Надпись на обложке диска «Эта музыка протестирована на котах» говорит о характере музыки куда больше, чем все могущие здесь присутствовать размышления о своеобразности стиля данного коллектива и тех источниках вдохновения, из которых музыканты все это своеобразие почерпнули. На деле же все, как мне кажется, обстояло гораздо проще: канадец Оливер Шройер придумал идею, как делать музыку и достаточно оригинальную, и веселую, и одновременно ту, которая не позволит после ее показа критикам глубокомысленно ковырять им в носу и в теории, изыскивая возможные толкования услышанного.
С данной целью Оливер Шройер и заварил всю эту кашу. Точнее— пиццу, ибо, судя по названию, в основу проекта положены обыкновенные помидоры — овощ универсальный. Соответственно ему и получилась музыка: с остринкой, но без признаков какой-то одной национальной кухни; простая,но исполненная особого изящества; веселая, но совсем не такая однообразная, как выпуски белорусских теленовостей.
Но если уж попробовать прибегнуть к высшему искусству навешивания ценников и ярлычков, следует сразу же отметить, что одним только ярлычком на самом деле никак не обойтись. Вначале, правда, материал этого альбома вызывает некоторое недоумение: уж слишком много всего разного, необычного и, казалось бы, совершенно несовместимого намешано в этом изготовленном на основе тушеных томатов блюде. В принципе, все базируется на фолке, преломленном под углом джаза. Но это и близко не диксиленд, и не ранние СЯБРЫ. Просто музыканты собирают букет кушанья не случайно, а согласно принципу «совмещать несовместимое». И у них это получается вполне хорошо, если только вы сможете приучить себя вслушаться в изготовленное на кухне «Тушеных томатов».
Вот как, например, объясняет Оливер Шройер рождение пьесы под названием «The Yodelle From Guadalajara»: мексиканско-альпийская фантазия на основе ча-ча-ча. Представить такое невозможно, исполнить, оказывается,— легко! И не беспокойтесь: все вы в этой пьесе услышите. Или вот тема «Wild Apples»: букет из трех тем. Музыканты стартуют с византийской канонической песни, а финишируют с жигом, написанным «прекрасным перкуссионистом Беном».
Вместе с тем нельзя говорить, что вся эта кухонная продукция для музыкантов — самоцель или просто развлечение. Некоторые пьесы действительно решены весьма любопытно и запоминаются. Прекрасно работает на 5-струнной скрипке лидер «помидоров» Шройер; очень красива местами и чиста труба ДэвидаТрэверса-Смита. В пьесе «The Secret Life of Maria K» выступает изумительная финская аккордеонистка Мария Каланиеми. Пьеса в их совместном исполнении— одна из лучших. Специально приглашенных музыкантов можно встретить на этом альбоме достаточно часто, и каждый из них привносит в звучание коллектива какой-то свой, неожиданный порой колорит. Так, в записи пьесы «Way Down» участвовал DJ Тайсон К, который лихо запиливал винил ради поддержки общего настроения.
Если принять во внимание, что похожий подход к формированию оригинального репертуара продемонстрировали в сентябре и выступавшие в Минске музыканты швейцарской группы BLASABFUHR, можно сообразить, что мы имеем дело уже с некой мировой тенденцией. На достаточно простую, а-ла фолк, ритмику накладывается самый разнообразный, без каких-то ограничений тематический материал, в результате чего получается нечто такое — джазово-всякое. Поначалу кажется, что совершенно несъедобное, но потом, распробовав, уже хочется опять попробовать это.
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...
Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской ...
«Масада» — специальный проект нью-йоркского авангардиста Джона Зорна, где он с помощью трех партнеров делится со слушателем творческими идеями, навеянными еврейской музыкальной традицией. Отсюда соответствующее оформление альбомов, ...
Теряюсь в догадках, из каких соображений музыканты трио-- решили назвать свою программу "Безумный ритм". Их музыка полнаизящных, тонких, манящих, дразнящих, эротических, легких -- но никак небезумных ритмов. Солирующая скрипка -- достаточно редкое ...
Этот диск был записан саксофонистом Олегом Киреевым в Польше, совместным российско- польским составом и издан там же в 95-м году фирмой "Gobi Records*. Теперь этот альбом стал доступен и нашим коллекционерам, после того, как его переиздала ...
Прежде чем поговорить об услышанном, несколько слов о самом швейцарском трубаче Питере Шерли. Этот музыкант выступал у нас еще во времена СССР, совершив в 1990 году с секстетом большой тур по Прибалтике, России и Украине. В частности, его секстет ...
Ба, знакомые все лица! Ну если не все, то по крайней мере некоторые. Наши читатели могут вспомнить рецензию на первый сольник Дэвида Фьючински, где у него играли и Эфрон, и Садовник, а также колоритное смешение джаза с еврейской этникой в рамках ...
Два очень разных виниловых альбома в рамках одного компакт-диска, изданного «Mercury» и перепечатанного в России. «Cool Velvet» Стен Гетц записывал в Германии в 1960 г., в период, когда он жил в Европе, а «Voices» ...
"KIVA представляет собой нерушимый круг Земли — это место, где встречаются люди, которые любят Землю. Это храм в самом ее сердце... KIVA может иметь много форм. Это может быть типи — хижина для потения во время ритуала пейота, древо солнечного ...
Российская перепечатка последнего прижизненного альбома Тони Уильямса. «Wilderness» вышел в декабре 1996 года, всего лишь за два месяца до скоропостижной смерти знаменитого ударника от сердечного приступа. Проект весьма амбициозен. Для ...