nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Квадрат. Из истории российского джаза (редактор-составитель Е.С.Барбан)

Квадрат. Из истории российского джаза (редактор-составитель Е.С.Барбан)  Пройти мимо этой книги было бы непростительно для любого периодического издания о джазе на постсоветском пространстве, сетевого или бумажного, потому что вся специализированная джазовая пресса на этом пространстве начиналась с него – самиздатовского журнала «Квадрат», воскрешенного на страницах сборника «Квадрат. Из истории российского джаза». Нет, разумеется, критики и журналисты, музыковеды и пропагандисты джаза в Советском Союзе работали и вне «Квадрата», с трудом, сквозь негативно-равнодушное или прямо враждебное отношение властей, заслоны цензуры, продвигали свои материалы в официальные издания, но почти все крупнейшие исследователи джаза отметились на его страницах. Алексей Баташев. Владимир Фейертаг. Юрий Верменич. Аркадий Петров. Дмитрий Ухов … И – Барбан. Ефим Барбан был непосредственным создателем журнала, его душой и неизменным редактором. Закономерно, что именно Ефим Семенович Барбан пятьдесят лет спустя после выхода первого номера «Квадрата» стал редактором-составителем выпущенного в 2015 году петербургским издательством «Композитор – Санкт-Петербург» сборника, отмечающего эту славную дату.

Время жизни «Квадрата»: 1965 – 1984. За этот период вышло семнадцать номеров. Для сборника Е.Барбан отобрал материалы шести выпусков, при этом наиболее полно представлены номера с 14-го по 17-й. Тому есть причины, о которых редактор-составитель пишет в предисловии. «Квадрат» был создан при одноименном ленинградском джазовом клубе и первоначально больше напоминал клубный бюллетень, из которого он, собственного говоря, и вырос. Постепенно, под напором своего редактора, «Квадрат» превратился в издание, аналогов которому, пожалуй, нет в мире и по сей день: дискуссионный, музыкально-теоретический журнал, открытую трибуну для споров о путях дальнейшего развития джаза и нелицеприятного анализа его современного состояния в мире и, в первую очередь, в СССР. При этом создатель и основной автор «Квадрата», единый в трех лицах (Барбан подписывал свои статьи также и псевдонимами – Евгений Семенов и Борис Ефимов), активно продвигал на страницах журнала идеи джазового авангарда, как столбовой дороги развития джаза в целом. История «Квадрата» оборвалась с эмиграцией Ефима Барбана в Великобританию.

Не буду здесь повторять полудетективную историю издания этого машинописного журнала. Барбан сам прекрасно изложил ее в предисловии к сборнику. Указал он и на ахиллесову пяту «Квадрата»: «Журнал выходил очень небольшим тиражом (50-60 экз.) и бесплатно распространялся среди пишущих о джазе экспертов, музыкантов, провинциальных джаз-клубов». Даже с учетом того, что каждый номер проходил через десятки рук, вряд ли общее число читателей на весь огромный Союз превышало несколько тысяч человек. Поэтому не только для историков джаза, но и для многих и многих поклонников этой музыки, исполнителей – всех тех, кто осознанно заинтересовался джазом еще в советские годы, - выход в свет сборника с подлинными, «по сути дела, репринтными», как пишет Ефим Семенович, материалами «Квадрата» - это большое и очень отрадное событие.

При этом интерес к материалам «Квадрата» отнюдь не только исторический. Опубликованные на его страницах (и помещенные в сборник) фрагмент работы Алексея Баташева « Импровизация как вид музыкальной деятельности», статья профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского «Единство импровизационности и композиционности как универсалия музыкального мышления» вполне актуальны и сегодня. Отмечу, что редактор-составитель поместил в этом сборнике только остро-полемичные собственные статьи, а также материалы развернувшейся после их появления дискуссии, тогда как глубокие исследовательско-теоретические и столь же актуальные собственные работы Е.Барбана, в большинстве своем также увидевшие свет на страницах «Квадрата», являются сегодня достоянием читательской аудитории в изданных с логотипом «Композитор – Санкт-Петербург» других книгах Ефима Семеновича.

Сложнее с теми читателями, кто в 80-е годы только родился, а рос и приходил к джазу уже в условиях постсоветских реальностей. Им потребуется определенное усилие, чтобы понять, сколь дерзким и рискованным было решение издавать и распространять без всякой санкции властей самиздатовский журнал ( пусть не о политических проблемах, а всего лишь о джазе ) в самые «застойные» годы, в условиях полного тоталитарного идеологического контроля, сколько терпения и энтузиазма потребовалось, чтобы продолжать эту работу на протяжении почти двадцати лет. Иной молодой читатель и не сразу поймет, каким тонкостям «прорыва в концертные залы» обучает, к примеру, джазовых музыкантов уважаемый Владимир Борисович Фейертаг в статье «Гость в чужом доме». М-да, времена изменились, тонкости сейчас другие, но название статьи, пожалуй, актуально и сегодня…

Ну, и о пресловутой дискуссии. Сегодня сам Е.Барбан в интервью (например, в беседе с Андреем Шарым для радиостанции «Свобода») говорит об эволюции собственных взглядов, сожалеет об излишней горячности, допускавшейся с обеих сторон в дискуссии между сторонниками джазового авангарда и мэйнстрима. Возможно, самые острые фрагменты этой дискуссии не попадали на страницы «Квадрата» или, по крайней мере, данного сборника, но когда я читаю в нем статьи Ефима Барбана, Артемия Троицкого, Владимира Фейертага, то вижу прежде всего, при всех резкостях и немалых толиках яда, обращенных к оппонентам, настоящую полемику, аргументы, выкладываемые обеими сторонами на стол дискуссии, без огульного охаивания и, тем более, перехода на личности, характерного для погромных статей против джаза советских искусствоведов сталинских, да и более поздних времен, когда острие их атак сместилось в сторону рок-музыки. Как говорится, почувствуйте разницу…

Завершая этот небольшой обзор новой книги о джазе издательства «Композитор – Санкт-Петербург», не могу не сделать одного замечания. В принципе, мне импонирует стиль оформления работ Е.Барбана, появившихся в петербургском издательстве: удачное сочетание строгой академичности с броской привлекательностью. Но в работе над выпуском «Квадрата», как мне показалось, оформителям чуть-чуть изменило чувство такта. Я имею в виду фотографию на обложке в контексте подзаголовка «Из истории РОССИЙСКОГО джаза». Не хочу сказать, что здесь требовался портрет Лундстрема, Голощекина или Кузнецова. Возможно, лучше подошел бы некий абстрактный графический рисунок. А уж если говорить о фотографии, то наиболее логично выглядел бы фотопортрет человека, без которого не существовал бы предмет этой книги, и не было бы именно этих страниц в истории российского джаза. Вы понимаете, о ком я.


Квадрат: из истории российского джаза
© Барбан Е.С., сост., 2015
© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2015


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
  • стиль: блюз, блюз
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
  • стиль: джаз, джаз
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
  • стиль: джаз, джаз
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
  • стиль: джаз, джаз
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журна­листа, одного из старейших авторов на­шего журнала и отцов-основателей Мин­ского джаз-клуба еще в 70-е годы, для чи­тателя открывается дверь в целый ряд ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...
  • стиль: джаз
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ ...
  • стиль: джаз, джаз
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах ...
  • стиль: джаз, джаз
Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
С выходом в 2019 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» этой книги, в творчестве виднейшего джазового теоретика, критика и журналиста Е.С. Барбана сложилась настоящая «академическая трилогия». Парадокс? ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com