За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд параллельных, одновременно существующих миров. В какой мир попадет читатель, когда он прочтет этот роман, зависит только от него самого.
Это может быть достаточно герметичный, закрытый для постороннего глаза мир ресторанных музыкантов-лабухов и шире - мир популярного ресторана при крупном столичном отеле. Действие романа происходит в годы позднего "развитого социализма", однако с тех пор этот мир не слишком изменился. В нем сосуществуют, взаимодействуют, преследуют собственные интересы и уживаются друг с другом швейцары и официанты, фарцовщики и жрицы любви, люди в штатском и, прежде всего, музыканты, работающие в весьма престижной и "хлебной" точке. Прежде всего, потому, что именно эта часть здешнего социума находится в центре внимания автора. В этом смысле "Саксофон Чингисхана" можно поместить в ряд "производственных романов" а-ля Артур Хейли или его советский последователь Илья Штемлер. И хотя, насколько я знаю, Дмитрий, вживаясь в среду, не садился, скажем, за ударную установку в ресторанном ансамбле, в отличие от того же Штемлера, который лично крутил руль в такси перед написанием соответствующей книги, но он прекрасно знает предмет своего повествования и весьма убедительно воссоздает описываемую среду со множеством точных мелких деталей и нюансов.
Можно прочесть эту книгу как еще одну версию очень распространенного конфликта "гений и толпа": талантливейший музыкант, в чем-то не от мира сего, полностью погруженный в свое творчество, и косное окружение, которое больше думает о максимально эффективной эксплуатации его таланта. Для главного героя романа, импровизатора от Бога альт-саксофониста Винцента Сапеги, не существует ничего, кроме музыки. Руководитель ресторанного ансамбля Маркиз откопал его где-то в глуши и привел в свой коллектив. При этом ансамбль у Маркиза далеко не рядовой, это действительно один из самых сильных коллективов города, предваряющий стандартный ресторанный репертуар концертной джазовой программой. Но для Маркиза талант Сапеги (это лишь средство для зарабатывания все новых и новых денег. Кризис неизбежен, и развязка в таких ситуациях обычно бывает печальной. Можно только порадоваться за автора, сумевшего сделать финал романа открытым и оставившего читателю право додумывать судьбы героев "Саксофона Чингисхана".
Ну и, наконец, это просто роман о джазе, и именно он по большому счету является главной темой книги. Джазом здесь дышит каждая страница. Описывать словами такую эфемерную и неосязаемую субстанцию, как импровизационная музыка, очень трудно (это вам скажет любой пишущий о джазе человек), но Дм.Подберезский порой так убедителен, что словно слышишь соло, исполняемые его героями. Иногда кажется, что автор даже чуть перебарщивает, наделяя любовью к джазу — а главное, пониманием его — и таких персонажей, как швейцар Андрей Захарович или местная "зондерша" Волчица. Более того, Дмитрий вводит в ткань романа три вставные новеллы о джазменах: о первом городском саксофонисте, погибшем впоследствии в гетто (здесь, на мой взгляд, автор зря увлекся стилизацией "под Бабеля"), о попавшем в психушку басисте по прозвищу Одинокий Ковбой, который не умел импровизировать и не хотел прогибаться перед быдлом во власти, о молоденьком немце, ставшем классным трубачом в советском лагере.Джаз и судьба человеческая: об этом и весь роман, и эти три вроде бы необязательные, но работающие на основную идею автора, истории.
Не могу не добавить, что роман посвящен в первую очередь конкретному музыканту: трагически рано ушедшему из жизни талантливейшему минскому альт-саксофонисту Игорю Сафонову. Прототипы каких-то героев наверняка окажутся узнаваемыми для людей, знакомых с местным джазовым миром 70-х — 80-х годов.
А теперь о грустном. Не думаю, что белорусский язык, на котором написана книга (а в ней есть и еще ряд весьма любопытных произведений, о которых я здесь не говорю), может стать серьезной помехой для любителей добротного джазового чтения, скажем, в России или Украине. Дело в другом. Тираж книги всего лишь 1300 экземпляров, и даже в Минске ее можно было увидеть на весьма ограниченном числе прилавков и очень недолго.
Дзм1трый Падбярэзсю
"Саксафон Чынпсхана"
Минск, "БТН — 1НФАРМ", 2000 г.
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...