nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Белоруссия - Легенды и мифы белорусского джаза

За эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских эстрадных оркестров, хотя имел к этому искусству прямое отношение. Организовали его Министерство культуры Беларуси, Государственный концертный оркестр Республики Беларусь при участии М. Финберга, что стало уже привычным для белорусов. Но именно это подводит нас к самому главному мифу.

Миф 1. Не обязательно быть жителем Республики Беларусь для того, чтобы проникнуться кулуарной мыслью о том, что оркестр М. Финберга заполнил собой все белорусское эстрадно-джазовое пространство, ничему и никому больше не давая возможности проявляться, присваивая себе все лавры и т. д. И вот — пожалуйста: на базе оркестра, финансируемый только Министерством культуры, проводится фестиваль, который собирает музыкантов из разных городов Беларуси. М. Финберг, директор фестиваля А . Эскин и другие организаторы, представляя участников, приехавших из Витебска, Могилева, Гомеля, Гродно, Полоцка, Барановичей, подтвердили давнее подозрение минской публики, что в такой-то большой республике должно же еще что-то где-то происходить.

Похоже, Государственный концертный оркестр Республики Беларусь превращается из исполнительской единицы в мощный продюсерский центр, поддерживающий широкий круг музыкантов. Ведь в последнее время именно он проводит большинство крупнейших белорусских фестивалей — эстрадных, джазовых, камерной музыки, и в ближайшем будущем — детский.

Миф 2 — о белорусской публике. Сколько раз приходилось спорить с известными джазовыми музыкантами, встречающими горячий прием в минских залах! Они — нам: какая у вас замечательная публика. Мы — им: ну, понимаете, она у нас сейчас не избалована. А они — нам: да бросьте, она всегда была такой. Но чувствовать себя обделенными — особое национальное удовольствие, и мы втайне никому не верим.

Только, видно, придется со вздохом подытожить: на нынешнем-то фестивале все свои были, а как дышал зал! Справедливости ради надо заметить, что уровень исполнителей был разным, состоялось несколько дебютов (это к слову о "первых блинах"), но реакция публики была всегда как минимум теплой. А максимум... Заключающая фестиваль программа самого концертного оркестра, к которому все, вроде бы, давно привыкли, шла под нескончаемые овации. В зал даже заглянуть было невозможно, и молодые ребята, толпившиеся в дверях, кажется, уже поняли, что воспринимать такие выступления надо отчасти и как урок. А высокое мастерство белорусского бэнда, где почти каждый — солист, в дополнительных комментариях, думаю, не нуждается. Но отношение к своей публике придется пересмотреть.

Миф 3 — о неджазовых оркестрах, которые если захотят — всегда смогут. К сожалению, так не бывает, чтобы духовой или эстрадный оркестр взялся за джазовую тему и сразу "задышал" свингом и импровизацией, для этого значительную часть коллектива должны составлять именно джазовые исполнители. На последних нет и не может быть в нашем государстве большого спроса, а вот мобильные эстрадные оркестры всегда социально востребованы. Там и оседают, чаще всего, единичные джазмены, впечатляя время от времени публику стильным соло в балладе или эффектной импровизацией в скоростной пьесе. Это привлекает внимание, но общего направления оркестра не меняет.

А, скажем, у цирковых коллективов (на фестивале — минского и гомельского) и вовсе специфическое звучание, которое ни с чем не спутаешь: в медленных композициях духовая пачка непременно расплывается, "тяжелеет", зато в быстрых начинает привычно звенеть, "делать выпады", и здесь очень кстати иметь трубача с хорошими верхами. Так же узнаваемо демонстративное и безапелляционное "звуковое сияние" духового оркестра, даже в непривычном репертуаре.

Выигрышнее всего выглядят коллективы владеющие разными стилями и имеющие возможность активной репетиционной работы. На прошедшем фестивале такое впечатление оставил оркестр КПЦ БелТИЗ или, проще, — "оркестр общества слепых", эффективно в роковом плане исполнив "Когда не хватает техники" К. Бахолдина, почти знойно — "Колыбельную" Дж. Гершвина и аранжированную в жизнеутверждающе-агрессивных тонах белорусскую народную песню "Шляхта".

Миф 4, имеющий хождение между отдельными представителями джазовой элиты ближнего зарубежья, — о том, что минский джаз если и имеет лицо, то взгляд его направлен исключительно в сторону современных веяний — ближе к джаз-року, а к классике наши исполнители относятся равнодушно. Так вот, при знакомстве на прошедшем фестивале с большим количеством зрелых, начинающих, часто даже — потенциальных музыкантов Минска, стало ясно, что тянутся они как раз к традиции и даже не к самым сложным ее фактам. Минская молодежь музицировала в стилях, близких к диксиленду, свингу, экспериментировала со струнными составами — то пытаясь усилить в стройную и четкую форму бесконечную "Take 5" ("String Jazz Trio"), то растворяясь в соломенной изысканности, при этом дуэт скрипка—виолончель звучит почему-то в духе Ричарда Гальяно ("Elite Syncopation").

На классике была построена программа даже таких музыкантов, которым "по плечу" очень многое. Об этом стоит сказать особо — при концертном оркестре появился новый малый состав, аналогичный московским — "Анатолий Радюков и новое поколение". Причем аналогию можно провести, имея в виду не только название: здесь также во главе — опытный мастер с именем (Анатолий Радюков давно не появлялся на наших сценах, и это возобновление концертной деятельности в новом качестве вдвойне приятно), а рядом — молодые и очень талантливые ребята (студенты минского музыкального училища).

Миф 5 о том, что у нас нет преемственности джазовых традиций, не "куются кадры" и т.д. Отчасти этот миф уже развенчан вышеупомянутым, но аргументы можно продолжить и расширить. Эстрадное отделение Белорусского университета культуры, долго не дающее о себе знать, представило на фестиваль несколько ансамблей, энтузиазм участников которых внушает большие надежды. Да и в музыкальном училище им. Глинки, судя по "новому поколению" рядом с Анатолием Радюковым, можно отыскать талантливых ребят. Конечно, училищный оркестр, тоже выступивший в фестивальной программе, несравним с тем, которым руководил когда-то Илья Райхлин, но... будет спрос — сформируется и предложение.

Миф 6. Долго плакали мы о том, что не хотят у нас в Беларуси петь джаз, не складываются вокальные ансамбли. Хорошо в России — у них поют, там могут себе позволить и поспорить о присутствии элементов джазовой артикуляции и свинга в творчестве той или иной вокальной группы, и сравнивать, и критиковать — ах, какое наслаждение! Мы же, за отсутствием предмета, долгое время молчали. А теперь нам хорошо. Не то, чтобы у нас запели джаз — у нас появилась "Камерата", которая оставила пару лет назад свои сюрреалистические эксперименты и повернулась лицом к публике. И мы полюбили это лицо за его обаяние, профессионализм, фантазию и, конечно, за влечение к джазу, которое проявляется все больше и ближе.

Но на прошедшем фестивале выяснилось, что где-то еще на территории Республики Беларусь есть люди, горящие желанием петь в вокальном ансамбле с уклоном в джаз, это — "Полоцк Anima Quartet". Уже два года, как они вычленились из недр полоцкого камерного хора, чтобы заниматься любимой музыкой (в качестве хобби, естественно). Но только сейчас их стали узнавать: кто-то заметил квартет во время последнего "Славянского базара" в ночном джаз-клубе, а для большинства белорусских слушателей он стал открытием нынешнего фестиваля. И, похоже, что у этого коллектива есть многое для того, чтобы добиться успеха в области вокальной эстрадно-джазовой музыки; голоса с удачно сочетающимися тембрами и составляющие широкий звуковой диапазон; академическое музыкальное образование, помогающее формировать четкую и легко воспринимаемую фактурную ткань; хороший музыкальный вкус и фантазия, что проявляется в гармонической сочности и рельефности аранжировок; а сценичность и темперамент самих музыкантов придают их выступлению элемент шоу, что для современного вокального ансамбля просто необходимо.

Миф 7. А вот тут победоносный тон придется сильно поубавить, ибо миф 7 повествует о провинциальности. Наверное, фестиваль белорусских эстрадных оркестров должен был доказать, что профессиональный уровень и самосознание музыкантов из небольших городов ни в чем не уступает тому же самому — представителей столицы. Но в это трудно оказалась поверить, таким ощущением был контраст между двумя упомянутыми категориями. Понятие "провинциальность", как и "интеллигентность" очень трудно сформулировать, как правило, просто чувствуешь, что она есть. Так вот, у всех приезжих участников фестиваля она была (исключение составил все тот же "Полоцк Anima Quartet").

Миф 8 тоже развенчать практически не удалось. А говорится в нем о том, что джаз — дело мужское, и женщины большой пользы тут принести не могут (имеется ввиду, конечно, инструментальный джаз, в вокальном-то как раз едва ли не наоборот). В течение трех фестивальных дней девушки довольно часто появлялись на сцене с инструментами в руках, но вызывали в основном естественное умиление своим юным обаянием, смелостью и привлекательной внешностью (интересно, случайно ли, что совсем некрасивые почему-то не обнаруживают в себе исполнительского дара?).

Совсем нетрудно представить, какими аплодисментами наградила публика целый женский оркестр под названием "Каприз", особенно его действительно ярких вокалисток. И, надо заметить, не без оснований — коллектив действительно имеет хороший творческий потенциал, да тут один имидж чего стоит! К сожалению, наличие все той же провинциальности (девушки приехали из Гродно) оставляет лишь слабую надежду на то, что коллектив станет когда-нибудь тем самым, "грудастым"...

...Громадное, надо заметить, окно в творческие недра родины прорубил фестиваль Белорусских эстрадных оркестров. Сразу как-то нашлось, о чем подумать, поговорить. И, судя по тому, что Министерство культуры внесло это мероприятие в свой план на будущий год, окно будет распахиваться все шире. А что мифы развеялись — так это не страшно, придумаем новые. Был бы повод.

Анна АЛАДОВА

1997


стиль
джаз
автор
Анна АЛАДОВА
страна
Беларусь


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела территории

  • стиль: джаз, джаз
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
  • стиль: джаз
Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. ...
  • стиль: джаз, джаз
Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, ...
  • стиль: джаз, джаз
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...
  • стиль: джаз, джаз
Пусть не усмехаются почитатели знаменитого в 60-х годах репортажа-воспоминаний Романа Вашко "Джаз с фронта и кухни" (WASCHKO R., Jazz od frontu I od kuchni. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1962), в котором речь идет, главным образом, о музыке ...
  • стиль: джаз, джаз
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот пере­ход. Там и сейчас поигрывают му­зыканты, но поодиночке и без ан­шлага. Время, может быть, серь­езное, не столь располагающее к веселью. Поиграв вдоволь, все традици­онно направлялись к ...
  • стиль: джаз, джаз
Всякий раз, бывая в Тель-Ави­ве, я непременно иду в этот пере­ход. Там и сейчас поигрывают му­зыканты, но поодиночке и без ан­шлага. Время, может быть, серь­езное, не столь располагающее к веселью. И вообще, господа, не отсижи­вайтесь на своих ...
  • стиль: этно, этно
В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Хрис­та" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля ...
  • стиль: джаз
От редакции. Имя Леонида Нидбальского известно многим джазменам и любителям джаза, прежде всего тем, кто хоть как-то соприкасался с рижским и вообще латвийским джазом. Это человек с техническим образованием, полюбивший джаз с юных лет, и, начиная с ...
  • стиль: джаз
В октябре 1997 года мне позвонил мой старый знакомый, вместе с которым в начале 90-х я организовывал и проводил латиноамериканские вечеринки в разных московских клубах. Он сказал, что ему предложили открыть джаз-клуб, и он хочет пригласить меня в ...
  • стиль: джаз, джаз
Я слежу за джазовой сценой на протяжении довольно долгого времени. Признаюсь, был такой период, когда польский джаз меня практически не ин­тересовал. Случались лишь ис­ключения из этого правила. Но в данное время, последние лет пять, слежу за тем, ...
  • стиль: джаз, джаз
Бум на FM-радиостанции в Ереване начался лет 6-7 тому назад. По­сле распада Союза Ар­мения пережила не­сколько очень неприят­ных и тяжелых лет — полный развал эконо­мики и все вытекаю­щие отсюда последст­вия. Не работали кино­театры, театры, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com