В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего начала и по сей день Vilnius Jazz ориентирован на новый джаз и новую импровизационную музыку. Неудивительно, что этот фестиваль считается одним из самых авторитетных новоджазовых форумов Европы.
Это один из немногих музыкальных фестивалей Восточной Европы, дающий возможность публике за несколько дней ознакомиться с яркими примерами революций в мире импровизационной музыки и нового джаза. Ежегодно тут представлены новейшие мировые тенденции джаза и новаторские проекты литовских джазмэнов. Мы упомянем только 6 из 12 проектов 20-го юбилейного фестиваля. Чтобы узнать и услышать обо всем – поезжайте сами в октябре 2008 года на 21-й Vilnius Jazz!
Идиллия №1
Farmyard Animals – трио из Британии (Brendan Kelly – саксофон, Alex Kidston – туба, Pete Flood – ударные, перкуссия). Четвертым участником коллектива полноправно можно было бы назвать английский юмор. Он проник контрабандой даже в название. Притом что все трое музыкантов являются яркими персонажами британской авант-джазовой сцены, тон в трио задает глухая туба: именно она та «изюминка», что определяет индивидуальность звучания. А может – тот факт, что на ней в трио играет Алекс Кидстон – солист (загибайте пальцы!) Лондонского симфонического, Лондонского филармонического, Королевского филармонического, Английского национального симфонического оркестров.
Если говорить о музыке коллектива, то это замешанный на таланте и юморе микст из старой доброй британской музыки, джазовых гармоний и множества фольклорных влияний: от арабской и японской до балканской и каталонской музыкальных традиций. И если во время прослушивания закрыть глаза и попытаться визуализировать композиции Farmyard Animals Trio, вам представится типично английский countryside с аккуратной стриженой зеленой лужайкой и пасущимся на ней в тумане… верблюдом.
Интеллигентность № 2
Vilnius Jazz своей миссией видит не только презентацию зарубежных проектов, но и активную пропаганду Вильнюсской джазовой школы. Ежегодно на одной сцене со всемирно известными проектами – литовские коллективы, полноправные члены европейской новоджазовой элиты. В этом году за Литву «играли» два многочисленных состава Dainius Pulauskas Group и Arunas Slaustas Special Project, и гитарист-одиночка, неутомимый и бескомпромиссный экспериментатор Йозас Милашюс.
Dainius Pulauskas Group по-прежнему (несмотря на периодические смены состава) являет собой литовский all-stars band, в нем собран цвет современного джаза – лучшие из лучших. Обсуждать их сыгранность и классность нет смысла. Соло на клавишных или трубе, шепот перкуссии и крики ударных, партия баса и саксофона – все сыграно просто с удивительной чистотой и бережностью. Новая программа группы, исполненная на концерте и тут же записанная, обещает вскоре выйти на диске.
Специальный проект пианиста Арунаса Шлаустаса – это массовое действо. Струнный Chordos Quartet и джазовый секстет. Сочетание классики и джаза. Струнных и медных. И снова красота мелодий соседствует с технической чистотой композиций. Академическая музыка сливается с джазом. Как и музыка группы Дэйнюса Пулаускаса – это был литовский джазовый мэйнстрим: красота, профессионализм, лиричность. Отметим, что в обоих проектах играет джазовый тромбонист №1 (первый и последний, как ни печально заметить – на протяжении многих лет он остается единственным классным джазовым тромбонистом страны) Скирмантас Саснаускас, который за свой огромный вклад в развитие литовской джазовой музыки был отмечен ежегодно вручаемой на фестивале наградой. В этом году продолжилась также начатая в 2006 году инициатива организаторов Vilnius Jazz'a по проведению конкурса молодых исполнителей Vilnius Jazz Young Power. К финалу допущены были 4 проекта, победителем стал пианист Дмитрий Голованов. Отметим, что прошлогодние участники-финалисты в этом году принимали участие в фестивале уже как полноправные его члены, пусть не на основной, а новой фестивальной площадке Vilnius Jazz Extra Line – я говорю о молодежной группе Magic Mushrooms.
Созвучность №3
Американский ROVA Saxophone Quartet – живые «динозавры» импровизационной музыки, одна из немногих западных джаз-групп, проникшая за «железный занавес» и давшая в 1983 году концерт в СССР (факт зафиксирован на пленку фильма 1985 года Saxophone Diplomacy), а позднее благодаря знакомству с участниками ROVA стало возможным первое выступление в США легендарного советского джазового трио ГТЧ. Как и название ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин) происхождение титула ROVA корнями уходит в имена первых участников состава: Джо Раскин, Лэрри Окс, Эндрю Войгт (его в 1989 году сменил Стив Адамс), Брюс Эккли. В этом году ROVA отметил свое 30-летие: чтобы сполна испытать восторг от блистательной жизни и творчестве этого коллектива, нужно прочесть не один том их персональной музыкальной энциклопедии, где каждый год – собрание событий и сочинений. В Вильнюсе квартет выступил в расширенном составе с двумя легендарнейшими барабанщиками: литовским Владимиром Тарасовым (участник того самого ГТЧ) и швейцарским Фрицем Хойзером. Некогда передовик советского джаза, сегодня Владимир Тарасов – уже легенда джаза литовского. Прошедший год для него также был юбилейным: летом он отметил свое 60-летие, но интерес к своей персоне все еще вызывает не геронтологический, а музыкальный... И вот вам главное впечатление от этого концерта: играют ли «динозавры» трибьют Шостаковичу или Living Space Джона Колтрейна, их главный талант даже не в самом звукоизвлечении. Обнаружить его можно только глазами: вы бы видели, КАК они слушают соло друг друга! Не перебивая.
Кроме совместного с ROVA выступления, барабанщик Фриц Хойзер дал соло-концерт. Это было что-то невероятное! Один человек и одна ударная установка. И 40 минут ты не можешь не просто оторвать от него глаз и ушей – боишься вздохнуть, чтобы не нарушить гармонию пространства и разбросанных в нем бусинок нот. И звук становится равен мысли. Это не концерт – медитация, созвучие и созерцание. Здесь звучат даже паузы, а скрипичный смычок заигрывает с литаврами. И сильнейшее ощущение, что музыка рождается здесь и сейчас, прямо на твоих глазах, и тут же улетает куда-то в Космос, и уже никогда не повторится.
Красота №4
Французский «деликатес» в программе – Andy Emler Trio (Andy Emler – рояль, Claude Tchamitchian – бас-гитара, Eric Echampard – ударные). Идеолог коллектива Энди Эмлер – не обычный джазовый пианист, а скорее «авантюрист импровизации». Выпускник Парижской консерватории, в 1986 году он присоединился к коллективу Французского Национального джазового оркестра (Francois Orchestra national De Jazz), а через 20 лет творческих трудов был удостоен за свой композиторский талант награды Django d’Or. Несколькими годами ранее в 1992 году «золото» уже побывало в его руках – коллектив Энди Эмлера Mega Octet был удостоен этой награды как лучший джазовый ансамбль Франции. Октет этот, по сути, был лабораторией по взращиванию эксцентричного музыкального таланта Эмлера: он учился смешивать всевозможные музыкальные стили с собственной философией, в которой ключевые слова: юмор, радость, энергия… Вот и в Вильнюсе выходы Эмлера к микрофону для объявления композиций становились отдельными пунктами концерта: «Я буду говорить по-английски, потому что у меня французский с сильным акцентом – вы не поймете!» – с абсолютно серьезным лицом заявляет мсье в пенсне. «Вы думаете, я приехал ради фестиваля? Ничего подобного: я слышал, что в Литве очень красивые женщины – почти все блондинки!» Когда же Эмлер возвращался от диалогов с публикой к роялю, трудно было поверить, что эти пассажи выдают руки того самого «шутника». В этой музыке элегантная выверенность, изысканная точность, импровизация, добегающая до грани приличия, где красота может смениться уродством, и не пересекающая этого барьера. Ни разу! Казалось бы, отчаянное новаторство почти всегда идет по пути «до основанья, а затем». Выходит – нет. Музыка трио Энди Эмлера доказала: тотальный эксперимент вовсе не подразумевает «уродство» на выходе. Красота вполне может быть страшной силой: но внутри – не снаружи.
Отдельно стоит отметить изысканную игру на ударных Эрика Эшампара – давнего музыкального соратника Эмлера: прежде он уже появлялся на фестивале в авангардном проекте гитариста Марка Дюкре, а широкой публике известен по дуэту с финским аккордеонистом Киммо Похьоненом.
Экстаз №5
Сценические приготовления к концерту швейцарского проекта Ronin длились почти столько же, что и сам концерт. Бесчисленное количество перкуссии, несколько клавишных (в том числе Fender Rhodes), особая настройка, потом бесконечность проводов, неких флуоресцентных ламп, loop-ы, компьютеры, и прочие устройства. Почти двухметровая фигура лидера, Ника Бёрча (Nik Bärtsch), расставляющего на сцене фигурки каких-то персонажей «звездных войн». Ага, значит: сначала концепт, а потом концерт! Начинаешь сомневаться: будет ли творческая наполненность равна всей этой ультрамодной и технологизированной стилизации?
Пожалуй, да. Сочетание звука, света и визуальной картины – это и есть эффект Ronin.
Свой титул группа получила от японского названия самурая-одиночки. От японской ритуальной музыки тут – структурный минимализм, но назвать какие-то еще четко считываемые влияния – значит приписать себе сверхъестественные способности. О них, кстати, не раз вспоминаешь за время концерта, в котором композиции («модули») длятся по 30 минут, и граница между ними размыта. Как одна длинная нота.
Лидер и идеолог группы – пианист, композитор и философ Ник Бёрч – стиль своей музыки определяет как Дзен-фанк, себя называет создателем нового музыкального стиля ritual groove music, своим кредо – путь от аскетизма к экстазу, а лозунгом творчества объявляет «максимум эффекта минимумом средств». Ничего себе: минимум! Здесь отголоски Филиппа Гласа и Нильса Петтера Мольваера. Мелодия в композициях продвигается во времени и циклично трансформируется, совмещая по преимуществу случайные ритмы и микровзаимодействия музыкального материала. Это 100% urban jazz. «Мое мышление и моя музыка взращены на традициях урбанизма, – вторит нашим догадкам сам Бёрч. – Город требует повышенной сосредоточенности, концентрации, умении остаться безмолвным в точно выбранном месте… Ronin вбирает в себя энергию конфликта между композиционной точностью и самоконтролируемой импровизацией».
Композиции Бёрч называет «модулями», из которых и складывает свой puzzle. Атомную бомбу он, конечно, не изобрел, но отрадно, что музыку эту интересно слушать не только из эстетических побуждений: ее мрачная красота соткана из нетривиальных ходов мысли – слушаешь, внимаешь и словно разгадываешь ребус…
Шаманство №6
Саинхо Намчылак – женщина с экзотическим именем и загадочным шаманским голосом. Техника ее пения беспрецедентна – от тувинского горлового стиля «хоомей» до вызывающего головокружение самым низким и самым высоким пределам джазового вокализа. Перечислять все экстравагантные и любопытнейшие как с музыкальной, так и эстетической точки зрения проекты, в которых Саинхо принимала непосредственное участие, бессмысленно. Пожалуй, самыми громкими были участие певицы в «Поп-Механике» Сергея Курёхина и легендарном проекте «ТриО» Сергея Летова. Случались с певицей и курьезы, связанные с ее необычным пением: однажды швейцарский арфист Андреас Волленвайдер, удивленный силой голоса Саинхо, попросил разрешения заглянуть ей в горло, подозревая, что такой эффект создается за счет неправильного его строения! Здесь следует отметить, что голосовой диапазон Саинкхо – четыре с половиной (!) октавы, а пение горлом, чем она виртуозно владеет и пользуется, в Туве исконно было приоритетом мужчин.
В Вильнюс Саинкхо приехала в составе интернационального трио Nomad (кочевник), что как нельзя лучше отражает ее личную и музыкальную судьбу: рожденная в Туве, она «по любви» уехала сначала в Австрию, а теперь большую часть времени проводит в Ирландии, «кочуя» по миру с концертами. И вот на сцене два европейских музыканта – Вольфганг Пушниг (Wolfgang Pushnig) на духовых и Пауль Урбанек (Paul Urbanek) на фортепиано – ведут джазовую линию, балансируя между новым и старым джазом. Это тонкая красная линия композиции, взяв которую за основу, Саинкхо своим голосом выплетает восточный ковер с замысловатым таинственным узором. У нее в голосе то крик – то смех, то слезы – то веселье, то тоска – то эйфория. Так приближать одной лишь силой голоса Добро и Зло, кажется, практически невероятно. Она это умеет. Поэтому за Саинкхо во всем мире прочно закрепилась репутация шаманки. Она это отрицает. Но поет именно так… Колдовски!
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...