Начало девяностых ознаменовалось новой волной интереса к джазовой музыке. В нашей стране джаз часто был в опале. Гонения и преследования со стороны системы не только музыкантов, но и поклонников этой музыки привели к тому, что старые приверженцы стиля "ушли в подполье", а новые не появились. Новых слушателей сначала оттянула на себя рок–музыка, а затем захлестнула псевдо-попкультура.
Перемены, начавшиеся в нашей стране в середине 80–х годов, не могли не затронуть и музыку. Страну захлестнула свобода. И на волне этой свободы, пробираясь сквозь новые экстремальные музыкальные течения, джаз снова поднял голову. Джазу как большому пласту музыкальной культуры необходимы были новые слушатели, а в сложившейся ситуации, когда музыканты и их поклонники знали друг друга поименно, развития не виделось. Джазу нужен был свой клуб. Клуб в современном понимании этого слова, т.е. некая концертная площадка со своей атмосферой, программами, контингентом посетителей, куда можно было бы в любой день прийти послушать джаз.
Существовал, правда, джаз–клуб "Квадрат", но его функции были несколько другими. Это был клуб в своем первоначальном значении —место, где собирались люди, объединенные своей любовью к джазу, собирались не на один вечер, чтобы послушать музыку, а из года в год — любители джаза для общения, музыканты для совершенствования своего мастерства.
В течение многих лет "Квадрат" занимал центральное место в джазовом мире Ленинграда. Он был основан в 1964 году как джазовая секция Клуба молодежи в ДК им. Ленсовета и явился преемником первого джаз–клуба "Д–58", а также джазовых клубов ЛГУ и ЛЭТИ. В те годы, когда джаз был запрещаем, клубом организовывались и проводились лекции по истории джаза, фестивали, ночные джемы, джазовые пароходы, издавался джазовый бюллетень. Кочуя по городу из одного ДК в другой, к лету 1990 года "Квадрат" нашел пристанище в ДК Пищевиков. Сейчас концерты на клубной сцене — большая редкость и происходят только в связи с большими событиями. Но в этой сорокаметровой комнате растет новое поколение джазовых музыкантов. Все те, кого можно увидеть на сценах фешенебельных клубов, оттачивают здесь свое мастерство, собираясь каждый вторник и джемуя до умопомрачения.
Длинный коридор перед "квадратной" комнатой украшают афиши старых джазовых концертов. Стены самой комнаты обиты пенопленом для лучшей звукоизоляции и увешаны плакатами с изображениями джазовых грейтов. Даже по вторникам здесь очень редко можно увидеть новых людей. Как правило, они приходят сюда случайно, прочитав о "Квадрате" в какой–нибудь газетке с перечнем городских клубов. Некоторые уходят, узрев отсутствие бара и интерьера, но те, кто пришел, чтобы услышать джаз, остаются и никогда не жалеют об этом. Однако "Квадрат" все же не является концертной площадкой, потребность в которой назрела в городе к концу 80–х годов. Нужен был джазовый концертный зал — и он появился.
За осуществление этого проекта взялся Давид Голощекин. Вдохновленный идеей знаменитого американского продюсера Нормана Гранца, который еще в 1942 году организовал музыкальную компанию "Джаз по–филармонически" с целью утверждения джаза как серьезного музыкального искусства, Голощекин задумал создать джазовый концертный зал, проникнутый филармоническим духом. 1 января 1989 года открылась Филармония джазовой музыки, что явилось феноменом в истории мирового и российского джаза прежде всего потому, что впервые в истории джаза государство взяло на себя содержание двух джазовых ансамблей — Ленинградского диксиленда и ансамбля под управлением Давида Голощекина, которые и стали базовыми коллективами джазовой филармонии.
Кроме этих двух коллективов, на сцене Филармонии можно увидеть многих лучших отечественных джазменов, ветеранов и талантливую молодежь, а также джазовых музыкантов из Европы и США. Здесь выступали такие звезды мирового джаза, как Бенни Голсон, Билли Тейлор, Монти Александер, Дэвид Бэкер, Риччи Коул, Эдди Гомез, Херб Геллер. В программе Филармонии джазовой музыки нередки тематические концерты, посвященные тому или иному джазовому корифею или же целому направлению в джазе.
Многие знают, что до Филармонии джазовой музыки в доме 27 по Загородному проспекту располагался кинотеатр "Правда", но далеко не всем известно, что это бывший дом знаменитого русского фарфорового магната Кузнецова. Построенный в 1914–16 годах дом (арх. Б.М.Великовский, А.В.Розенберг) отличается уникальным интерьером, который вместе с неповторимой концертной атмосферой привлекает не только утонченную петербургскую публику, но и многочисленных зарубежных гостей. Каждый день, кроме понедельника, на Загородный стекаются люди, тяготеющие к джазу и комфорту одновременно.
Большой зал с балконом способен вместить около двух сотен посетителей. Зрители располагаются за столиками на 2–6 человек, в конце зала небольшой дансинг (на концертах диксиленда можно потанцевать). В зале курить нельзя, но это можно сделать в просторном холле. В этом же холле расположен бар, но если кто–то не успел сделать заказ до концерта, то его обслужат в зале. Несмотря на присутствие бара и столиков, атмосфера во время концертов царит поистине филармоническая: не принято шумно общаться и подавать реплики из зала.
В январе 1996 года в Филармонии джазовой музыки появился второй Эллингтоновский зал, называемый также залом элитарного джаза. Он получил свое название в память о встрече Давида Голощекина с Дюком Эллингтоном в 1971 году. На стенах зала развешаны фотографии, взятые из автобиографии Эллингтона "Music My Mistress", среди которых есть и снимок, запечатлевший ту самую встречу. Три раза в неделю в Эллингтоновском зале проходят концерты. Здесь, за редким исключением, стабильно выступают четыре ансамбля — Давида Голощекина, Владимира Лыткина, Александра Усыскина и Петра Корнева. Кроме этого, после концерта в "Jazz Philharmonic Hall" в Эллингтоновском зале можно продолжить джазовый вечер на программе "Джаз плюс", где также звучит живая музыка, и заодно перекусить, так как "Ellington Hall" — это еще и ресторан.
Осенью 1997 года Филармония джазовой музыки пополнилась еще одной достопримечательностью — музеем. И не просто музеем, а "Музеем истории санкт–петербургского джаза". До концерта или в антракте можно ознакомиться с тем, "как это было". Пока музей включает лишь фотоэкспозицию, охватывающую петербургский джаз с 50–х годов по сей день, но с появлением новых экспонатов он будет расширяться.
На сегодняшний день Филармония джазовой музыки — центральный джазовый клуб Петербурга, незаменимый в городском культурном ландшафте.
Филармония джазовой музыки оставалась в гордом одиночестве в своем амплуа в течение пяти лет. В 1994 году в Таврическом саду открылся "Новый джаз–клуб", созданный Феликсом Народицким. Сначала просто была идея — создать другой джаз–клуб. Возникла она в то время, когда верные "квадратовцы" по–прежнему тихо варились в собственном соку в ДК Пищевиков, а Джаз–Филармоник Холл стабильно предоставлял сцену звездам мейнстрима и зрительный зал респектабельной публике. Клуб с самого начала был обременен массой проблем, основной из которых было существование в парковом павильоне, где такие понятия, как акустика и интерьер, просто отсутствовали. Музыкальный директор нового клуба пианист Андрей Кондаков сразу же взял курс на стилистическое разнообразие. До того, как клуб в Таврическом исчез, в нем успели даже провести несколько фестивалей. Но исчез он не надолго. Весной 1996 года клуб возродился вместе с фестивалем "Петербургская джазовая весна" при поддержке компании "OLBI–jazz", давшей клубу новое название "OLBI Jazz Club" и новый адрес на Шпалерной ул. 33. И сегодня "JFC джаз–клуб" (его название изменилось вместе со сменой названия компании "OLBI–jazz" на "Joint Fruit Company") не меняет своей ориентации. У завсегдатаев не вызывает удивления соседство концертов Сергея Стадлера и группы "Яблоко" с Latin–party и вечером эйсид–джаза. Клуб работает в духе здорового авантюризма.
В отличие от Филармонии джазовой музыки, расположенной на одной из центральных улиц, "JFC джаз–клуб" скромно прячется в дворе. Проходя мимо арки, не каждый заметит скромную надпись "джаз–клуб", сделанную краской на воротах. Однако внутренний интерьер клуба вполне соответствует его духу. Автор интерьера — известный в питерских джазовых кругах художник Дмитрий Шарапов. Впрочем, при первом же осмотре кажется, что где–то ты это уже видел, например, в фильме "'Round Midnight" или каком–нибудь другом фильме, где показывается типичный маленький джазовый клуб. Стены из красного кирпича, большие заизолированные во что–то черное и блестящее трубы под потолком, невысокая сцена, подсвеченная в красный и синий цвета. Клуб работает ежедневно. Зал вмещает примерно 40 посетителей, располагающихся за столиками, на диванчике или у барной стойки; можно курить. К сожалению, других помещений в клубе нет, поэтому выйти подышать из пропитанной джазом и сигаретным дымом атмосферы можно только на улицу, что хорошо отнюдь не в любое время года. Контингент посетителей разнородный. Клуб никогда не бывает пустым. Правда, те 40 человек, которые в "JFC" создают полный зал, в большом зале джазовой филармонии просто затерялись бы. Так что смотри старую истину — все познается в сравнении.
Филармония джазовой музыки, "JFC джаз–клуб" и "Квадрат" на данный момент остаются основными точками на джазовой карте Петербурга, но концертная джазовая жизнь не стоит на месте.
Хотелось бы еще упомянуть и арт–клуб "Манхеттен" как место, где также регулярно звучит джаз. Этот клуб расположен на набережной реки Фонтанки, 90 и имеет второе название "Котел", что больше соответствует его андеграундному интерьеру. Его программа сильно коррелирует с программой "JFC джаз–клуба". Бывает, что музыканты, отыграв в "JFC" или джазовой Филармонии, отправляются на работу в "Манхеттен", так как из всех перечисленных здесь клубов он единственный, который работает ночью.
Стремительно промелькнул на джазовом небосклоне "Новый джаз–клуб на Малой Монетной". Он открылся весной прошлого года и сумел дотянуть лишь до осени, не успев приобрести собственного имени и лица. Хотя поговаривают, что его руководитель, питерский музыкант Сергей Хилько, еще надеется на воскрешение своего детища.
А в конце прошлого года заявило о себе гранд–кафе "Jam". В отличие от всех остальных клубов, разместившихся в историческом центре города, оно находится в более новом московском районе по адресу Ленинский проспект, 160. Интерьер кафе достаточно типичен для современного вечернего заведения. Красиво и чисто, галогенные лампочки и искусственная зелень. Но в целом довольно симпатично. Джаз звучит здесь каждую пятницу и субботу, и в январе в "Jam'e" уже успели выступить трио Кондаков–Шилклопер–Волков, Гасан Багиров, группа "Дайджест" и другие известные музыканты.
Так что теперь новым приверженцам старой музыки не только есть куда пойти, но и есть возможность выбрать то место, которое наиболее соответствует их музыкально–джазовому вкусу, настроению и финансовой состоятельности.
Принято считать, что в 1996 году джазу в Литве исполнилось 35 лет. Хронология отсчета была предложена покойным музыковедом Людасом Шальтянисом и не оспаривалась. А что было до 1961 года? Музыкальная наука Литвы тщательно и объемно исследовала ...
Джаз родился в США. Джаз как явление — это, безусловно, вклад именно американской культуры в сокровищницу культуры мировой. Большинство выдающихся джазовых музыкантов — американцы. Новые стилистические направления, определявшие пути ...
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. ...
Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, ...
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...
Пусть не усмехаются почитатели знаменитого в 60-х годах репортажа-воспоминаний Романа Вашко "Джаз с фронта и кухни" (WASCHKO R., Jazz od frontu I od kuchni. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1962), в котором речь идет, главным образом, о музыке ...
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот переход. Там и сейчас поигрывают музыканты, но поодиночке и без аншлага. Время, может быть, серьезное, не столь располагающее к веселью. Поиграв вдоволь, все традиционно направлялись к ...
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот переход. Там и сейчас поигрывают музыканты, но поодиночке и без аншлага. Время, может быть, серьезное, не столь располагающее к веселью. И вообще, господа, не отсиживайтесь на своих ...
В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Христа" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля ...
От редакции. Имя Леонида Нидбальского известно многим джазменам и любителям джаза, прежде всего тем, кто хоть как-то соприкасался с рижским и вообще латвийским джазом. Это человек с техническим образованием, полюбивший джаз с юных лет, и, начиная с ...