Сольный фортепианный джаз — это поистине «вещь в себе». Ни один другой инструмент не дает таких возможностей для «единоличного» творчества. Даниила Крамера мы знаем довольно давно и как участника разных ансамблей, и как солиста-импровизатора, и вот, наконец, еще одна его запись дошла, добрела, короче, добралась до нашего журнала.
Длинный, больше часа, альбом — это хроника одного (или нескольких) сольных концертов пианиста последних лет. Если просто взглянуть на обложку кассеты и прочитать имена композиторов исполняемых им вещей, то может показаться, что Крамер играет чуть ли не во всех стилях сразу — тут и Джером Керн, и Чарли Паркер, и Бенни Голсон, и Джордж Гершвин, и, разумеется, сам автор проекта. Но стоит только начать слушать, и после двух-трех пьес становится ясно — на самом деле чужие темы являются для Крамера только неким вдохновляющим началом, точкой отсчета.
Его лаконичная, строгая, но при этом очень живая и непосредственная манера узнается «с полуноты», что бы он ни играл. В манере Даниила достаточно много академизма, но здесь, пожалуй, тот редкий случай, когда джазу это идет на пользу. Не очень хочется заниматься аналогиями, но пара таковых просто просится на бумагу. Если взять, например, Кейта Джаррета и Жака Лузье, то первому иногда недостает как раз той самой скупости и академизма, а у второго, наоборот, его почти всегда многовато. Крамер — тот редкий случай, когда джаз становится выверенным и рациональным настолько же, насколько остается при этом импровизационным и свободным.
Дослушав эту кассету до конца, я обнаружил, что музыка вызвала почти что крамольные для «правоверного» любителя американского джаза мысли. А заключаются они в том, что школа нашего локального, российского джаза, в данном случае в лице Крамера, совершенно не уступая по качеству своему прародителю, тем не менее перешла окончательно на другую основу. Особенно это видно по авторским вещам пианиста. Готов спорить, никому в голову не придет отрицать их принадлежность к джазу, причем самого высокого «полета», однако в них гораздо больше музыкальных «отсылок» на Мусоргского, Моцарта и Шопена, чем на Эллингтона и У.К.Хэнди. Нравится это кому-то или нет, но российский джаз нашел еще один свой независимый путь наравне с другими. Хочется думать, таких исканий (и находок) будет еще много.
Основной инструмент, на котором играет Нарелл, - нечто вроде стальных котлов, чем-то напоминающих литавры, только с открытым верхом. Если я правильно понял помещенный в книжечке текст, эти котлы бывают лидирующими, двойными, квадрофоническими, ...
Зачастую современные джазовые музыканты обращаются к исполнению джазовых стандартов в надежде на их стопроцентную проверенную временем "беспроигрышность" у слушателя. И немногие трезво осознают, что исполнение стандартов — и есть на самом деле самый ...
Одни музыканты открывают новые пути. За ними идут те, кто превращает эти едва проторенные дороги в удобные для движения шоссеи автострады. Другие занимаются благоустройством этих самых автострад —выполняют разметку, расставляют дорожные знаки. ...
Мэрилин Криспелл (piano), Барри Гай (bass) и Джерри Хемингуэй (drums, vibraphone, gamelan) — три очень образованных музыканта, настолько образованных, что играть классику им скучно. Это можно понять. Дальше —джаз. Каждый работал в самых разных ...
Еще один из числа многочисленных в последнее время проектовтипа "как же мне, рябине, к дубу перебраться". Это когда, чувствуяхудожественную малозначимость одного из каких-либо новейших течений современноймузыки, исполнители, дабы соблюсти баланс ...
В последние годы в российском джазе вокальных групп сталозаметно больше, что, по-видимому, и подтолкнуло Александра Эйдельмана ежегодно собирать в своем "Джаз-арт клубе" на фестиваль как солистов, так и ансамбли.И если после каждого такого фестиваля ...
Наблюдательный человек отметит, что данный CD — переиздание альбома, который впервые увидел свет еще в 1988 году стараниями фирмы "Nova Records". Так что в определенном смысле "The Traveler" —это снятая с архивной полки вполне качественная и местами ...
Альбом записывался в два приема во время концертов, которые трио дало в октябре 1995 года в Литве. Партнерами Вячеслава Ганелина выступили саксофонистПятрас Вишняускас и барабанщик Аркадий Готесман, с которым Ганелин играл в Минске в феврале этого ...
Слово "Калапаруша" обозначает музыканта, играющегомузыку такую же странную, как и выбранный им псевдоним. Силы и чувства,Янь и Инь, небо и земля, рай и ад, быть или не быть — проблемы примернотакого масштаба его волнуют в первую очередь. Не ...
Джаз — музыка интернациональная, хотя нередко в основетех или иных произведений лежат оригинальные музыкальные обороты (идиомы),характерные для того или иного народа. Еврейская музыка (как фольклор, так и сочиненная; какбытовая, так и обрядовая; как ...
Невзрачная черно-серая обложка, среднестатистическая для Штатов, где Джеймсов хоть пруд пруди, фамилия – словом, все предпосылки для того, чтобы покупатель, обозревая полки с дисками, прошел мимо этого альбома. Жаль, если это так и произойдет. ...
Музыкальный материал, попавший на кассету, которую Анатолий Вапиров посвятил памяти Сергея Курехина, был записан при разных обстоятельствах и в разное время. Всего же здесь собраны записи с 1978 по 1980 годы. Как и следовало ожидать, пьесы ...