6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в меру скандальным, громким событием. Дело в том, что этот музыкальный форум стал прямым наследником молодого, но очень амбициозного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проводимого с 2002 года. Стоит отметить, что за первые три года проведения на его сцене выступили такие суперзвезды мирового джаза, как Marcus Miller Band, Vienna Art Orchestra и Lester Bowie's Brass Fantasy! И вот в 2005 году фестиваль Vilnius Mama Jazz сменил свой яркий брэнд на новое название Vilnius City Jazz. Казалось бы, что в этом плохого? Но... Дело в том, что у Вильнюса с 1987 года уже есть свой джазовый фестиваль Vilnius Jazz — один из старейших и авторитетнейших в Европе новоджазовых форумов. И City Jazz, выходит, становится его почти одноименным клоном?! Ибо чем "Вильнюс" отличается от "город Вильнюс"? Так что директор Vilnius Jazz'a Антанас Густис обвинил организаторов Vilnius City Jazz в плагиате брэнда, а также присвоении формировавшегося в течение многих лет имиджа "фестиваля столицы".
И второй аспект: еще на заре образования в Литве джазового фестивального пространства негласно было заложено стилистическое разделение сфер влияния: фестиваль в Бирштонасе представляет литовский джаз, Каунасский ориентируется на коммерческих звезд, Вильнюсский — "Мекка" новоджазовых проектов. И в этом смысле мультистилистический фестиваль Vilnius City Jazz спутал все карты, так как на его сцене представлены были проекты, которые (не будь этого фестиваля) равномерно и традиционно распределились бы по площадкам упомянутых трех.
Но нельзя не признавать, что именно такого яркого и масштабного фестиваля, как эта восхитительная кода Vilnius City Jazz'a, венчающего конец концертного года, и не хватало литовской столице! При ориентации на новый джаз фестиваль Vilnius Jazz никогда не был "мэйнстримом" для широких масс, всегда оставаясь "кастой избранных". И сложилось так, что по-настоящему широкоизвестные, коммерческие джазовые звезды с концертами приезжали в Вильнюс под вывеской каунасского фестиваля, расширившего сферу своего влияния до статуса "фестиваля двух столиц".
И вот еще: если бы Vilnius City Jazz получился слабым, неинтересным, скучным действием, тогда бы можно было продолжать оспаривать его право на существование. Но фестиваль получился уникальным и ультра- интересным! И, кстати, это единственный международный джазовый фестиваль в Литве, организацией которого занимается женщина — Юдита "Mama Jazz" Бартошевичене, хозяйка вильнюсского джаз-клуба, к которой "ДК" обратился за разъяснением "политики" фестиваля.
Юдита, в 2002 году вы начали делать очень крупный фестиваль Vilnius Mama Jazz, который успешно проводился на протяжении трех лет, и вот на четвертый год появился Vilnius City Jazz. Возникает вопрос: это тот же фестиваль, только сменивший имя? Или это новый проект?
Юдита Бартошевичене: Это тот же фестиваль, но получивший новое имя. Смена названия не повлекла за собой ни смену команды, ни наших стилистических приоритетов. Просто фестиваль вышел на принципиально новый уровень: раньше это был фестиваль Mamyjazz, теперь это Vilnius City Jazz — джазовый фестиваль города Вильнюса, столицы Литвы. Теперь кроме Вильнюсского джазового клуба к его организации имеет непосредственное отношение такая общественная организация как Vilniaus Festivaliai ("Фестивали Вильнюса"). Курс фестиваля — мультистилистика и ориентация на звезд первой величины — тоже остается неизменным.
Как можно сформулировать кредо обновленного фестиваля?
Мы видим своей задачей превратить Вильнюс не просто в столицу литовского, но и европейского, мирового джаза! Поэтому стараемся приглашать на наш фестиваль музыкантов первого ранга. Наше кредо: все больше и больше хорошей музыки! Будучи оптимистами, мы верим, что количество хорошей музыки напрямую влияет на общий уровень культурного пространства нашей страны и города.
Я еще четыре года назад придумала свой образ своего фестиваля. И каждый год пробую, стараюсь делать его все лучше и лучше, приближая к своей мечте об идеальном фестивале. Самое важное, на мой взгляд, чтобы на фестивале была своя особая атмосфера, а создать ее могут высочайшего уровня программа и хорошая публика. И вот для этой публики и ради такой программы мы в течение всего года работаем по всем направлениям: и личные пристрастия, и прослушивание сотен дисков, и многочисленные поездки на фестивали, и изучение рейтингов джазовой популярности — все это в нашем арсенале! Если конкретно приводить примеры, то из поездки на финский фестиваль Pori Jazz 2005 я привезла восторженные впечатления от проектов Quelques Fiers Mongols и Johnny La Marama — и вот они выступили на сцене Vilnius Cityjazz!
Итак, за 6 дней Vilnius City Jazz — 11 концертов на двух главных фестивальных сценах! Но и это не все! Каждый вечер ресторан отеля Holliday Inn ("штаб-квартиры" фестиваля) i гревращался в джаз-клуб, в котором каждый раз играли новые проекты (большей частью — литовские, молодежные), и до утра длились джэм-сешны с участием звездных гостей, благо, все они жили в этом же отеле.
Турецкая аллея
Открытие фестиваля случилось под музыку турецкого трио Керема Гёрсева (Kerem Gorsev Trio): мужчины в элегантных дорогих костюмах при галстуках на рояле, контрабасе и ударных играли красивый салонный джаз. Очень дорого и изысканно звучащий. Сразу представилось, как чудесно звучит такая музыка в полумраке богемного джаз-кафе где-то в центре Стамбула—ты пьешь густой кофе, дымит ароматный кальян, турецкие сладости тают во рту, а играющий красивый джаз красивый мужчина за роялем время от времени одаривает тебя красивым взглядом... Наверное, все именно так и обстоит во время вечерних концертов в принадлежащем лидеру трио Керему Гёрсеву именном клубе Kerem Gorsev Jazz Ваг. На концерте в Вильнюсе трио исполнило композиции с двух своих последних альбомов Orange Juice и Meeting Point; автором львиной доли мелодий является лидер коллектива. Турецкое трио существует уже 10 лет. Это "элита" турецкого джазового мэйнстрима. Не так давно Гёрсев записал альбом November in St. Petersburg совместно с Санкт-Петербургским академическим филармоническим оркестром. Думаю, этот альбом — тоже удивительно красивая музыка: в ней нет надрывных исканий новых горизонтов. Она красива по форме и красиво сыграна. Тем и прекрасна!
Перекресток войны и мира
Второе отделение — полная противоположность идей и подходов к музыке. Красот в мелодиях израильско-британского саксофониста Гилада Атцмона (Gilad Atzmon) тоже хоть отбавляй. Но посыл в этих красотах звуков совсем иной: скандально-революционный!
Всемирно известный саксофонист, кларнетист и флейтист Гилад Атцмон свою музыкальную карьеру начал на родине, в Израиле. Прервалась она только на время его службы в израильской армии, когда Атцомну "посчастливилось" отстаивать израильские государственные принципы в секторе Газы. Именно там он понял, что не прав сам, не прав его народ, не право правительство. И своей новой музыкой он сделал радикальные анти- сионистские заявления и открытый протест против политики Израиля в Палестине. За сим последовал его вынужденный отъезд на ПМЖ в Англию, где с начала 90-х Атцмон серьезно увлекся философией и литературой. Его дебютный роман "Учитель заблудших" — книга очень неоднозначная и откровенно антисионистская, но написанная с любовью к своей стране и с болью за своих соотечественников. На иврите роман так и не был издан, зато есть русский перевод.
Второе дыхание в музыкальном творчестве Гилада Атцмона связано с его знакомством с уроженцем Иерусалима барабанщиком Асафом Сиркисом (Asaf Sirkis): он снова увлекся музыкой Ближнего Востока, Северной Африки и Балкан. Прежде Атцмон был известен лишь парой экспериментальных джазовых проектов да сотрудничеством с Яном Дьюри (основателем группы Blockheads, автором легендарного сингла Sex & Drugs & Rock n-roll). Теперь же со своими мультикультурными проектами Сиркис и Атцмон стали активно выступать в Лондоне в компании группы The Orient House Ensemble, комбинируя концерты со скандальными высказываниями в прессе на тему израильско-палестинского конфликта. Не обошлось без них и на вильнюсском концерте предисловием к каждой композиции был яростный спич Гилада — "огнем и мечом" он прошелся по израильскому кабинету министров, премьеру Шарону, недобрым словом вспомнил Джорджа Буша и американских "миротворцев". На контрасте с резким словом талантливая музыка коллектива только выигрывала!
Музыка Атцмона и The Orient House Ensemble — "культурный гибрид", как сами характеризуют ее стилистику музыканты. Если говорить об инспирациях, Атцмон признает, что остается под сильным влиянием Julian Cannoball Adderley, подобно которому удивляет слушателей своим сильным индивидуальным стилем игры, которому присущ изысканный, а иногда ироничный способ повествования; музыкой, в которой hard- и bebop обвивают корни этнической музыки с разных сторон света. Атцмон — признанный мастер-инструменталист, отметившийся в совместных проектах с Jacke De Johnette, Richie Brach, Michael Petrucciani. Сегодня музыкант также много выступает и записывается со звездами британской поп- музыки: Robbi Williams, Sinead O'Connor, Paul McCartney, Shane McGowan и Memphis Slim.
Альбом Гилада Атцмона и The Orient House Ensemble — "Exile" (Enja 2003) — был назван лучшим диском в стиле джаз-рок в Великобритании. Последний альбом Musik вышел в конце 2004 года. Как и у Exile, в его основе — смесь палестинских и еврейских мелодий в современной джазовой обработке. "В нашей музыке мы стараемся рассказать историю Палестины — красивой, экуменической земли, которая вдруг оказалась в плену разрушительных идей радикальных сионистских фанатиков. Наша музыка — это наша просьба, молитва ко всему миру о признании права Палестинцев вернуться и жить на своей земле", — признается Атцмон.
Я могу ошибаться, но роль музыкантов, выступавших на фестивале во второй день, состояла в том, чтобы заполнить паузу, чем-то занять публику перед основным Великим Действом — концертом Ди Ди Бриджуотер Более того, собранные в один концерт они выглядели как-то нелепо и неуместно: интернациональное трио Johnny La Marama из Берлина и коллектив певицы с острова Куросао Изалин Калистер (Izaline Calister), доставленный из Голландии. Потому' что играют они совершенно разную музыку, привлекают разную публику и, по большому счету, место им на разных фестивалях. Johnny La Marama были "найдены" организаторами Vilnius City Jazz на экспериментальной сцене фестиваля Pori Jazz. Они играют экспериментальный джаз, экспрессивный и медитативный одновременно. Эдакая "громкая медитация" на разрыв барабанной перепонки. Встретившись в 2000 году в Берлине, молодые экспериментаторы из трех стран — Финляндии, США и Германии — играют вненациональную музыку с по-юношески эпатажными названиями.
А на "второе блюдо" вдруг подали сладкий десерт! Смуглая босоногая девушка в золотистом наряде и пышной юбке танцевала босиком и звонко пела народные песни на языке родной страны. Языке странном и редком, потому что у нее на родине — острове Куросао — проживает всего-то 5 тысяч жителей. У девушки терпкий высокий голос, красивая внешность и африканский задор. Живет Изалин Калистер со своими музыкантами в Голландии, где ее прозвали "Антильской джазовой королевой", а в Вильнюс она привезпз программу своего третьего альбома Krioyo. В ее музыке смешалась вся непростая культурная история маленького островного государства; в ней слышны сальса, африканские мотивы, бразильский ритм. В родном языке ее песен — "папиаменто" — намешаны слова из португальского, испанского, французского, голландского и английских языков. Эти старые песни маленькой страны босоногая Изалин Калистер когда-то привезла с собой в Голландию как приданое, а теперь дарит их всему миру на своих альбомах и концертах.
Мост Великой Бриджуотер
Программа нынешнего фестиваля была ТАКОЙ, что многие даже спорили,- а кто, собственно, будет в ней именоваться хэдлайнером? Потому что тут и Medeski Martin & Wood, и Дэйв Дуглас, и Ди Ди Бриджуотер... Нет, конечно, — чернокожая дива! Хотя бы потому, что она одна заказала для своего передвижения по городу белый лимузин и ездила в нем одна (музыканты —следом на автобусе). Или потому, что ее имя — Ди Ди — на слух (написание иное) переводится с литовского как "великая"! А еще она все время, как и подобает диве, зябла и мерзла; в городе и на сцене, на которую вышла в черном обтягивающем шерстяном платье, вязанном крупными петлями так, что просвечивалась каждая клеточка ее тела.
В свете одного прожектора черная Ди Ди на темной сцене со своей новой программой, составленной из джазовых стандартов и французского шансона. Мадмуазель поет джаз... J'ai deux amours из репертуара Джозефин Бэйкер, давшую название новому альбому (16-му в дискографии Бриджуотер) и всему концерту, Ди Ди поет первой. Зал даже какую-то считанную долю секунды после последней прозвучавшей ноты кажется загипнотизированным. Где же шквал аплодисментов?!... Вот он!!!
Дива мерзнет, и хриплым, низким голосом поет, перепевает великих французов и их творения; шансонье Шарля'Трэнэ La Мег (до нее это делали Бобби Дэррин, а потом и Фрэнк Синатра в версии Beyond the sea), Саши Дистеля La Belle Vie, Нины Саймон Ne Me Quitte Pas... Ди Ди пошла по стопам Нины Саймон и Джозефин Бэйкер и стала новой чернокожей дивой французской сцены; как Саймон и как Бэйкер, в 80-х гг. прошлого века она променяла американскую прописку на французскую. Живет в Париже, выглядит как истинная парижанка, поет французские песенные легенды без акцента. И когда поет Avec Le temps — плачет навзрыд... Потом вытирает слезы, и вспоминает Эдит Пиаф, La Vie En Rose. И снова плачет, и зал вместе с ней. Потому что петь эти песни и вспоминать эти легенды без слез было бы не по-французски сухо... Ди Ди научилась безупречно перевоплощаться в легенд прошлого, еще со времен полученного в 1997 году Грэмми за альбом Dear Ella, на котором она исполнила "роль" Эллы Фитцджеральд.
Концерт длится около двух часов. Все время Ди Ди на сцене, только время от времени уходит в тень из света прожектора. Минутный отдых ее голосу дают инструментальные композиции музыкантов группы: Louis Winsberg - гитара, Ira Coleman — бас-гитара, Marc Berthoumieux — аккордеон, Minino Garay — перкуссия, ударные. Каждый из них по очереди играет сольную композицию на своем инструменте, достигая такого совершенства в звукоизвлечении, такого богатства звуковой материи, которая доступна не каждому оркестру.
Концерг завершен. Зал встает, зал не отпускает, зал плачет вместе с великой Ди Ди, вместе с ней смеется над этими слезами и дает обещание быть теперь вместе всегда. Не в жизни, так в сердцах...
Площадь Цеппелина- Монгольфье
Антракт. На сцене копошатся "несколько гордых монголов" —так переводится с французского название коллектива Quelques Fiers Mongols. На деле все они французы, а не монголы, и не гордые, а смешные. Они выносят на авансцену свой смешной алтарь: фото группы Led Zeppelin в окружении фигурок пластиковых свинок, кукол, бенгальских огней, ароматных палочек, ракушек.. Над сценой парит бутафорский дирижабль (творение графа Цеппелина) и воздушный шар (копия того-самого "монгольфьера"). Главная "декорация" сцены — огромная деревянная шарманка (во французском ее название очень точно: "варварский орган"). Потом выносят медные духовые—тубу, тромбон, саксофон. Потом звучит что-то похожее на "саундчек" — рваное, случайное, бессмысленное, но вдруг в этом тесте из звуков улавливаешь мотивы бессмертных хитов "цеппелинов". "Ой, уже играют, кажется!" — слышится в фойе, и спонтанно начавшийся концерт обрастает публикой.
Это, конечно, настолько же кощунственно, сколь и гениально, то, что сделали с музыкой Led Zeppelin "Несколько гордых монголов"! Вы уже поняли, почему они так себя назвали? Потому что братья Монгольфье изобрели воздушный шар, который стал прототипом последующего изобретения графа Цеппелина — дирижабля. И если от Цеппелина получили название Led Zeppelin, то французские музыканты просто разделили надвое фамилию Montgolfier, добавили немного фантазии и... вуаля! Mongols flers—гордые монголы!
Четыре музыканта и одна блондинка в фуражке (органистка) снуют по сцене в национальных монгольских костюмах. И на ходу играют джаз-рок на духовых и шарманке! (Да простит их Джимми Пейдж, но на сцене ни одной гитары!) Часть публики просто скатывается на пол от смеха (то, что происходит на сцене — настоящее действо какого-то уличного театра абсурда), другая -замирает, потом достаег мобильные и записывает все происходящее кто в видео, кто в аудио формате, кто-то фотографирует. Вот также поступают люди, когда видят НЛО! Это что- то столь же невероятное! Варган, морская раковина, кочан капусты и топор. воткн\тый в пень плюс настоящий (съедобный) кипящий борщ в огромной кастрюле — все это арсенал "издевательства" над наследием Led Zeppelin Но если рукописи не горят, то их песню — не задушишь, не убьешь! И когда под звуки Stairway to heaven девушка не покупает лестницу в небо, а варит и разливает по тарелкам борщ — ты понимаешь, что. порой, искусно жонглировать можно даже бессмертием.
Боюсь даже предположить, какие виды имеют "гордые монголы" на музыкальное наследие The Beatles и Петра Ильича Чайковского, но послушать — нет. увидеть! — их эксперимент с "нетленками" Led Zeppelin настоятельно рекомендую!
Проспект Дугласа
На сцене — киноэкран, группа музыкантов и с высоко поднятой трубой (это его фирменная манера игры "в небо"), внешне чрезвычайно похожий на Элтона Джона, Дэйв Дуглас (Dave Douglas) — один из лучших исполнителей на трубе в мире, ведущий музыкант downtown-авангарда. Продолжая оставаться одним из участников таких радикальных проектов, как Masada Джона Зорна, Дуглас уверенно шагает к более широкому признанию, нежели узкий круг знатоков и ценителей авангарда. И длинный "прыжок" на пути к этой цели он сделал своим новым проектом Keystone, который привез на фестиваль в Вильнюс. Модный ныне ход популяризации звуков через визуализацию действа Дуглас реализовал, озвучив старый (начала XX века) немой фильм Fatty & Mabel Adrift с легендарным американским комиком и режиссером Roscoe "Fatty" Arbunkle в главной роли. Этот эксперимент перерос в целый мультимедийный проект Keystone, над которым Дуглас работал два года: оригинальный CD с музыкой и DVD с двумя фильмами с музыкальным аккомпанементом. Кроме того, что Keystone— это название проекта, это еще и группа музыкантов, секстет: Дэйв Дуглас (труба), Маркус Стрикланд (саксофон), Адам Бенджамин(Fender Rhodes), Брэд Джонс (бас), Джин Лейк (ударные) и DJ Olive. Остается добавить, что в этом году проект Keystone попал в список номинантов на премию Грэмми в категории Сопemporary Jazz — очень хочется пожелать им победы!
С красок турецкого джазового мэйнстрима начался фестиваль Vilnius City Jazz и на красоты финского джаза — холодного. северного, с кристально чистым и высоким звучанием — вывел свою публику в последний фестивальный день. Трио с повелительным названием Hear Hear! — это саксофонист Юкка Перко (Jukka Perko), гитарист Теему Вииникайнен (Teemu Viinikainen) и вибрафонист Севери Пиисало (Severi Pvvsalo). Все трое — "сливки" современного финского джаза, его "львы" в самом расцвете таланта. К слову, Юкка Перко в свое время был первым финским джазовым музыкантом, с которым лэйбл-гигант Blue Note подписал международный контракт, Севери Пиисало — один из лучших вибрафонистов мира. 30-летний гитарист Теему Вииникайнен обладает дискографией из 7 альбомов и наградой Sony Jazz Award. Вместе они играют с 2003 года, и недавно на Blue Note Finland выпустили свой альбом Kuunnelmia.
Музыка с этого диска, а также новые композиции были исполнены на почти двухчасовом концерте в Вильнюсе. Даже предвкушая выступление Medeski Martin & Wood во втором отделении, публика отчаянно не отпускала финских музыкантов со сцены, так же отчаянно мы порой пытаемся сохранить, удерживая на ладони, самую красивую снежинку. Снежные ассоциации все время невольно приходят в голову при прослушивании музыки трио Hear Hear!. Их мелодии также красивы, и одновременно удивительно структурированы, как морозные узоры на стекле: здесь каждая нота, каждая гармония занимает строго отведенное ей место, а сплетенные вместе в один узор они представляют собой невероятное по мелодичности и благозвучности пространство. Эта музыка очень напоминает стиль Яна Гарбарека. В ней те же северные озера, леса, заснеженные долины... "Не слишком ли мы меланхоличны?" — интересуются музыканты, вдруг практически перестав слышать дыхание зала.
Дыхание саксофона Юкки Перко заставляет вспомнить о пресловутом "бесконечном дыхании" из йоговской практики. Играют попеременно композиции, написанные каждым из участников трио: авторство Пиисало угадывается по доминанте звонких нот вибрафона, имитирующих звон падающих сосулек; Перко — по затяжным, как полярные ночи, саксофонным соло; гитариста — в тех композициях, где он своей акустической гитарой имитирует звучание то гуслей, то барабанов, то контрабаса... И верится, что у этой музыки бесконечная глубина мысли и поистине нетленная красота.
Шоссе MM&W
Этому обласканному славой американскому трио в фестивальной программе была отведена роль "бэк-лайне- ров": первые с конца, финальная кода. А куда же еще можно было вместить этих "трех китов" нью-йоркской downtown music?!
Будучи лидерами нового направления импровизационной музыки, так называемого jam band, Medeski Martin & Wood без всякой оглядки на понимание или чьи-то советы ударно трудятся на почти невидимой, почти не обозначенной соприкосновениями границе джаза, соула, фанка, рока и клубной музыкой. Эдакая 100% спонтанная импровизация, напичканная блюзовыми интонациями и dance groove, восходящая ветвями к фанку 80-х и старому органному соул-джазу 60-х гг.
На троих музыкантов в группе три staff-epa, "персонала": саунд-менеджеры и тур-менеджер. Так что, выхода на сцену, Джон Медески, Билли Мартин и Крис Вуд могут ни о чем не думать, кроме музыки. Они умышленно — во имя спонтанности мысли и музыки — ни о чем не говорят ни перед концертом, ни на самой сцене, никаких договоренностей или плэйлистов: с места в карьер! Их взаимопонимание и взаимомышление на сцене, их музыкальный разговор между собой и публикой можно сравнить с языком немых: в нем мысли не нуждаются в словах. А сам концерт MM&W напоминает не большой джаз, а большой спорт. Я не сразу взглянула на часы, но, кажется, они играли что-то около 50 минут одну только первую композицию, как гонщики, меняя скорости, направления, огибая виражи и на ходу меняя шины своих болидов (по полу сцены то и дело по-пластунски проползал менеджер, и соединял какие-то проводки, заклепки, менял полотенца, выносил новые бутылочки с водой). Но за всем этим спортом на больших скоростях в погоне за чемпионскими достижениями стоит, конечно, виртуозное мастерство музыкантов и по-философски бережное отношение к мыслям. Поэтому, как бы продолжительны не были отдельно взятые композиции MM&W, их музыку в целом хотелось бы слушать бесконечно долго и максимально вдумчиво.
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...