Полемика для нашего журнала — дело новое и неосвоенное. Тем более приятно, что отклики на наши публикации все же поступают в редакцию. Сегодня мы представляем вашему вниманию совместную статью-ответ Дмитрия Ухова и Юрга Солотурнманна на недавнюю публикацию о швейцарском джазе. После внимательного изучения обоих материалов я с удивлением заметил, что на самом деле разногласия в них не так уж и кардинальны, как об этом при встрече говорил мне сам Д.Ухов, и эта статья в целом послужит хорошим дополнением к предыдущей. Ну что ж, оно и к лучшему…
Е.Д.
Не очень хочется превращаться в старого брюзгу, но подборка материалов "Джазовая Швейцария — терра инкогнита", опубликованная в №1-2 за 2000-й год, произвела на меня странное впечатление. Подборка состоит из неподписанного вступления (из трех главок), но ясно, что его автор — Анастасия Костюкович и ее же интервью с заезжим швейцарцем — трубачом по имени Даниэль Шенкер. Без обиняков скажу: оба материала отражают некомпетентность автора по всем пунктам. Если начинать с самого начала, то она почему-то убеждена, что Швейцария "миниатюрная". Да, страна небольшая, но все-таки не соседние Лихтенштейн или Люксембург. Чехия или Португалия не намного больше.
Во-вторых, что должна означать вот эта патетика: "Можем ли мы похвастать CD со швейцарским джазом? Сможем ли назвать пару-тройку имен?". Сможем — пожалуйста! В 1967 году на легендарный фестиваль джаза в Таллин приезжал (за свой счет!) Пьер Фавр. Любой наш ударник знает, что лучшие тарелки (не считая "Zildjan") делает швейцарская "Paiste". Даже советская фирма "Мелодия" успела записать и выпустить на пластинках квартет Петера Кандиотто и фри-джазовый ансамбль "Sunnymoon" Вернера Люди — в записях с ленинградских "Осенних ритмов". Это что — не в счет? Кроме того, за последние десять лет у нас гастролировали и концертный биг-бэнд Георга Грунтца (об этом в материале идет речь), трио "Day & Taxi", "Duo Fatale", трио Боссхард-Мюллер-Видмер, дуэт Урс Ляймгрубер-Фритц Хаузер, группа саксофониста Ханса Коха с гитаристом Видмером, ансамбль барабанщика Фреди Штудера, два трио, связанные с фирмой нашего Leo, — "Rouge, Frise et Acide" и "Fahrt Art", квартет "City West". Был блестящий джаз-оркестр (из швейцарцев) "L'Etat des Sons" саксофониста Мориса Маньони. Неоднократно выступали еще в советские времена ирландцы, живущие в Швейцарии с детства, — Кристи Доран и Джон-Вольф Бреннан (последний даже писал музыку к постановке "Москва-Петушки" в Питере; в его международном квартете "Pago Libre" играет Аркадий Шилклопер).
Вообще, тема исторических связей ирландцев и швейцарцев по кельтской линии — увлекательнее любого романа (Джеймс Джойс, между прочим, писал своего "Улисса" в одной цюрихской пивной, в двух шагах от улицы банков и роскошных магазинов Банхофштрассе). И о кельтах — это не просто так, к слову пришлось, а именно потому, что в тексте вспоминается джазовая школа в Санкт-Галлене(г-жа Костюкович там не бывала, иначе не написала бы "Каллен" вместо "Галлен"). Это была монастырская школа певчих — первая в Европе; основали ее в Средневековье как раз ирландцы. Теперь там, кроме всего прочего, и правда хорошая джазовая школа. Вообще, любопытно, откуда черпала г-жа Костюкович свою информацию? Вряд ли только из интервью — тогда она бы не называла барабанщика Humair'a — Хумаиром. Фамилия его произносится как Юмэр. Это у нас знают со времен "Свингл Сингерз" — то есть с середины 60-х. Значит, были у нее перед глазами какие-то рекламные проспекты? Да и вообще, заканчивая свое вступление к интервью, Костюкович проговаривается, что оно взято, чтобы "ПРАВДИВЕЕ И ПОЛНЕЕ отразить ситуацию в швейцарском джазе". Увы, не получилось.
О компетенции автора уже говорилось. Во-вторых, меньше всего общую картину могут увидеть художники-практики. Ну представьте себе, что вы спрашиваете о нашем джазе Германа Лукьянова. Или — наоборот — певицу Саинхо!
Я, наверное, и сам мог бы по многим пунктам ответить г-же Костюкович и ее собеседнику. Но решил, что ПОЛНЕЕ И ПРАВДИВЕЕ это сделает Юрг Солотурнманн, швейцарский музыковед и альт-саксофонист, вот уже на протяжении 35 лет музыкальный обозреватель немецкоязычного швейцарского радио (DRS2, Берн). Пока существовала Международная джазовая федерация (IJF), Юрг был одним из самых активных ее деятелей, в т.ч. постоянным автором журнала "Jazz Forum". Неоднократно бывал в нашей стране — в СССР — как деятель IJF, в 90-е годы гастролировал со своим квартетом "Agasul" по России. И знает о нашем джазе гораздо больше, чем Даниэль Шенкер, вспомнивший только имя Александра Сипягина из оркестра Георга Грунтца. Впрочем, нашему швейцарскому коллеге приходится быть дипломатичным — Даниэль Шенкер, в частности, не так давно участвовал в одном из его проектов.
* * *
1. Пять швейцарских джаз-фестивалей, на которых стоит побывать: Монтре, Лугано, Виллисау, Sommerlust (Шаффхаузен), Фрауэнфельд.
Ю.С.: Все зависит от точки зрения: количество публики и/или — места в художественной жизни. Самый масштабный, действительно, фестиваль джаза (и популярной музыки) в Монтре (с минимумом швейцарских и европейских участников), второй — в Лугано, третий — в Берне (стилистическая ориентация — от блюза и госпел до раннего мейнстрима). Это мероприятия для туристов, которые работают только в комплексе культурной программы для тех, кто приезжает в Швейцарию (даже из Японии и США) в основном не ради джаза (или не одного только джаза).
Далее — фестиваль в Виллисау с современным джазом (в т.ч. европейским и швейцарским), "JazzNoJazz" (Цюрих) — это возобновленный Цюрихский джаз-фестиваль, но сменивший ориентацию на современный мейнстрим и примодненные штучки. "Off Beat" — фестиваль в Базеле (скорее, просто серия концертов, джаз наших дней, но без какого-либо намека на авангард и, между прочим, очень неровного качества). AMR (Женева) — фестиваль местного значения с некоторым европейским/американским участием. Шаффхаузен (швейцарскому комментатору ничего не сказало якобы его название "Sommerlust".— Д.У.) — неофициальный смотр всего современного швейцарского джаза. Поскольку Швейцария — страна, образованная по принципу федерализма, реально фестивалей гораздо больше. На некоторых представлен не только джаз — например, "Stafa" (плюс классика), "Taktlos" в Цюрихе и Базеле (только авангард, как зарубежный, так и швейцарский). Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ФЕСТИВАЛЯХ ПОД НАЗВАНИЕМ "FRAUENFELD" и "SOMMERLUST"! (выделено мною. — Д.У.).
Д.У.: Бывший Цюрихский джаз-фестиваль — это тот, что в 1989 году впервые вывез на Запад весь советский джазовый авангард (а потом еще и финансировал выпуск live-комплекта из четырех компакт-дисков "Conspiracy" на фирме "Leo Records". Его руководитель Сюзанна Таннер убедила тогда власти, что в рамках "Июньских праздненств", посвященных советскому авангарду, надо провести и джаз-фестиваль — за счет средств, которые выделялись ей на осенний Цюрихский международный джаз-фестиваль. В тот год осенью этот фестиваль ограничился парой концертов силами местных музыкантов. Один из самых представительных европейских фестивалей нового джаза (наряду с Тампере), Цюрихский продержался до 1992-го года под руководством Сюзанны Таннер. Тогда на нем с большим успехом выступило "Московское художественное трио"; выступление вызвало полемику. В результате Сюзанна Таннер уступила место более "левым" авангардистам, они перенесли фестиваль из центра города на окраину, в альтернативную "Rote Fabrik", но смогли продержаться всего два года. Таким образом, Европа лишилась этого оазиса нового джаза (кроме наших, он открыл Европе Джона Зорна, Ральфа Таунера-солиста, Джерри Гонзалеса, Хэла Рассела).
Уместно, наверное, напомнить, что грандиозный фестиваль в Монтре — джазовый только по названию. Он делится на два — основной и OFF, на который приезжает за свой счет примерно сто коллективов. Выступают они либо в кафе вокруг двухзального концертного комплекса, либо прямо на набережной. Джаз в Монтре занимает примерно то же место, что и в поп-музыке в целом!
В отличие от Монтре — очень дорогой машины досугово-курортного бизнеса, фестиваль в Лугано — бесплатный (на городской площади)! Но — в этом "Jazz-Квадрат" прав — с джазовой точки зрения не менее представительный.
2. Шесть швейцарских джазменов, о которых стоит узнать: Георг Грунтц, Херби Копф, Роман Глазер, Даниэль Шенкер, Натанаэль Су, Ханс Фагенвинтер.
Ю.С. Это — как посмотреть. Если критерием является "международный успех", то перечень должен быть таким: George Gruntz, Mathias Rьegg, Daniel Humair, Irиne Schweizer, Pierre Favre, Franco Ambrosetti (трубач, сын Flavio А.), Roman Schwaller, Urs Leimgruber, Fritz Hauser, Christy Doran, Hans Kennel, Hans Koch и др. Если принимать в расчет вклад в джаз вообще, то можно и продолжить…
Д.У. Конечно, можно. Например, как можно не упомянуть саксофониста Вернера Люди из первой волны европейского фри-джаза, знаменитую швейцарскую школу игры на ударных (Jacques Widmer, Gunther Muller, Fredi Studer) и на гитаре (Harald Haerter, Wadi Gysi, Stephan Wittwer, Giancarlo Nicolai), басиста Жака Сирона (Jacques Siron, не путать с Sirone — тоже басистом, но афроамериканцем, живущим в Европе), автора учебника по теории и практике свободной импровизации (открою небольшую тайну: "Pro Helvetia" оплачивает ее издание на русском языке; перевод уже готов). Забавный коллектив "новой акустики" — "Aventure Dupont", международный размах приобретает деятельность авангардистов, группирующихся вокруг компании "For4Ears".
Ну не удивительно ли, что из шести имен со списком Костюкович пересекается только одно — Георга Грунтца. Остальные так или иначе имеют отношение к ансамблю "Hip-Noses", трубача которого — Даниэля Шенкера — собственно, "Jazz-Квадрат" и интервьюирует. Так что выводы делайте сами.
3. Три группы, которые могут вам понравиться: "Hip-Noses", "The Clients Funk" "Society", "Clandestin".
Ю.С.: Оно, конечно, дело вкуса. Но — если принимать в расчет население Швейцарии (7,5 млн человек), жизнь джаза и импровизационной музыки в стране гораздо богаче, чем может показаться из этого перечисления. Одних только настоящих джазовых коллективов гораздо больше. Конкуренция высока, выживают только серьезные профессионалы, как те же "Hip-Noses".
Д.У.:Маэстро Солотурнманн деликатно не стал обращать внимания на то, почему в "Jazz-Квадрате" в статье о "джазовой Швейцарии" из трех отмеченных коллективов два имеют к джазу весьма опосредованное отношение. Ни одна из этих двух ничем особенным от десятков и сотен швейцарских или нешвейцарских команд на деле не выделяется.Г-жа Костюкович пишет: "Я абсолютно солидарна со швейцарскими СМИ, признающими TCFS лучшей швейцарской фанк-группой". Позвольте спросить, и много вы их, швейцарских фанк-групп, знаете? Я вот провел в этой стране достаточно много времени, и все равно что-то ничего в голову не лезет.
Теперь по существу ответов г-на Шенкера.
Даниэль Шенкер: "Джаз в Швейцарии идет с начала 40-х".
Ю.С.: Джаз в Швейцарии начался очень рано — в 20-е. Конечно, тогда он был не более чем имитацией американского. Но с конца 60-х он начал развиваться самостоятельно, в том же направлении, что и в Европе вообще.
Д.У. Между прочим, одним из самых горячих поклонников джаза был дирижер Эрнест Ансерме, именно с ним тесно общался Игорь Стравинский, когда жил в Монтре (том самом) и сочинял свои первые "джазированные" вещи. Еще до войны начинал саксофонист Флавио Амброзетти. Был отличный биг-бэнд "Original Teddies", пианист, аккордеонист Бадди Бертина(Bertinat), кларнетист Эрнст Хеллерхаген (Hollerhagen), трубач Филипп Брен (Brun).
Этих джазменов старшего поколения Даниэль Шенкер называет как самых популярных швейцарцев за рубежом.
Ю.С.: Как уже выше говорилось, Швейцария — страна небольшая, к тому же в ней четыре (или на практике — три) равноправных языка и регионы, недостаточно открытые по отношению друг к другу. В силу этого таких центров, как Париж, Вена или Москва, у нас нет. Чтобы прожить джазом, музыкантам, естественно, приходится переезжать в другие страны (Францию, Германию, США, реже — в Австрию и Италию), где можно не только найти работу и "повысить квалификацию", но и получитьдолжное признание. Некоторые остаются навсегда — Юмэр, Рюэгг, скрипач Петер Гигер, Ханс Хартманн, Клаудио Пунтин. Перечисленные Даниэлем Шенкером музыканты старшего поколения представляют постбоп и современный мейнстрим. С этой точки зрения они, наверное, в самом деле самые известные за рубежом.
Д.У.: Ну, я бы вспомнил еще и саксофониста Петера Кандиотто, и гитариста Оскара Кляйна (Klein).
"Швейцарская этно-музыка у нас не особенно часто используется. Я могу припомнить только отдельные клубные выступления", — уверяет Шенкер, противореча сам себе — ниже предлагая в первую очередь прослушать "музыку с этническим влиянием"Ханса Кеннеля.
Ю.С. Это мой излюбленный предмет. Во-первых, время от времени предпринимаются попытки аранжировать народные песни, как в России. Георг Грунтц, Мани Планцер в свое время делали это постоянно. А в начале 80-х Ханс Кеннель и я основали "Alpine Jazz Herd", в котором с джазом соединялись самые древние пласты швейцарского фольклора. У Кеннеля потом были группы "Mytha" и "Habarigani".С 1994 года Ханс занимается как бы новой народной музыкой, скорее в "мягком" академическом преломлении; я предпочитаю более острый и открытый к различным внешним воздействия сплав — ближе к Альберту Айлеру и Дону Черри. Несколько бывших членов нашего "Альпийского джазового стада" тоже работают в этом же направлении, в частности, "Roots & Communication". Это даже не сплав, скорее диалог — иногда даже довольно резкий. Но это требование времени: сосуществовать и взаимодействовать в поисках взаимопонимания. Кроме того, у нас, конечно, немало коллективов, работающих с музыкой Востока, в том числе — клезмеров, Африки, балканских народов.
Д.У.: Да,и,между прочим, швейцарцы недаром наградили каким-то там орденом Аркадия Шилклопера. Между прочим, еще одно доказательство того,что интервьюер, что называется, "не в материале" — перевод названия швейцарского национального инструмента Alpenhorn как "альпийский рожок". Если бы она хоть раз была на концерте Шилклопера, то знала бы, что "рожок" — это, как минимум, трехметровый инструмент, и называть его принято соответственно "альпийским рогом", а рожок — совсем другой инструмент — маленькая диатоническая валторна.
На вопрос "Что бы ты назвал уникальной особенностью современного швейцарского джаза?" Шенкер, ничтоже сумняшеся, отвечает: "Если быть честным, то никакой уникальности у нас (швейцарских джазменов. — ДУ) нет.
Ю.С. Как я уже говорил, крупных культурных центров у нас нет, те, кто служат джазу, смотрят, в первую очередь, в сторону Запада — США. Но все же можно заметить, что швейцарский джаз недооценивают. Хотя в немецкоязычных странах есть критики, которые в этом разбираются — Берт Ноглик, Петер Никлас Вильсон считают, в частности, что швейцарский джаз самобытен и самостоятелен.
У нас главенствует плюрализм, осознавая себя швейцарцами, мы тянемся к международным контактам. И вообще, что такое "швейцарский джазовый стиль"? Должно ли это интересовать музыкантов, или это дело дипломатов и госчиновников, которым это нужно для представительских целей. В этом смысле Шенкер прав. Но… с середины 70-х у нас царит поистине творческая атмосфера, джазмены много работают и в поисках своего "Я" экспериментируют в самых разных музыкальных сферах. Поверьте, если бы вы знали многих молодых музыкантов, то сделали бы другие выводы. Всегодаже не перечислить.
Достаточно сказать, что в области джаза и новой импровизационной музыки публикуется 100 компакт-дисков ежегодно! Большинство музыканты выпускают сами, но их поддерживают, в частности национальные радиокомпании. Есть много независимых компаний вроде "Unit" (ей владеет кооператив швейцарских музыкантов), "Altri Suoni", "For $Ears", "Creative" и др. В некоторой степени швейцарцы представлены и в каталогах "Hat Art", "Intakt" и более консервативных "Brambus", "TCB" (лейбл фестиваля в Монтре. — Д.У.).
Посмотрите в Интернете:
http://www.unitrecords.com/
http://www.altrisuoni.com/
http://www.datacom.ch/g.mueller/for4ears
http://www.tcb.ch/
http://www.hathut.com/
http://www.intaktrec.ch/
Д.У. Я бы еще добавил, что одним из инициаторов и первым председателем в свое время очень активной "Европейской (Международной) Джазовой ассоциации" был швейцарец Лэнс Чаннен (Tschannen).
Если верить Шенкеру, то самые популярные стили джаза: диксиленд (70% всех концертов), джазовая классика и стандарты, "новые концепции джаза", наконец, фьюжн.
Ю.С. Традиционный джаз везде стал своего рода местным фольклором. В Швейцарии тоже он популярен, почти как поздний городской фольклор типа лендлера. В определенных возрастных группах, действительно, коммерческие формы джаза дают возможность любителям и полупрофессионалам заработать. Биг-бэнды существуют только при учебных заведениях. Джаз-рока в строгом смысле почти нет, разве что в сочетании с латиноамериканским стилем и афропопом. Что касается авангарда, то разве можно в наши дни с уверенностью сказать, где он начинается и заканчивается? Даже более или менее стабильные стилистические образования меняются и проявляют тенденцию к смешению…
По утверждению Шенкера, "джазовые города Швейцарии — это Цюрих, Берн, Базель и Люцерн".
Ю.С. Порядок должен быть другим. Цюрих просто самый крупный город, много джаза в Базеле, Берне, Люцерне, Лозанне, Женеве и Лугано. Как всегда, музыканты группируются вокруг учебных заведений и клубов. Клубы есть почти в каждом городе, из школ джаза самая активная — в Люцерне.
На вопрос, с чего начать знакомство со швейцарским джазом, Даниэль Шенкер рекомендует пластинку Франко Абмрозетти — Даниэля Юмэра "Wings"(1986), трио Энди Шеррера "Cojazz", Ханса Кеннеля и Георга Грунтца.
Ю.С. Джаз с национальными чертами был назван выше. Но коллективы Амброзетти и Грунтца состоят не из швейцарцев. В новом джазе начинать надо с "New Bag" Кристи Дорана, дисков Ирэн Швайцер и Пьера Фавра. А также — молодежи, которая занимается джазом несмотря на то, что в него вкладывается гораздо меньше средств и особой славы он не приносит — ни в стране, ни за рубежом. Но зато быть джазменом интересно, язык становится богаче, сознание — глубже по мере накопления джазового опыта.
Дмитрий УХОВ
Юрг СОЛОТУРНМАНН