За последние пару месяцев в джазовой жизни Еревана произошло столько событий, что они с лихвой покрыли джазовый голод наших любителей музыки, накопившийся за прошлые годы. Шутка ли — в конце зимы гастроли двух известных мастеров джаза, в конце марта — первый концерт из задуманной Арменом Тутунджяном джазовой серии, в начале апреля — "Дни джаза-05" и, наконец, — Первый международный фестиваль авангардной фолк музыки! Материала для обсуждения ереванским джаз- фанатам хватит надолго. Но если все предыдущие события СМИ освещали достаточно подробно, то последнее, прошедшее в "АвангардФолк" клубе, как-то абсолютно незаслуженно прошло незамеченным прессой. А жаль! Оно более чем достойно внимания. Так что, давайте вместе "пролистаем страницы истории" этого трехдневного клубного фестиваля.
О том, что подобный праздник современной фольклорной музыки готовится, знали, говорили и писали давно. Но местные фанаты уже перестали надеяться на визиты серьезных джазовых музыкантов и поэтому до последней секунды не верили, что все обещанное сбудется.
А предыстория фестиваля такова. Еще зимой руководитель Armenian Navy Band певец и перкуссионист Арто Тунчбояджан, привезя в Ереван Карима Зиада и Азиза Сахмаоуи (музыкантов из известнейшей группы "Синдикат" Джо Завинула и его собственного Ifrikya), обещал весной, в канун скорбного юбилея армянской истории —90летия со дня начала Геноцида армян в Османской Турции, организовать фестиваль мастеров современного прочтения народной музыки. Несмотря на большие трудности, при помощи спонсоров он осуществил свою мечту и выполнил обещание.
И вот, в первый день, 21 апреля на сцене — известный в сфере world music коллектив Ifrikya, интернациональный состав, включающий французов, арабов и африканцев, среди которых были и уже упоминавшиеся Карим Зиад и Азиз Сахмаоуи (Aziz Sahmaoui—vocal, perc.; Karim Ziad — drums, gumbri, vocal; Vincent Aubaille — keyb.; Menni Mohamed — perc.). Кстати, басист коллектива не приехал, и его место занял наш музыкант Вардан Аракелян (Time Report), который "каши не испортил", а может быть даже "добавил в нее масла". Многочисленные поклонники подобной музыки с удовольствием слушали марокканскую и алжирскую музыку, круто замешанную на современных западных джазовых и роковых ритмах. Зал был покорен мастерством перкуссионистов и певцов. Они играли с воодушевлением, очень энергично, ярко, смачно (если подобное определение можно употреблять для характеристики музыки) и буквально поставили зал "на уши". Ну, а когда они запели и заиграли свой мировой хит "Шабиба", публика просто завизжала от переполнявших ее чуств. Первый день прошел "на ура".
Во второй день атмосфера слегка изменилась. На сцене клуба выступил дуэт из Греции — певица Кристи Стассинопулу и гитарист Каливиотис Эфстатиос. В своих достаточно сложных и немного тяжелых для восприятия композициях они использовали кроме акустических струнных многочисленные электронные эффекты, заполняя все звуковое пространство необычным звучанием и оригинальными гармониями с явной фольклорной основой. Но то ли музыка была слишком сложной, то ли публика не была настроена на серьезное восприятие, но дуэт не вызвал бури восторга, как в предыдущем случае. А потом, на сцену вышел армянский Time Report. Но я не буду ничего писать об этом коллективе — за последние месяцы их приходилось хвалить уже не раз. Скажу лишь, что и на сей раз все прошло более чем успешно. Зал тепло принял земляков.
Очередной взрыв эмоций произошел на третий день фестиваля. Арто Тунчбояджан, выполнявший по совместительству и роль конферансье, вызвал на сцену своего очередного "брата" — музыканта из Мали Али Кейта. Он играл на экзотическом инструменте балафоне. Это нечто сродни ксилофону и маримбе, с той лишь разницей, что вместо трубчатых резонаторов на нем были подвешены высушенные тыквы. Исполняя африканские мелодии, он, словно шаман, то монотонными повторениями одного и того же квадрата вводил слушателей в состояние магического транса, то, наоборот, играл с такой горячностью и скоростью, что людей просто выбрасывало из кресел, и они начинали хлопать в такт, подпевать и прыгать в сумасшедшем ритме. Доведя собравшихся до исступления, африканец пригласил на сцену других своих "братьев"—уже известных нам музыкантов из ансамбля Ifrikya и трех армянских музыкантов. Карима и Азиза он знал давно по многочисленным совместным выступлениям, а вот, что касается армянских музыкантов, "ларчик открывался просто" — Кейта был днем на саунд-чеке и, услышав их репетицию, был поражен техникой и музыкальностью, и сразу же пригласил поиграть вместе вечером. И вот на сцене балафонист Али Кейта, перкуссионист и певец Азиз Сахмаоуи, барабанщик и певец Карим Зиад, басист Вардан Аракелян, виолончелист Артем Манукян и сразу два клавишника (причем, играли они на одном инструменте в четыре руки) — Ваагн Айрапетян и Дэвид Обайль. Что тут началось! Вы знаете, что означает слово "светопреставление"? Так вот, если бы вы были в тот вечер в клубе, то четко осознали бы его истинный смысл. Они играли, пели, танцевали, показывали номера в стиле музыкальной эксцентрики. Зал гудел, ревел, взрывался аплодисментами, наиболее экспансивные и экзальтированные девицы пускались в пляс, изображая нечто среднее между африканскими ритуальными плясками, танцем живота и брейк дэнсом. Зрители настолько разошлись, что потом долго не могли успокоиться и не давали возможности нормально играть второму коллективу — Vahagn Hayrapetyan and Katuner. А в самом конце все вместе вышли на поклон и стояли рядом, купаясь в лучах триумфа — французы, африканцы, армяне, арабы, греки... Перефразируя ставшую крылатой фразу "У преступника нет национальности", можно сказать, что у настоящих музыкантов, у хорошей музыки нет национальной принадлежности, вернее, ее невозможно определить, да и не надо.
Ну, а в последний день играли "хозяева площадки — Armenian Navy Band. Я думаю, излишне говорить, что выступление это превратилось в этакий джэм-сешн, когда каждый норовил выйти на сцену и показать все, на что он способен. Одним словом, получился праздник, праздник музыки, яркий, веселый и жизнерадостный.
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...