Anatoly Vapirov / Yury Kuznetsov - Bridge Over Sea
14.12.2014
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо сугубо энергетичен и дает слушателю в основном ощущение драйва, потока музыкального сознания. И в том, и в ином случае воздействие по сути своей сугубо интеллектуально и требует изрядной подготовленности слушателя. Во всяком случае я практически не встречал такого любителя красивого романтического джаза, который вдруг резко проникся бы любовью к музыкальным шарадам Сесила Тейлора и уж тем более Ивэна Паркера.
Данный альбом — счастливое и редкое исключение. Впрочем, это относится не только к одной пластинке, а к творчеству дуэта вообще. Они давно уже выступают вместе и все, кто их слышали, отмечают лирические, порой почти песенные мотивы, которые пронизывают их импровизации, а также подлинный драматизм и глубину разворачивающегося музыкального действа. Один их совместный альбом уже рецензировался на наших страницах и получил самые восторженные оценки, и, надо признаться, я ставил этот, новый диск в проигрыватель не без опасений — очень не хотелось разочаровываться. Действительность переломила все возможные опасения — хотелось услышать нечто, хотя бы равное по силе воздействия предыдущему альбому, а получилось намного интереснее, эмоциональнее и мощнее.
Одиннадцать пьес без названия похожи на одиннадцать совершенно разных рассказов — каждый со своим характером, где-то меланхоличным и напевным, где-то драматичным и резким, где-то фольклорно-прибау- точным, где-то балаганно-театральным, но всегда предельно выразительным и четким. Сюжетности и тематизму этой музыки, хотя ведь и свободной по форме, может позавидовать иная баллада — столько в альбоме внутренней силы, страсти, и так явно ощущается присутствие мелодического "стержня", на который нанизываются прихотливые импровизации... Проверено на практике — люди, очень и очень скептически воспринимающие фри-джаз, слушали дуэт Вапиров-Куэнецов с выражением сначала интереса, а потом и восторга на лице. Очень жаль, что редки их концерты на российских джазовых просторах.
Непростая, но очень теплая, добрая и человечная музыка. Рекомендуемся абсолютно всем, кто внутренне не зашорен и хотя бы минимально открыт восприятию нового в искусстве. Я вообще не люблю давать оценки дискам, но здесь сделаю исключение: этот альбом лично для меня — лучшая работа в области свободного импровизационного джаза из всех, что я слышал за последние годы.
(c) & (p) 2000 AVA Records
11 tks /71 mins (A. Vapirov — ts, ss; Y. Kuznetsov — p, block fl, perc)
На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре ...
Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...
Фердинандо Ардженти (р.1954) — музыкант италоамериканского происхождения, как и Чик Кориа или Джо Ловано. Но в отличие от них, Ардженти родился не в Штатах, а на своей исторической родине, в старинном городе Пиза и лишь с середины 90-х, уже ...
Вряд ли в наших краях кто-нибудь слышал о певице и гитаристке с техасского побережья Мексиканского залива Барбаре Линн. Она дебютировала во времена по нынешним меркам просто доисторические – в 1962 году. И довольно громко – песня You'll ...
Стены наших подъездов пестрят граффити, где ожесточенно отстаивают достоинства своих любимцев рэпперы, металлисты и панки. Жив ли, умер ли, рок-н-ролл, похоже никого уже не интересует. Но на самом деле это не так, просто большинство рок-н-ролльщиков ...
Хорошо все-таки, что на джазовую сцену нельзя попасть «по блату». Здесь тоже существует понятие раскрутки, но оно носит совершенно иной смысл, чем, скажем, в российской поп-музыке, где чадолюбивые «папы Карло» с туго набитыми ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...
Квартет итальянского саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актиса Дато — постоянный гость нашего журнала в последнее время. И альбомы, и участие в Каунасском джаз-фестивале — казалось бы, отчего такое внимание к музыканту, откровенно говоря, ...