nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ефим Барбан – Колесо Фортуны. Встречи и судьбы. От Паваротти до Хворостовского

Ефим Барбан – Колесо Фортуны. Встречи и судьбы. От Паваротти до Хворостовского  С выходом в 2019 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» этой книги, в творчестве виднейшего джазового теоретика, критика и журналиста Е.С. Барбана сложилась настоящая «академическая трилогия». Парадокс? Отнюдь. Во-первых, широчайшая эрудиция позволяет Барбану легко воспарять над достаточно условными границами направлений в музыке и «вторгаться» в сферы других видов искусства и литературы, что он не раз демонстрировал и в своих чисто джазовых исследованиях. Во-вторых, сама жизнь подтолкнула Ефима Семеновича к плотным контактам с миром академической музыки.

В списке работ Е.С.Барбана все начиналось с появившейся в 2006 году книги, которая так и называлась: «Контакты» (все работы Е.С.Барбана изданы вышеупомянутым российским издательством). Появлением этой книги Ефим Барбан обязан … Джеральду Вуду: именно под таким псевдонимом живущий с 1984 года в Великобритании музыковед много лет вел на Би-Би-Си радиопрограмму «Музыкальная студия», посвященную современной академической музыке. Лондон – крупнейший мировой центр, в том числе и в сфере культуры. Это позволило журналисту Джеральду Вуду побеседовать со множеством властителей умов в сфере академической музыки, как композиторов, так и исполнителей. Это позволило Ефиму Барбану подготовить сборник, в который вошло девяносто (!) его интервью с представителями мировой музыкальной элиты. «Контакты» - бесценный документ, со страниц которого звучат голоса этих людей, умело направляемые вопросами интервьюера. Вопросы Вуд / Барбан поднимал почти исключительно не личного, а творческого характера, но ответы позволяют оценить не только систему взглядов его собеседников на музыку, но и глубже представить их духовный мир в целом.

В 2018 году тема получила продолжение. Увидела свет новая работа Е.С.Барбана «Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена». Это уже не интервью, а авторские очерки-портреты мастеров музыки ХХ века, частью которых стали фрагменты ранее взятых интервью. Я писал об этой книге для нашего сайта, тот текст и сегодня легко найти на jazzquad.ru, что позволяет сегодня не анализировать книгу подробно. Остановлюсь только на одном моменте. Среди прочего, мне показалось тогда важным упомянуть следующее: «… Если в «Контактах» были собраны интервью с композиторами и исполнителями, то в новой работе представлены только композиторы. Однако, в названии книги этого слова нет, есть – музыканты. Значит ли это, что к таковым Е.С.Барбан сознательно относит только творцов музыки, оставляя за чертой исполнителей – интерпретаторов, в том числе выдающихся? Не знаю. Мне почему-то кажется, что вслед за этой работой еще должен появиться ее как бы «второй том»…».

Что ж, он появился. Второй том или третья часть академической трилогии – это уж, как вам будет угодно. Длинную цитату я привел не из желания погладить себя, любимого, по головке за прозорливость, просто сама логика восставала против труднообъяснимой лакуны. Очень приятно, что Ефим Семенович нашел возможность (а это и силы, и время) устранить «несправедливость», написав книгу уже об исполнителях академической музыки. Преемственность в двух последних его работах подчеркнута и одинаковой, «тройной» структурой названия: «Колесо Фортуны. Встречи и судьбы. От Паваротти до Хворостовского». И организован материал в этой книге аналогичным образом. Ее составляют очерки-портреты крупнейших музыкантов-исполнителей, инструменталистов и вокалистов, причем, в отличие от предыдущей работы, как зарубежных, так и российских. Всего таких портретов в этой «галерее» тридцать один. За исключением рассказа о пианисте Клаудио Аррау, все остальные очерки включают в себя и фрагменты ранее вошедших в «Контакты» интервью.

В качестве сквозной «путеводной нити» в этой книге Е.С.Барбан выбрал образ Фортуны. Древнеримская богиня удачи, как известно, изображалась стоящей на крылатом колесе или шаре, что символизировало изменчивость и непостоянство. Понятно, что все герои новой книги Барбана по жизни оказались любимчиками Фортуны, вознесшей их к широчайшей известности. Но автор постоянно подчеркивает роль случайностей, которые привели к большому успеху, скажем, Николая Гедду, начинавшего в качестве банковского служащего, или Лучано Паваротти – бывшего школьного учителя. И разве не поворотом того самого Колеса Фортуны можно объяснить, что семья Башметов в послевоенном Львове приютила в качестве квартирантки молодую студентку консерватории, что и повлияло, в конечном счете, на выбор их сыном Юрием музыкальной карьеры. В огромном большинстве случаев роль Фортуны проявилась и в том банальном факте, что будущие музыкальные гении рождались в нужное время и в нужном месте: в семьях музыкантов или людей, глубоко увлеченных музыкой. Есть, правда, и обратные примеры, вроде судьбы блистательной Галины Вишневской, выросшей в семье, где культурных запросов просто не было. Фортуна была милостива к героям книги, но Барбан заставляет задуматься и о жестокости богини: сколько потенциальных гениев так и остались в безвестности, будучи и талантливыми, и трудолюбивыми. Я уж и не говорю о тех носителях бесценного творческого дара, кто сгорел в печах Освенцима или пал на военных полях брани…

Любит ли Барбан своих героев? Кого как, и это чувствуется, когда читаешь книгу, хотя автор отдает должное всем, о ком пишет, как выдающимся музыкантам. Ефим Семенович все также принципиален, строг и нелицепрятен в своих далеких от апологетики оценках, хотя по форме он стал выражать их с годами значительно мягче, чем в молодости. А вот авторский стиль портретов все также чеканен и, одновременно, богат чисто литературными достоинствами, как и ранее. Мне скажем, если говорить об Изабелле Юрьевой, совершенно в равной степени дороги и небольшой, но емкий очерк Барбана, и образ певицы, созданный в романе «Венерин волос» Михаилом Шишкиным, которого почитаю за одного из лучших русских писателей нашего времени. Финалы некоторых очерков Барбана оставляют впечатление, подобное высокой и чисто взятой ноте, медленно тающей в тишине. Позволю себе привести только один пример такого финала: «…Музыкальное наследие Геннадия Рождественского велико и значительно. Ему предстоит долгая жизнь после смерти. Но главным достижением его жизни было то, что прошла она при свете совести».

Увы, тираж книги, мягко говоря, не слишком велик. Тиражи литературы, в которой речь идет об умах и душах людей, всегда будет в разы меньше, чем у той, где копаются в их постелях. Поэтому «Колесо Фортуны» удастся прочесть немногим. Но зато это будут люди, для которых музыка и ее создатели действительно интересны. Остается только поблагодарить Е.С.Барбана и его постоянное питерское издательство, которые подарили потенциальным читателям радость общения с этой книгой.

Ефим Барбан

Колесо Фортуны. Встречи и судьбы. От Паваротти до Хворостовского

© Е.С. Барбан, 2019

© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2019

Леонид АУСКЕРН


автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания, Россия
музыкальный стиль
академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com