Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской музыки. Даже в оформлении всех альбомов квартета используется исключительно древнееврейская символика, а названия альбомов соответствуют буквам иврита. (Название этого диска звучит на древнееврейском как "Вав".) Даже возникли слухи, что Зорн собирается сделать с "Масадой" 26 альбомов — по числу букв в алфавите.
Но это вряд ли — во всяком случае, на сегодняшний день он еще и до пятнадцати не добрался, а квартер скорее всего, в ближайшее время будет распущен.
Масада — самый джазовый из всех проёктов Джона Зорна.И хотя он все же основан на еврейской музыкальной традиции,это ощущается лишь в тематике мелодий, причем далеко не всегда. В основном это современный фри-джаз с достаточно экстремальным саундом, главным образом за счет самого Зорна, который является большим специалистом по выдуванию из альт-саксофона всяких необычных звучаний — свистов, вскриков, скрежетов. Он любит играть в очень высоком регистре, так, что слушатель не очень знающий может запросто на слух перепутать его инструмент с сопрано.
Но это все было вступление, которое, похоже, затянулось. Приступим к самому альбому. Во-первых, это новое московское переиздание релиза 1995 года. Во-вторых, 6-я "Масада", пожалуй, одна из самых мягких и "благозвучных" в этой серии. Сам Зорн почти все время играет нормальным звуком, импровизации очень мелодичны и вовсе не экстремальны, чуть ли не треть вещей вообще медленные и лирические, почти жалобные. Вообще голых эмоций, так характерных для музыки Зорна, в этом альбоме не очень много — он оставляет впечатление более рассудочного, спокойного и продуманного. Хорошо ли это? Уж как для кого. Кому больше нравится именно неистовость и непредсказуемость саксофониста, тому этот проект может показаться пресноватым, но если вам по душе изысканные хитросплетенные тонкие импровизации на красивые темы — то это для вас.
На мой взгляд, "Masada б" — все же несомненная удача Зорна — он дает возможность получить удовольствие от чистого музыкального процесса. А если потом захочется немного ударить по нервам — поищите другие его альбомы и найдете нужные эмоции в изобилии.
(с) (р) 1995 DIW
(р) 2001 Stress Rec
9 tks / 61 mins
(John Zorn — as; Dave Douglas — tp; Greg Cohen — b; Joey Baron — dr)
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...
«Масада» — специальный проект нью-йоркского авангардиста Джона Зорна, где он с помощью трех партнеров делится со слушателем творческими идеями, навеянными еврейской музыкальной традицией. Отсюда соответствующее оформление альбомов, ...
Теряюсь в догадках, из каких соображений музыканты трио-- решили назвать свою программу "Безумный ритм". Их музыка полнаизящных, тонких, манящих, дразнящих, эротических, легких -- но никак небезумных ритмов. Солирующая скрипка -- достаточно редкое ...
Этот диск был записан саксофонистом Олегом Киреевым в Польше, совместным российско- польским составом и издан там же в 95-м году фирмой "Gobi Records*. Теперь этот альбом стал доступен и нашим коллекционерам, после того, как его переиздала ...
Прежде чем поговорить об услышанном, несколько слов о самом швейцарском трубаче Питере Шерли. Этот музыкант выступал у нас еще во времена СССР, совершив в 1990 году с секстетом большой тур по Прибалтике, России и Украине. В частности, его секстет ...
Ба, знакомые все лица! Ну если не все, то по крайней мере некоторые. Наши читатели могут вспомнить рецензию на первый сольник Дэвида Фьючински, где у него играли и Эфрон, и Садовник, а также колоритное смешение джаза с еврейской этникой в рамках ...