Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом был период обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. И вот. вдруг и, наконец, — есть фестиваль!
На сей раз организаторы фестиваля — Джаз-клуб "Малхас" и компания "Паризян Сурч" решили ограничиться двумя концертными днями — "армянским" и гостевым. Правильное, в общем-то, решение, так как в случае смешанных концертных мероприятий публика обычно ждет — не дождется, когда же "наши ребята" отыграют и уступят место гостям. И дело тут не в качестве исполнения, а в обычном человеческом любопытстве и вечном стремлении к новизне. А растягивать фестиваль на три дня, с двумя армянскими" — нецелесообразно.
Итак, день первый. Сразу надо отметить, что ввиду того, что составов набралось с десяток, а то и больше, организаторы предоставили каждому коллективу минут по двадцать. В результате кто-то играл одну длинную композицию, кто-то три короткие, постоянно чувствовалась некая нервозность ("Гитара не строит? — ничего, по ходу настроишь, давай, публика ждет"), спешка и явная неудовлетворенность — у музыкантов творческая (не смогли показать все, на что они способны), у зрителей — потребительская (пусть еще поиграют). Кроме того, как обычно бывает в таких случаях, достаточно длинные паузы между сменами составов приходилось заполнять вечному ведущему всех джазовых мероприятий — композитору, пианисту и одному из руководителей оркестра радио и телевидения Мартыну Вартазаряну. Надо заметить, что это у него не всегда получалось хорошо, и к концу концерта (а длился он около 4 часов) зрители уже с трудом воспринимали его вымученные шуточки.
Программа оказалась обзорной. Выступили практически все имеющиеся на сегодняшний день и достойные внимания коллективы. Начать хочется с того, что выступили сразу четыре биг-бэнда. Сам факт того, что на такой маленькой территории существует сразу 4 бэнда, уже достоин внимания. А если учесть, что два из них — великолепные, картина будет прямо-таки радужной. Первый и самый сильный — Государственный джаз-оркестр Армении п/у композитора Армена Мартиросяна — играет как джазовую классику, так и модерн-джаз — композиции Чарлза Мингуса (Charles Mingus), Боба Берга (Bob Berg), Дэйва Холланда (Dave Holland), и, конечно, произведения своего руководителя в этно-джазовом стиле. Сильная и серьезная программа. Второй состав — джаз-оркестр радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна. Это классический свинговый танцевальный оркестр в стиле 30-40-х (Chattanooga Choo Choo, Caravan, Basin Street Blues и все такое прочее.). Третьим был "Оркестр 70-х", составленный из музыкантов, игравших в оркестре Константина Орбеляна и в других различных джазовых комбо периода расцвета социализма и становления джаза в Армении. Те самые люди, которые страдали за свою любовь к джазу, те самые, которых исключали из комсомола за длинные волосы и джинсы, те самые, кто рос, слушая передачи Уиллиса Конновера (Willis Connover) по "Голосу Америки". Соответственно, репертуар этого коллектива составляют композиции, популярные в те времена — Chameleon, Feelings, Black Magic Woman.... И, наконец, последний, самый молодой бэнд из столицы Нагорно-Карабахской Республики Степанакерта — "Арцах-бэнд". Существующий всего лишь год, коллектив этот, не мудрствуя лукаво, пошел по линии наименьшего сопротивления, подготовив программу из простых, доходчивых и ударных композиций, которые "прозвучат" почти в любом исполнении — Sweet Georgia Brown, Night in Tunisia и т.д. Конечно, коллективу еще работать и работать, но если музыканты не будут лениться, из них выйдет толк Кроме четырех бэндов, по одной-две композиции сыграли этно-джазовый квинтет Time Report, как всегда отыгравший интеллигентно, с каким-то лоском, немного бесшабашный и безбашенный джаз-рок септет ’Катунер", чопорный свинговый квинтет "Чико и друзья", трио модерн-джаза ливанского пианиста Артура Сатяна, абсолютно классический и немного старомодный квартет московского саксофониста Александра Закаряна и дудукист из Франции Левон Минасян, игравший народную армянскую песню под аккомпанемент смешанного джаз-рок коллектива. Одним словом, некий отчет звезд армянского джаза перед своими слушателями. Если быть объективным, то надо отметить, что получилось слегка пафосно и скучновато. Какая-то обязаловка, хотя, никаких претензий ни к кому конкретно быть не может. Просто раньше это называлось "партийный концерт".
Зато следующий день был прямой противоположностью. Играл американский ансамбль с длинным и слегка запутанным названии — Earth, Wind & Fire Experience featuring A1 MacKay All Stars Band. В начале это вызвало массу недоразумений -телевизионщики, например, не удосужившись уточнить, дали информацию, что в Ереван едет Earth, Wind & Fire, одна центральная газета написала о том же... И лишь посте вмешательства "третьих сил" в вопросе наступила ясность. Было разъяснено, что гитарист и основатель группы А1 MacKay All Stars Band сам мистер Эл Макей был од ним из основателей и "моторов" группы Earth, Wind & Fire с 1971 по 1983. А затем, помыкавшись, в 1990 году создал свой собственный коллектив, некий двойник Earth, Wind & Fire, и назвал свою программу именно тем длинным и сложным названием, введшим в заблуждение в первый момент армянскую общественность. Но это все никак не отразилось на самом концерте и том грандиозном шоу, которое устроили музыканты.
На моей памяти в Ереване было два выступления подобного уровня: в 1978 году концерт Б.Б. Кинга и нынешнее. Довольно-таки многочисленная группа (4 духовика, два клавишника, два барабанщика, два гитариста, три чистых вокалиста) была создана по образу и подобию своего оригинала. И композиции она играла те же — Fantasy, Let's Groove, September, Sing a Song и все такое прочее. Пели прекрасно (буквально "убил" ереванскую публику первый тенор Tim Owens), играли еще лучше, и, так как ереванцы не слышали живьем настоящий Earth, Wind & Fire, то некий бутлег и клон вполне подошел. Народ оттягивался по полной программе — весь концерт простоял на ногах, хлопая, подпевая, подыгрывая артистам. Девчонки лезли на сцепу танцевать с темнокожими певцами, (и, конечно, пытались продемонстрировать все, чему их научило MTV — вилять бедрами, делать "обтирание", а главное — демонстрировать бесконтактный секс (куда же сегодня без него!). Обычно чопорная и снисходительно взирающая на старания музыкантов и их призывы принять участие в затеянной игре ереванская публика довольно живо отозвалась на клич музыкантов и подыграла им на все сто.
Сумасшествие, которого никогда не видел Большой концертный зал Армфилармонии имени Арама Хачтуря- на, продолжалось около двух часов. Люди пели, танцевали, обнимались, целовались (!!!) и всячески демонстрировали свою сопричастность к музыкальному действу.
После концерта все с визгом вывалили на улицу и долго не могли успокоиться. Потом начались обсуждения увиденного и услышанного. Хотя, все в один голос заявляли, что "конечно, это не ЕW&F, но кайф получен достаточный". Но организаторы могут быть спокойны: существовавшие до концерта опасения, что "царь не настоящий", не оправдались. Может, музыканты и не голубых кровей, но энергия и качество у них явно царские.
С 9-го по 13-е ноября 2005 года в Калининграде проходил 2-ой Международный джазовый фестиваль В свое время Калининград был городом высокой джазовой культуры. Достаточно сказать, что под эгидой Калининградской филармонии работал знаменитый джаз-рок ...
Каждый фестиваль "Джаз над Волгой" – это и встреча старых друзей, и масса сюрпризов. Я имею в виду не только неожиданные творческие альянсы, но и самые разнообразные слоганы, типа "Живее всех живых", "Моя голова там, где джаз"… На этот раз на ...
Для меня ярославский фестиваль "Джаз над Волгой" – особенный. Во-первых, я там, наконец, встретилась "лицом к лицу" со многими участниками, знакомыми мне лишь по интернету. Во-вторых, я познакомилась с потрясающим московским джаз-фотографом Павлом ...
Минский Международный фестиваль «KlezmerШОК!» представляет белорусской публике музыку клезмер – еврейскую этническую музыку. Клезмерская музыка исторически коренится в небольших местечках Восточной Европы, но сегодня она стала одним из наиболее ...
Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti ...
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...