Да-а, вышли мы вовремя, и стоявшая у кафе "Волга" пианиста Виктора Лившица тоже казалась очень кстати. До :их пор не могу себе представить, как уместились в автомобиле: полная "Gretsch", сам Виктор, пианист Вадим Сакун, Валера Буланов, его друг Толя, Витя Алексеев, Гдалий Левин с подругой и я!
Уселись, дружно закурили, достали "чаек" и двинули по страшной гололедице. Виктор — за рулем; Гдалий через мадам и меня травит ему анекдоты. Это — первая линия салона. На заднем сидении в углу смирно сидят Валера и Витя Алексеев, заваленные барабанами. В другом углу — Вадим с Толей играют в шахматы. Мне места не хватало, и я полустою за водителем, пытаясь, в кураже от "чайку", то закрыть ему ладонями глаза, то оторвать руки от руля. Ситуация для водителя серьезная, но Виктор покладисто этак: "Ну и опасный ты человек!" А сам в целях, как ему казалось, особой безопасности, резко тормозя, круто разворачивает "Волгу" на виражах, рулит по левой стороне, уходит от преследователей. Подобное передвижение в центре Москвы — кошмарный сон для ГАИшников: мимо них неслась белая "Волга", напичканная барабанами и дымящими любителями "некрепленого чайку". Нас-таки остановили, но ненадолго: Виктор умел улаживать дела.
Веселый экипаж проследовал до 2-й Фрунзенской улицы. "Gretsch" и Мастер были благополучно доставлены к двери в квартиру. Мы выстроили барабаны пирамидой, прислонили к стене стойки и тарелки, сориентировали Валеру на дверь, нажали кнопку звонка и на лифте ринулись вниз, точно зная, что его встретит мама.
Повторю, что среди прочих учеников Валеры Игорь Левин был лучшим, любимчиком. После смерти "Профессора" "Gretsch" справедливо должна была бы достаться Игорю, но прославленными барабанами кто-то распорядился как обычной вещью — их элементарно продали за ненадобностью.
Безрадостная участь постигла и саму "Синюю птицу". Разводы от протечек на потолке кафе стали принимать угрожающие формы. В разных местах на полу стояли тазики, в которые капала вода. Потом тазики уже не справлялись, стали подставлять корыта. Невеселые детали в интерьере молодежного кафе.
Стали ходить слухи, что "Синяя птица" доживает последние деньки. Не хотелось верить этому, но однажды, придя на работу, мы увидели на входной двери объявление "Кафе временно закрыто в связи с капитальным ремонтом дома".
Увы, так совпало, что почти в одно и то же время под самыми разными предлогами были закрыты все места джазовой славы СССР — молодежные кафе: московские — "КМ", "Аэлита", "Юность", "Печора", "Ритм", "Синяя Птица", тбилисское "Метро", киевская и днепропетровская "Мрии", воронежская "Россиянка", ярославская "Юность" и так ещедалееповсей необъятной стране.
Истинной причиной ликвидации таких кафе была их нерентабельность, а также преступная потеря к ним и беспокойной молодежи интереса горкомов комсомола при явном желании избавиться от лишних хлопот. У верхних эшелонов комсомола стали появляться другие интересы. Молодым руководителям сияли иные вершины, которые они с успехом покорили через пару десятилетий. А молодежь была "облагодетельствована" густой сетью интимных полутемных баров с хорошей выручкой. Да и руководители общепита вздохнули с облегчением, избавившись, наконец, от невыгодных точек, которые впоследствии превратились в заведения не самого лучшего сорта, а официанткам, обворовывающим клиентов, уже не нужно было врать про вечно слипающиеся костяшки на счетах.
После ремонта "Синяя птица" долгое время была просто рядовым кафе. Впоследствии с одноименным названием на том же самом месте стал функционировать джазовый клуб-ресторан, который посещал, в основном, круг избранных. Сейчас, после смены руководства, "Синяя птица" работает круглые сутки, по-прежнему представляя джазменам работу.
Не возродились и другие подобные молодежные кафе, несмотря на самоотверженные неоднократные попытки со стороны истых энтузиастов. Не увенчались успехом отчаянные попытки возродить "КМ", "Печору", создать там новые джазовые клубы. Настоящий Ренессанс клубного движения наступил в 80- 90-х годах, когда мастерство и авторитет среди музыкантов замечательного тенор-саксофониста Виталия Клейнота, а также организаторский опыт Олега Черняева позволили создать в Центральном Доме Meдицинского Работника (Дом Медика), что на ул. Герцена (теперь Большая Никитская), в центре Москвы, тогда чрезвычайно популярный, теперь уже легендарный, джазовый клуб "All Stars".
Потом этот клуб трансформировался в "JazzLand", им руководили Олег Черняев и Борис Кивелевич. У этого клуба тоже славная история, прокатившаяся по залам ЦДРИ, отеля "Савой", ДК АЗЛК, Центрального Дома Актера, огромного полуподвала в доме на углу Кутузовского проспекта и ул. Генерала Ермолова. Но, надо заметить, возврат в Дом Медика оказался крахом для этого клуба — там была спета его лебединая песня.
Да! Эти и приятные, и немного грустные размышления и воспоминания с Симоном возле "Синей Птицы"... Наговорившись вдоволь и напоследок окинув взглядом ул. Медведева, мы поехали в "Эрмитаж" на праздник, который, напомню, ежегодно устраивают Юрий Саульский и Михаил Грин.
Миша в постоянном творческом поиске. Его старания найти места оптимального приложения джазовых сил в Москве (джаз-клубы "Bird- land" и "Авантаж" на ул. Щипок, 16, а также джазовые рестораны — МХАТа, "Маска", а теперь "Реставрация", в самом центре Москвы, в Леонтьевском переулке, 7) не пропадают даром. Теперь джазолюбы, и стар и млад, получили летом в свое распоряжение шикарный Сад, где в уютной обстановке, под открытым небом, каждый вечер они могут наслаждаться "живой" музыкой. Ну, и апогей летних вечеров в "Эрмитаже" — Международный джазовый фестиваль на открытом воздухе, который в особой рекламе уже не нуждается.
Это только летом... Но любовь к джазу в остальные времена года отнюдь не слабеет. Если помните, я начал с того, что в Москве довольно много соблазнов. Caйт "jazz.ru" даст Вам исчерпывающую информацию, и Вы обнаружите, что джазовая жизнь в городе кипит круглый год.
Несомненно, самая качественная музыка исполняется в "Ле Клубе". Там можно получить освежающий глоток американского джаза, так как на сцене постоянно выступают как лучшие наши джазмены, так и звезды мирового уровня — новые и легендарные. Заведение крепко стоит на ногах. Музыкальную политику в нем определяет лучший российский тенор-саксофонист Игорь Бутман. Завсегдатаям клуба доступны сильные джазовые переживания. Не похоже, что лебединая песня этого заведения будет спета в ближайшем будущем.
На Большой Бронной улице есть кафе-клуб "Форте", в котором на протяжении двух лет дважды в неделю в числе других играет Алексей Козлов.
С перерывом на летние каникулы работает "Джаз Арт" Клуб, с его еженедельными джазовыми концертами, горячими молодежными джэм-сейшнами, презентациями компакт-дисков выступавших в клубе джазмэнов, ежегодными международными фестивалями вокального джаза и пароходными баталиями.
Совсем недавно по адресу Б. Садовая, 8 (близ станции метро "Маяковская") открылся "Cool Train Club".
Всегда полон грандиозными замыслами Виктор Лившиц — спонсор JVL Биг-бэн- да, состоящего из лучших джазмэнов страны. С удовольствием отмечу, что с этим оркестром выступает молодая талантливая джазовая певица Карина Кожевникова. Виктор готовит ошеломляющий подарок любителям джаза — в декабре в Москве начинает работу его "JVLArt Club".
Неутомимы в концертной и просветительской деятельности Алексей Баташев, Леонид Переверзев, Владимир Фей ертаг, Игорь Бриль, Алексей Козлов, Рафаэль Аваков.
На российском "jazz.ru" консолидирует разбросанных по всему миру единомышленников Кирилл Мошков
главный редактор сайта. У него вы найдете практически все о концертной и клубной деятельности, джазовом образовании в России, педагогах, планах. Там же узнаете о тех, кто готовит джазовые программы на отечественном и зарубежном радио и телевидении. К их числу я хотел бы отнести и моего друга Игоря Рыбака, который в 1991 году внедрил джаз в сетку вещания на радио "Эхо Москвы". Теперь он живет в германском городе Мюнстере, но продолжает свое дело на муниципальном радио, по мере сил преодолевая трудности немецкого языка. За три года у него уже появилась своя признательная аудитория. Время от времени Игорь посылает мне переводы интересных статей, взятых им из немецкой прессы.
А на "Эхе Москвы" теперь "царствует" двоюродный брат Игоря — Моисей Рыбак. Моисей — глубоко эрудированный, тонкий ценитель джаза, всегда умеющий сообщить своей аудитории что-то необычайно интересное. Подбор музыки в его передачах отличается безукоризненным вкусом.
Вообще радиоэфир сейчас достаточно насыщен джазовой музыкой. Гурманы имеют возможность отведать лучшие образцы зарубежного и отечественного джаза любого направления. Могут быть возражения — эфир, мол, дают в не самое удобное время zytok. Но это проблема, так сказать, глобальная, она существует не только у нас.
В Москве работает "Радио Зжаз". До недавнего времени существовала неправдоподобно редкая возможность круглые сутки "купаться" в отличном джазе на волнах 89,1 FM этой радиостанции. То была заслуга Михаила Иеонникова, который в марте 1991 года первый начал наполнять отечественный эфир лучшими образцами джазовой музыки (станция "Радио- 101", передача "Джаз. Частная коллекция").
Увы, со сменой владельцев Радио Джаз" формат, к великому сожалению, изменился в сторону худшего варианта смут-джаза", и Михаил Иконников покинул этот проект. Сейчас Михаил делится с нами своей коллекцией в ночном эфире радиостанции Маяк-24" (103,4 FM).
Как видите, не перевелись гюди, которым, помимо горячей любви к джазу, небезраззличен культурный статус общества в целом и то русло, куда направлена энергия молодежи, в частности. "Наши" люди — это, в основном, шестидесятники, крепкие орешки. птицы" долгого полета — некоторые уже солидные папы, дедушки (продолжать страшновато). Многие из них принадлежат времени, когда и руководители клубов, и джазмены, и джазфены были примерно одного, юного, возраста.
Эти "чудаки" не ходят по коридорам власти, они окружены целеустремленной молодежью, жаждущей знаний, самовыражения. Воспитанные в джаз клубах, получившие образование в джазовых колледжах, училищах, приобретя опыт на фестивалях, они входят в музыкальную элиту страны, разлетаются по всему миру, с успехом проявляя себя за рубежом.
Чем не яркие примеры? Москвич Валерий Пономарев — член семьи музыкантов легендарного всемирно известного комбо "Jazz Messengers". Выпускники московского Училища им. Гнесиных контрабасист Борис Козлов (Москва) и трубач Александр Сипягин (Ярославль) — участники прославленного американского биг-бэнда им. Чарльза Мингуса, причем Борис — директор этого оркестра.
А хорошо бы вспомнить, что первое серьезное признание наших джазменов за рубежом было в 1962 году в Варшаве на международном джазовом фестивале Jazz Jamboree-62. И выступали на нем почти все перечисленные выше музыканты, о чем свидетельствует давнишняя фотография.
А сколько джазменов и джазфенов дал стране и миру ленинградский джаз-клуб "Квадрат" (президент — Натан Лейтес)! Поверхностно написать о них было бы неэтично с моей стороны. Пусть этим займется коренной житель города на Неве. Но разве не впечатляет фактически оставленный без внимания единственный для 80-летней истории советско-российского джаза факт выступления на Нью- Портском фестивале 1974 года израильского квинтета "Платина"? Руководил этим комбо ленинградец, альт саксофонист, покойный Роман Кунсман, крепко заявивший себя в 60-70-х в СССР и который не так давно блеснул в Москве на фестивале, посвященном 10-летию восстановления дипломатических отношений с Израилем.
Остальные члены "Платины": контрабасист, экс-президент Петрозаводского джаз-клуба, москвич Лева Забежин ский, который сейчас живет в Нью-Йорке; едва ли не самый известный в то время в Израиле барабанщик Аарон Каминский, который позже сотрудничал с ансамблем "Manhattan Transfer"; и два талантливых израильских пианиста- композитора — бывший рижанин Наум Переферкович и Алона Турель.
Это что, в порядке вещей — выступление наших джазменов на самом репрезентативном джазовом фестивале?
Близкий сосед Москвы — красивый Ярославль. Скажу немного о нем. Возможно, у вас возникнет желание побывать там. Джазовой среде Ярославля, безусловно, знакомы многие достойные имена земляков- музыкантов, но я вспомню добрым словом тех, кого хорошо знаю. Покойный (Боже, как часто приходится писать это слово!) саксофонист и пианист Геннадий Комаров, один из столпов джазового общества Ярославля. Кстати, на него меня вывел Гдалий Левин — джазовый мир очень тесен. С Геной в 70-х годах мы близко сошлись на почве общего увлечения — переводили с английского тексты по джазовой тематике. Приезжая в Москву, Гена любил бывать в "Синей птице". Это был благодарный слушатель, всегда скромно и уютно сидевший в уголке кафе. Барабанщик Алик Нурутди нов был тогда на взлете, и я немало провел времени в оркестре, где он играл. И Геннадию, и Алику было невдомек, что они были инициаторами моих тогдашних частых командировок в их чудесный город. Тромбонист Владимир Воробьев долгое время с успехом выступал на московской джазовой сцене. Теперь он передает свой опыт молодежи родного города.
Примером человеческого подхода к работе с молодежью может послужить многогранная деятельность Ярославского джазового центра, руководимого уважаемым в городе человеком Игорем Гавриловым. Родители могут быть спокойными, если их дети проводят время именно там. Пусть не станут они заметными музыкантами, но культурные люди из них уж точно получатся. Отнюдь не во всяком городе можно найти подобные примеры.
А что происходит в других городах и весях, некогда гремевших джазовой славой? И снова я вам советую почаще обращаться к уже дважды мною упомянутому сайту "jazz.ru", а также к журналу "Джаз Квадрат". Кстати, вы можете обогатить эти средства массовой информации собственными воспоминаниями, мыслями, идеями, оценками, выразив их, как теперь говорят, на различных носителях.
Название моих записок дышит оптимизмом. Миновали времена, когда "джазовых птиц" запирали в клетки. Джаз живет, он придает нам сил, горячит кровь, а иногда и бередит душу, даже вызывает слезы — он ведь так многообразен и, по-моему, годится на все случаи жизни, наш дорогой "Доктор Джаз"! Честное слово, приятно видеть и на сцене, и в публике молодые лица и сознавать, что эта музыка вовсе не пахнет нафталином и совсем не собирается сдавать позиции массовой культуре.
Ну, а привкус грусти есть в любых воспоминаниях, и ясно почему...
Георг ИСКЕНДЕР (г. Москва).
Литературный редактор — Игорь Рыбак (г. Мюнстер, Германия).
Изданный в Лондоне в 1981 году справочник "Джаз в кино" упоминает 3724 фильма, в которых звучит джаз. Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с ...
Авторская аргументация этой статьи опирается с одной стороны на пристальное погружение в перкуссионную специфику, где речь пойдёт о выборе инструмента, системе занятий, использовании упражнений, настройке барабанов, а также краткий анализ творчества ...
Говорят, что первый джаз-клуб был открыт в Германии, в мало кому известном городе Крефельде. Старожилы и завсегдатаи этого клуба, ссылаясь на уцелевшие в огне рукописи времен средневековья, вспоминают. В эпоху Великих географических открытий и ...
Все чаще и чаще можно увидеть известного ди-джея, творящего модную музыку на каком-нибудь показе мод, открытии выставки, других мероприятиях, на которых раньше играли джаз-бэнды. Но если этого требуют зрители, то, что в том зазорного? Мы видим, как ...
Молодёжные кафе 60-х, эти маленькие островки городской культуры! Не просуществовав и десятка лет, они стали частью истории своих городов. Как правило, их было по одному в городе, а в такой огромной стране, как Москва, — всего два-три в единицу ...
Мы продолжаем текстом этого доклада Эллингтоновскую тему в его юбилейный год. Тема эта неисчерпаемая, и мы надеемся опубликовать еще несколько не менее интересных работ, посвященных творчеству Дюка. Предварительное замечание: до сих пор идут споры, ...
Джаз царит. Отрицать этот факт - значит становиться в классическую страусиную позу: головой в песок, хвостом к солнцу. Можно, конечно, бить в колокола, заявляя на весь мир об угрозе разрушения моральных устоев современного общества. Однако более ...
Новое всегда раздражает. Это по меньшей мере. В целом же, все новое вызывает отторжение. И это - нормально, ибо мышление человека носит, по большей части, консервативный характер, и лишь немногие способны без потерь приспосабливаться к изменяющимся ...
Продолжаем публикации докладов, прочитанных на конференции, прошедшей в середине апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Едва ли сейчас можно сказать что-либо новое о Дюке Эллингтоне, практически ровеснике ХХ века, который ...
12 мая 1988 года ведущий джазовой программы "Радио Амстердам" нетерпеливо ждал у себя в студии гостя - выдающегося трубача и певца Чета Бейкера. К полуночи стало ясно, что эфир безнадежно сорван. Телефонный звонок к Питеру Хейтсу, голландскому ...
Сегодня мы начинаем цикл публикаций докладов с конференции "Дюк Эллингтон и современный джаз", прошедшей в конце апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Творчество Эллингтона огромно. И хотя о нем написано множество статей ...
Надо сказать, что к концу войны окончательно сложились основные направления существования джаза в кинематографе. Одним из них стали джазовые саундтреки к фильмам, отнюдь не обязательно посвященным джазу; другим — так называемые "biopics" ...