nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

II фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз"

II фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз"  Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и в этой сфере она выполняет функцию одного из центров европейского джазового процесса. 4-5 июня в подмосковном музее-усадьбе Архангельском прошел II фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз".

Имение до 1809 года принадлежало князьям Голицыным, затем досталось князю Николаю Юсупову, бывшему директору Императорских Театров в Петербурге, хорошо знавшему толк в развлечениях. Здесь проходили коронационные приемы, в разное время в усадьбе бывали Пушкин, Карамзин, Вяземский, Бенуа, Стравинский. Все три составляющих названия фестиваля выступили в полной гармонии: именно русский исполнительский и отчасти авторский джаз в течение 2-х вечеров давали пищу для развлечения, отдыха, а порой непростого осмысления и напряженного восприятия своим поклонникам, собравшимся в одном из прекрасных мест Подмосковья. Одновременно на трех концертных площадках играли 22 российских и постсоветских коллектива, частично состоящих из музыкантов, эмигрировавших в Америку, Германию и Израиль.

Две были основными - огромный ландшафтный "Партер" и более камерный, хотя тоже довольно внушительный "Аристократ". На третьей сцене "Каприс" джазмены играли для гуляющей по парку публики. Необходимость курсировать между двумя достаточно отдаленными между собой главными эстрадами (примерно в 10 минутах пешего пути друг от друга) сделали мое пребывание на фестивале напряженной работой. В прошлом году концерты I фестиваля в Архангельском посетили около 10000 зрителей. Устройство нынешнего уже имело традиции: эстрада Партер вновь находилась в нижней части имения, под холмом. Здесь билеты стоили 400 рублей (около 80 гривень по-нашему), публика расположилась прямо на огромном стриженом газоне, музыка была весьма демократичной и скорее околоджазовой. Ее исполняли более облегченные бандформирования (от англ. "band" - оркестр, группа), собранные из молодых музыкантов: россиян, украинцев, грузин. Музыка звучала очень доступная, многие танцевали под миксы джаза, рока, фольклора, блюза и электроники. Среди исполнителей Партера были "Арсенал" Алексея Козлова с частым гостем вокалистом Валерием Каримовым, харьковский Lюк, электроскрипач Алексей Айги и его ансамбль "4'33", BIG BAND Билли Новика, "Hi-tech Jazz" Александра Ляпина, абсолютно неджазовый модный и прикольный "The Optimystica Orchestra" Евгения Федорова, группа Леры Гехнер, Нино Катамадзе и ее группа "Insight". Многие не раз побывали вУкраине, часть составов работает очень качественно, например, безукоризненно точный и элегантный в своей музыке 70-летний А. Козлов. Часть выезжает на напоре, свежести, доступности. Но, перефразируя поэта, замечу, что "джазы разные нужны".

На возвышении находится главная усадьба, откуда открывается волшебный вид на нижнюю часть имения, Москву-реку и природный ландшафтный парк. Часть публики расположилась за столиками верхней террасы комплекса и отсюда смотрела и слушала Партер. Во внутреннем дворе барского дома происходили концерты площадки Аристократ. Здесь билеты потянули на суммы от 1 до 2, 5 тысяч рублей (от двухсот до пятисот украинских гривен), и зрители сидели на стульях либо за столиками, где опять же за свои кровные могли заказать очень дорогое угощение. Оба "верхних" концерта открывали биг-бэнды: сначала российско-американский "Все звезды российского джаза" под управлением знаменитого трубача Валерия Пономарева, а во второй вечер – созданный Виктором Лившицем JVL Big Band. Классический американский свинг не смотря на идущие годы и огромные стилевые новшества еще сохраняет верных поклонников. Хотя для того, чтобы увлекать новые поколения, уровень исполнения должен быть высочайшим (впрочем, на нижней, "демократической" сцене многим прощались их слабости).

"Наверху" достаточно привлекательной и доступной была полистилистика "Квадро" Вячеслава Горского, подкрепленного вокалом, ударными, бонгами и перкуссиями чудесного Сергея Манукяна. Качественно и крепко выглядел квартет экс-аллегровца пианиста Николая Левиновского, братьев Игоря (альт-саксофон) и Олега (ударные) Бутманов и контрабасиста Бориса Козлова. Братья Бутманы в разное время получили американское джазовое образование и некоторое время жили и работали в Штатах. Игорь Бутман - не только блестящий саксофонист. Он руководит единственным на российских просторах биг-бэндом, который был приглашен с концертами в США. Николай Левиновский, эмигрировавший в Америку в 1990-м, в прошлом руководил ансамблем "Аллегро" и в 70-80-е годы был одним из известнейших джазовых музыкантов Союза. Б. Козлов - великолепный профессионал, выступавший в лучших американских оркестрах. Исполненные ими стандарты имели очень высокий интеллектуально- энергетический уровень. Все четверо музыкантов - мастера тотальной импровизации и в совершенстве владеют джазовым языком: каждый обладает собственными большими техническими и комбинаторными запасами. К тому же им есть, что сказать слушателям, и играть интересно, приковывая внимание и восприятие присутствующих, они умеют отлично.

Под девизом "мэйнстрим жив" прошло выступление сборной команды под руководством Георгия Гараняна. С ним в квартете участвовали также мощный израилец пианист Леонид Пташка и солисты-лундстремовцы контрабасист Игорь Уланов и барабанщик Владимир Журкин. Очень многие пришли на фестиваль, чтобы встретиться с легендарной звездой советского джазового вокала Татевик Оганесян, специально прилетевшей из США. Она уже 16 лет живет на родине джаза, где ее уровень позволяет ей продолжать концертировать. В сопровождении безукоризненно-изысканного трио московского пианиста профессора Игоря Бриля (с ним играли молодые отличные музыканты контрабасист Андрей Дудченко и ударник Петр Ившин) очень изящная, маленькая по-прежнему отлично поющая Татевик исполнила несколько стандартов. Но особенно трогательно и привлекательно прозвучали ее интерпретации трех армянских песен. Публика Аристократа, до тех пор очень уравновешенная, вскакивала с мест и толпилась перед сценой. Концерт проходил в день рождения певицы, и она была просто завалена цветами.

Но самыми привлекательными оказались два выступления: очень востребованного русско-европейского джазового валторниста Аркадия Шилклопера, играющего также на альпийском роге, и пианиста Андрея Кондакова. Аркадию, выглядевшему наиболее экспериментально, помогли четверо коллег: два роскошных новоджазовых контрабасиста Игорь Иванушкин из "Второго приближения" и питерец Владимир Волков, Олег Балтага, обитающий в Дрездене бывший участник молдавского "Тригона" (ударные и перкуссия), и волшебный креативный екатеринбургский трубач Сергей Пронь. В квартете Кондакова (который родом из Днепропетровска, живет в основном в Питере, но не чужд джазовых площадок США и Европы) играли его постоянные партнеры трубач В. Гайворонский, контрабасист Г. Воскобойник и барабанщик А. Машин.

В Архангельском было интересно. Да и в клубах златоглавой в эти два дня параллельно прошли 11 джазовых концертов. Неслабо…

На фото: Аркадий Шилклопер
Фото автора

Ольга КИЗЛОВА


стиль
джаз
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2005 - 2007 года

  • стиль: джаз, джаз
В 6-й раз в городе Одесса – жемчужине черноморского побережья Украины – с 15 по 17 сентября 2006 года пройдет международный джазовый фестиваль «Джаз Карнавал в Одессе». Основанный в 2001 году на родине первого советского джазмена – Леонида Утесова, ...
  • стиль: этно, этно
За последние пару месяцев в джазовой жизни Еревана произошло столько событий, что они с лихвой покрыли джазовый голод наших лю­бителей музыки, накопив­шийся за прошлые годы. Шут­ка ли — в конце зимы гастро­ли двух известных мастеров джаза, в конце ...
  • стиль: этно, этно
Вот уже второй год подряд, благодаря достаточно высо­кой популярности Armenian Navy Band и высокому рено­ме лидера бэнда Арто Тунчбояджана в музыкальном мире, и по его приглашению в Ере­ван съезжаются великолеп­ные музыканты из разных стран мира для ...
  • стиль: джаз, джаз
В этом году Международный фестиваль Rigas Ritmi (Рига, Латвия) отметит свое 5-летие с 4 по 10 июля, поражая своей насыщенной концертной программой, в которой выступят как и молодые таланты, так и признанные джазовые мастера. Хэдлайнерами нынешнего ...
  • стиль: джаз, джаз
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собра­лись в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и на­чинающие музыканты пока­зывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
  • стиль: блюз, блюз
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзо­вый фестиваль, которым смогли насладиться много­численные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Росто­ва-на-Дону. И в этом году ор­ганизаторы фестиваля ...
  • стиль: этно, этно
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангард­ной разновидности, насту­пил в октябре. Новый специ­ализированный концерт­ный зал для подобной музы­ки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
  • стиль: джаз, джаз
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания ар­мянские любители джаза не слышали целых 5 лет. По­следний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
  • стиль: джаз, джаз
В рамках "Программы под­держки музыкального дви­жения в Украине" Междуна­родный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уве­ренно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III междуна­родный фестиваль детского джаза. Честно ...
  • стиль: джаз, джаз
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
  • стиль: джаз, джаз
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 го­да под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com