Альбом Миши Цыганова Always Going West не так сильно отстоит по времени от своего предшественника Tsiganov Brothers, как может показаться, исходя из даты, указанной на обложке. Записывался он в Нью-Йорке в конце сентября 2004 года. Можно предположить, что несколько лет ушло на решение проблем прежде всего финансового характера. А основное ядро команды, участвовавшей в записи альбома, осталось прежним (оно, кстати, станет постоянным и во всех последующих альбомах Миши): это сам лидер-пианист Миша Цыганов, трубач Алекс Сипягин и басист Борис Козлов. В этой сессии к ним присоединились барабанщик Джин Джексон, известный по работам с Хэнкоком, и перкуссионист колумбийского происхождения Самуэль Торрес.
Тройное толкование названия проекта (и одноименной пьесы) дал сам Миша в liner notes к альбому «Всегда двигайся к западу». Это, прежде всего, дань уважения далекой заокеанской стране, где родилась музыка, всегда восхищавшая выросшего в СССР Мишу и ставшая делом его жизни. Кроме того, это призыв к постоянному совершенствованию, призыв не стоять на месте, а искать новые творческие идеи и, в конце концов, в силу шарообразности планеты, вернуться к самому себе, но уже на ином уровне. И, наконец, это чисто бытовые воспоминания о неисправном автомобильном компасе, стрелка которого, презрев все физические теории магнитного поля, упрямо указывала только на запад.
Always Going West – полностью авторский альбом, в котором влияние латинского джаза, заметное в прошлом проекте, гораздо менее очевидно. Стилистически он принадлежит прежде всего к постбоповому мэйнстриму. Если стартовая пьеса Anthony звучит довольно «горячо», то в последующем вас ждут большей частью композиции в среднем и медленном темпе, часто балладного характера. В альбоме много пьес, посвященных конкретным людям. Та же Anthony – это трибьют замечательному ударнику Тони Уильямсу, а Say Where You've Gone – собрату Миши по инструменту, пианисту Кенни Керкленду. Можно добавить, что очень лиричную композицию Waltz For Olena автор посвятил своей жене.
Как мне показалось, именно в этой пьесе в игре Миши на фортепьяно особенно заметны следы добротной академической советской школы, с которой Цыганов начинал свой путь в музыке (училище им.Мусоргского в Ленинграде). Кстати, здесь же очень деликатным и уместным фоном фортепьяно лидера идут выверенные басовые линии в исполнении Бориса Козлова. Большинство же треков, исходя из логики состава, порадует вас яркими соло Алекса Сипягина (Roller Coaster, Always Going West) и диалогами его трубы с фортепьяно Цыганова. В Anthony очень эффектно этот диалог дополняют ударные Джексона. А перкуссионист Торрес запомнился, конечно же, полностью сольным номером Dark Eyes Intro, почти трехминутным вступлением к известной теме «Очи черные» в аранжировке Миши. Признаться, я готовился слушать эту композицию не без некоторой тревоги. Очень уж не хотелось услышать очередной вариант развесистой клюквы «а-ля рюсс» в ресторанной стилистике «…а теперь по просьбе нашего гостя…». К счастью, опасения не оправдались, да и стыдновато мне стало за само их появление: Dark Eyes, как и альбом в целом – работа зрелого и тонкого джазового музыканта, уверенно идущего по намеченному пути и не разменивающегося на коммерческие поделки.
P.S. Комментарий Миши Цыганова: История моей версии песни "Очи Черные". Однажды меня пригласили выступить на фестивале, состав я собрал из "русских американцев": Алексей Цыганов - вибрафон, Алекс Сипягин - труба, Дмитрий Колесник - контрабас и Олег Бутман - ударные. Играть я хотел авторскую музыку в стиле contemporary modern jazz. Организаторы фестиваля попросили включить в программу что-то русское, например "Катюша", "Очи Черные", "Калинка" и т.д., видимо для внесения "русского колорита" в наш репертуар. Признаюсь, в мои планы это не входило. Программа была подобрана таким образом, что русские песни в таком виде, в каком они обычно умиляют американцев своей "русскостью", не вписались бы в концепцию этого проекта. По этой причине, я и сделал такую модерновую аранжировку песни "Очи Черные", таким образом выполнив и пожелание "начальства", и не отойдя ни на шаг в сторону от концепции проекта.
Мы с Сашей Сипягиным часто во время туров исполняем мою композицию "Another Rainy Day" ("Еще один дождливый день") и часто вспоминаем смешную историю связанную с названием этой композиции. Во время записи диска ребята так замечательно и проникновенно сыграли эту композицию, что действительно пошел дождь. После записи я пригласил всех музыкантов поехать в ресторан и отметить запись нового диска. Дождь к этому времени усилился, а когда мы подъехали к ресторану, просто свирепствовал. Невозможно было выйти из машины и дойти до ресторана. Но мы все-таки дошли! И отметили!
Современная духовная музыка – это не только спиричуэлс и госпел. Есть еще и так называемый «христианский рок». Но уроженка Техаса Мэри-Кэтрин предлагает еще один, отличный от вышеупомянутых вариант. Ее музыка – это смесь ...
Дон Черри – один из основоположников фри-джаза в первой половине своей творческой деятельности и предтеча музыки, которую сегодня повсеместно называют world music – во второй. Со своей знаменитой карманной трубой он переиграл со ...
Видимо, каждый может припомнить ситуацию, когда, встретив старого приятеля, с которым не виделись годами, вы искренне и горячо обещаете друг другу обязательно созвониться и договориться о полноценной встрече. А теперь вспомните, часто ли эти планы ...
Гитарист и певец Стейси Митчарт – не самый известный у нас, но весьма популярный и ценимый у себя на родине, в Штатах, блюзмен. Об уровне его мастерства красноречиво говорит присужденная ему организацией Blues Foundation премия имени Элберта ...
Это не подборка музыки соул, как может показаться на первый взгляд. И две трети треков этого альбома вообще не связаны с музыкой. Мы имеем дело с уникальным изданием ESP-Disk – серией дисков, представляющих собой своеобразную аудио – ...
В истории фирмы ESP имя Элберта Эйлера занимает совершенно особое место. Именно с него она и началась. Именно встреча с Эйлером вдохновила основателя лейбла Бернарда Столлмена создать ESP. Естественно, первым релизом новой фирмы стала пластинка ...
Йоэль Гонсалес, Чрезвычайный и Полномочный Посол кубинской музыки в России, особенно хорошо знаком любителям джаза из Петербурга. В 1991 году выпускник художественной школы из Гаваны приехал в северную столицу России и быстро стал здесь активным ...
Утрата одних органов чувств часто компенсируется обостренным развитием других. Наверное, поэтому среди слепцов так много отличных музыкантов: Стиви Уандер, Рэй Чарльз, Джордж Ширинг, Хосе Фелисиано…Слепой от рождения Рауль Мидон, только ...
Внешность обманчива! Не проходите мимо этого диска, увидев на обложке симпатичное девичье личико и решив, что это очередная попсовая звездочка. Отнюдь! Если вам нравится блюз, вы наверняка не будете разочарованы. Это как минимум. А как максимум ...
Можно догадаться, почему уже в двенадцатилетнем возрасте Пол Реддик стал горячим поклонником блюза и начал разучивать на губной гармонике блюзы Слипи Джон Эстеса, Хаулин Вулфа и Сонни Бой Уильямсона. Для этого надо было родиться и провести детство в ...
Уже второй раз Alligator, культовый блюзовый лейбл из Чикаго, организует для своих почитателей репортаж из «горячей точки», где блюз граничит с рок-н-роллом. Возмутителя спокойствия в этой точке зовут Ли Рокер, и его первый сольный ...
Последний альбом джазового ветерана Майка Лонго в формате фортепьянного трио выходил в 2003 году. Четыре года спустя мастер вновь возвращается к этому, наверное, самому популярному в джазе составу. Записан альбом действительно с участием только трех ...