Советский джаз за семь десятилетий своего существования подарил миру немало выдающихся исполнителей. Несколько меньше мир знает о советских комбо, которые бы достигли мирового уровня; почти не знает выдающихся джазовых биг-бэндов и, что особенно обидно, он не знает советских джазовых композиторов. То есть произведения для джаза писали многие (Мурад Кажлаев, Арно Бабаджанян, Юрий Саульский, Андрей Петров и др.), но на память приходят авторские диски разве что Раймонда Паулса и Леонида Чижика.
И вот диск, который называется "Олег Лундстрем и его оркестр". Заметим: именно так, а не привычное нам "Оркестр Олега Лундстрема". На родине джаза так писали всегда: "Duke Ellington and his orchestra". Причина одна: этот диск — антология лучших композиций самого Олега Леонидовича в исполнении его оркестра. Впрочем, и в исполнении самого автора тоже.
На обложке этого диска стоит одна цифра, и именно эта цифра является ключом к восприятию той музыки, которая на нем записана. Рядом со стилизованным лавровым венком — цифра 80. Это столько лет исполнилось в 1996 году Олегу Лундстрему. Диск — мемориальный. И диск — джазовый. Добавление это совсем нелишне, ибо Олег Лундстрем — известен не только в джазовой среде: он – автор симфонии и других, совсем неджазовых произведений, написанных, главным образом, в годы "казанской ссылки".
Так уж сложилось в биографии Олега Лундстрема и музыкантов его оркестра, что, когда они в 1947 году приехали из Шанхая в СССР, дальше Казани их всевидящее "царёво око" не пустило. И хотя костяк оркестра составляли музыканты — выходцы из семей советских специалистов, работавших на Китайско-Восточной железной дороге, большого доверия к ним власти не испытывали, тем более, что именно тогда началась эпоха, получившая (с легкой руки Леонида Утесова) название "эпохи административного разгибания саксофонов".
Именно в Казани, работая на эстраде и в Татарском театре оперы и балета, Олег Лундстрем закончил консерваторию, причем по двум классам одновременно — как композитор и как дирижер. Пятилетним ребенком Олег Лундстрем был привезен родителями в Харбин. В 19 лет он — выпускник музыкального техникума по классу скрипки, в 28 — факультета архитектуры Высшего технического центра в Шанхае. Из своих 80 лет жизни 62 года Олег Лундстрем возглавлял оркестр — самый большой долгожитель в ряду джазовых биг-бэндов мира.
В обозреваемом диске 12 пьес, написанных О.Лундстремом в период с 1945 по 1981 год. Первая запись относится к 1959 году, последняя— к 1990. Обращают на себя внимание и десятилетия, отделяющие написаниеот записи на пленку: "Мираж" (1947 — 1968), "Пролог"(1963 — 1990), "Расцветает сирень" (1955 — 1985), "Этюд для оркестра" (1960 — 1985). Расставив пьесы по годам их написания, можно проследить динамику интересов Олега Лундстрема: от классического блюза в духе Каунта Бейси до сложных композиций "третьего течения" (дрейф от Дюка Эллингтона 40-х годов до того же Дюка Эллингтона, но уже 60-х). Все пьесы– пример блестящего слияния джаза и симфонической музыки, европейской композиторской техники с джазовыми традициями. Правда, то, что записи 1982—1985 гг. аранжированы Виталием Долговым (остальные — самим Олегом Лундстремом), разрушает некое стилистическое единство диска и создает впечатление некоторой эклектики, однако в целом мастерство и композитора, и исполнителей поражает.
Между первой записью и последней — разница в 31 год. Сколько музыкантов сменилось за это время в оркестре! Но ощущение такое, что записано все в один день и одним составом. И в этом — великая роль дирижера, пронесшего сквозь десятилетия нетронутым "лицо" оркестра.
Диск дает возможность вновь насладиться мастерством блестящих музыкантов недавнего прошлого, хотя "иных уж нет, а те далече": Романа Кунсмана, Георгия Гараняна (альт-саксофон), Виктора Гусейнова (труба),Николая Панова (тенор-саксофон), Михаила Окуня (фортепиано), Ивана Юрченко(барабаны). И вновь замирает душа перед лирическими балладами в исполнении Игоря Лундстрема — этакого отечественного Бена Уэбстера (польский вариант— Томаш Шукальский). Ну и, конечно, сам Олег Лундстрем, чье фортепианное соло звучит в "Интерлюдии" (1945—1959) – единственной известной автору записи самого мастера.
В диске представлены и программные произведения ("Бухарский орнамент" и "В горах Грузии"), о которых еще недавно писали как о "претворяющих в современной джазовой форме интонации музыки народов СССР". Где теперь Бухара? Где теперь Грузия? «Я не играю джаз. Я играю музыку». Так ответил однаждыДюк Эллингтон на вопрос, джаз ли то, что исполняет его оркестр. Думается,то же мог бы сказать и Олег Лундстрем. По крайней мере, по поводу этого диска.
Вокалистка Tina May приобрела широкую известность среди британских любителей джаза еще в период выступлений в составе трио гитариста Дилана Фоулера в конце 80-х годов. Благодаря великолепным данным — чистому сопрано, диапазону в три октавы, ...
Джордж Расселл — один из тех композиторов и аранжировщиков, на чьих плечах строился тот самый современный джаз который многие из нас слушают и играют сейчас. Его контрибуции этой музыке настолько велики что детально описать их в небольшой статье ...
15.01.1997 Спасибо, дорогая редакция! Благодаря тебе я открыл для себя удивительную и прекрасную Terra Incognita. Ее полное имя Таня Мария Корреа Рейс выдает латиноамериканское происхождение. Подозреваю — бразильское,судя по португальскому ...
Превосходная и единственная пока пластинка американской группы "Teocalli", состоящей из двух человек — Майкла Куиджаса и Тома Арагона. Глава проекта — Майкл Куиджас, в его жилах течет кровь мексиканских индейцев, он превосходно играет на множестве ...
Саффорд Чемберлен, автор текста на вкладыше к CD, пишет,что альбом этот родился из совершенно не предназначавшейся для записи сессии, которую провели в доме одного из своих друзей четверо музыкальных единомышленников:трубач Дэйв Скотт, барабанщик ...
Московское переиздание последней записи великого пианиста, сделанной во время его тура по Европе. Это было вообще предпоследнее публичное выступление Билла Эванса. Поразительный факт — музыкант, совершенно изможденный личными проблемами и ...
Этот альбом — не менее яркий пример того, как записанные в далеком 1973 году пьесы переиздаются спустя более чем два десятилетия только лишь потому, что являют собой заметный вклад в историю музыки. Пускай даже только блюзовой. Действительно, ...
Данный проект был осуществлен за три прекрасных мартовских вечера 1996 года в Кембридже, штат Массачусетс, США . "Вечерняя Звезда"("Evening Star") ярко высветила концерты, которые дали два почтеных джентльмена, чьи портреты украшают обложку альбома. ...
От альбома саксофониста Theo Travis остаются самые приятные впечатления. Музыка, представленная на диске, вполне вписывается в рамкисовременного джазового мейнстрима и вместе с тем удивляет своей индивидуальностьюи неповторимым, очень мелодичным ...
Во всех записях этого диска, переизданного недавно в Москве, царствуют мелодии босса-новы. Самба души — так, может быть, чуть высокопарно, но, по сути, точно названо это изящное дитя от брака бразильской самбы с американским кул-джазом. Айк ...
Признаюсь сразу: мне впервые довелось познакомиться с работой композитора, клавишника и вокалиста Джимми Тенора. Так и не узнал — действительно у него такая музыкальная фамилия или это псевдоним. В любом случае, к его голосу, звучавшему на CD, ...
Альбом посвящается многочисленным поклонникам — тем, ктоверил и поддерживал музыкантов в течение всех лет их творческой деятельности. "The Jazz Crusaders" по праву можно считатьодними из создателей музыкального жанра, получившего название jazz ...