Главная»книги»Ефим Барбан – Джазовый вокал. Музыкальные портреты
Ефим Барбан – Джазовый вокал. Музыкальные портреты
23.07.2017
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах (те две книги разделены по времени написания несколькими годами, но это не суть важно) в 2010 году. Перечитал и собственный отклик на «Джазовые портреты», в конце которого писал: «.. Кто знает, может быть именно сейчас Е.Барбан «пристраивает» к двум залам галереи третий, в котором найдут свое место еще многие и многие портреты. Очень хотелось бы на это надеяться.» Что ж, надежды оправдались. Держу в руках еще дышащий типографской краской солидный том на три с половиной сотни страниц, на обложке которого на сей раз нет фотографий музыкантов, а есть только микрофон, сразу напомнивший соответствующую песню Вл.Высоцкого. Да, этот технический прибор бесстрастно усиливает любой звук, любой голос – великого певца и кабацкого пошляка, новатора и эпигона, джазмена и… Стоп.
Вот тут-то и самое время открыть книгу и попытаться с помощью Ефима Семеновича Барбана, понять, что такое именно джазовый вокал на примере портретов его наиболее выдающихся представителей. Да, автор расширил свою портретную галерею, обустроив в ней на этот раз «специализированный зал». Почему он выбрал именно вокалистов? Возможно, потому, что именно в этой сфере границы наиболее размыты (и продолжают размываться) и отделить «зерна от плевел» сложнее всего. Обращаю внимание и на вторую часть названия книги: «Музыкальные портреты». Портреты, а не фотографии! Я имею ввиду не художественную фотографию, а, так сказать, техническую, скажем, фото на документы. Автор в предисловии сразу отсылает искателей голой информации к многочисленным в наши дни соответствующим справочникам и энциклопедиям. Это именно портреты, то есть, как пишет здесь же Е.Барбан «…сочетание музыкального анализа, биографии и личностной характеристики». Ну, а портреты, как вы понимаете, бывают разные: трудно сравнивать портрет работы, к примеру, Серова и Модильяни (сознательно беру живописцев примерно одного времени). Личность автора, авторский стиль имеют тут огромное значение, и применительно к портретам джазовых вокалистов, выполненным Е.Барбаном, это относится в полной мере.
Но и авторский стиль меняется со временем. По сравнению с «Джазовыми портретами», как мне показалось, здесь меньше каких-то бытовых подробностей, необязательных, хотя и любопытных биографических фактов (все это есть, но в меньшем объеме) и больше четкого, аргументированного, истинно барбановского анализа творчества того или иного исполнителя. При этом заметно чаще автор допускает читателя в свою (трудно удержаться от литературного штампа) «творческую лабораторию», показывая ход своих мыслей, причины тех или иных выводов, рассказывает о заново прослушанных и проанализированных пластинках, перечитанных книгах и статьях. Эта возможность для читателя как бы со-участвовать в авторском анализе, даже если ты, порой, не соглашаешься с конечным выводом, делает чтение новой работы Е.Барбана чрезвычайно интересным. В книгу вошло 85 музыкальных портретов певцов и певиц, охватывающих практически всю джазовую историю вплоть до наших дней и все направления в джазе – от прото-свинга до авангарда. Здесь и ранние джазовые вокалистки, вроде Этель Уотерс или Аделейд Холл, и Армстронг с Синатрой, и трио великих Фитцджеральд-Воэн-Холидей, и недооцененные Милдред Бейли и Кили Смит, и наши современники Ванесса Рубин, Бобби МакФеррин или Кассандра Уилсон. Пишет Барбан и о неамериканских исполнителях: перед вами пройдут портреты норвежки Карин Крог и бразильянки Флоры Пурим, британки Клио Лейн и модной уроженки Канады Дайаны Кролл. Мои поздравления Карине Кожевниковой и Алине Ростоцкой – это единственные российские джазовые исполнительницы, удостоенные персональных портретов от Барбана, что дорогого стоит! Портреты отнюдь не благостные (по крайней мере, в отношении Алины), но подобная «техника письма» в принципе чужда Барбану-портретисту. Как он пишет, «Важная часть авторского замысла – стремление расчистить портрет от наслоений, оставленных мифическими представлениями, расхожими штампами апологетической критики и дутыми репутациями». И тут «достается» многим, включая, скажем, такую звезду первой величины, как Билли Холидей. Барбан, как всегда, зорок, критичен и не чувствителен к так называемому «общепринятому мнению». Но это тот субъективизм, который дороже многих выспренних дифирамбов: Барбан – портретист, а не иконописец. На мой взгляд, очень ценно и авторское «Введение» - краткий очерк истории джазового вокала, в котором упоминается и много известных исполнителей, чьи портреты в галерею не попали.
Кстати, о тех, кого здесь нет. Ефим Семенович размещает в книге портреты таких звезд, как Фрэнк Синатра, Тони Беннет, Нэт Кинг Коул или Рэй Чарльз, связанных с джазом лишь частично, но полностью исключает из своего поля зрения блюзовую вокалистику, начиная от Бесси Смит и до наших дней, справедливо считая это отдельным направлением. Пожалуй, единственное исключение тут – это «амбивалентная» Кассандра Уилсон. «За бортом» книги и представители этнической вокальной импровизации, вроде Саинхо Намчылак (упоминаемой, правда, во «Введении»), экспериментальной вокальной импровизации, связанной или не связанной с этникой (Ива Биттова, Фил Минтон), полистилисты вроде швейцарца Андреаса Шаерера, не говоря уже о многочисленных и многобразных исполнителях коммерческого псевдо-джаза – «имя им легион». Но книга посвящена именно джазовому вокалу, очерчивая границы этого явления в авторском видении. Если же вернуться именно к джазу, то мне, конечно, жаль, что Ефим Семенович обошел своим пристальным и критичным вниманием нынешних первых звезд вокального джаза на его родине – Грегори Портера (упомянут во «Введении») и Сесиль МакЛорин Сальван, было бы очень интересно его мнение, но право выбора персонажей тут, безусловно, за автором.
Не скрою, благодаря этой книге я еще и просто повысил свою джазовую эрудицию, потому что некоторых имен просто ранее не слышал, не говоря уже об их музыке. Думаю, что в этом плане книга окажется полезной многим, а не только автору этих строк. Жаль, что этих «многих» будет не так много – я подавил печальный вздох, заглянув на лист книги с выходными данными: тираж, увы, весьма скромен. Что ж, и джаз ведь сегодня занимает достаточно скромное место на музыкальном рынке – куда уж книге о джазе конкурировать на книжном рынке с бестселлерами. Но для тех, кто любит джаз и стремится лучше его знать и понимать, не замыкаясь в стереотипных представлениях, «Джазовый вокал. Музыкальные портреты» станет бесценной находкой.
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...