nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Олег Лундстрем и Его Оркестр - Мы Снова Вместе

Олег Лундстрем и Его Оркестр - Мы Снова Вместе  Советский джаз за семь десятилетий своего существования подарил миру немало выдающихся исполнителей. Несколько меньше мир знает о советских комбо, которые бы достигли мирового уровня; почти не знает выдающихся джазовых биг-бэндов и, что особенно обидно, он не знает советских джазовых композиторов. То есть произведения для джаза писали многие (Мурад Кажлаев, Арно Бабаджанян, Юрий Саульский, Андрей Петров и др.), но на память приходят авторские диски разве что Раймонда Паулса и Леонида Чижика.

И вот диск, который называется "Олег Лундстрем и его оркестр". Заметим: именно так, а не привычное нам "Оркестр Олега Лундстрема". На родине джаза так писали всегда: "Duke Ellington and his orchestra". Причина одна: этот диск — антология лучших композиций самого Олега Леонидовича в исполнении его оркестра. Впрочем, и в исполнении самого автора тоже.

На обложке этого диска стоит одна цифра, и именно эта цифра является ключом к восприятию той музыки, которая на нем записана. Рядом со стилизованным лавровым венком — цифра 80. Это столько лет исполнилось в 1996 году Олегу Лундстрему. Диск — мемориальный. И диск — джазовый. Добавление это совсем нелишне, ибо Олег Лундстрем — известен не только в джазовой среде: он – автор симфонии и других, совсем неджазовых произведений, написанных, главным образом, в годы "казанской ссылки".

Так уж сложилось в биографии Олега Лундстрема и музыкантов его оркестра, что, когда они в 1947 году приехали из Шанхая в СССР, дальше Казани их всевидящее "царёво око" не пустило. И хотя костяк оркестра составляли музыканты — выходцы из семей советских специалистов, работавших на Китайско-Восточной железной дороге, большого доверия к ним власти не испытывали, тем более, что именно тогда началась эпоха, получившая (с легкой руки Леонида Утесова) название "эпохи административного разгибания саксофонов".

Именно в Казани, работая на эстраде и в Татарском театре оперы и балета, Олег Лундстрем закончил консерваторию, причем по двум классам одновременно — как композитор и как дирижер. Пятилетним ребенком Олег Лундстрем был привезен родителями в Харбин. В 19 лет он — выпускник музыкального техникума по классу скрипки, в 28 — факультета архитектуры Высшего технического центра в Шанхае. Из своих 80 лет жизни 62 года Олег Лундстрем возглавлял оркестр — самый большой долгожитель в ряду джазовых биг-бэндов мира.

В обозреваемом диске 12 пьес, написанных О.Лундстремом в период с 1945 по 1981 год. Первая запись относится к 1959 году, последняя— к 1990. Обращают на себя внимание и десятилетия, отделяющие написаниеот записи на пленку: "Мираж" (1947 — 1968), "Пролог"(1963 — 1990), "Расцветает сирень" (1955 — 1985), "Этюд для оркестра" (1960 — 1985). Расставив пьесы по годам их написания, можно проследить динамику интересов Олега Лундстрема: от классического блюза в духе Каунта Бейси до сложных композиций "третьего течения" (дрейф от Дюка Эллингтона 40-х годов до того же Дюка Эллингтона, но уже 60-х). Все пьесы– пример блестящего слияния джаза и симфонической музыки, европейской композиторской техники с джазовыми традициями. Правда, то, что записи 1982—1985 гг. аранжированы Виталием Долговым (остальные — самим Олегом Лундстремом), разрушает некое стилистическое единство диска и создает впечатление некоторой эклектики, однако в целом мастерство и композитора, и исполнителей поражает.

Между первой записью и последней — разница в 31 год. Сколько музыкантов сменилось за это время в оркестре! Но ощущение такое, что записано все в один день и одним составом. И в этом — великая роль дирижера, пронесшего сквозь десятилетия нетронутым "лицо" оркестра.

Диск дает возможность вновь насладиться мастерством блестящих музыкантов недавнего прошлого, хотя "иных уж нет, а те далече": Романа Кунсмана, Георгия Гараняна (альт-саксофон), Виктора Гусейнова (труба),Николая Панова (тенор-саксофон), Михаила Окуня (фортепиано), Ивана Юрченко(барабаны). И вновь замирает душа перед лирическими балладами в исполнении Игоря Лундстрема — этакого отечественного Бена Уэбстера (польский вариант— Томаш Шукальский). Ну и, конечно, сам Олег Лундстрем, чье фортепианное соло звучит в "Интерлюдии" (1945—1959) – единственной известной автору записи самого мастера.

В диске представлены и программные произведения ("Бухарский орнамент" и "В горах Грузии"), о которых еще недавно писали как о "претворяющих в современной джазовой форме интонации музыки народов СССР". Где теперь Бухара? Где теперь Грузия? «Я не играю джаз. Я играю музыку». Так ответил однаждыДюк Эллингтон на вопрос, джаз ли то, что исполняет его оркестр. Думается,то же мог бы сказать и Олег Лундстрем. По крайней мере, по поводу этого диска.

(с) & ℗ General Records 1996
12 tks/60'37 mins


Яков БАСИН


стиль
джаз
автор
Яков БАСИН
страна
Россия
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 1995 - 1996 г.г..

  • стиль: джаз, джаз
И саксофонист Николай Панов, и трубач Юрий Парфенов — из тех музыкантов, которые не могут спокойно почивать на лаврах (оба — солисты оркестра п/у Олега Лундстрема), глубинная одаренность подталкивает их к осознанию музыки в себе и себя в музыке. Они ...
  • стиль: джаз, джаз
Под луной, конечно же, ничто не ново. Попытки симбиоза джаза и классической музыки начались задолго до таковых в отношении джаза и рока. Здесь можно вспомнить музыку Гюнтера Шуллера и "Modern Jazz Quartet" и много других примеров. Но CD Майка ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, фирма "Ермателль" раскрыла секрет джазовой"адской смеси". Оказывается, надо взять четырех новосибирских джазменов, добавить к ним трех музыкантов из Нью-Йорка, а в качестве катализатора процесса ввести в состав американского россиянина Игоря ...
  • стиль: джаз, джаз
Основательность музыкального мышления и безупречное чувство формы, присущее Игорю Брилю, в его проекте с "Новым поколением" проявляются особенно ярко. В интерпретации этого состава, где проблема "отцов и детей" решена легко и конструктивно (здесь ...
  • стиль: джаз, джаз
Несмотря на то, что в названии данного коллектива присутствует слово "евро", услышать этот оркестр где-либо западнее Сибири можно лишь при невероятном стечении самых благоприятных обстоятельств.Во-первых, потому что гастрольные поездки биг-бэндов ...
  • стиль: джаз, джаз
Истинный приверженец свободной импровизации, Леонид Нарушевич уже много лет парит в бескрайнем музыкальном пространстве, не привязываясь к стилям, инструментам и средам обитания. Его гитару в окружении самых неожиданных исполнителей (постоянным его ...
  • стиль: джаз, джаз
Это один из наиболее джазовых и, на мой взгляд, самых удачных альбомов вокалиста Бобби Колдуэла (Bobby Caldwell). Музыка мгновенно переносит слушателя в романтическую атмосферу 30-х — 40-х годов. Нельзя сказать, что Колдуэлл создал что-то абсолютно ...
  • стиль: джаз, джаз
Вопрос для кроссворда: назовите известную в области джаза или рока исполнительницу, японку по происхождению. Десять из десяти сразу вспомнят Йоко Оно. Двое из десяти извлекут из памяти имя Тошико Акиоши, руководительницы известного биг-бэнда. ...
  • стиль: джаз, джаз
Проект гитариста Роба Корэл (Rob Koral) и вокалистки Сью Хоукер (Sue Hawker) — доказательство того, что традиционный джаз еще долго будет волновать современных музыкантов. Да и само творчество Корэла служит тому примером: ему довелось играть во ...
  • стиль: джаз, джаз
Тенор-саксофонист Игорь Бутман, живущий и работающий сейчас в США, часто наведывается на родину для концертов и записей. Этот диск— один из четырех, выпущенных с участием Бутмана в России в последнее время. Запись была произведена в Новосибирске с ...
  • стиль: джаз, джаз
Как хорошо, что российские аудио-пираты активно переиздают на своих подпольных заводах студиях диски самых разных лет и разных стилей все без разбору. Это дает возможность натыкаться прямо-таки шедевры, в свое время пропущенные или не замеченные. ...
  • стиль: джаз, джаз
Как приятно сознавать, что есть музыканты, относящиеся к джазу, как просто к ИГРЕ, а не к высоколобому искусству. В традициях многих, особенно больших джазовых оркестров всегда были музыкальные аллюзии, шутки, живые "переклички" между музыкантами. ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com