Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, который с равным успехом исполнял как стандарты, так и собственные композиции, выдержанные в русле мейнстрима.
И теперь перед вами еще один бельгийский джазмен, гитарист Жильбер Исбин. Это уже далеко не мейнстрим, он играет на классической гитаре совершенно неклассическую музыку. Он разработал довольно уникальную, "перкуссионную" технику извлечения звуков, его манера чрезвычайно динамична, даже резка, гитара то стонет и взрывается каскадами нот под его пальцами, то позвякивает-постукивает-шелестит, а специальная подготовка инструмента насыщает музыку необычными тембрами.
Однако если вы думаете, что это в целом нечто регулярно-ритмичное и заводное, то вы ошибаетесь. Исбин принадлежит к числу спонтанных импровизаторов, наиболее близкими к его манере можно назвать англичан Дерека Бейли и Джона Рассела. Бельгиец, правда, не пошел по их пути — пути тотального разрушения гармонических и мелодических схем и упоения гитарным звучанием и его оттенками как таковыми, — в его музыке ваше ухо всегда найдет на что опереться. Другое дело, что опора эта весьма шаткая и постоянно ускользает куда-то: гитарист все время перепрыгивает от одной темы к другой, от одного приема к следующему. Но каждая композиция строится на сочетании вполне определенных, заданных приемов и мотивов, так что хаоса не возникает.
Получается интересная вещь — там, где в спонтанной импровизации музыка "цепляется" за какую-то внутреннюю структуру, там и внешние эффекты — игра тембров, необычные звучания — приобретают внятный смысл и слушаются довольно органично. Должен отметить, что, слушая Исбина, практически невозможно найти у него какие-то затянутости, чистое любование звуком: он старается буквально каждой музыкальной фразе придать отдельный четкий смысл, и это, похоже, ему удается. Альбом воспринимается совершенно на одном дыхании и с неослабевающим интересом. Можно рекомендовать всем любителям свободной импровизации, да и просто любопытным: в нем каждый неортодоксальный слушатель должен найти что-то для себя.
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...
Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской ...
«Масада» — специальный проект нью-йоркского авангардиста Джона Зорна, где он с помощью трех партнеров делится со слушателем творческими идеями, навеянными еврейской музыкальной традицией. Отсюда соответствующее оформление альбомов, ...
Теряюсь в догадках, из каких соображений музыканты трио-- решили назвать свою программу "Безумный ритм". Их музыка полнаизящных, тонких, манящих, дразнящих, эротических, легких -- но никак небезумных ритмов. Солирующая скрипка -- достаточно редкое ...
Этот диск был записан саксофонистом Олегом Киреевым в Польше, совместным российско- польским составом и издан там же в 95-м году фирмой "Gobi Records*. Теперь этот альбом стал доступен и нашим коллекционерам, после того, как его переиздала ...
Прежде чем поговорить об услышанном, несколько слов о самом швейцарском трубаче Питере Шерли. Этот музыкант выступал у нас еще во времена СССР, совершив в 1990 году с секстетом большой тур по Прибалтике, России и Украине. В частности, его секстет ...
Ба, знакомые все лица! Ну если не все, то по крайней мере некоторые. Наши читатели могут вспомнить рецензию на первый сольник Дэвида Фьючински, где у него играли и Эфрон, и Садовник, а также колоритное смешение джаза с еврейской этникой в рамках ...
Два очень разных виниловых альбома в рамках одного компакт-диска, изданного «Mercury» и перепечатанного в России. «Cool Velvet» Стен Гетц записывал в Германии в 1960 г., в период, когда он жил в Европе, а «Voices» ...
"KIVA представляет собой нерушимый круг Земли — это место, где встречаются люди, которые любят Землю. Это храм в самом ее сердце... KIVA может иметь много форм. Это может быть типи — хижина для потения во время ритуала пейота, древо солнечного ...
Российская перепечатка последнего прижизненного альбома Тони Уильямса. «Wilderness» вышел в декабре 1996 года, всего лишь за два месяца до скоропостижной смерти знаменитого ударника от сердечного приступа. Проект весьма амбициозен. Для ...