nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ефим Барбан – Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена

Ефим Барбан – Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена  Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ведущими джазовыми музыкантами мира «Джазовые диалоги», который очень интересно читать параллельно с его же ныне двухтомными «Джазовыми портретами», где прямую речь героев первой книги сменяет авторский анализ их творчества во второй. С появлением новой книги Ефима Семеновича «Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена», выпущенной в 2018 году издательством «Композитор – Санкт-Петербург», такая же пара выстраивается и в его работах, связанных с академической музыкой.

Прочитав авторское предисловие и первых два из тридцати трех составивших книгу очерков, я понял, что могу двигаться дальше, только положив рядом другую книгу того же автора, выпущенную тем же издательством много раньше, в 2006 году, - «Контакты», и рассказ о новой работе Е.С.Барбана не получится без обращения к ней.

Итак, «Контакты». Подзаголовок – «Сборник интервью». Мир академической музыки ХХ века. Работа на Би-Би-Си, программа современной академической музыки «Музыкальная студия», которую Е.С.Барбан вел в течение десяти лет, дали ему возможность беседовать (порой – неоднократно) со множеством ярких личностей из этого мира. А уж искусством задавать точные вопросы Барбан-журналист владеет в совершенстве. В предисловии к российскому изданию «Диалогов с Бродским» С.Волкова Яков Гордин писал в свое время: «…Волков отнюдь не ограничивает себя функцией включения и выключения магнитофона. Он искусно направляет разговор, не влияя при этом на характер сказанного собеседником. Его задача – определить круг стратегических тем, а внутри каждой темы он отводит себе роль интеллектуального провокатора…» В огромной степени эти слова можно отнести и к Ефиму Барбану, добавив, что его вопросы связаны прежде всего с творческими и в значительно меньшей степени – с биографическими моментами из жизни собеседников. Внушительная по объему книга разделена на два больших подраздела: «Композиторы» (57 интервью) и «Исполнители» (33 интервью). Панорама имен – широчайшая: от Тихона Хренникова до Джона Кейджа, от Исаака Стерна до Лучано Паваротти. Широчайшая – но не беспредельная. Мне, к примеру, до сих пор жаль, что автору не удалось побеседовать, скажем, с Арво Пяртом или Луиджи Ноно… Каждому интервью предшествует подготовленная Е.С.Барбаном биографическая справка – короткая, сухо-информативная, в стиле заметки из энциклопедического словаря.

Но, видимо, хотелось Ефиму Семеновичу и самому, не ограничивая себя только системой тех или иных вопросов, высказаться прямо о творчестве своих собеседников. И вот, через двенадцать лет появилась книга, и послужившая поводом для этого текста: «Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена». Каждая из частей, этого составного, как многоступенчатая ракета, названия требует пояснения.

В авторском предисловии Барбан объясняет использование крылатых слов Бисмарка вопросом эстетических границ, тенденций к их расширению или ограничению для различных направлений в академической музыке, для творчества тех или иных мастеров, для эволюции этих границ в эстетических взглядах даже одного конкретно взятого композитора в разные периоды его деятельности. Искусство возможного – это о постулатах и о времени, которое их неумолимо подтачивает. Как пишет сам Барбан в предисловии, говоря о второй половине ХХ века, «Музыка обрела черты бисмарковского утилитарного «искусства возможного», а по существу «искусства вседозволенного» - запретного, невозможного ранее для нее выхода за пределы эстетических и этических доктринальных предписаний европейской музыкальной системы в ее классическо-романтическом понимании». Это касается, в том числе, и системы записи музыки: рисунок на обложке книги воспроизводит систему графической нотации современного американского композитора и перкуссиониста Уилла Редмэна.

«Встречи с музыкантами ХХ века»… Очень важный и характерный нюанс. Если в «Контактах» были собраны интервью с композиторами и исполнителями, то в новой работе представлены только композиторы. Однако, в названии книги этого слова нет, есть – музыканты. Значит ли это, что к таковым Е.С.Барбан сознательно относит только творцов музыки, оставляя за чертой исполнителей – интерпретаторов, в том числе выдающихся? Не знаю. Мне почему-то кажется, что вслед за этой работой еще должен появиться ее как бы «второй том»… Автору виднее, и можно только пожелать ему сил и здоровья на новые книги.

Наконец, третья часть названия: «от Мессиана до Штокхаузена». Из вышесказанного ясно, что книгу составили очерки только о тех композиторах, с которыми автору удалось побеседовать лично. (Кстати, книгу украшает еще и замечательная вклейка с фотографиями этих встреч, включая и первую, где Барбан в 1960 году, еще в Ленинграде, беседует с приехавшими тогда в Советский Союз Лукасом Фоссом и Аароном Коплендом.) На обложку вынесены имена знаковые: Мессиан, Штокхаузен. Но на самом деле Барбан пишет не только о представителях авангарда, первого или второго. Читатель найдет здесь очерки об Эллиоте Картере и Леонарде Бернстайне, Пьере Булезе и Янисе Ксенакисе, Эрнсте Кшенеке и Витольде Лютославском, Джоне Кейдже и Маурисио Кагеле… Нет смысла пересказывать оглавление книги. Важнее, что панорама музыки ХХ века, особенно выпукло – ее второй половины, предстанет перед читателем в портретах ее создателей во всем своем разнообразии: тональная и атональная, алеаторика и серийные системы, конкретная и электронная, минимализм и полимодальность, наконец, встреча европейской музыки с музыкальными системами народов Азии и Африки. Каждый очерк автор завершает списком наиболее значительных сочинений того или иного композитора, доводя его, порой, до непосредственно нашего времени, 10-х годов уже ХХI века.

Существенные объемы интервью с композиторами, помещенные в «Контактах», вошли в новую книгу Е.С.Барбана, как интегральная часть соответствующих очерков. Существеннные – но не интервью целиком. Понятно, «Искусство возможного» представляет собой интереснейший документ и без обращения к «Контактам». Но, повторюсь, впечатление от параллельного чтения обеих работ оказывается значительно более сильным. Да, очерков существенно меньше чем интервью. Автор производил отбор, писал только о тех, кого счел необходимым включить в эту книгу. Для меня осталось загадкой, почему он не стал говорить здесь о композиторах советских (российских), беседы с которыми есть в «Контактах», причем, как о тяготеющих к традиции (Свиридов, Хренников), так и об авангардистах (Губайдулина, Денисов и др.). Может быть, это станет темой отдельной книги?

Но, давайте вернемся к тому, что в книге есть. Есть фирменный барбановский анализ творчества композитора, который лично мне доставляет просто эстетическое удовольствие, есть «расшифровка» появления тех или иных вопросов в интервью. Е.С.Барбан приводит массу интересных и неожиданных фактов. Меня, к примеру, поразило творческое долголетие Эллиота Картера. Композитор скончался в 2012 году в возрасте 103 лет, при этом, как пишет Барбан, «между 90 и 100 годами им написаны 40 работ и более 20 созданы уже после 100 лет.» Поразительный факт! Большинство персонажей книги (но не все!) – люди высокой культуры и разнообразных интересов. Скажем, итальянский композитор и педагог Гоффредо Петрасси – большой знаток и коллекционер живописи, обладатель работ Шагала, Миро, Гуттузо, а испанец Луис де Пабло в качестве своей настольной книги называет «Философические письма» Чаадаева. При всей сдержанности Е.С.Барбана к описанию бытовых деталей и редкости оных в его работах, не может не позабавить, скажем, «просочившийся» в книгу рассказ о том, что Джона Кейджа русская по происхождению жена лечила от артрита… гречневой кашей, причем, как уверял композитор, весьма успешно!

Помимо творческих, Е.С.Барбан пишет и психологические портреты своих героев и собеседников. Нюансы поведения, поза или естественность в общении, категоричность или широта взглядов, порой даже манера одеваться – все это не ускользает от взора автора. За текстом отчетливо чувствуешь, симпатичен ли ему чисто человечески собеседник (как, например, Оливье Мессиан) или не очень (безусловно, есть и такие). Очерки в книге расположены в алфавитном порядке, но есть некая символика в том, что последний из них посвящен создателю так называемого «третьего течения» Г.Шуллеру, человеку, стремившемуся в своем творчестве соединить джаз и академическую музыку.

Тут-то и стоит плавно переходить к причинам появления рецензии на книгу Е.С.Барбана на нашем сайте, посвященном джазу, блюзу и этнической музыке. Среди прочих «инструментов» есть на сайте и метка «академическая музыка». И достаточно часто ее приходится применять применительно к обзорам альбомов многих европейских и американских музыкантов. «Новый джаз», экспериментальная музыка, наконец, этно-джаз с использованием элементов афро-азиатских музыкальных систем, для многих, чье творчество выходит за рамки мэйнстрима и джазовой афроамериканской традиции, не мыслим без использования техник, родившихся в академическом авангарде. «Пограничье» джаза и академической музыки оказалось весьма плодотворным для многих музыкантов. И уже поэтому, уверен, люди, интересующиеся современным джазом, с большим интересом прочтут «Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена».

Ефим Барбан

Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена

© Е.С. Барбан, 2018

© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2018

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания, Россия
музыкальный стиль
академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
  • стиль: джаз
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого ро­да. ...В студенческие годы не было для ме­ня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
  • стиль: джаз
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
  • стиль: джаз, джаз
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com