Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и в этой сфере она выполняет функцию одного из центров европейского джазового процесса. 4-5 июня в подмосковном музее-усадьбе Архангельском прошел II фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз".
Имение до 1809 года принадлежало князьям Голицыным, затем досталось князю Николаю Юсупову, бывшему директору Императорских Театров в Петербурге, хорошо знавшему толк в развлечениях. Здесь проходили коронационные приемы, в разное время в усадьбе бывали Пушкин, Карамзин, Вяземский, Бенуа, Стравинский. Все три составляющих названия фестиваля выступили в полной гармонии: именно русский исполнительский и отчасти авторский джаз в течение 2-х вечеров давали пищу для развлечения, отдыха, а порой непростого осмысления и напряженного восприятия своим поклонникам, собравшимся в одном из прекрасных мест Подмосковья. Одновременно на трех концертных площадках играли 22 российских и постсоветских коллектива, частично состоящих из музыкантов, эмигрировавших в Америку, Германию и Израиль.
Две были основными - огромный ландшафтный "Партер" и более камерный, хотя тоже довольно внушительный "Аристократ". На третьей сцене "Каприс" джазмены играли для гуляющей по парку публики. Необходимость курсировать между двумя достаточно отдаленными между собой главными эстрадами (примерно в 10 минутах пешего пути друг от друга) сделали мое пребывание на фестивале напряженной работой. В прошлом году концерты I фестиваля в Архангельском посетили около 10000 зрителей. Устройство нынешнего уже имело традиции: эстрада Партер вновь находилась в нижней части имения, под холмом. Здесь билеты стоили 400 рублей (около 80 гривень по-нашему), публика расположилась прямо на огромном стриженом газоне, музыка была весьма демократичной и скорее околоджазовой. Ее исполняли более облегченные бандформирования (от англ. "band" - оркестр, группа), собранные из молодых музыкантов: россиян, украинцев, грузин. Музыка звучала очень доступная, многие танцевали под миксы джаза, рока, фольклора, блюза и электроники. Среди исполнителей Партера были "Арсенал" Алексея Козлова с частым гостем вокалистом Валерием Каримовым, харьковский Lюк, электроскрипач Алексей Айги и его ансамбль "4'33", BIG BAND Билли Новика, "Hi-tech Jazz" Александра Ляпина, абсолютно неджазовый модный и прикольный "The Optimystica Orchestra" Евгения Федорова, группа Леры Гехнер, Нино Катамадзе и ее группа "Insight". Многие не раз побывали вУкраине, часть составов работает очень качественно, например, безукоризненно точный и элегантный в своей музыке 70-летний А. Козлов. Часть выезжает на напоре, свежести, доступности. Но, перефразируя поэта, замечу, что "джазы разные нужны".
На возвышении находится главная усадьба, откуда открывается волшебный вид на нижнюю часть имения, Москву-реку и природный ландшафтный парк. Часть публики расположилась за столиками верхней террасы комплекса и отсюда смотрела и слушала Партер. Во внутреннем дворе барского дома происходили концерты площадки Аристократ. Здесь билеты потянули на суммы от 1 до 2, 5 тысяч рублей (от двухсот до пятисот украинских гривен), и зрители сидели на стульях либо за столиками, где опять же за свои кровные могли заказать очень дорогое угощение. Оба "верхних" концерта открывали биг-бэнды: сначала российско-американский "Все звезды российского джаза" под управлением знаменитого трубача Валерия Пономарева, а во второй вечер – созданный Виктором Лившицем JVL Big Band. Классический американский свинг не смотря на идущие годы и огромные стилевые новшества еще сохраняет верных поклонников. Хотя для того, чтобы увлекать новые поколения, уровень исполнения должен быть высочайшим (впрочем, на нижней, "демократической" сцене многим прощались их слабости).
"Наверху" достаточно привлекательной и доступной была полистилистика "Квадро" Вячеслава Горского, подкрепленного вокалом, ударными, бонгами и перкуссиями чудесного Сергея Манукяна. Качественно и крепко выглядел квартет экс-аллегровца пианиста Николая Левиновского, братьев Игоря (альт-саксофон) и Олега (ударные) Бутманов и контрабасиста Бориса Козлова. Братья Бутманы в разное время получили американское джазовое образование и некоторое время жили и работали в Штатах. Игорь Бутман - не только блестящий саксофонист. Он руководит единственным на российских просторах биг-бэндом, который был приглашен с концертами в США. Николай Левиновский, эмигрировавший в Америку в 1990-м, в прошлом руководил ансамблем "Аллегро" и в 70-80-е годы был одним из известнейших джазовых музыкантов Союза. Б. Козлов - великолепный профессионал, выступавший в лучших американских оркестрах. Исполненные ими стандарты имели очень высокий интеллектуально- энергетический уровень. Все четверо музыкантов - мастера тотальной импровизации и в совершенстве владеют джазовым языком: каждый обладает собственными большими техническими и комбинаторными запасами. К тому же им есть, что сказать слушателям, и играть интересно, приковывая внимание и восприятие присутствующих, они умеют отлично.
Под девизом "мэйнстрим жив" прошло выступление сборной команды под руководством Георгия Гараняна. С ним в квартете участвовали также мощный израилец пианист Леонид Пташка и солисты-лундстремовцы контрабасист Игорь Уланов и барабанщик Владимир Журкин. Очень многие пришли на фестиваль, чтобы встретиться с легендарной звездой советского джазового вокала Татевик Оганесян, специально прилетевшей из США. Она уже 16 лет живет на родине джаза, где ее уровень позволяет ей продолжать концертировать. В сопровождении безукоризненно-изысканного трио московского пианиста профессора Игоря Бриля (с ним играли молодые отличные музыканты контрабасист Андрей Дудченко и ударник Петр Ившин) очень изящная, маленькая по-прежнему отлично поющая Татевик исполнила несколько стандартов. Но особенно трогательно и привлекательно прозвучали ее интерпретации трех армянских песен. Публика Аристократа, до тех пор очень уравновешенная, вскакивала с мест и толпилась перед сценой. Концерт проходил в день рождения певицы, и она была просто завалена цветами.
Но самыми привлекательными оказались два выступления: очень востребованного русско-европейского джазового валторниста Аркадия Шилклопера, играющего также на альпийском роге, и пианиста Андрея Кондакова. Аркадию, выглядевшему наиболее экспериментально, помогли четверо коллег: два роскошных новоджазовых контрабасиста Игорь Иванушкин из "Второго приближения" и питерец Владимир Волков, Олег Балтага, обитающий в Дрездене бывший участник молдавского "Тригона" (ударные и перкуссия), и волшебный креативный екатеринбургский трубач Сергей Пронь. В квартете Кондакова (который родом из Днепропетровска, живет в основном в Питере, но не чужд джазовых площадок США и Европы) играли его постоянные партнеры трубач В. Гайворонский, контрабасист Г. Воскобойник и барабанщик А. Машин.
В Архангельском было интересно. Да и в клубах златоглавой в эти два дня параллельно прошли 11 джазовых концертов. Неслабо…
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...