nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Финский джаз – 2011

Финский джаз – 2011  С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных любителей джаза, специалистов, да и просто гостей Суоми об истории и современном состоянии джаза в Финляндии. С какого-то времени непременной составляющей этих справочников стали компакт-диски с наиболее интересными новинками финского джаза. Практически с первого года появления "Jazz – Квадрата" Fimic регулярно присылает свои издания и в Минск, а мы, в свою очередь, столь же регулярно рассказываем нашим читателям о финском джазе.

И вот – очередной подарок от Fimic: Jazz from Finland 2011. Ставший привычным в последних выпусках формат компакт-диска, прекрасная, как обычно, полиграфия, статьи, справочная информация, на этот раз почти полностью посвященная музыкантам, чьи работы составили приложенный к изданию CD. Обзорную статью о современном финском джазе написал известный британский специалист, профессор из Лидса Стюарт Николсон – что ж, наверное, со стороны картину можно оценить более объективно и непредвзято. Об инфраструктуре финского джаза и о финских биг-бэндах пишет в своих материалах Ян-Эрик Хольмберг – это уже взгляд изнутри одного из ведущих местных критиков. В джазовой литературе существует понятие nordic tone ("северное звучание"). Обычно его связывают с норвежским и шведским джазом, а также с немецкой фирмой ЕСМ, сделавшей его хорошо известным во всем мире. Петри Силас в своей статье доказывает, что не чуждо оно и финскому джазу, имея ввиду в первую очередь выдающегося барабанщика Марти "Эдварда" Весалу (1945 – 1999) и его современных последователей. Матти Нивес рассказывает о буме клубного джаза в Финляндии, а Оле Нердрум пытается заглянуть в будущее финского джаза, интервьюируя двух известных саксофонистов – Микко Инанена и Ээро Койвистонена. Есть в справочнике полный список обладателей The Georgie Award, премии, ежегодно вручаемой Финской джазовой федерацией лучшему джазмену года, а также The Jazz Emma, финского аналога американской премии Грэмми.

Об истории и этапах становления финского джаза мы здесь говорить не будем – интересующихся адресую к старым номерам "Jazz – Квадрата" разных лет, где по материалам предыдущих справочников от Fimic об этом рассказывалось достаточно подробно. Лучше, основываясь на статьях Jazz from Finland 2011, поговорим о дне сегодняшнем. Но сначала – вспомним некоторые факты о стране Суоми. Итак, Финляндия – одна из благополучнейших стран Европы. Большая по площади - занимает на континенте седьмое место, но очень скромная по населению. В Финляндии живет только пять с половиной миллионов человек – меньше, чем в маленьком Израиле, почти в два раза меньше, чем в Беларуси или в одной только Москве. На каждый квадратный километр финской территории приходится всего 16 человек. В финской столице Хельсинки проживает менее 600 тысяч жителей – в три раза меньше, чем в Минске и лишь немногим больше, чем в Гомеле. Прочие города по численности населения значительно уступают столице.

Джаз и на его родине, и в остальном мире уже давно не является самым популярным видом искусства. Думаю, и в Финляндии дело обстоит точно также. Джазовый рынок в этих условиях должен был бы быть весьма ограниченным, но вот о чем говорят факты, приведенные в Jazz from Finland 2011.

Каждый год в Финляндии проходит от 25 до 50 джазовых фестивалей. Крупнейшим из них является международный джазовый фестиваль в Пори, проводящийся ежегодно с 1966 года. А еще есть и Tampere Jazz Happening, ориентированный на авангардный джаз, April Jazz, где чаще звучит мэйнстрим, фестиваль биг-бэндов в Иматре, Viapori Jazz, Keitele Jazz и целый ряд других джазовых форумов. Каждый год в стране издается более пятидесяти джазовых дисков. В Финляндии работает много звукозаписывающих компаний, десять крупнейших из них с контактными адресами перечислены в справочнике. Организациями джазовых концертов занимаются как сами лейблы, так и специализированные концертные агентства, крупнейшими из которых являются Festium, Svengali и Vapaat äänet. Об уровне развития джаза в стране можно судить и по количеству биг-бэндов, так как каждый такой коллектив – это большая структура, поддерживать существование которой гораздо сложнее, чем маленького комбо, которое вообще может быть составлено для разового выступления или записи диска, а затем столь же легко разойтись. Так вот, в небольшой Финляндии на постоянной основе работает более сорока биг-бэндов – это весьма серьезная цифра!

Главным источником профессионализма финских джазовых музыкантов является разветвленная и хорошо организованная система джазового образования. Ее вершиной служит джазовый факультет в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки, функционирующий с начала 80-х годов прошлого века. Существует и несколько организаций и объединений, занимающихся развитием джаза в стране. К их числу относится и Fimic, а крупнейшей такой организацией является Финская джазовая федерация, существующая с 1966 года и вобравшая в себя сорок региональных ассоциаций. Словом, практически всем пост-советским странам есть чему поучиться в развитии джаза у страны Суоми!

А теперь давайте посмотрим, что интересного в творческом плане появилось в финском джазе за последние годы. В этом поможет компиляционный СD, приложенный к справочнику.

Открывает его композиция Kolme Meduusaa ("Три медузы") в исполнении Кари Иконена (Kari Ikonen) и его ансамбля Karikko. Композитор и клавишник Кари Иконен создал свой секстет в 2001 году и уже дебютный его альбом стал джазовым диском года в Финляндии. Композиция Kolme Meduusaa взята из выпущенного в 2008 году на лейбле Texicalli альбома Oceanophonic – тематической сюиты, посвященной океану, его тайнам и обитателям. Холодноватая и элегантная пьеса построена на солирующих партиях трубы (норвежец Гуннар Халле) и флейты (Сонни Хейниля) на фоне электронных кружев, мастерски сплетенных самим Иконеном на клавишных.

Саксофонист Тимо Ласси (Timo Lassy) – восходящая звезда финского джаза. Он играет в одном из лучших современных комбо Финляндии - Five Corners Quintet, а сольную карьеру начал в 2007 году очень успешным альбомом The Soul & Jazz Of Timo Lassy. Композиция Backyard Puma вошла в его второй альбом Round Two (2009, Ricky-Tick Records). Яркое, сочное звучание, выдержанное в рамках пост-бопового мэйнстрима с сильным латинским акцентом в игре ритм-группы.

Тенор-саксофонист Юхани Аалтонен (Juhani Aaltonen) – один из ветеранов финского джаза и самых известных его мастеров. В 2010 году он отметил свое 75-летие. Аалтонен всегда тяготел к изысканному, близкому к авангарду звучанию. Это заметно и в композиции Shimmer Fallen Stars, записанной его квартетом в 2009 году на альбоме Conclusions (TUM Records). Сочинила эту пьесу вдова легендарного Эдварда Весалы, пианистка Иро Хаарла, играющая в квартете Аалтонена вместе с басистом Ульфом Крокфорсом и ударником Рейно Лайне.

Дыхание рок-музыки ощутимо в пьесе Reflexology, которую исполняет баритон-саксофонист Пепа Пейвинен (Pepa Päivinen) со своим квартетом. Это тоже очень известный в Финляндии музыкант, обладатель многих наград, в том числе и титула "джазмен года" за 2000 год. Reflexology написана барабанщиком Микко Хассиненом и происходит из альбома North Pipe, изданного Пейвиненом в 2009 году на Presence Records. В игре квартета Пейвинена большое значение имеет также звук гитары Тимо Кемерайнена.

Классическое по составу джазовое фортепьянное трио Tokka представлено одноименной композицией с альбома Kantonen-Herrala-Hassinen (2009, Texicalli Records). Отлично сбалансированный ансамбль, в котором основной творческой силой является пианист Сеппо Кантонен.

В том же формате звучит и следующая композиция сборника, Altered Settings. Только главным действующим лицом здесь является другой пианист, Аки Риссанен (Aki Rissanen) – музыкант молодой, очень энергичный и многогранный. За небольшой промежуток времени он успел записать уже три альбома, в том числе дуэт с бельгийским саксофонистом Робином Верхееном. Данная же композиция взята из альбома 2009 года Beautiful Anxiety (KSJazz).

Певица Эмма Салокоски (Emma Salokoski) и квартет Ilmiliekki объединили свои усилия, записав альбом Vi sálde vára hemman (2009). Такое сотрудничество представляется очень естественным, поскольку и Эмма, и ее коллеги из Ilmiliekki во главе с трубачом Вернери Похйолой тяготеют к фольклорному направлению в финском джазе. Вот и этот альбом основан преимущественно на традиционном песенном материале. Все песни Эмма исполняет на шведском языке – на нем она слушала колыбельные своей бабушки, на нем поет их сейчас своему ребенку. Грустную и очень красивую мелодию En fangen fagel можно услышать в компиляционном сборнике от Fimic.

Представлены в сборнике и биг-бэнды. Ricky-Tick Big Band, молодой коллектив, составленный из музыкантов, сотрудничающих с одноименным лейблом, записал свой дебютный альбом в мае 2010 года. В составе этого оркестра играют преимущественно молодые музыканты, работающие в ансамблях Five Corners Quintet, Dalindeo, Auteur Jazz и других коллективах, записывающихся на Ricky-Tick Records. В рамках биг-бэнда они играют музыку, близкую к классическому свингу 30-х годов под руководством композитора и музыканта Dalindeo Вальтери Пойхонена. Пьеса последнего It's a Deal! – хороший пример репертуара бэнда.

В отличие от предыдущих исполнителей, комбо Plop играет остросовременную музыку, выстроенную на пересечении джаза свободной формы, мэйнстрима и квази-этноджаза (во всяком случае, так мне показалось по включенной в CD пьесе Ninja Monkey с альбома An Sich (2009, Fiasko Records). Возглавляет этот коллектив лауреат Georgie Award за 2008-й год (то есть джазмен года) саксофонист Микко Инанен.

Sun Trio, состоящее из братьев Олави Лоухивуори (ударные) и Калеви Лоухивуори (труба, флюгельгорн), а также басиста Анти Лотйонена – коллектив, уже успевший заявить о себе и в Финляндии, и за ее пределами. Еще в 2006 году музыканты стали лауреатами конкурса молодых джазовых исполнителей Северных стран, и с тех пор много и удачно выступают дома и за рубежом. Фольклорные мотивы родной страны играют важную роль в музыке этого трио. В компиляции группа представлена композицией Three Lanterns с их дебютного альбома Time Is Now, выпущенного итальянским лейблом САМ в 2009 году.

Гитарный джаз представлен на диске творчеством Калле Калима (Kalle Kalima) и его группы K-18. Это своего рода супер-комбо, так как в нем собрались такие известные по другим проектам люди, как Микко Инанен, аккордеонист Вели Куяла и басист Теппо Хаута-Ахо. В этом составе Калима и его партнеры записали в 2009 году альбом Some Kubricks of Blood (TUM Records), целиком созданный по мотивам творчества крупнейшего кинорежиссера Стенли Кубрика. С этого альбома в компиляцию вошла композиция Earth Light Room.

По своей основной музыкальной профессии Микко Хассинен (Mikko Hassinen) – барабанщик, но в 2008 году он громко заявил о себе, как о ярком композиторе. Альбом Traveller с его музыкой в исполнении самого известного финского бэнда UMO Jazz Orchestra и саксофониста Пепы Пейвинена был одним из номинантов в борьбе за премию Emma, как лучший джазовый альбом года. Композиция Хассинена Vilmalle взята именно с этого альбома.

А вот тонкий лирик, участник ансамбля Ilmiliekki и еще целого ряда составов, трубач Вернери Похйола (Verneri Pohjola) своим дебютным сольным альбомом Aurora (2009, Texicalli Records) сразу был удостоен премии Еmma. Его композиция Askto с этого диска завершает альбом и хорошо иллюстрирует как творческие устремления Похйолы, так и его потенциал..

Вот такая, разнообразная и широкая панорама финского джаза представлена в очередном выпуске Jazz from Finland 2011. А наиболее удачным завершающим штрихом к этому рассказу мне показались слова саксофониста Микко Инанена, приведенные в его интервью Оле Нердруму: "В современной финской музыке особенно хорошо то, что музыканты больше не разобщены по разным стилистическим лагерям, люди из разных жанров собираются вместе. В результате возникают новые интересные ансамбли, и рождается действительно захватывающая музыка."

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Финляндия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com