nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ефим Барбан - Джазовый словарь

Ефим Барбан - Джазовый словарь  В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких «почти») усилиями Барбана, и книга «Черная музыка, белая свобода» распространялись только в самиздате. Исключение составляет лишь сборник «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера», вышедший под редакцией А.Медведева и О.Медведевой в московском издательстве «Советский композитор». В нем помещены две большие теоретические статьи Ефима Барбана, и его же материалы о творчестве Юрия Парфенова и трио Вячеслава Ганелина, а также об истории развития джаза в Ленинграде.. Насколько мне известно, доступными более широкому кругу читателей стали только эти фрагменты той огромной работы по осмыслению феномена джаза и анализу его развития, которую он вел с конца 50-х годов, когда в Ленинграде появился первый в СССР джазовый клуб Д-58. Сборник был издан в 1987 году, в разгар перестройки. Еще за пару лет до того появление статей Барбана в официальной печати было бы немыслимо, так как в 1984 году он эмигрировал в Великобританию.

Понадобилось уехать из страны, много лет проработать джазовым обозревателем Би-Би-Си в Лондоне, стать свидетелем распада СССР и радикального изменения политической карты мира, чтобы, уже в XXI веке, вновь вернуться своими старыми и новыми работами ко всем русскоязычным любителям джаза с помощью издательства «Композитор – Санкт-Петербург». С 2006 года в нем были выпущены «Черная музыка, белая свобода» (вторым изданием), «Контакты», «Джазовые опыты», «Джазовые диалоги», «Джазовые портреты» (в 2-х книгах), сборник «Современный джаз в музыкальной культуре». Самой свежей работой Ефима Барбана, увидевшей свет в этом издательстве стал «Джазовый словарь» (2014).

Еще в 1981 году, учинив жестокий, но справедливый разгром выпущенному в том году в Киеве «Лексикону джаза» (эта статья под названием «Страсти по лексикону» вошла в «Джазовые опыты»), Барбан не просто анализирует фактические ошибки, содержащиеся в этой книге, но и указывает на те необходимые статьи, которые в «Лексиконе» просто отсутствуют: «…бросается в глаза отсутствие таких, крайне необходимых любому серьезному джазовому справочнику, статей: 1)джазовый стиль (теоретический аспект), 2)джазовая фразировка, 3)джазовое звукоизвлечение, 4)джазовый метроритм, 5)мелодика джаза, 6) джазовая композиция, партитура, нотация, 7)парландо в джазе (что шире, чем джазовый вокал), 8) отдельные статьи, посвященные национальным школам джаза – английской, французской, голландской, польской, японской и т.д. 9) стиль Нью-Йорк, 10) свободная импровизация, 11) джазовая опера, 12) джазовая педагогика, 13) джазовая критика, 14) джазовая литература, 15) джазовые организации, 16) перкуссивные инструменты (куда следует отнести все мелкие ударные.»

Убежден, что вся архитектоника собственной книги подобного типа уже тогда была совершенно ясна автору «Джазового словаря». Я не случайно привел столь длинную цитату из статьи Барбана более чем тридцатилетней давности. Практически все, что упомянуто выше, вошло в «Джазовый словарь» 2014 года в виде отдельных статей (автор лишь отказался от «парландо» в пользу статьи «джазовый вокал» и не стал выделять «стиль Нью-Йорк»). Разумеется, есть здесь и такие базовые статьи, как «джаз», «импровизация в джазе», «свинг», «семантика джазовая» и так далее. «Джазовый словарь» я бы назвал квинтэссенцией взглядов Е.Барбана на любимую музыку. Здесь он в наиболее концентрированной форме формулирует свое видение и теории джаза, и его истории, и его будущего. А вот для того, чтобы понять, как он это делает, я бы предложил будущим читателям книги начать … со статьи «критика джазовая». В ней автор справедливо разграничивает понятия «теоретик», «критик» и «журналист». Но дело в том, что сам Ефим Семенович органично сочетает в своем творчестве все три понятия. За чеканными барбановскими музыковедческими формулировками почти всегда стоит умный, едкий и наблюдательный критик, а чисто информационные статьи словаря вполне могут служить образцом джазовой журналистики.

Автор не скрывает сложности определения самого понятия «джаз», анализируя соответствующие версии разных специалистов, указывает на размытость понятий «направление», «стиль», «течение» в джазе. По Барбану, в джазе можно выделить три направления: традиционное, современное и авангард (фри-джаз). Джаз-рок, а шире - музыку фьюжн со всеми ее разновидностями, автор выносит за скобки, аттестуя ее этаким «бастардом», лишенным «джазового наследства». С такой позицией можно соглашаться или нет, но автор весьма аргументировано отстаивает свою точку зрения, посвятив при этом целый ряд статей словаря различным вариантам фьюжн. Есть в словаре и весьма важная статья «свободная импровизация» - о явлении не тождественном фри-джазу, но практически трудно отличимом от последнего и, в то же время, близком академическому авангарду.

Приемам игры в джазе, практически каждому инструменту, применяемому в джазе, в книге посвящены отдельные статьи. Здесь, среди прочего, Барбан не просто перечисляет мастеров, игравших в разные периоды на том или ином инструменте, но и дает краткие, в несколько абзацев, но весьма содержательные характеристики наиболее выдающихся исполнителей. Кстати, о персоналиях. В «Джазовый словарь» автор включал только статьи о наиболее известных джазовых ансамблях, отечественных и зарубежных. Посему книгу хорошо иметь в домашней библиотеке вместе с двухтомником «Джазовых портретов», где Е.Барбан разместил двести очерков-эссе о виднейших музыкантах джаза. «Словарь» и «Портреты» вместе составляют своеобразную энциклопедию джаза, но не бесстрастно-нейтральную, а живую, острую, отражающую, помимо прочего, яркую индивидуальность автора этих книг.

Что я не увидел в «Словаре»? Говоря о джаз-роке, автор пишет о его возникновении в недрах джаза, а не рока и оставляет роковую составляющую этого явления за пределами словаря. Уважая позицию Е.Барбана по этому вопросу, отмечу, что на мой взгляд, движение на рубеже 70-х тут было двухсторонним, и в роке тенденции сближения с джазом прослеживаются в творчестве британских прог-роковых коллективов Colosseum, Soft Machine, King Crimson и Gentle Giant, американцев Chicago (на раннем этапе), Blood, Sweat & Tears и Фрэнка Заппы. Сожалею, что посвятив короткую заметку, скажем, эсид-джазу, автор оставил за рамками словаря другую «гибридную разновидность оджазированной музыки» (Е.Барбан) – смус-джаз. Лапидарное определение этой музыки Ефимом Семеновичем совсем не помешало бы: увы, слишком многие сегодня совершенно серьезно считают смус-джаз полноценным джазовым стилем… И еще маленькое уточнение информационного характера, важное не столько для читателя «Словаря», сколько для автора этих строк: шеф-редакторами минского журнала «Jazz-Квадрат» (1997-2009) до Алеся Островцова были также Евгений Долгих, а затем Татьяна Замировская, общее же руководство журналом, а сейчас – возникшим на его руинах сайтом jazzquad.ru осуществляет шеф минского издательства «Нестор» Анатолий Кирюшкин.

Вернемся к «Словарю». Барбан отмечает стилистическую исчерпанность джаза. Значит ли это, что у джаза нет будущего? Отнюдь. И в статьях «Словаря», и в интервью, которое Барбан дал «Радио Свобода» в связи с выходом этой книги, он видит пути развития джаза в творчестве его исполнителей, в новых интерпретациях этой замечательной музыки, по аналогии с современным этапом развития музыки академической. Другой вопрос, что гениев масштаба Армстронга, Эллингтона, Паркера, Колтрейна, Майлса Дэвиса сегодня на горизонте не видно. Но горизонт, как известно, линия условная, и она имеет свойство расширяться по мере нашего движения вперед. Американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма в начале 90-х годов вбросил звонкий лозунг «конца истории». Что сегодня, в середине 10-х годов XXI века, осталось от его пророчеств? Так что, говорить о «конце джаза» также нет никаких оснований. Каждое из обозначенных в «Словаре» направлений джаза живет, в каждом есть и появляются новые яркие исполнители, кипят страсти, возникают разнообразные тенденции развития.

Разобраться в этом джазовом «море» человеку, малознакомому с джазом, но искренне им интересующемуся, нелегко. В море нужен надежный компас. Такой «компас» вручает всем желающим своим «Джазовым словарем» Ефим Семенович Барбан.

Ефим Барбан
Джазовый словарь
© Е.Барбан, 2014
© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2014


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания, Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
  • стиль: блюз, блюз
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
  • стиль: блюз, блюз
Выдувая блюз" — так назы­вается эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в бри­танском блюзе". Читать ее бе­зумно нтересно и одновре­менно очень грустно. Гру­стно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
  • стиль: джаз, джаз
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
  • стиль: джаз, джаз
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
  • стиль: джаз, джаз
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
  • стиль: джаз, джаз
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
  • стиль: джаз, джаз
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
  • стиль: джаз, джаз
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com