nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Квадрат. Из истории российского джаза (редактор-составитель Е.С.Барбан)


Квадрат. Из истории российского джаза (редактор-составитель Е.С.Барбан)  Пройти мимо этой книги было бы непростительно для любого периодического издания о джазе на постсоветском пространстве, сетевого или бумажного, потому что вся специализированная джазовая пресса на этом пространстве начиналась с него – самиздатовского журнала «Квадрат», воскрешенного на страницах сборника «Квадрат. Из истории российского джаза». Нет, разумеется, критики и журналисты, музыковеды и пропагандисты джаза в Советском Союзе работали и вне «Квадрата», с трудом, сквозь негативно-равнодушное или прямо враждебное отношение властей, заслоны цензуры, продвигали свои материалы в официальные издания, но почти все крупнейшие исследователи джаза отметились на его страницах. Алексей Баташев. Владимир Фейертаг. Юрий Верменич. Аркадий Петров. Дмитрий Ухов … И – Барбан. Ефим Барбан был непосредственным создателем журнала, его душой и неизменным редактором. Закономерно, что именно Ефим Семенович Барбан пятьдесят лет спустя после выхода первого номера «Квадрата» стал редактором-составителем выпущенного в 2015 году петербургским издательством «Композитор – Санкт-Петербург» сборника, отмечающего эту славную дату.

Время жизни «Квадрата»: 1965 – 1984. За этот период вышло семнадцать номеров. Для сборника Е.Барбан отобрал материалы шести выпусков, при этом наиболее полно представлены номера с 14-го по 17-й. Тому есть причины, о которых редактор-составитель пишет в предисловии. «Квадрат» был создан при одноименном ленинградском джазовом клубе и первоначально больше напоминал клубный бюллетень, из которого он, собственного говоря, и вырос. Постепенно, под напором своего редактора, «Квадрат» превратился в издание, аналогов которому, пожалуй, нет в мире и по сей день: дискуссионный, музыкально-теоретический журнал, открытую трибуну для споров о путях дальнейшего развития джаза и нелицеприятного анализа его современного состояния в мире и, в первую очередь, в СССР. При этом создатель и основной автор «Квадрата», единый в трех лицах (Барбан подписывал свои статьи также и псевдонимами – Евгений Семенов и Борис Ефимов), активно продвигал на страницах журнала идеи джазового авангарда, как столбовой дороги развития джаза в целом. История «Квадрата» оборвалась с эмиграцией Ефима Барбана в Великобританию.

Не буду здесь повторять полудетективную историю издания этого машинописного журнала. Барбан сам прекрасно изложил ее в предисловии к сборнику. Указал он и на ахиллесову пяту «Квадрата»: «Журнал выходил очень небольшим тиражом (50-60 экз.) и бесплатно распространялся среди пишущих о джазе экспертов, музыкантов, провинциальных джаз-клубов». Даже с учетом того, что каждый номер проходил через десятки рук, вряд ли общее число читателей на весь огромный Союз превышало несколько тысяч человек. Поэтому не только для историков джаза, но и для многих и многих поклонников этой музыки, исполнителей – всех тех, кто осознанно заинтересовался джазом еще в советские годы, - выход в свет сборника с подлинными, «по сути дела, репринтными», как пишет Ефим Семенович, материалами «Квадрата» - это большое и очень отрадное событие.

При этом интерес к материалам «Квадрата» отнюдь не только исторический. Опубликованные на его страницах (и помещенные в сборник) фрагмент работы Алексея Баташева « Импровизация как вид музыкальной деятельности», статья профессора Московской консерватории Вячеслава Медушевского «Единство импровизационности и композиционности как универсалия музыкального мышления» вполне актуальны и сегодня. Отмечу, что редактор-составитель поместил в этом сборнике только остро-полемичные собственные статьи, а также материалы развернувшейся после их появления дискуссии, тогда как глубокие исследовательско-теоретические и столь же актуальные собственные работы Е.Барбана, в большинстве своем также увидевшие свет на страницах «Квадрата», являются сегодня достоянием читательской аудитории в изданных с логотипом «Композитор – Санкт-Петербург» других книгах Ефима Семеновича.

Сложнее с теми читателями, кто в 80-е годы только родился, а рос и приходил к джазу уже в условиях постсоветских реальностей. Им потребуется определенное усилие, чтобы понять, сколь дерзким и рискованным было решение издавать и распространять без всякой санкции властей самиздатовский журнал ( пусть не о политических проблемах, а всего лишь о джазе ) в самые «застойные» годы, в условиях полного тоталитарного идеологического контроля, сколько терпения и энтузиазма потребовалось, чтобы продолжать эту работу на протяжении почти двадцати лет. Иной молодой читатель и не сразу поймет, каким тонкостям «прорыва в концертные залы» обучает, к примеру, джазовых музыкантов уважаемый Владимир Борисович Фейертаг в статье «Гость в чужом доме». М-да, времена изменились, тонкости сейчас другие, но название статьи, пожалуй, актуально и сегодня…

Ну, и о пресловутой дискуссии. Сегодня сам Е.Барбан в интервью (например, в беседе с Андреем Шарым для радиостанции «Свобода») говорит об эволюции собственных взглядов, сожалеет об излишней горячности, допускавшейся с обеих сторон в дискуссии между сторонниками джазового авангарда и мэйнстрима. Возможно, самые острые фрагменты этой дискуссии не попадали на страницы «Квадрата» или, по крайней мере, данного сборника, но когда я читаю в нем статьи Ефима Барбана, Артемия Троицкого, Владимира Фейертага, то вижу прежде всего, при всех резкостях и немалых толиках яда, обращенных к оппонентам, настоящую полемику, аргументы, выкладываемые обеими сторонами на стол дискуссии, без огульного охаивания и, тем более, перехода на личности, характерного для погромных статей против джаза советских искусствоведов сталинских, да и более поздних времен, когда острие их атак сместилось в сторону рок-музыки. Как говорится, почувствуйте разницу…

Завершая этот небольшой обзор новой книги о джазе издательства «Композитор – Санкт-Петербург», не могу не сделать одного замечания. В принципе, мне импонирует стиль оформления работ Е.Барбана, появившихся в петербургском издательстве: удачное сочетание строгой академичности с броской привлекательностью. Но в работе над выпуском «Квадрата», как мне показалось, оформителям чуть-чуть изменило чувство такта. Я имею в виду фотографию на обложке в контексте подзаголовка «Из истории РОССИЙСКОГО джаза». Не хочу сказать, что здесь требовался портрет Лундстрема, Голощекина или Кузнецова. Возможно, лучше подошел бы некий абстрактный графический рисунок. А уж если говорить о фотографии, то наиболее логично выглядел бы фотопортрет человека, без которого не существовал бы предмет этой книги, и не было бы именно этих страниц в истории российского джаза. Вы понимаете, о ком я.


Квадрат: из истории российского джаза
© Барбан Е.С., сост., 2015
© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2015


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Россия
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: традиционный джаз
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: свинг
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Великобритания, Россия
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Германия, США
  • музыкальный стиль: авангард
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Финляндия
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Анастасия КОСТЮКОВИЧ
  • страна: Литва
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Геннадий САХАРОВ
  • страна: Россия
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Ольга КОРЖОВА
  • страна: США
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Геннадий САХАРОВ
  • страна: Россия
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
© 2023 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com