В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Христа" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля завораживала своими необычными для европейцев гармониями и ритмами, экзотическими напевами и пронзительно-грустной и суровой атмосферой Ближнего Востока. Все мы знали, что Passion стал первым альбомом, изданным основанной Питером Габриелем компанией Real World, но мало кто знал тогда, что в реализации этого проекта принимало участие множество музыкантов из различных стран мира, и большинство музыкальных образцов, послуживших источниками для Passion, были изданы отдельным альбомом Passion Sources, ставшим вторым в каталоге Real World.
Релизы Real World всегда были раритетом на пост-советском пространстве, и мало кто знает, что компания выпустила около сотни альбомов традиционной и не очень традиционной музыки с этнической и фольклорной основой. То, что их авторами являются музыканты со всех обитаемы* континентов, лишний раз подтверждает, что имя компании соответствует внутреннему содержанию ее деятельности. Наряду с образцами музыки из различных уголков Африки, Азии, Европы и Америки компания издала несколько великолепных альбомов индийской классической музыки. Первый из них назывался Shringar—он стал седьмым альбомом фирмы, это было в далеком t989 году. Индийская классическая музыка—это часть великой традиции, ее нелегко понять, она построена по другим законам и выражает другие эмоциональные состояния. Хочется думать, что эти небольшие переводные очерки помогут лучше понять суть древнего искусства.
Очень редкий дуэт представлен на этой коллекционной раритетной пластинке.
Сарод и скрипка — редкое сочетание для классической индийской музыки. В Индии сосуществуют две музыкальные традиции, две школы — северная Хиндустани и южная Карнатак. В основе этих традиций лежит одна базовая система, но манера исполнения, тип используемых инструментов и исполняемые раги южной и северной школы совершенно различны.
К. Шридхар и К. Шивакумар—братья, двенадцатое поколение музыкантов в своей семьи. Оба начали изучать южноиндийскую музыку в самом раннем возрасте, затем стали учениками знаменитого мастера северной школы Устада Зия Мохиуддина Дагара, специалиста в классическом стиле Друпад Дхамар.
Шивакумар играет на скрипке, его брат Шридхар — на сароде.
Скрипка — западный инструмент, который за последние две сотни лет стал важной частью южноиндийской музыки, особенно в1 качестве аккомпанемента при исполнении традиционных вокальных пьес. Звучание и манера игры на скрипке в карнатакской традиции сильно отличаются от западной.
Сарод — сложный североиндийский струнный инструмент типа ситара, немногие музыканты играют на нем. Дека и гриф сарода делаются из цельного куска тика или красного дерева длиной около 120 сантиметров, дека обтягивается кожей, что делает инструмент исключительно чувствительным к вибрации. Гриф сарода покрывается металлом, он безладовый (в отличие от ситара) и очень широкий — понятно, что возможности звукоизвлечения и нюансировки по микротонам у сарода очень велики. Из 25-ти струн четыре используются собственно для мелодии, две — для ритма, четыре настраиваются на доминирующие ноты исполняемой раги, а остальные пятнадцать—это резонирующие симпатические струны, позволяющие получать более богатое, насыщенное обертонами звучание. Звук у сарода более мягкий и не такой яркий, чем у ситара, переходы между нотами более плавные.
На диске записаны две раги — редкая сложная рага Багешри и очень известная рага Бхайрави.
Рага Багешри первоначально называлась Вак Ишвари — Богиня Речи. Эта рага исполняется поздним вечером или ночью на полнолуние, имеет любовное, лиричное настроение — это дуэт скрипки и сарода без участия какой-либо перкуссии. Она очень долгая — почти 50 минут, ее исполнение Шридхаром и Шивакумаром отличает некоторая жесткость, свойственная южноиндийской музыке.
Рага Бхайрави — очень известная и мелодичная рага, исполняемая обычно в конце представления. Обе раги были записаны на концертах, проходивших в рамках фестиваля WOMAD в1988 году.
Буклет диска содержит весьма интересное короткое интервью с К. Шридхаром, в котором он рассказывает об индийской классической музыке и, на всякий случай, о ее связи с йогой...
Пандит Шив Кумар Шарма — один из величайших индийских музыкантов нашего времни. Он — кумир любителей индийской классической музыки, один из великих мастеров, внесших огромный вклад в распространение и популяризацию индийской классической музыки как внутри, так и за пределами Индии.
Он единолично поднял сантур — народный инструмент, который в Индии был распространен только в долинах Кашмира, — на уровень общепринятого индийского классического инструмента.
Шив Кумар Шарма родился 13 января 1938 года в Кашмире. Почтительная приставка "пандит" перед его именем означает "ученый человек!1 — он родом из очень высокой (и очень известной) брахманической касты (вообще, слово "каста" — португальского происхождения, оно мало приемлемо для Индии, где существует свой термин — "джати"). Готра (семья) Шарма — один из самых уважаемых брахманических родов, давший Индии множество храмовых жрецов, прославленных ученых и духовных учителей, принадлежать к такому роду — большая честь. С пяти лет Шив Кумар обучался пению, потом, под опекой своего отца и гуру пандита Ума Датт Шарма, игре на таких классических инструментах, как скрипка, сарод, фисгармония и табла. Затем, в возрасте четырнадцати лет он взялся за сантур, поощряемый отцом, который сам в свое время изучил этот инструмент и понимал, насколько велик его потенциал.
Сантур — это трапециевидные цимбалы со 116-ю струнами, натянутыми попарно. По ним ударяют специальными изогнутыми палочками, сделанными из твердых пород дерева. У этого инструмента есть свое название на санскрите — "шататантри вина" (или "стострунная вина"), которое позднее было заменено его персидским именем — "сантур". Неизвестно, где раньше появился этот инструмент — в Индии или в Персии; вообще, подобные инструменты есть у большинства народов Европы, на Ближнем Востоке и в Китае. Шив Кумар Шарма несколько модифицировал инструмент, сделав его более подходящим для собственной манеры игры — он увеличил число мостов, получив более широкий диапазон и большее пространство для плавного "meend" (скользящего звука между двумя нотами), и успешно изменил структурную конфигурацию струн, увеличив точность воспроизведения отдельных нот, подняв, таким образом, сантур на один уровень с другими классическими североиндийскими инструментами.
Свой первый концерт Шив Кумар Шарма дал в 1955 году, первая пластинка с записью его музыки была издана в 1960. Он очень, очень знаменит — число его записей в Индии исчисляется, я думаю, сотнями. За последние три десятилетия Шив Кумар основал свою линию ученической преемственности, куда входит и его сын Рахул (Rahul), который на этой пластине играет на втором сантуре — это дуэт двух мастеров (по-индийски jugalbandi). Традиция передачи знаний от учителя к ученику существует в Индии в течение многих столетий, и такие линии называются Sampradaya — это слово и стало названием этого альбома. Записанная на нем рага Janasammohinl состоит из трех частей и относится к новым рагам, сочиненным самим Шив Кумаром Шарма. Это спокойная и безмятежная вечерняя рага: склоняющееся к закату солнце, прозрачный воздух и далекие горы на горизонте... Легкий, прозрачный, мерцающий звук сантура сопровождается виртуозными ритмами таблы Шафат Ахмет Хана (Shafaat Ahmet Khan) и едва слышным пением тамбуры Манорамы Шарма (Manorama Sharma). Превосходная по качеству запись была сделана на студии Real World в 1998 году.
Если верить индусским мифам, вина — самый древний струнный инструмент во Вселенной. Творец, че- тырехпикий Господь Брахма медитировал под звуки вины прежде, чем сотворить мир... Вина также связана с его шакти — женской ипостасью, богиней мудрости и знания Сарасвати. Это действительно очень древний инструмент — все остальные индийские струнные инструменты (такие как сарод, ситар или сурбахар) произошли от нее.
Существует несколько видов вины. Наиболее мелодичный сохранился на юге Индии — голос южноиндийской вины так гибок, сладок и певуч, что с ним не может сравниться ни один инструмент в мире! Другой распространенный вид вины — это рудра вина, согласно мифологии она принадлежит Господу Шиве, покровителю мистиков и йогов, нй также и божеству разрушения. Голос рудра вины грозен и строг, он занимает нижний регистр, и хотя рудра вина — безладовый инструмент, по-видимому, именно от нее произошел ситар... Существует еще одна разновидность вины — вичитра вина, то есть "особая, специальная" вина. Она занимает как бы промежуточное положение между южноиндийской и рудра виной — ее голос хотя и гибок, но строг, однако и не так низок, как у рудра вины. Это инструмент с широким безладовым грифом (dand), закрепленным на двух тыквах гуиро, которые являются резонаторами — и гриф, и резонаторы богато украшаются резьбой и инкрустациями.
Как и все остальные виды вины, вичитра вина имеет четыре главные струны, кроме них имеется ляп» дополнительных струн (chiNaiie), которые создают эффект фонового звучания (их не зажимают, а просто трогают мизинцем) и тринадцати резонансных струн, настроенных в соответствии с нотами исполняемой раги. Музыкант играет специальным плектром (mlzrab), и не одним, а двумя. — они надеваются на средний и указательный пальцы правой руки, ими перебирают струны. Струны зажимают специальным стекпяным шаром (как на слайд-гитаре), для лучшего Скольжения струны предварительно смазывают оливковым или топленым сливочным маслом — получается очень плавный звук, а так как рсстояние между двумя нотами довольно велико (до шести сантиметров), то музыкант мажет свободно работать с микротонами.
На Out Of Stillness вы можете услышать голос вичитра-вины, поющей в руках одного из самых выдающихся мастеров этого редкого инструмента Гопал Шанкар Мишры. Родом из Канпура (1957), он был воспитан своим отцом и гуру доктором Лалмани Мишрой, который также был выдающимся музыкантом (до двенадцатилетнего возраста он обучался пению а стилях "друпад" и "кхаял", а затем играл на табле, ситаре и вичитра вине) и композитором, писавшим музыку для танцевальной группы Улай Шанкара (брата Раей Шанкара). Он был деканом одного их факультетов Бенаресского Индусского Университета и относительно рано умер.
Гопал Шанкар Мишра с четырехлетнего возраста изучал вокальную музыку и ситар, а в пятнадцать начал заниматься с вичитра-виной.Ему пришлось долго упрашивать отца, пока тот согласился давать ему уроки игры на вине. Когда отец умер, его привязанность к вине возросла - он чувствовал себя ближе к отцу, играя на его любимом инструменте...
В возрасте 22-х лет он стал лектором в Бенаресском Университете, а затем получил степень Доктора Музыки по специальности ситар. Он вошел в элиту индийских классических музыкантов, давал много концертов, делал много записей и обучал много учеников. Он гастролировал по Индии, США и Европе, пока, наконец, не получил приглашение приехать в Великобританию для записи музыки совместно с Ананда Шанкаром (сыном Удай Шанкара) и его группой State Of Bengal - это случилось летом 1999 года.
Тогда, посяв успешного выступления ив WOMAO фестивале. Гопал Шанкар Мишра и записал этот свой сольный диск на студии Real Wortd. Стояла пресрасная лвтняя погода, музыканты вместе с друзьям отдыхали и развлекались... Сельская местность, казалось, дремлет... и из безмолвия рождались звуки этой великолепной музыки...
Неделей позже в Бхопале, на концерте памяти его отца, Гопал Шанкар Мишра умер...
На этом альбоме представлена запись двух классических раг, состоящая из четырех частей - длинной полуночной раги Дарбери Канхра и очень известной короткой и мелодичной раги Мишра Пилу.
"Индийская музыка - вечное искусство. У нее нет возраста. нет "вчера" и нет "завтра", подобно тому, как нет старых рек, старых морей или старого ветра
Рагхава Р. Менон
Полемика для нашего журнала — дело новое и неосвоенное. Тем более приятно, что отклики на наши публикации все же поступают в редакцию. Сегодня мы представляем вашему вниманию совместную статью-ответ Дмитрия Ухова и Юрга Солотурнманна на недавнюю ...
Если спросить у случайного прохожего, с чем у него ассоциируется Швейцария, наверняка, чаще всего вы услышите в ответ: швейцарский банк, часы, сыр, шоколад, горные лыжи. Если прохожий — еще и джазфэн, то прозвучит: "Монтре". Название этого ...
Форпосты традиций и фронтиры новаций на рубеже тысячелетий1 сентября 1999 года. Болтон, город-сателлит Манчестера, Альберт-холл, на сцене которого схлестнулись прославленный молодежныйджаз-оркестр Вигана ("Wigan Youth Jazz Orchestra") и ...
Заглянув в стокгольмскую адресно-телефонную книгу, вы обнаружите там не одну тысячу Юханссонов, Карлссонов, Матссонов, Свенссонов.Многих, скажем, Янссонов предупредительные статисты "кавычат" как терапевта, металлурга, водопроводчика или психолога. ...
Наш общий друг, ныне покойный, милый и веселый человек, московский коллекционер Георгий Бахчиев рассказывал мнео том, что в Институте этнографии им. Миклухо-Маклая, в котором он проработал всю жизнь, был целый отдел этнографии Австралии и Полинезии. ...
Минувшей весной я пробыл в США целый месяц - с середины апреля по середину мая. К сожалению, джазовых концертов, как, впрочем, и иных, не посещал. (Так уж вышло. В общем, жил в пригороде.) А вот уличный манхэттенский джаз чуть-чуть послушал. Точнее, ...
Многим музыкальная культура Финляндии представляется в виде одной большой системы озер, по которой одиноко и величаво плывет Туонельский Лебедь. Это не соответствовало действительности при жизни Сибелиуса и тем более не верно теперь. Жизнь гораздо ...
Начало девяностых ознаменовалось новой волной интереса к джазовой музыке. В нашей стране джаз часто был в опале. Гонения и преследования со стороны системы не только музыкантов, но и поклонников этой музыки привели к тому, что старые приверженцы ...
Москва, говорят, отстает от других мегаполисов по количеству джазовых клубов. Не только джазовых, конечно, но в нашем жанре это особенно заметно. Есть дни, когда в Москве особенно никуда и не сходишь. Но есть дни, когда приходится выбирать между ...
Джазовая жизнь в больших городах Америки почти всегда сосредоточена в пределах одного-двух кварталов, в местах молодежных тусовок. И эта жизнь весьма насыщена и многообразна. Специально для читателей "JK" — корреспонденция о современных джазовых ...
Принято считать, что в 1996 году джазу в Литве исполнилось 35 лет. Хронология отсчета была предложена покойным музыковедом Людасом Шальтянисом и не оспаривалась. А что было до 1961 года? Музыкальная наука Литвы тщательно и объемно исследовала ...
Джаз родился в США. Джаз как явление — это, безусловно, вклад именно американской культуры в сокровищницу культуры мировой. Большинство выдающихся джазовых музыкантов — американцы. Новые стилистические направления, определявшие пути ...