nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз в стране Сибелиуса - 2

Джаз в стране Сибелиуса - 2  Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, начиная с 1974 года, издание своего справочника "Финский джаз". Так родился сиквел той, давнишней статьи, где мы решили познакомить читателей с тем новым, что появилось в джазовой жизни Финляндии за последние годы, рассказать о том, кто сегодня есть кто в финском джазе.

Благодаря активной и плодотворной деятельности Консерватории поп-музыки и джаза в Хельсинки, джазового факультета Академии им. Сибелиуса, постоянно растет количество молодых, амбициозных эрудированных музыкантов. Многие получают образование в самых престижных джазовых школах в США. Поэтому несмотря на сравнительно короткую историю джаза в Финляндии, здесь сформирова­лись свои школы практически по любому инструменту.

Взять, к примеру, духовиков Активно продолжают рабо­тать музыканты старшего по­коления. Не говоря уже о та­ких звездах, как Отто Доннер или Ээро Койвистойнен, это, например, саксофонист Юхани Аалтонен (р. 1935), леген­дарная фигура в финском джазе. Этот музыкант еще в 70- х годах приобрел европей­скую известность, сотрудни­чая с Петером Брютцманном, Томашем Станько, позже с Яном Гарбареком, а также с са­мым знаменитым финским джазменом, покойным Эдвар­дом Весалой. Но больше и пло­дотворнее всего Аалтонен ра­ботал с пианистом и компози­тором Хейкки Сарманто. В 2001г. эти музыканты отмети­ли 35-летие совместной твор­ческой деятельности, выпус­тив дуэтом альбом "Rise". Тру­бач Маркку Йоханссон (р. 1946), обладатель финско­го джазового Оскара, премии Джорджи за 1993г., выделяется своим стилистическим уни­версализмом. Этот приверже­нец музыки больших оркест­ров не только успешно высту­пает в самом известном биг- бэнде Финляндии UMO Jazz Orchestra, но работает и в сим­фонических оркестрах, а так­же долгое время играл роль финского Юрия Силантьева, возглавляя популярнейший здесь оркестр легкой музыки Vantaa Pops Orchestra. Нельзя не упомянуть и саксофониста Пентти Лахти (р. 1945), одно­го из отцов основателей и UMO Jazz Orchestra, и сак­софонного квартета Saxperiment, активно записывающе­го диски и в качестве лидера.

Музыкантов более молодо­го поколения отличают очень разнообразные вкусы. Саксо­фонист Харри Шострем (р. 1952), долгое время рабо­тавший в США, а ныне живу­щий в Германии, бескомпро­миссный радикал, переиграв­ший чуть ли не со всеми звез­дами европейской фри-джазовой сцены, от Тони Оксли до Александра фон Шлиппенбаха. Самый известный финский традиционалист, кларнетист Антги Сарпила (р. 1964 г.) по­разил всех своим последним альбомом "New Moods — New Sounds", записанным вместе с вибрафонистом Севери Пыйсало и гитаристом Тиму Виникайненом, доказав, что он не менее виртуозно владеет и идиомами более модернист­ских направлений. А вот тру­бач Антеро Приха (р. 1965 г.) со своей группой "Breadmachine" остается стойким привержен­цем электронно — фанковых звучаний, щедро наполняя ими свои последние альбомы "Eternal Friendship" (1998) и "Loveship"(2001).

А рядом с этими музыканта­ми все увереннее заявляют о себе двадцати- и тридцати­летние: тромбонист Антти Рисанен, саксофонисты Джо­натан Раутио и Микко Инанен и многие, многие другие.

Финские джазовые пианис­ты до сих пор сколько-нибудь громкой европейской извест­ностью похвастаться не мог­ли. Молодежь полна решимо­сти изменить эту ситуацию. Разумеется, и здесь каждый выбирает свой путь. Самули Микконен (р. 1973 г.), напри­мер, выбрал путь весьма бес­компромиссный. Его называ­ют самым финским из всех местных пианистов. Его им­провизационная музыка в на­ибольшей степени впитала в себя мотивы национального фольклора, а дебютный аль­бом "Korpea kuunnellessa" (1998г.), его трио с Уффе Крокфорсом и Микой Каллио джазо­вая критика считает самым зрелым за последние годы де­бютом в северном джазе.

Помимо Ярмо Саари, лиде­ра джаз-роковой группы XL и этно-джазовой группы ZetaBoo (из которых первая уже отметила десятилетний юбилей, а вторую эта дата ждет в 2003г.), наиболее ак­тивным в последние годы джазовым гитаристом можно назвать Рауля Бьоркенхайма (р. 1956 г.). Этот музыкант с дипломом Беркли широко из­вестен по выступлениям со своей группой Krakatau (аль­бом 1992-го года "Volition" был удостоен престижной премии), сотрудничеству с та­кими мировыми звездами, как Билл Л асуэлл, Тошинори Кон- до и Питер Эрскин, а также на­писанной им гитарной сим­фонии "Apocalypso", легшей в основу его дебютного соль­ного альбома в 2001-м году. Кстати, и Бьоркенхайм во многом обязан своими успе­хами урокам Эдварда Весалы...

Да, чем больше времени проходит со дня смерти этого выдающегося музыканта в 1999 г., тем яснее становится, какую громадную роль играл он в развитии джаза у себя на родине. Что уж говорить о ме­стных барабанщиках, абсо­лютное большинство кото­рых получало творческие им­пульсы от своего знаменитого коллеги. И, надо сказать, не зря. Такие ударники, как Клаус Суонсаари (р. 1959 г.) или Юккис Юотила (р,
19б0 г.), пер­вый джазмен в Северной Ев­ропе, получивший звание профессора (он возглавляет джазовый факультет в Акаде­мии им. Сибелиуса), широко известны и востребованы в международном масштабе. Среди партнеров первого были Том Харелл, Майк Майниери, Нильс-Хеннинг Орстед-Педерсен, а второго - Джон Скофилд и Рэнди Брекер.

Благотворно влияют на развитие джаза в Суоми не только хорошо поставленное образование и уже сложив­шиеся традиции. Самое глав­ное: музыкантам есть где иг­рать и где записываться. В не­большой северной стране проводится целых 18 джазо­вых фестивалей! Календарь мероприятий национально­го или международного уров­ня настолько плотен, что ох­ватывает практически целый год. Есть фестивали, посвя­щенные исключительно со­временным течениям в джазе ("Тампере Джаз Хэппенинг"), есть фестивали традицион­ного джаза ("РускаСвинг"), но большинство фестивалей от­крыто всем направлениям, причем иногда и не только джазовым, например, ритм-энд-блюзу или латинской му­зыке. Среди них такие круп­ные джазовые форумы, как Международный джазовый фестиваль в Пори (проводит­ся обычно в июле), "Апрель­ский джаз" в Эспоо, "Турку Джаз" и другие. Ну а главным национальным смотром джа­зовых достижений являются "Финские национальные джа­зовые дни", обычно проводя­щиеся в ноябре попеременно в разных городах страны.

Если география фестивалей охватывает практически всю страну, то большинство фин­ских звукозаписывающих лэйблов сосредоточено в сто­лице. Исключение составля­ют, пожа­луй, лишь ос­нованная ги­таристом Никласом Винте­ром первоначаль­но для реализации только собственных проектов Abovoice Records в Турку и сущест­вующая уже почти трид­цать лет в Тампере компа­ния Rockadillo Records. Ее ос­нователь Тапио Корьюс сумел создать крепкую независи­мую компанию, не признаю­щую компромиссов и пользу­ющуюся большим авторите­том в сфере записей инстру­ментальной музыки.

В Хельсинки лэйблов зна­чительно больше, некоторые из них специализированы, как, например, Aito Records, занимающаяся, в основном, музыкой, лежащей между джазом и этно-музыкой, дру­гие записывают музыку раз­ных стилей. Особое внима­ние привлекает молодой лэйбл с громким именем Blue Note Finland / ЕМ1. Он осно­ван при активном содействии финского представительства концерна EMI и на сегодняш­ний день имеет в своем ката­логе три альбома финских джазовых музыкантов, вклю­чая уже упоминавшийся выше диск New Moods — New Sounds (2001 г.).

...Под скупым северным солнцем бережно и кропотли­во растят финны экзотичес­кий заокеанский фрукт под названием "джаз". И успехи их селекционной работы все оче­виднее с каждым годом. Джаз прижился на финской земле, пустил свои корни, дал при­чудливые образчики гибриди­зации с местной музыкальной флорой. И никто не считает его здесь чуждым финской культуре сорняком. В стране Сибелиуса места хватает всем.

Леонид АУСКЕРН

Jazz-Квадрат, №2/2003


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Финляндия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела территории

  • стиль: джаз, джаз
Москва, говорят, отстает от других мегаполисов по количеству джазовых клубов. Не только джазовых, конечно, но в нашем жанре это особенно заметно. Есть дни, когда в Москве особенно никуда и не сходишь. Но есть дни, когда приходится выбирать между ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовая жизнь в больших городах Америки почти всегда сосредоточена в пределах одного-двух кварталов, в местах молодежных тусовок. И эта жизнь весьма насыщена и многообразна. Специально для читателей "JK" — корреспонденция о современных джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
Принято считать, что в 1996 году джазу в Литве исполнилось 35 лет. Хронология отсчета была предложена покойным музыковедом Людасом Шальтянисом и не оспаривалась. А что было до 1961 года? Музыкальная наука Литвы тщательно и объемно исследовала ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз родился в США. Джаз как явление — это, безусловно, вклад именно американской культуры в сокровищницу культуры мировой. Большинство выдающихся джазовых музыкантов — американцы. Новые стилистические направления, определявшие пути ...
  • стиль: джаз, джаз
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
  • стиль: джаз, джаз
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
  • стиль: джаз
Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. ...
  • стиль: джаз, джаз
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...
  • стиль: джаз, джаз
Пусть не усмехаются почитатели знаменитого в 60-х годах репортажа-воспоминаний Романа Вашко "Джаз с фронта и кухни" (WASCHKO R., Jazz od frontu I od kuchni. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1962), в котором речь идет, главным образом, о музыке ...
  • стиль: джаз, джаз
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот пере­ход. Там и сейчас поигрывают му­зыканты, но поодиночке и без ан­шлага. Время, может быть, серь­езное, не столь располагающее к веселью. Поиграв вдоволь, все традици­онно направлялись к ...
  • стиль: джаз, джаз
Всякий раз, бывая в Тель-Ави­ве, я непременно иду в этот пере­ход. Там и сейчас поигрывают му­зыканты, но поодиночке и без ан­шлага. Время, может быть, серь­езное, не столь располагающее к веселью. И вообще, господа, не отсижи­вайтесь на своих ...
  • стиль: этно, этно
В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Хрис­та" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com