Я слежу за джазовой сценой на протяжении довольно долгого времени. Признаюсь, был такой период, когда польский джаз меня практически не интересовал. Случались лишь исключения из этого правила. Но в данное время, последние лет пять, слежу за тем, что происходит в польском джазе, куда как внимательнее.
Сколько себя помню, руководствуясь доступными в Польше публикациями, польский джаз я увязывал с именами Станько, Намысловского, Шукальского, Врублевского и других Именами из поколения, которое начало свое джаз-приключение в 60-е годы Еще в 80- е издавалось достаточно много альбомов, отмеченных их именами, музыканты эти активно выступали с концертами, а всякие новейшие поползновения типа Young Power вряд ли могли изменить панораму польского джаза при взгляде сквозь призму тех самых Великих. Думаю, несмотря на довольно шумную в свое время возню в СМИ вокруг язза, он также не вызвал изменений в подобного типа мышлении. Но рассматривая сегодняшнюю джазовую сцену, я убеждаюсь, что центр тяжести сместился с Великих польского джаза на более молодое поколение, в сторону вообще молодых. Именно они сегодня и есть — польский джаз. Связывать эту музыку с именами тех самых ветеранов, по-моему, ошибочно. Разве что Томаш Станько, который сегодня очень активен, в этом смысле — исключение.
Итак, не наступила ли смена поколений? Думаю, что да. Авангард польского джаза следует рассматривать сегодня, упоминая такие личности, как (в алфавитном порядке) Яцек Кохан, Бартек и Мартин Олеси, Адам Пероньчик Миколай Тшаска... Сразу вслед за ними хотя и не такие заметные, идут Артур Доминик со своими Chromosomos. Robotobibok (а то я не знаю, как они хотели дистанцироваться от джаза, но фермент их музыки будет куда более вдохновляющим для джазовой тусовки, нежели для любой другой), Славек Яскулка. Потрясающе, но основу для этого авангарда составляют музыканты, связанные с ритм- группой Кохан, Олеси. Доминик - это ведь не музыканты-"мелодисты", а в традиционном смысле этого слова музыканты секции, хотя их концепции давно уже вышли за все традиционные рамки. Возможно, именно благодаря этому их музыка не ограничивается какой-то одной областью поисков. Но наиболее заметными хамелеонами среди них являются Яцек Кохан и Адам Пероньчик. Первый на протяжении нескольких лет возглавляет как акустические группы, которые все более отважно уходят в просторы очень свободной импровизационной музыки (прекрасный альбом Another Blowfish),так и "электрические", как хоть бы проекты Double Life of а Chajr или AJEE. В случае Кохана "электричество" также стремится к тому, что приносит с собой так называемая "новая" музыка, рожденная в клубах, в культуре хип-хопа, драм-н-басса и др., вследствие чего появляются сэмплы, лупы... Трудно догадаться, слушая акустические и электрические группы Кохана, что звучит музыка одного и того же артиста.
Адам Пероньчик со времен издания альбома Digivocoo считается музыкантом, который вырос из пня традиционного авангарда 60-х. Однако после того, как он стал использовать электронный инструментарий и, прежде всего, иную ритмическую организацию собственных композиций, которые опять же находят вдохновение в клубном андерграунде, Пероньчика стали воспринимать как беспокойную душу нашего джаза. Собственно, комментарии, которые сопровождали его первые концерты и альбомы в Польше, сравнивали его хоть и с современными, но вполне джазовыми саксофонистами. Альбом Digivocoo был словно первая примерка. Я же, имея ввиду новый способ мышления прежде всего в отношении ритмики нового джаза, считаю, что Пероньчик проявил его в творчестве Plastiline Black Sheep и групп, выросших из этой концепции. Как трио PBS, так и квартет исполняли безусловно джазовую музыку, но ритмизированную совершенно отличным от этой традиции способом.Если в группе возникал дэ Мартин, то эта музыка, при всей изорванности ее драм-н-бассовых ритмов, каким-то удивительным образом еще и свинговала. Однако размышления о музыке Адама Пероньчика в аспекте этих двух упомянутых проектов — недоразумение. С 1999 года существует его дуэт с Тадеушем Судником, а в последнее время появились секстет и септет, Кажется, что для обоих этих ансамблей джаз — всего лишь один из многих источников вдохновения.
Иной путь выбрали братья Олеси, которые исследуют джаз, восходящий к авангарду 60-х и 70-х годов. Эта музыка иногда отдает лофтами Мюррэя, иногда возбуждается джазовым прочтением современной камерной музыки. У братьев множество различных проектов, но они сориентированы в целом, по крайней мере до последнего времени, на акустический, фри-ориентации джаз.
Миколай Тшаска — это также непокорная душа. Некогда саксофонист группы Milosc, он создал удивительный рок- джазовый авангардный ансамбль Loskot. С другой стороны, он принимает участие в проектах — по крайне мере в отношении сонорности — классических, таких, как трио Олесь-Тшаска-Олесь, иногда с участием Джанлуки Каппоццо в формате квартета. Однако было бы большой ошибкой воспринимать трио О/Т/О как проект классический, регрессивный. Можно утверждать, что это один из тех ансамблей, что развивают и расширяют ту музыку, которую на самом деле начали исполнять лет этак 40 назад, но которая, благодаря мышлению музыкантов и их навыкам, способна восхищать до сих пор.
Несколько иную музыку ввели в польский джаз Chromosomos и Robotobibok (ленивый робот — прим. ред.). Благодаря альбому первой из групп (сегодня она исполняет уже несколько иную музыку) и творчеству другой в Польшу пришел грув. И можно было бы еще долго анализировать музыку этих молодых, однако, пускай этим делом займутся музыковеды, а не одни лишь фаны джаза.
Но существует, однако, определенный общий и очень личный элемент у всех перечисленных мною музыкантов. В интервью и прочих их высказываниях проявляется мощная осознанность собственного артистического пути. Упомянутое мною большое количество реализованных этими музыкантами проектов не обусловлено конъюнктурой, а является осознанным замыслом. Многие из этих музыкантов-композиторов собирают свои коллективы под конкретную музыку, а не пишут музыку для имеющегося коллектива. Когда Яцек Кохан пишет музыку, он видит в отдельных партиях конкретных музыкантов, которых и приглашает в свои проекты. Точно также работают и братья Олеси, придумывая музыку под конкретного артиста, под его звучание, стиль исполнения. Вот именно: музыка всех этих молодых, как мне кажется, является в большей мере авторской, в большей мере созданной ради определенного эффекта, а не написанной по принципу "кто-нибудь это сыграет", "авось у меня появится группа, которой это подойдет". Очень редко в такой музыке появляются стандарты, а если таковые и есть, то они очень специфические. Напрасно ожидать на концертах, выискивать на их дисках произведения Гершвина, Берлина и других. Время от времени можно услышать темы Орнетта Коулмена, как прекрасное исполнение Lonely Woman во время концерта О/Т/О в краковской Млечарне. Таким образом, нелюбовь к стандартам, множество проектов и созидательность — это не только те элементы, которые определяют названных музыкантов, но и те, которые способны придать создаваемой ими музыке черты, способные заинтересовать слушателя.
Итак, осталось ли место для Старых Мастеров польского джаза, польской Школы джаза?
Да вот так получается, что и нет. Из числа ветеранов польской джазовой сцены на "поле боя" остается совершенный Томаш Станько, который постоянно развивается или изменяет концепцию своей музыки. Остальные же исполняют то, что играют на протяжении уже многих лет, если вообще еще играют. Отдавая им должное за вклад в польскую импровизационную музыку прошлого и говоря о сегодняшнем польском джазе, мы в первую очередь должны говорить, как мне думается, о тех музыкантах, которых я назвал выше.
Павел БАРАНОВСКИЙ, Jazz Forum
Перевод Дмитрия ПОДБЕРЕЗСКОГО
От переводчика
Очень любопытная статья. Согласен, что и не менее спорная, уже хотя бы по тому, что упомянутые в ней музыканты у нас практически не известны. Можно лишь догадываться, в какой плоскости современной музыки лежит их творчество, и на чем оно основано. Но, читая эту статью, я невольно поймал себя на мысли, что за последние годы даже в Минске не посетил практически ни одного концерта с участием тех музыкантов, которых некогда называли "авторитетами" советского джаза. Имен называть не буду — они и так известны всем. Я их уважаю, но слушать не стремлюсь. Признаюсь: мне также совершенно не интересно, в общем-то, слушать все то, что было сыграно ими еще 20 лет тому назад. Как это ни грустно, но приходится признать: своего То- маша Станько у нас, увы, нет. Не говорю о джазе, например, литовском, где, как в большом котле, постоянно что-то варится и происходит. Да, у нас есть куда более молодые музыканты, со свежим (относительно) взглядом на то, каким актуальным может быть сегодня джаз. Но вот до больших сцен они редко доходят, клубные и фестивальные выступления, которые редко отражаются в электронных СМИ, не способствуют тому, чтобы их имена становились известными. А посему на афишах практически всегда одни и те же имена. Я совсем не против мэйнстрима, классики мировой, стандартов и даже классики того еще, советского джаза. Но, честно говоря, нет никакого желания идти на концерт, чтобы в который раз прослушать My Funny Valentine точно в таком же исполнении, как и в те годы, когда, казалось, иной музыки, кроме как тем Роджерса и Эллингтона, и быть не может.
Вот почему я как-то зааплодировал Владимиру Фейертагу, который, представляя Леру Гехнер и музыкантов группы Doo Вор Sound, честно предупредил публику: мол, если кто- то ожидает услышать Summertime, тот может смело отправляться в буфет. Именно поэтому я и остался в зале... И ничуть не пожалел.
Минувшей весной я пробыл в США целый месяц - с середины апреля по середину мая. К сожалению, джазовых концертов, как, впрочем, и иных, не посещал. (Так уж вышло. В общем, жил в пригороде.) А вот уличный манхэттенский джаз чуть-чуть послушал. Точнее, ...
Многим музыкальная культура Финляндии представляется в виде одной большой системы озер, по которой одиноко и величаво плывет Туонельский Лебедь. Это не соответствовало действительности при жизни Сибелиуса и тем более не верно теперь. Жизнь гораздо ...
Начало девяностых ознаменовалось новой волной интереса к джазовой музыке. В нашей стране джаз часто был в опале. Гонения и преследования со стороны системы не только музыкантов, но и поклонников этой музыки привели к тому, что старые приверженцы ...
Москва, говорят, отстает от других мегаполисов по количеству джазовых клубов. Не только джазовых, конечно, но в нашем жанре это особенно заметно. Есть дни, когда в Москве особенно никуда и не сходишь. Но есть дни, когда приходится выбирать между ...
Джазовая жизнь в больших городах Америки почти всегда сосредоточена в пределах одного-двух кварталов, в местах молодежных тусовок. И эта жизнь весьма насыщена и многообразна. Специально для читателей "JK" — корреспонденция о современных джазовых ...
Принято считать, что в 1996 году джазу в Литве исполнилось 35 лет. Хронология отсчета была предложена покойным музыковедом Людасом Шальтянисом и не оспаривалась. А что было до 1961 года? Музыкальная наука Литвы тщательно и объемно исследовала ...
Джаз родился в США. Джаз как явление — это, безусловно, вклад именно американской культуры в сокровищницу культуры мировой. Большинство выдающихся джазовых музыкантов — американцы. Новые стилистические направления, определявшие пути ...
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. ...
Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, ...
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...