Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом был период обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. И вот. вдруг и, наконец, — есть фестиваль!
На сей раз организаторы фестиваля — Джаз-клуб "Малхас" и компания "Паризян Сурч" решили ограничиться двумя концертными днями — "армянским" и гостевым. Правильное, в общем-то, решение, так как в случае смешанных концертных мероприятий публика обычно ждет — не дождется, когда же "наши ребята" отыграют и уступят место гостям. И дело тут не в качестве исполнения, а в обычном человеческом любопытстве и вечном стремлении к новизне. А растягивать фестиваль на три дня, с двумя армянскими" — нецелесообразно.
Итак, день первый. Сразу надо отметить, что ввиду того, что составов набралось с десяток, а то и больше, организаторы предоставили каждому коллективу минут по двадцать. В результате кто-то играл одну длинную композицию, кто-то три короткие, постоянно чувствовалась некая нервозность ("Гитара не строит? — ничего, по ходу настроишь, давай, публика ждет"), спешка и явная неудовлетворенность — у музыкантов творческая (не смогли показать все, на что они способны), у зрителей — потребительская (пусть еще поиграют). Кроме того, как обычно бывает в таких случаях, достаточно длинные паузы между сменами составов приходилось заполнять вечному ведущему всех джазовых мероприятий — композитору, пианисту и одному из руководителей оркестра радио и телевидения Мартыну Вартазаряну. Надо заметить, что это у него не всегда получалось хорошо, и к концу концерта (а длился он около 4 часов) зрители уже с трудом воспринимали его вымученные шуточки.
Программа оказалась обзорной. Выступили практически все имеющиеся на сегодняшний день и достойные внимания коллективы. Начать хочется с того, что выступили сразу четыре биг-бэнда. Сам факт того, что на такой маленькой территории существует сразу 4 бэнда, уже достоин внимания. А если учесть, что два из них — великолепные, картина будет прямо-таки радужной. Первый и самый сильный — Государственный джаз-оркестр Армении п/у композитора Армена Мартиросяна — играет как джазовую классику, так и модерн-джаз — композиции Чарлза Мингуса (Charles Mingus), Боба Берга (Bob Berg), Дэйва Холланда (Dave Holland), и, конечно, произведения своего руководителя в этно-джазовом стиле. Сильная и серьезная программа. Второй состав — джаз-оркестр радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна. Это классический свинговый танцевальный оркестр в стиле 30-40-х (Chattanooga Choo Choo, Caravan, Basin Street Blues и все такое прочее.). Третьим был "Оркестр 70-х", составленный из музыкантов, игравших в оркестре Константина Орбеляна и в других различных джазовых комбо периода расцвета социализма и становления джаза в Армении. Те самые люди, которые страдали за свою любовь к джазу, те самые, которых исключали из комсомола за длинные волосы и джинсы, те самые, кто рос, слушая передачи Уиллиса Конновера (Willis Connover) по "Голосу Америки". Соответственно, репертуар этого коллектива составляют композиции, популярные в те времена — Chameleon, Feelings, Black Magic Woman.... И, наконец, последний, самый молодой бэнд из столицы Нагорно-Карабахской Республики Степанакерта — "Арцах-бэнд". Существующий всего лишь год, коллектив этот, не мудрствуя лукаво, пошел по линии наименьшего сопротивления, подготовив программу из простых, доходчивых и ударных композиций, которые "прозвучат" почти в любом исполнении — Sweet Georgia Brown, Night in Tunisia и т.д. Конечно, коллективу еще работать и работать, но если музыканты не будут лениться, из них выйдет толк Кроме четырех бэндов, по одной-две композиции сыграли этно-джазовый квинтет Time Report, как всегда отыгравший интеллигентно, с каким-то лоском, немного бесшабашный и безбашенный джаз-рок септет ’Катунер", чопорный свинговый квинтет "Чико и друзья", трио модерн-джаза ливанского пианиста Артура Сатяна, абсолютно классический и немного старомодный квартет московского саксофониста Александра Закаряна и дудукист из Франции Левон Минасян, игравший народную армянскую песню под аккомпанемент смешанного джаз-рок коллектива. Одним словом, некий отчет звезд армянского джаза перед своими слушателями. Если быть объективным, то надо отметить, что получилось слегка пафосно и скучновато. Какая-то обязаловка, хотя, никаких претензий ни к кому конкретно быть не может. Просто раньше это называлось "партийный концерт".
Зато следующий день был прямой противоположностью. Играл американский ансамбль с длинным и слегка запутанным названии — Earth, Wind & Fire Experience featuring A1 MacKay All Stars Band. В начале это вызвало массу недоразумений -телевизионщики, например, не удосужившись уточнить, дали информацию, что в Ереван едет Earth, Wind & Fire, одна центральная газета написала о том же... И лишь посте вмешательства "третьих сил" в вопросе наступила ясность. Было разъяснено, что гитарист и основатель группы А1 MacKay All Stars Band сам мистер Эл Макей был од ним из основателей и "моторов" группы Earth, Wind & Fire с 1971 по 1983. А затем, помыкавшись, в 1990 году создал свой собственный коллектив, некий двойник Earth, Wind & Fire, и назвал свою программу именно тем длинным и сложным названием, введшим в заблуждение в первый момент армянскую общественность. Но это все никак не отразилось на самом концерте и том грандиозном шоу, которое устроили музыканты.
На моей памяти в Ереване было два выступления подобного уровня: в 1978 году концерт Б.Б. Кинга и нынешнее. Довольно-таки многочисленная группа (4 духовика, два клавишника, два барабанщика, два гитариста, три чистых вокалиста) была создана по образу и подобию своего оригинала. И композиции она играла те же — Fantasy, Let's Groove, September, Sing a Song и все такое прочее. Пели прекрасно (буквально "убил" ереванскую публику первый тенор Tim Owens), играли еще лучше, и, так как ереванцы не слышали живьем настоящий Earth, Wind & Fire, то некий бутлег и клон вполне подошел. Народ оттягивался по полной программе — весь концерт простоял на ногах, хлопая, подпевая, подыгрывая артистам. Девчонки лезли на сцепу танцевать с темнокожими певцами, (и, конечно, пытались продемонстрировать все, чему их научило MTV — вилять бедрами, делать "обтирание", а главное — демонстрировать бесконтактный секс (куда же сегодня без него!). Обычно чопорная и снисходительно взирающая на старания музыкантов и их призывы принять участие в затеянной игре ереванская публика довольно живо отозвалась на клич музыкантов и подыграла им на все сто.
Сумасшествие, которого никогда не видел Большой концертный зал Армфилармонии имени Арама Хачтуря- на, продолжалось около двух часов. Люди пели, танцевали, обнимались, целовались (!!!) и всячески демонстрировали свою сопричастность к музыкальному действу.
После концерта все с визгом вывалили на улицу и долго не могли успокоиться. Потом начались обсуждения увиденного и услышанного. Хотя, все в один голос заявляли, что "конечно, это не ЕW&F, но кайф получен достаточный". Но организаторы могут быть спокойны: существовавшие до концерта опасения, что "царь не настоящий", не оправдались. Может, музыканты и не голубых кровей, но энергия и качество у них явно царские.
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро ...
14-15 мая 2005 года в Минске в Белгосфилармонии состоится фестиваль «Золотая труба» посвящённый легендарному музыканту Эдди Рознеру. Композитор, дирижёр, уникальный трубач, Рознер в течении семи лет возглавлял единственный Государственный джаз – ...
С 11 по 15 августа 2005 года на итальянском острове Сардиния уже в 18-й раз будет проводиться международный фестиваль TIME IN JAZZ. Его главным центром станет город Берчидда и его живописные окрестности. Несмотря на джазовое название, здесь будет ...
В излюбленном месте молодежи - на площади Фонтанов стартовал фестиваль Baku Jazz-2006. Таким образом, организаторы решили отойти от традиции закусочно-застольных приемов с "дорогим фуршетом", без присутствия журналистов, коим запомнился нам ...
15 сентября в Ростове-на-Дону стартовал IY международный джазовый фестиваль «Центр имени Кима Назаретова приглашает», который на этот раз продлится до 29 мая 2008 года. На первый взгляд - беспрецедентный джазовый марафон, а с другой стороны - ...