Фестиваль "Вольнае паветра" - Музыка против непогоды
28.04.2013
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро испортиться. Ведь только вчера над всей Беларусью стояла изнуряющая жара. Музыканты и зрители надеялись на лучшее и готовились к концерту: во время саунд-чека исполнители старались установить оптимальный для открытого воздуха звук, техперсонал на случай дождя заготавливал широченные обрезы полиэтилена, слушатели обустраивали свои палатки и лежбища, милиция деликатно присматривалась к потенциальным столичным клиентам...
Постепенно прибывающие на природную концертную площадку люди смогли воочию оценить, как был подготовлен фестиваль. Кроме хорошего аппарата и света, у слушателей была возможность подкрепиться возле гостеприимных ларьков выездной торговли, а также, попробовать каши из полевой кухни. Радовала забота и в виде обоймы биотуалетов и запасов дров на всякий случай. А вот с пивом были проблемы... Как один из организаторов фестиваля — пиво "Бобров" — и руководство этой пивоваренной компании надеялись на то, что люди познакомятся с освежающим действием этого напитка. Но и в Крупки пришли новые веяния в организации массовых мероприятий. Пива ни-ни! Но, бывалые тусовщики и здесь не пропали: в Крупках тоже ведь не одни магазин... Зато пиво "Бобров", которое поддержало инициативу известного белорусского музыканта Пита Павлова, завоевала авторитет другим — незабываемым для крупчан и гостей города музыкальным фестивалем.
Честь открыть фестиваль организаторы предоставили гостеприимным хозяевам в лице самодеятельного фольклорного ансамбля "Крупчанка". По реакции слушателей на их песни можно было понять, что этот коллектив пользуется популярностью, и организаторы поступили мудро, пригласив местных исполнителей. Во многом благодаря их участию на фестивальный концерт пришло много любителей народной песни из районного центра. Участницы "К" вручили праздничный каравай организаторам фестиваля — руководителю пивной компании Сергею Левину, инициатору и "Энерджайзеру" "Вольнага паветра" Питу Павлову, руководителям Крупского района. После этого ведущий фестиваля — самый элегантный белорусский бард Виктор Шалкевич —объявил "Вольнае паветра" открытым.
Радостное настроение тысяч слушателей, собравшихся в этот вечер в урочище "Ласточкины гнезда", поддержали своими уникальными голосами участницы группы Guda. За капеллой уже закрепилась твердая репутация "камертона" успеха: если G открывает концерт или фестиваль, значит, все будет хорошо. Вот и в данном случае девчата оправдали возложенные на них надежды. Но это слушатели поймут позже. А до этого, видимо, G своими языческими песнопениями разбудила и без того неспокойные силы природы. Шум ветра предательски начал меняться на шум дождя: мероприятие из open air на глазах превращалось в open water. Организаторы были начеку: за короткое время вся аппаратура была укрыта целлофаном и сцена стала напоминать декорации к кибер-панковской пьесе. В это время организаторы в форс-мажорном режиме решают изменить программу, и на сцену приглашается Змитер Вайцюшкевич и музыканты группы WZ-Orkiestra. Вам надо чудо, оно есть у нас! Змитер и его друзья составили свое выступление только из одних хитов: "Сьвята у весцы", Bella ciao, "Бывайце здаровы!", "Я нарадз1уся тут"... и подкрепили их сверх-энергичным и, одновременно, душевным и артистичным исполнением. Особенно радовало плотное, где-то даже модное, биг-битовое звучание WZ-O. Слушатели в восторге, и с этого момента экстремальные танцы под дождем стали фирменной визиткой фестиваля. Змицер доказал, что даже в таких условиях show most go on.
Фестивальная эстафета была передана, пожалуй, самому необычному его участнику — клезмерскому ансамблю ("клезмер" в переводе с идиш означает "музыкант") Minsker Kapelye. Его участники Т. Кукель (цимбалы), В. Коренкова (виолончель) под руководством кандидата искусствоведения Д. Слеповича (кларнет) познакомили слушателей с шедеврами еврейской музыки Беларуси и Восточной Европы. Очень артистичное исполнение мелодичных и ритмичных песен напомнило слушателям о музыкальном разнообразии, которое всегда было частью культуры Беларуси. Виртуозное исполнительство музыкантов МК по заслугам было оценено слушателями, которые и эти мелодии использовали для горячих плясок.
Запоминающимся сюрпризом для жителей Крупок стало "живое" выступление звезд белорусской фолк-мо- дерн-сцены — дуэта Аляксандра I Канстанцiн, которые приехали на "Вольнае паветра" в Крупки прямо со "Славянского базара". Действительно, звезды были не на привычных экранах телевизоров, а так близко и пели без фонограммы! Даже знаменитую "Пчолку". Слушатели от души приветствовали любимую Алесю Кирсанову, покорившую их именно "живым" исполнением под аккомпанемент Константина Драпезо и Карена Карапетяна.
Некоторые побаивались, что интеллектуально-импровизационная музыка дуэта "Яр" остудит тот фестивальный жар, который был разожжен предыдущими участниками. Но Маша Лагодич — испытанный фестивальный боец. Сет группы организаторами был укорочен, но девушки вложили в свое исполнение столько энергии, что говорить об угасшем фестивальном "зьнiче" не было повода. Вновь, овации, вновь зрительская признательность.
Думаю, не стоит говорить о том, как слушатели под таким проливным дождем алкали встречи со своим кумиром — Питом Павловым и музыкантами его проекта. И когда ведущий феста Виктор Шалкевич объявлял Pete Paff, то само это событие было воспринято как откровение. Ведь Пит стал инициатором и одним из организаторов этого первого в Беларуси постфолкового open air-фестиваля, который при должной "раскрутке", может стать хорошим дополнением к "зарубежному БАСовишчу...
К тому же, подготовлен к изданию первый альбом группы РР "Паглыбленьне", что само по себе составляло интригу для выступления Пита и его группы. Кажется, зрителей ко времени выступления РР уже должны были покинуть все силы... Но энергетическая волна, исходившая от музыкантов, заставляла вновь погружаться в чарующий акустический мир фольклора и необычайных инструментальных сочетаний домры и цимбал, тубы и дуды, окарины и гитары, жалейки и бубна. Ну а финал сэта РР — кавер на "энэрэмовскую" "Песьню пра каханьне" заставил помечтать: что если бы к двум присутствующим участникам РР Питу и Алезису добавить (трах-ти- бидох!) Лявона и Юрася, то большего счастья и не нужно было бы.
"Троiца" Ивана Ивановича Кирчука заставила всех вернуться к фольклорным корням фестиваля. Будто бы со сцены "Вольнага паветра" заговорила со слушателями Душа Народная. Музыканты решили поддержать тот мажорный дух противостояния стихии, который пытались вызвать и развить у слушателей музыканты, выступавшие ранее. Т под руководством своего лидера И. Кирчука налегала на шаманскую составляющую музыки, обильно приправляя ее драйвовым экспрессионизмом акустических инструментов, в том числе и чеканящим ритмом барабанов. Думаю, именно это ударное выступление Т послужило тому, что проливной дождь потихоньку иссяк. Виктору Шалкевичу оставалось только поблагодарить Т, всех музыкантов и слушателей за стойкость и твердую приверженность национальному фольклору и спеть на прощание под аккомпанемент случайной гитары несколько своих лирических и юмористических песен...
Наиболее стойких ожидала ночь у дымного костра, а также поднос сала, хлеба и лука от спонсоров "Вольного паветра", которые позаботились о том, чтобы ночующие в урочище не скучали у огня...
Когда же просохшая после ливня на "Вольным паветры" и прокопченная за ночь братия оккупировала несколько вагонов электрички Орша-Минск, то стойкий запах от дыма, лука и вчерашнего "Боброва" образовал такой духан, что одна из пассажирок не выдержала: "Что за вонючки едут в вагонах!" и выбежала на свежий воздух. Этот крик души был встречен дружным, молодым хохотом: "Это ж мы из Крупок возвращаемся!"
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...