Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь обиходное название драмтеатра, на сцену которого выходили музыканты из Польши, США, Италии, Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
"Если хотя бы половина фестивальных групп представляет европейский либо мировой уровень — это безусловный успех", — реплика из зала. В данном случае, по мнению автора, таких было четыре из шести.
Вопреки фестивальной традиции (оркестр Н.Баранова) местная диаспора была представлена на сей раз малым составом под названием "Моби Джи", т.е. мобильный джаз. Это молодежное трио клавишника Ильи Макарова, явно начинающего делать себе региональное (пока) имя под патронажем более старших, опытных и уже регионально именитых тромбониста Виталия Владимирова и саксофониста Марка Иванцова, которые, по сути, и "вытащили" в целом эпигонскую музыку "Моби" (а такой в джазе всегда было в 1ООО раз больше, чем творческой) на "транзитный" уровень. За последние пару лет Иванцов стал вполне индивидуальной музыкальной личностью (т.е. джазмэном по определению), а Владимиров — безусловно лучший тромбонист в сегодняшней России — своими эффективными и содержательными импровизациями, основанными на собственной композиторской практике, почти "передавил" (или завуалировал) стилистическое несоответствие между юными джаз-рокерами и вполне зрелыми джазовыми солистами. Хотя подлинно музыкальный диалог между последними только начинает вызревать.
Итальянский квартет саксофониста Массимо Д'Авола (не по названию ли знаменитого сорта винограда и марки одноименного фирменного вина?), потеряв своего лидера пианиста Романо Муссолини, в значительной мере утратил прежний музыкальный шик и биографическую интригу. А что осталось? Подразумеваемые серенады, итальянские оперные арии, а по большому счету — все та же квази-европейская модель американского мэйнстрим-джаза, культивируемая во всем мире тысячами музыкантов и ансамблей. Никаких новых открытий или озарений эта музыка не содержит: стильно, добротно и профессионально. Сегодняшняя среда ее обитания — респектабельные клубы-рестораны, посещаемые vip-персонами и прочими важными шишками.
Американский ритм-энд- блюзовый и блюз-роковый гитарист, вокалист и шоумен Хайрам Буллок (по-нашему Быков) появился на фестивале благодаря содействи Генерального консульства США в Екатеринбурге, и выйдя на сцену, тотчас начал подтверждать свою громкую репутацию в современной разновидности национального жанра американской музыки. С технологической точки зрения (инструмен тальное мастерство, интонационная подлинность, динамические перепады от грохота до шепота) все было о'кей, насчет души (в блюзе — это смех сквозь слезы) скорее подразумеваемо, нежели очевидно. А очевидным был явно коммерциализированный шоу-блюз — вполне конъюнктурный товар черных американцев на рынке современного шоу-бизнеса. И, наконец, тело, которое практически в любой народной музыке следует за душой. Здесь Буллок оказался в равной мере отвязным (драйв и экспрессия) и развязным, о чем свидетельствовали двусмысленные телодвижения, явно обращенные к залу, которые, на мой вкус, производили впечатление навязчивого позерства. С другой стороны, многочисленные октавные прыжки-скачки, ускорения-замедления темпа, с радостью узнаваемые публикой цитаты из знаменитых шлягеров ("Биттлс" или Гершвина) и временами почти человеческий голос блюзовой гитары — все это значительно ближе к джазовому (или блюзовому I содержанию, нежели "авторский" визуальный ряд. Хотя первозданного аутентичного блюза в спектакле Баллока оказалось все же немного.
Совершенно противоположное отношение к фольклору. благодаря эмоционально-психологическому погружению в корневую систему народной музыки, продемонстрировали на фестивале два российских ансамбля — петербургское ’Волковтрио" с фольклорным вокалистом Сергеем Старостиным, который по собственному признанию ощущает себя "онтологическим" музыкантом, и московское "Второе Приближение" пианиста и композитора Андрея Разина, исполняющее современную письменноимпровизационную музыку в самом широком контексте всеобщей "мировой деревни".
С первых же порывов тотчас налетевшего фанк-рок-фри-джазового вихря "Волковтрио" зал словно замер в ожидании пришествия всепоглощающей необузданной сокрушительной лавины звуков, выпеваемых, выплакиваемых, выкрикиваемых, выстукиваемых совсем не фольклорными инструментами (акустический бас, гитара и ударные) и уносящих современного урбанизированного человека в доподлинно языческую культовую и ритуальную символику наших далеких предков. Либо, по контрасту, задумчиво парящий мотив Сергея Старостина — нежный, отрешенный, трагический. умиротворяющий... Каким парадоксальным образом этот подлинно русский голос-инструмент вписывается в совершенно инородныи музыкальный язык "Волковтрио"? — одна из самых непостижимых загадок современной альтернативной культуры.
Второе приближение — физический термин, означающий максимально возможное приближение к научной истине. А к музыкальной? Во все более расширяющемся пространстве современной импровизационной музыки это максимально возможный баланс композиции и импровизации, обусловленности и спонтанности, результата и процесса. Один из создателей "Второго Приближения" московский джазовый критик и продюсер М. Митропольский позиционирует эстетику этой группы как результат культурно-исторических влияний поэтики Ф.М. Достоевского, полистилистики Сергея Прокофьева и красочных абстракций Марка Шагала, перенесенных на русскую национальную почву. Я бы уточнил — на российскую, поскольку в музыке "Приближения" явно прослеживаются мотивы и интонации многонацио налыного российского этноса: цыганского, татарского, еврейского... разумеется, русского, и каждый внимательный слушатель мог обнаружить в этой музыке свои национальные корни. И далее, уже за пределами нашей родины: балканский фолк, французский шансон и, наконец, элегантное (скорее песенное нежели танцевальное) танго в экспрессивно-чувственной передаче Татьяны Комовой, которая, по мере постепенного отхода незабвенной Валентины Пономаревой от импровизационною авангарда, становится едва ли не единственным в сегодняшней России профессиональным мастером неформальных и парадоксальных "нечеловеческих" звуков человеческого голоса,
Если расточать комплименты в адрес шведского семейного диксиленда Карлингов (мама, папа, две дочери и два сына), трудно будет остановиться. Безупречное чувство стиля (от новоорлеанского до свинга), супер- профессиональный трехголосный контрапункт ведущих инструментов, сокрушительный драйв, завидное для любого шведа чувство юмора и еще много зажигательных прибамбасов (сценических и музыкальных, кроме, пожалуй, не вполне уместных акробатических и цирковых трюков), но прежде всего универсальное мастерство и энтузиазм мульти-инстументалистки (прежде всего тромбонистки — без преувеличения одной из выдающихся в мировом традиционном джазе, — а также трубачки, пианистки, саксофонистки) и самой заразительной шоу-вумен по имени Ганхилд, мгновенно воспламенили зал и сделали всех без исключения горячими сторонниками шведского ансамбля.
Вот таким шведским апофеозом и всеобщим ликованием местного джазового сообщества завершился нынешний весенний "Транзит", который явно выделяется среди прочих событий джазового сезона прежде всего высоким качеством музыки, стилистическим диапазоном (от традиции до авангарда), новыми таорческими идеями и, что особенно приятно отметить, более продвинутым пониманием и оценкой жанровой специфики со стороны екатеринбургской публики (пример тому — восторженный прием московского трио А Разина).
P.S. Если бы местные правительственные чиновники и прочие vip-персоны посещали подобные праздники из интереса, престижа или хотя бы любопытства, а не протокола, музыкальная культура нашего города была бы. по мнению автора (нет, не богаче — она и так не бедная), более содержательной, а претензии Екатеринбурга на звание третьей столицы — более обоснованными.
Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti ...
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...