Альбом Миши Цыганова Always Going West не так сильно отстоит по времени от своего предшественника Tsiganov Brothers, как может показаться, исходя из даты, указанной на обложке. Записывался он в Нью-Йорке в конце сентября 2004 года. Можно предположить, что несколько лет ушло на решение проблем прежде всего финансового характера. А основное ядро команды, участвовавшей в записи альбома, осталось прежним (оно, кстати, станет постоянным и во всех последующих альбомах Миши): это сам лидер-пианист Миша Цыганов, трубач Алекс Сипягин и басист Борис Козлов. В этой сессии к ним присоединились барабанщик Джин Джексон, известный по работам с Хэнкоком, и перкуссионист колумбийского происхождения Самуэль Торрес.
Тройное толкование названия проекта (и одноименной пьесы) дал сам Миша в liner notes к альбому «Всегда двигайся к западу». Это, прежде всего, дань уважения далекой заокеанской стране, где родилась музыка, всегда восхищавшая выросшего в СССР Мишу и ставшая делом его жизни. Кроме того, это призыв к постоянному совершенствованию, призыв не стоять на месте, а искать новые творческие идеи и, в конце концов, в силу шарообразности планеты, вернуться к самому себе, но уже на ином уровне. И, наконец, это чисто бытовые воспоминания о неисправном автомобильном компасе, стрелка которого, презрев все физические теории магнитного поля, упрямо указывала только на запад.
Always Going West – полностью авторский альбом, в котором влияние латинского джаза, заметное в прошлом проекте, гораздо менее очевидно. Стилистически он принадлежит прежде всего к постбоповому мэйнстриму. Если стартовая пьеса Anthony звучит довольно «горячо», то в последующем вас ждут большей частью композиции в среднем и медленном темпе, часто балладного характера. В альбоме много пьес, посвященных конкретным людям. Та же Anthony – это трибьют замечательному ударнику Тони Уильямсу, а Say Where You've Gone – собрату Миши по инструменту, пианисту Кенни Керкленду. Можно добавить, что очень лиричную композицию Waltz For Olena автор посвятил своей жене.
Как мне показалось, именно в этой пьесе в игре Миши на фортепьяно особенно заметны следы добротной академической советской школы, с которой Цыганов начинал свой путь в музыке (училище им.Мусоргского в Ленинграде). Кстати, здесь же очень деликатным и уместным фоном фортепьяно лидера идут выверенные басовые линии в исполнении Бориса Козлова. Большинство же треков, исходя из логики состава, порадует вас яркими соло Алекса Сипягина (Roller Coaster, Always Going West) и диалогами его трубы с фортепьяно Цыганова. В Anthony очень эффектно этот диалог дополняют ударные Джексона. А перкуссионист Торрес запомнился, конечно же, полностью сольным номером Dark Eyes Intro, почти трехминутным вступлением к известной теме «Очи черные» в аранжировке Миши. Признаться, я готовился слушать эту композицию не без некоторой тревоги. Очень уж не хотелось услышать очередной вариант развесистой клюквы «а-ля рюсс» в ресторанной стилистике «…а теперь по просьбе нашего гостя…». К счастью, опасения не оправдались, да и стыдновато мне стало за само их появление: Dark Eyes, как и альбом в целом – работа зрелого и тонкого джазового музыканта, уверенно идущего по намеченному пути и не разменивающегося на коммерческие поделки.
© 2007 Misha Tsiganov
9 tks / 61 mins
(Misha Tsiganov – p; Alex Sipiagin - tp, flg; Boris Kozlov - b: Gene Jackson – dr; Samuel Torres - cajon, shaker, caxixi, djembe, congas, udu, EFX;)
Диск предоставил Misha Tsiganov
Леонид Аускерн
P.S.
Комментарий Миши Цыганова: История моей версии песни "Очи Черные". Однажды меня пригласили выступить на фестивале, состав я собрал из "русских американцев": Алексей Цыганов - вибрафон, Алекс Сипягин - труба, Дмитрий Колесник - контрабас и Олег Бутман - ударные. Играть я хотел авторскую музыку в стиле contemporary modern jazz. Организаторы фестиваля попросили включить в программу что-то русское, например "Катюша", "Очи Черные", "Калинка" и т.д., видимо для внесения "русского колорита" в наш репертуар. Признаюсь, в мои планы это не входило. Программа была подобрана таким образом, что русские песни в таком виде, в каком они обычно умиляют американцев своей "русскостью", не вписались бы в концепцию этого проекта. По этой причине, я и сделал такую модерновую аранжировку песни "Очи Черные", таким образом выполнив и пожелание "начальства", и не отойдя ни на шаг в сторону от концепции проекта.
Мы с Сашей Сипягиным часто во время туров исполняем мою композицию "Another Rainy Day" ("Еще один дождливый день") и часто вспоминаем смешную историю связанную с названием этой композиции. Во время записи диска ребята так замечательно и проникновенно сыграли эту композицию, что действительно пошел дождь. После записи я пригласил всех музыкантов поехать в ресторан и отметить запись нового диска. Дождь к этому времени усилился, а когда мы подъехали к ресторану, просто свирепствовал. Невозможно было выйти из машины и дойти до ресторана. Но мы все-таки дошли! И отметили!