Сольный фортепианный джаз — это поистине «вещь в себе». Ни один другой инструмент не дает таких возможностей для «единоличного» творчества. Даниила Крамера мы знаем довольно давно и как участника разных ансамблей, и как солиста-импровизатора, и вот, наконец, еще одна его запись дошла, добрела, короче, добралась до нашего журнала.
Длинный, больше часа, альбом — это хроника одного (или нескольких) сольных концертов пианиста последних лет. Если просто взглянуть на обложку кассеты и прочитать имена композиторов исполняемых им вещей, то может показаться, что Крамер играет чуть ли не во всех стилях сразу — тут и Джером Керн, и Чарли Паркер, и Бенни Голсон, и Джордж Гершвин, и, разумеется, сам автор проекта. Но стоит только начать слушать, и после двух-трех пьес становится ясно — на самом деле чужие темы являются для Крамера только неким вдохновляющим началом, точкой отсчета.
Его лаконичная, строгая, но при этом очень живая и непосредственная манера узнается «с полуноты», что бы он ни играл. В манере Даниила достаточно много академизма, но здесь, пожалуй, тот редкий случай, когда джазу это идет на пользу. Не очень хочется заниматься аналогиями, но пара таковых просто просится на бумагу. Если взять, например, Кейта Джаррета и Жака Лузье, то первому иногда недостает как раз той самой скупости и академизма, а у второго, наоборот, его почти всегда многовато. Крамер — тот редкий случай, когда джаз становится выверенным и рациональным настолько же, насколько остается при этом импровизационным и свободным.
Дослушав эту кассету до конца, я обнаружил, что музыка вызвала почти что крамольные для «правоверного» любителя американского джаза мысли. А заключаются они в том, что школа нашего локального, российского джаза, в данном случае в лице Крамера, совершенно не уступая по качеству своему прародителю, тем не менее перешла окончательно на другую основу. Особенно это видно по авторским вещам пианиста. Готов спорить, никому в голову не придет отрицать их принадлежность к джазу, причем самого высокого «полета», однако в них гораздо больше музыкальных «отсылок» на Мусоргского, Моцарта и Шопена, чем на Эллингтона и У.К.Хэнди. Нравится это кому-то или нет, но российский джаз нашел еще один свой независимый путь наравне с другими. Хочется думать, таких исканий (и находок) будет еще много.
Много в последнее время переслушав продукции фирмы "Shanachie", я пришел к не очень радостному лично для себя выводу, что основное направление ее издательской политики сосредоточено на выпуске альбомов с музыкой легкой, приятной и беспроблемной. В ...
Новый альбом британской пианистки Andrea Vicari будет несомненно интересен всем тем, кто уже успел познакомиться с ее творчеством, в частности с проектом "Suburban Gorillas". Настоящий диск выдержан в тех же стилистических рамках, однако в музыке ...
Дебют гитариста из Лос-Анджелеса Роба Аллена наверняка не останется незамеченным фэнами джаз-рока и гитарной музыки вообще. Некоторые его композиции буквально возвращают нас во времена "Mahavishnu Orchestra", особенно первая вещь, где он играет на ...
"Семейный подряд" почему-то особенно широко распространен среди афро-американских, а если без столь модной сегодня политкорректности — попросту черных исполнителей. Достаточно вспомнить знаменитое музыкальное семейство Джексонов или широко ...
Новый альбом саксофониста George Garzone будет интересен всем тем, в чьих душах не умерло незабвенное "The Feeling Of Jazz". Великолепная техника исполнения, лаконичный, немного сухой звук придутся по вкусу настоящим ценителям джаза. Альбом ...
Нью-йоркская запись саксофониста Пола Сандфора (апрель1995 г.) обрела "путевку в жизнь" на калифорнийской фирме. Составить компанию своим альт- и сопрано-саксофонистам Сандфор пригласил пианиста Фреда Херша, трубача Джона Свану, басиста Дрю Гресса и ...
Представленный альбом британской вокалистки Тины Мэй был записан с участием известных английских джазовых музыкантов — саксофониста Дона Уэллера, барабанщика Кларка Трейси, гитариста Дилана Фоулера, пианиста Дэвида Ньютона. В осуществлении проекта ...
Трое молодых людей из Сиэтла, штат Вашингтон, играют чисто акустический авангардный джаз-рок и называют себя, конечно же, "акустическими революционерами". Ах, молодость, молодость! Редкое сочетание инструментов и нетрадиционную их фразировку не ...
Данный альбом вокалистки Jude Swift следует отнести к стилю поп-джаз. У исполнительницы чувствуется хорошая школа традиционного джазового вокала, также нельзя отрицать влияния на ее творчество черных исполнителей соул и госпелов. В состав секстета, ...
Для читателей "Jazz-квадрата" знакомство с творчеством Кейко Мацуи, наверное, напоминает археологическую экспедицию, когда в ходераскопок исследуются все более ранние культурные слои. Так что вслед за"Dream Walk" (1996 г.), о котором можно было ...
На обложке альбома приведены две цитаты авторитетнейших изданий — "Чикаго трибьюн" и "Вашингтон пост", которые превозносят качества Лэрри Кориэлла как выдающегося гитариста. А никто и не спорит, что Кориэлл — музыкант отменный. Но, извините, не на ...
Молодой гитарист Марк Антуан (Француз? Американец? Француз в Америке? Во всяком случае, CD записывался и в Париже, и в Лос-Анджелесе) выстроил свой проект довольно прихотливо. Альбом начинается с пьесы, напоминающей традиционную испанскую музыку ...