаз, джаз
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
  • стиль: джаз, джаз
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com