Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает время для анализа. В конце мая гомельская группа А1 Narrator Orchestra уверенно победила в конкурсе любительских коллективов на фестивале Noc bluesowa в польском городе Rawa Mazowiecka.
Фестиваль этот — ровесник "Басовшча", фэста белорусской музыки, который ежегодно проводится в Польше под Белостоком. Однако впервые белорусских музыкантов пригласили в Раву Мазовецкую лишь пять лет назад. Тем более впечатляет их суммарное приобретение: два первых места в конкурсе и три поощрительных премии от жюри. Можно смело сказать, что присутствие на фестивале исполнителей из Беларуси придало ему новое дыхание и бесспорно обострило конкурсные амбиции.
В 2003 году минское трио Big Val, Svet & А1 впечатлило международное жюри органичным, стильным исполнением корневого блюза. В этом году гомельчане из А1 Narrator Orchestra пошли еще дальше, представив программу, вообще основанную не на дельта-блюзе, а на его разновидности — стиле зайдеко, родиной которого является американский штат Луизиана. А1 Narrator Orchestra —единственный на Беларуси коллектив, исполняющий такую музыку. А поскольку он единственный, то его известность практически не выходит за границы дельты реки Сож.
Что такое зайдеко? Это классический деревенский блюз, который соединяет как собственно блюзовую традицию, так и архаичную музыку креолов, давних переселенцев из Франции на юг Соединенных Штатов. Поскольку одним из типичных для французов инструментов был аккордеон, именно он в музыке зайдеко и стоит на первом плане, гармонично сливаясь в звучании со слайд-гитарой и губной гармоникой. А вот вместо классической "кухни" барабанов чаще применяется различная перкуссия.
А1 Narrator Orchestra был создан в середине осени прошлого года по инициативе "отца" гомельского блюза, гитариста, певца и преподавателя Александра Цыганка. При этом выступление в Раве Мазовецкой было, если не ошибаюсь, всего вторым концертом коллектива, в состав которого входит шесть человек. Среди них как опытные музыканты, так и совсем молодые. Вне группы многие из них исполняют совсем другую музыку. Так Александра Сафонова знают под именем Александр Софикс как исполнителя музыки нью- эйдж, а аккордеонист Александр Гулай выступает в составе фанковой команды. Однако под руководством Цыганка они исполняют древнюю блюзовую традицию, причем выглядят на сцене на удивление уверенно и убедительно.
В репертуаре группы не только произведения классиков жанра, таких как Роберт Джонсон, Уилли Диксон, МакКинли Морганфилд, но и блюзовые песни, написанные значительно позднее. Например, Proud Магу Джона Фогерти или Fascinating Lover Джона Мэйала. Но какие бы произведения ни исполнялись — традиционные или авторские, старые или относительно молодые, — все они подаются словно фирменные гомельские блюда: только в собственных (то есть коллективных) аранжировках. Основу звучания создают диалоги губной гармоники и кнопочного аккордеона, основательно подкрепленные гитарой Александра Цыганка. Правда, во время самого конкурсного выступления гитара вдруг потеряла голос, и, несмотря на все хлопоты техперсонала, так и не восстановила его. Дошло даже до того, что некоторые члены жюри внушали организаторам, чтобы беларусам позволили показать программу по- новому и с соответствующим звучанием. Но конкурс есть конкурс, и команда Цыганка сошла со сцены далеко не в лучшем настроении.
Волновались они, как оказалось, зря. Во-первых, не доехоли до Польши впервые приглашенные украинские блюзмэны и группа из Чехии, а во-вторых, польские группы исполняли в основном обычный, стандартный рок с блюзовыми интонациями и потому ничем необычным не поразили. Голосование ж происходило очень демократично. Сначала члены жюри из Польши, Словакии, Беларуси и Венгрии назвали те коллективы, которые им приглянулись. Отмечу, что гомельчан среди других назвали все. Затем по большинству голосов выбрали четыре группы, и во втором туре голосования оказалось, что А1 Narrator Orchestra набрала больше всех голосов. Второй по итогам конкурса стала польская группа The Town, исполнявшая авторские блюзы на польском языке, третье место поделили словаки Zalman Brothers Band и Blues Pill из Венгрии. При этом наш исполнитель на губной гармонике Дмитрий Роба был отмечен призом в виде хорошего магнитофона. А в дополнение лидер ведущей польской группы Nocna zmiana bluesa Славэк Вэшхольски пригласил Александра Гулая принять участие в записе нового альбома своего коллектива.
Казалось бы естественно, что тут кому-то из минских концертных агенств надо срочно устроить концерт го- мельчан хотя бы в каком клубе. Но, думается, все дело так и ограничится очередной беспредметной дискуссией относительно того, насколько конкурентноспособны беларуские исполнители за границей. А многочисленные СМИ вообще не заметят этого. Ведь что такое какая-то там победа на "Ноцы блюзовой" по сравнению с тем же Евровидением или фестивалем в Молодечно? Исполнителям блюза на Беларуси, наверно, так и суждено оставаться угнетенным музыкальным меншинством...
Поскольку фестиваль в Раве Мазовецкой проходил в 15-й раз, организаторы по- хлопотились и про шикарный фейерверк, и — самое существенное — про гостевую часть программы. Здесь послушать было что!
Можете себе представить, что минскую команду Мадера Хард Блюз "разогревала" легенда всемирного блюза Ten Years After?! А сложилось именно так, что дало повод лидеру минчан Юрию Михайлову пошутить: мол, несколько лет назад в Киеве нашу команду Bros. In Blues, в которой тогда выступал Юрий, разогревала группа Мика Тэйлора, а теперь вот— не менее знаменитые англичане.
Конечно, публика (а было перед сценой минимум три тысячи человек) пришла в первую очередь на Ten Years After. Состав англичан был почти оригинальный: Чик Чарчил на клавишных, Леа Лайанс на басу, Рик Ли на барабанах. Элвина Ли заменил 27-летний гитарист и вокалист Джо Гуч, но это была одна из тех замен, которые каши не портят. Необычайно интересно было слушать те песни, которые звучали из моего магнитофона "Чайка" в самом начале 70-х, а та энергия, с которой работали блюзовые пенсионеры, заслуживает подражания каждой из сегодняшних молодых беларуских команд.
Но поскольку после англичан играли венгры Ferenczy Gyorgy & Racka Jam с интересной, однако не вполне соответствующей ночной тусовке музыкой, то к началу выступления минской команды, которое началось точно в 2 часа ночи, публики осталось лишь сотни с три человек. Внешне "Мадера" махнула на все рукой, отыграла свое с ленцой, хотя видеозапись показала, что на сцене все было в порядке. Член жюри, ведущий блюзовой программы радио Fama Веслав Хмелевски отметил очень органичное соответствие музыки группы текстам песен.
Вторая ночь была заполнена концертом лауреатов, а также выступлениями чешской команды Blues Station, американского гитариста Сарасоты Слнма с молодыми британскими музыкантами и шоу группы Nocna zmiana bluesa, которое вообще можно было воспринимать как бесплатную лекцию по мастерству владения Славэком Вешхольским губной гармоникой.
И что мы имеем в итоге? Прекратилась традиция блюзовых фестивалей в Минске, на встречах в блюзовом "Стар-клубе" практически одни и те же исполнители, группа Mojo Blues, которую очень уважают в Польше, больше полугода работает на севере Китая, "Крама" лишена возможности давать концерты на родине, некогда белорусская группа "Seven В" вот уже более десяти лет совсем неплохо чувствует себя в той же самой Польше.
Нет блюзовых пророков в Отечестве. А поэтому одна из надежд — на Раву Мазовецку. Поскольку, как заверил меня бурмистор горада пан Эвгениюш Гурай, городские власти приложат все усилия для того, чтобы беларуские музыканты всегда имели возможность показаться на "Ноцы блюзовой". И совсем не против того, чтобы они и дальше брали в конкурсе призовые места.
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ
Перевод с белорусского: Алесь ОСТРОВЦОВ
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...