Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом был период обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. И вот. вдруг и, наконец, — есть фестиваль!
На сей раз организаторы фестиваля — Джаз-клуб "Малхас" и компания "Паризян Сурч" решили ограничиться двумя концертными днями — "армянским" и гостевым. Правильное, в общем-то, решение, так как в случае смешанных концертных мероприятий публика обычно ждет — не дождется, когда же "наши ребята" отыграют и уступят место гостям. И дело тут не в качестве исполнения, а в обычном человеческом любопытстве и вечном стремлении к новизне. А растягивать фестиваль на три дня, с двумя армянскими" — нецелесообразно.
Итак, день первый. Сразу надо отметить, что ввиду того, что составов набралось с десяток, а то и больше, организаторы предоставили каждому коллективу минут по двадцать. В результате кто-то играл одну длинную композицию, кто-то три короткие, постоянно чувствовалась некая нервозность ("Гитара не строит? — ничего, по ходу настроишь, давай, публика ждет"), спешка и явная неудовлетворенность — у музыкантов творческая (не смогли показать все, на что они способны), у зрителей — потребительская (пусть еще поиграют). Кроме того, как обычно бывает в таких случаях, достаточно длинные паузы между сменами составов приходилось заполнять вечному ведущему всех джазовых мероприятий — композитору, пианисту и одному из руководителей оркестра радио и телевидения Мартыну Вартазаряну. Надо заметить, что это у него не всегда получалось хорошо, и к концу концерта (а длился он около 4 часов) зрители уже с трудом воспринимали его вымученные шуточки.
Программа оказалась обзорной. Выступили практически все имеющиеся на сегодняшний день и достойные внимания коллективы. Начать хочется с того, что выступили сразу четыре биг-бэнда. Сам факт того, что на такой маленькой территории существует сразу 4 бэнда, уже достоин внимания. А если учесть, что два из них — великолепные, картина будет прямо-таки радужной. Первый и самый сильный — Государственный джаз-оркестр Армении п/у композитора Армена Мартиросяна — играет как джазовую классику, так и модерн-джаз — композиции Чарлза Мингуса (Charles Mingus), Боба Берга (Bob Berg), Дэйва Холланда (Dave Holland), и, конечно, произведения своего руководителя в этно-джазовом стиле. Сильная и серьезная программа. Второй состав — джаз-оркестр радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна. Это классический свинговый танцевальный оркестр в стиле 30-40-х (Chattanooga Choo Choo, Caravan, Basin Street Blues и все такое прочее.). Третьим был "Оркестр 70-х", составленный из музыкантов, игравших в оркестре Константина Орбеляна и в других различных джазовых комбо периода расцвета социализма и становления джаза в Армении. Те самые люди, которые страдали за свою любовь к джазу, те самые, которых исключали из комсомола за длинные волосы и джинсы, те самые, кто рос, слушая передачи Уиллиса Конновера (Willis Connover) по "Голосу Америки". Соответственно, репертуар этого коллектива составляют композиции, популярные в те времена — Chameleon, Feelings, Black Magic Woman.... И, наконец, последний, самый молодой бэнд из столицы Нагорно-Карабахской Республики Степанакерта — "Арцах-бэнд". Существующий всего лишь год, коллектив этот, не мудрствуя лукаво, пошел по линии наименьшего сопротивления, подготовив программу из простых, доходчивых и ударных композиций, которые "прозвучат" почти в любом исполнении — Sweet Georgia Brown, Night in Tunisia и т.д. Конечно, коллективу еще работать и работать, но если музыканты не будут лениться, из них выйдет толк Кроме четырех бэндов, по одной-две композиции сыграли этно-джазовый квинтет Time Report, как всегда отыгравший интеллигентно, с каким-то лоском, немного бесшабашный и безбашенный джаз-рок септет ’Катунер", чопорный свинговый квинтет "Чико и друзья", трио модерн-джаза ливанского пианиста Артура Сатяна, абсолютно классический и немного старомодный квартет московского саксофониста Александра Закаряна и дудукист из Франции Левон Минасян, игравший народную армянскую песню под аккомпанемент смешанного джаз-рок коллектива. Одним словом, некий отчет звезд армянского джаза перед своими слушателями. Если быть объективным, то надо отметить, что получилось слегка пафосно и скучновато. Какая-то обязаловка, хотя, никаких претензий ни к кому конкретно быть не может. Просто раньше это называлось "партийный концерт".
Зато следующий день был прямой противоположностью. Играл американский ансамбль с длинным и слегка запутанным названии — Earth, Wind & Fire Experience featuring A1 MacKay All Stars Band. В начале это вызвало массу недоразумений -телевизионщики, например, не удосужившись уточнить, дали информацию, что в Ереван едет Earth, Wind & Fire, одна центральная газета написала о том же... И лишь посте вмешательства "третьих сил" в вопросе наступила ясность. Было разъяснено, что гитарист и основатель группы А1 MacKay All Stars Band сам мистер Эл Макей был од ним из основателей и "моторов" группы Earth, Wind & Fire с 1971 по 1983. А затем, помыкавшись, в 1990 году создал свой собственный коллектив, некий двойник Earth, Wind & Fire, и назвал свою программу именно тем длинным и сложным названием, введшим в заблуждение в первый момент армянскую общественность. Но это все никак не отразилось на самом концерте и том грандиозном шоу, которое устроили музыканты.
На моей памяти в Ереване было два выступления подобного уровня: в 1978 году концерт Б.Б. Кинга и нынешнее. Довольно-таки многочисленная группа (4 духовика, два клавишника, два барабанщика, два гитариста, три чистых вокалиста) была создана по образу и подобию своего оригинала. И композиции она играла те же — Fantasy, Let's Groove, September, Sing a Song и все такое прочее. Пели прекрасно (буквально "убил" ереванскую публику первый тенор Tim Owens), играли еще лучше, и, так как ереванцы не слышали живьем настоящий Earth, Wind & Fire, то некий бутлег и клон вполне подошел. Народ оттягивался по полной программе — весь концерт простоял на ногах, хлопая, подпевая, подыгрывая артистам. Девчонки лезли на сцепу танцевать с темнокожими певцами, (и, конечно, пытались продемонстрировать все, чему их научило MTV — вилять бедрами, делать "обтирание", а главное — демонстрировать бесконтактный секс (куда же сегодня без него!). Обычно чопорная и снисходительно взирающая на старания музыкантов и их призывы принять участие в затеянной игре ереванская публика довольно живо отозвалась на клич музыкантов и подыграла им на все сто.
Сумасшествие, которого никогда не видел Большой концертный зал Армфилармонии имени Арама Хачтуря- на, продолжалось около двух часов. Люди пели, танцевали, обнимались, целовались (!!!) и всячески демонстрировали свою сопричастность к музыкальному действу.
После концерта все с визгом вывалили на улицу и долго не могли успокоиться. Потом начались обсуждения увиденного и услышанного. Хотя, все в один голос заявляли, что "конечно, это не ЕW&F, но кайф получен достаточный". Но организаторы могут быть спокойны: существовавшие до концерта опасения, что "царь не настоящий", не оправдались. Может, музыканты и не голубых кровей, но энергия и качество у них явно царские.
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...