Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, начиная с 1974 года, издание своего справочника "Финский джаз". Так родился сиквел той, давнишней статьи, где мы решили познакомить читателей с тем новым, что появилось в джазовой жизни Финляндии за последние годы, рассказать о том, кто сегодня есть кто в финском джазе.
Благодаря активной и плодотворной деятельности Консерватории поп-музыки и джаза в Хельсинки, джазового факультета Академии им. Сибелиуса, постоянно растет количество молодых, амбициозных эрудированных музыкантов. Многие получают образование в самых престижных джазовых школах в США. Поэтому несмотря на сравнительно короткую историю джаза в Финляндии, здесь сформировались свои школы практически по любому инструменту.
Взять, к примеру, духовиков Активно продолжают работать музыканты старшего поколения. Не говоря уже о таких звездах, как Отто Доннер или Ээро Койвистойнен, это, например, саксофонист Юхани Аалтонен (р. 1935), легендарная фигура в финском джазе. Этот музыкант еще в 70- х годах приобрел европейскую известность, сотрудничая с Петером Брютцманном, Томашем Станько, позже с Яном Гарбареком, а также с самым знаменитым финским джазменом, покойным Эдвардом Весалой. Но больше и плодотворнее всего Аалтонен работал с пианистом и композитором Хейкки Сарманто. В 2001г. эти музыканты отметили 35-летие совместной творческой деятельности, выпустив дуэтом альбом "Rise". Трубач Маркку Йоханссон (р. 1946), обладатель финского джазового Оскара, премии Джорджи за 1993г., выделяется своим стилистическим универсализмом. Этот приверженец музыки больших оркестров не только успешно выступает в самом известном биг- бэнде Финляндии UMO Jazz Orchestra, но работает и в симфонических оркестрах, а также долгое время играл роль финского Юрия Силантьева, возглавляя популярнейший здесь оркестр легкой музыки Vantaa Pops Orchestra. Нельзя не упомянуть и саксофониста Пентти Лахти (р. 1945), одного из отцов основателей и UMO Jazz Orchestra, и саксофонного квартета Saxperiment, активно записывающего диски и в качестве лидера.
Музыкантов более молодого поколения отличают очень разнообразные вкусы. Саксофонист Харри Шострем (р. 1952), долгое время работавший в США, а ныне живущий в Германии, бескомпромиссный радикал, переигравший чуть ли не со всеми звездами европейской фри-джазовой сцены, от Тони Оксли до Александра фон Шлиппенбаха. Самый известный финский традиционалист, кларнетист Антги Сарпила (р. 1964 г.) поразил всех своим последним альбомом "New Moods — New Sounds", записанным вместе с вибрафонистом Севери Пыйсало и гитаристом Тиму Виникайненом, доказав, что он не менее виртуозно владеет и идиомами более модернистских направлений. А вот трубач Антеро Приха (р. 1965 г.) со своей группой "Breadmachine" остается стойким приверженцем электронно — фанковых звучаний, щедро наполняя ими свои последние альбомы "Eternal Friendship" (1998) и "Loveship"(2001).
А рядом с этими музыкантами все увереннее заявляют о себе двадцати- и тридцатилетние: тромбонист Антти Рисанен, саксофонисты Джонатан Раутио и Микко Инанен и многие, многие другие.
Финские джазовые пианисты до сих пор сколько-нибудь громкой европейской известностью похвастаться не могли. Молодежь полна решимости изменить эту ситуацию. Разумеется, и здесь каждый выбирает свой путь. Самули Микконен (р. 1973 г.), например, выбрал путь весьма бескомпромиссный. Его называют самым финским из всех местных пианистов. Его импровизационная музыка в наибольшей степени впитала в себя мотивы национального фольклора, а дебютный альбом "Korpea kuunnellessa" (1998г.), его трио с Уффе Крокфорсом и Микой Каллио джазовая критика считает самым зрелым за последние годы дебютом в северном джазе.
Помимо Ярмо Саари, лидера джаз-роковой группы XL и этно-джазовой группы ZetaBoo (из которых первая уже отметила десятилетний юбилей, а вторую эта дата ждет в 2003г.), наиболее активным в последние годы джазовым гитаристом можно назвать Рауля Бьоркенхайма (р. 1956 г.). Этот музыкант с дипломом Беркли широко известен по выступлениям со своей группой Krakatau (альбом 1992-го года "Volition" был удостоен престижной премии), сотрудничеству с такими мировыми звездами, как Билл Л асуэлл, Тошинори Кон- до и Питер Эрскин, а также написанной им гитарной симфонии "Apocalypso", легшей в основу его дебютного сольного альбома в 2001-м году. Кстати, и Бьоркенхайм во многом обязан своими успехами урокам Эдварда Весалы...
Да, чем больше времени проходит со дня смерти этого выдающегося музыканта в 1999 г., тем яснее становится, какую громадную роль играл он в развитии джаза у себя на родине. Что уж говорить о местных барабанщиках, абсолютное большинство которых получало творческие импульсы от своего знаменитого коллеги. И, надо сказать, не зря. Такие ударники, как Клаус Суонсаари (р. 1959 г.) или Юккис Юотила (р,
19б0 г.), первый джазмен в Северной Европе, получивший звание профессора (он возглавляет джазовый факультет в Академии им. Сибелиуса), широко известны и востребованы в международном масштабе. Среди партнеров первого были Том Харелл, Майк Майниери, Нильс-Хеннинг Орстед-Педерсен, а второго - Джон Скофилд и Рэнди Брекер.
Благотворно влияют на развитие джаза в Суоми не только хорошо поставленное образование и уже сложившиеся традиции. Самое главное: музыкантам есть где играть и где записываться. В небольшой северной стране проводится целых 18 джазовых фестивалей! Календарь мероприятий национального или международного уровня настолько плотен, что охватывает практически целый год. Есть фестивали, посвященные исключительно современным течениям в джазе ("Тампере Джаз Хэппенинг"), есть фестивали традиционного джаза ("РускаСвинг"), но большинство фестивалей открыто всем направлениям, причем иногда и не только джазовым, например, ритм-энд-блюзу или латинской музыке. Среди них такие крупные джазовые форумы, как Международный джазовый фестиваль в Пори (проводится обычно в июле), "Апрельский джаз" в Эспоо, "Турку Джаз" и другие. Ну а главным национальным смотром джазовых достижений являются "Финские национальные джазовые дни", обычно проводящиеся в ноябре попеременно в разных городах страны.
Если география фестивалей охватывает практически всю страну, то большинство финских звукозаписывающих лэйблов сосредоточено в столице. Исключение составляют, пожалуй, лишь основанная гитаристом Никласом Винтером первоначально для реализации только собственных проектов Abovoice Records в Турку и существующая уже почти тридцать лет в Тампере компания Rockadillo Records. Ее основатель Тапио Корьюс сумел создать крепкую независимую компанию, не признающую компромиссов и пользующуюся большим авторитетом в сфере записей инструментальной музыки.
В Хельсинки лэйблов значительно больше, некоторые из них специализированы, как, например, Aito Records, занимающаяся, в основном, музыкой, лежащей между джазом и этно-музыкой, другие записывают музыку разных стилей. Особое внимание привлекает молодой лэйбл с громким именем Blue Note Finland / ЕМ1. Он основан при активном содействии финского представительства концерна EMI и на сегодняшний день имеет в своем каталоге три альбома финских джазовых музыкантов, включая уже упоминавшийся выше диск New Moods — New Sounds (2001 г.).
...Под скупым северным солнцем бережно и кропотливо растят финны экзотический заокеанский фрукт под названием "джаз". И успехи их селекционной работы все очевиднее с каждым годом. Джаз прижился на финской земле, пустил свои корни, дал причудливые образчики гибридизации с местной музыкальной флорой. И никто не считает его здесь чуждым финской культуре сорняком. В стране Сибелиуса места хватает всем.
Многим музыкальная культура Финляндии представляется в виде одной большой системы озер, по которой одиноко и величаво плывет Туонельский Лебедь. Это не соответствовало действительности при жизни Сибелиуса и тем более не верно теперь. Жизнь гораздо ...
Начало девяностых ознаменовалось новой волной интереса к джазовой музыке. В нашей стране джаз часто был в опале. Гонения и преследования со стороны системы не только музыкантов, но и поклонников этой музыки привели к тому, что старые приверженцы ...
Москва, говорят, отстает от других мегаполисов по количеству джазовых клубов. Не только джазовых, конечно, но в нашем жанре это особенно заметно. Есть дни, когда в Москве особенно никуда и не сходишь. Но есть дни, когда приходится выбирать между ...
Джазовая жизнь в больших городах Америки почти всегда сосредоточена в пределах одного-двух кварталов, в местах молодежных тусовок. И эта жизнь весьма насыщена и многообразна. Специально для читателей "JK" — корреспонденция о современных джазовых ...
Принято считать, что в 1996 году джазу в Литве исполнилось 35 лет. Хронология отсчета была предложена покойным музыковедом Людасом Шальтянисом и не оспаривалась. А что было до 1961 года? Музыкальная наука Литвы тщательно и объемно исследовала ...
Джаз родился в США. Джаз как явление — это, безусловно, вклад именно американской культуры в сокровищницу культуры мировой. Большинство выдающихся джазовых музыкантов — американцы. Новые стилистические направления, определявшие пути ...
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. ...
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...
Пусть не усмехаются почитатели знаменитого в 60-х годах репортажа-воспоминаний Романа Вашко "Джаз с фронта и кухни" (WASCHKO R., Jazz od frontu I od kuchni. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1962), в котором речь идет, главным образом, о музыке ...
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот переход. Там и сейчас поигрывают музыканты, но поодиночке и без аншлага. Время, может быть, серьезное, не столь располагающее к веселью. Поиграв вдоволь, все традиционно направлялись к ...