Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской музыки. Даже в оформлении всех альбомов квартета используется исключительно древнееврейская символика, а названия альбомов соответствуют буквам иврита. (Название этого диска звучит на древнееврейском как "Вав".) Даже возникли слухи, что Зорн собирается сделать с "Масадой" 26 альбомов — по числу букв в алфавите.
Но это вряд ли — во всяком случае, на сегодняшний день он еще и до пятнадцати не добрался, а квартер скорее всего, в ближайшее время будет распущен.
Масада — самый джазовый из всех проёктов Джона Зорна.И хотя он все же основан на еврейской музыкальной традиции,это ощущается лишь в тематике мелодий, причем далеко не всегда. В основном это современный фри-джаз с достаточно экстремальным саундом, главным образом за счет самого Зорна, который является большим специалистом по выдуванию из альт-саксофона всяких необычных звучаний — свистов, вскриков, скрежетов. Он любит играть в очень высоком регистре, так, что слушатель не очень знающий может запросто на слух перепутать его инструмент с сопрано.
Но это все было вступление, которое, похоже, затянулось. Приступим к самому альбому. Во-первых, это новое московское переиздание релиза 1995 года. Во-вторых, 6-я "Масада", пожалуй, одна из самых мягких и "благозвучных" в этой серии. Сам Зорн почти все время играет нормальным звуком, импровизации очень мелодичны и вовсе не экстремальны, чуть ли не треть вещей вообще медленные и лирические, почти жалобные. Вообще голых эмоций, так характерных для музыки Зорна, в этом альбоме не очень много — он оставляет впечатление более рассудочного, спокойного и продуманного. Хорошо ли это? Уж как для кого. Кому больше нравится именно неистовость и непредсказуемость саксофониста, тому этот проект может показаться пресноватым, но если вам по душе изысканные хитросплетенные тонкие импровизации на красивые темы — то это для вас.
На мой взгляд, "Masada б" — все же несомненная удача Зорна — он дает возможность получить удовольствие от чистого музыкального процесса. А если потом захочется немного ударить по нервам — поищите другие его альбомы и найдете нужные эмоции в изобилии.
(с) (р) 1995 DIW
(р) 2001 Stress Rec
9 tks / 61 mins
(John Zorn — as; Dave Douglas — tp; Greg Cohen — b; Joey Baron — dr)
Уникальный бельгийский мастер джазовой губной гармоники удостоился своего персонального портретного альбома в известной серии лэйбла "Verve". Этот альбом в ней — уже 59-й по счету. Тутс Тилеманс занял место в одном ряду с такими корифеями, как ...
Альбом во многом необычный. Во-первых, нельзя определить, в каком году он был издан: известно лишь, что записывался он в самом начале 1996 года в Новосибирске. Во-вторых, издатели максимально "американизировали" его, и сибирский акцент присутствует ...
Для Москвы, российской столицы, где переплетаются самые разнообразные тенденции развития, это было бы вполне логично. Возможно в еще большей степени это логично для Петербурга, города, из которого никому из первых секретарей так и не удалось ...
Альбом далеко не новый, но в настоящее время готовящийся к переизданию. Впрочем, внимания уважаемых читателей этот диск заслуживает не только в данной связи. Дуэт гитары и сопрано-саксофона — явление не частое, а посему столь изысканное ...
Если вспомнить начало одной из наиболее значительных статей Владимира Фейертага, немного заострить "образ", слегка расширить "диапазон звучания", то может получиться примерно такая фраза: остановите на любом проспекте любого постсоветского города ...
Нью-Йорк — очень большой город, и музыкантов в нем очень много. Некоторым, чтобы познакомиться, приходится перебраться аж в Токио. Именно там в 1986г. встретились два нью-йоркских саксофониста: Майк Эллис и Том Александер. Встретились и ...
Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, ...
«Tempest», что переводится как "Ураган" — дебютный альбом гитариста Джесси Кука. И его музыка полностью соответствует названию диска. "Tempest" — это ураган чувств, своей искренностью сметающий на своем пути опутывающие человека условности, ломающий ...
«Gravity» ("Притяжение") — второй альбом молодогоканадского гитариста Джесси Кука. Стиль, в котором играет этот музыкантна обложке диска именуется так: Rumba/Flamenco/World/Beat/ Jazz/Pop. Ик этому длиннющему названию вполне можно было бы смело ...
Альбом сделан рукой мастера — это слышно с первых же аккордов. Гаррисон Фьюэлл, окончивший когда-то колледж Беркли и теперь сам преподающий в нем, был одно время учеником знаменитого Пата Мартино. Учение не прошло даром, скорее всего по той причине, ...
Живет себе музыкант - профессионален, талантлив, за плечами - академическаяшкола, репертуарный набор незыблем и безвариантен... Скучно... А за окном - столько ритмов, столько разнообразных тембров, кончаетсяXX век, на протяжении которого сменилось ...
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...