nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Серьезный джаз на фестивале "Єдність" в Киеве

Серьезный джаз на фестивале "Єдність" в Киеве  С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на киевском джазовом небосклоне фестиваль "Єдність". Он проходит уже в четвертый раз, благодаря настойчивым усилиям горячего любителя и тонкого ценителя джазовой музыки Сергея Грабаря, при поддержке музыкального агентства "Театр джаза".

Двухдневная фестивальная программа включала в себя на этот раз, представителей разных "весовых" категорий из мира джаза : от детского "продвинутого" состава "Little Band Academia" п/р Виктора Басюка, квартета молодого, но опытного пианиста Тимура Полянского, культового "Er.J.Orcestra", через "около джазового" бразильца Андре Пинто дос Сантоса, всегда экзотического Энвера Измайлова, экспериментатора Владимира Соляника, - до крепкого профессионального трио Вячеслава Горского и,наконец, уникального "Второго приближения".

Возможно, благодаря такой пестрой стилевой палитре представленной на фестивале, киевская публика имела редкую возможность - присоединиться к огромному пространству джаза, а также обозначить основные тенденции, существующие в нем на сегодняшний день.

Кредо фестиваля, отразившееся в его названии (единство) с одной стороны, а также, понимание сущности джаза как современного высокопрофессионального вида музыкального творчества, с другой, на мой взгляд, особенно ярко прослеживалось в выступлениях двух участников, а именно - киевского пианиста В. Соляника и московского трио "Второе приближение".

Отличительной чертой джазмена Владимира Соляника является спонтанный характер творчества. Именно это свойство позволяет ему чувствовать себя уверенно в любых джазовых "ситуациях", свободно балансировать между различными стилевыми проявлениями современной музыки, а также выстраивать свое дополнительное инструментальное "окружение" в зависимости от внезапно пришедшей идеи. Эти, неожиданно рожденные музыкальные идеи, проживают в импровизациях Владимира богатую бурную и каждый раз наполненную новыми художественными смыслами жизнь.

Одним словом, джазовая импровизация для В. Соляника – это не просто необходимая технологическая атрибутика, а сущностная черта его жизни в музыке. Наверно поэтому, его "Киев Арт ансамбль" - это коллектив, открытый всем возможным джазовым "ветрам", с нефиксированным составом участников, который Соляник использует как "плацдарм" для очередного творческого эксперимента.

Каждое сольное выступление музыканта - это новая захватывающая история. Одна, из которых и была "рассказана" фестивальной публике.

С первых звуков стало понятно, что действие будет разворачиваться в сторону драматической коллизии. Лирическая струя, которая оформилась через "ноктюрновые" интонации, с типично романтической фактурой, стала резко вытесняться монотонными "страйдовыми" образованиями, причем, с каждым новым проведением они становились все ожесточеннее и грубее. Доведенные до динамического и темпового апогея они насильно внедрялись в лирические, теплые высказывания. И вдруг, на кульминации все эти контрастные метания были "отодвинуты" новой блюзовой темой, окрашенной в сентиментально-ностальгические тона.

Так закончилась схватка двух контрастных образных линий, олицетворяющих высокое, одухотворенное, человеческое и низкое, вульгарное, враждебное начала.

Удивительно, как в подобного рода сиюминутных творческих актах проступает вся красота личности, переживающей особое состояние интуитивного прозрения. Возможно, в этом сокрыта ценность спонтанной импровизации. Выплескивая на "общее обозрение" свои сокровенные мысли автор-исполнитель делиться со слушателями свежими эмоциональными открытиями, ароматами новых звучаний, радостью от постижения неизвестных музыкальных измерений…

Помимо многочисленных профессиональных достоинств пианиста, особо хотелось бы выделить его "композиционный" талант. Все спонтанные проявления в процессе музицирования он подчиняет общей логике развития, акцентируя при этом узловые моменты, добивается смыслового единства, не допуская интонационного хаоса.

В. Соляник всегда новый, неожиданный и интересный. Но куда бы, в какое экспериментальное смысловое поле не устремлялся взор импровизатора, его манера игры остается, подчеркнуто узнаваемой - эмоционально – раскованной, с налетом грустной созерцательности.

На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что участники "Второго приближения" в полной мере усвоили опыт "разных музык" и осознали себя как единый культурно – стилевой конгломерат. Их музыкальный кругозор настолько расширился, что всем троим исполнителям, не составляет особого труда переключиться из одной "культурной среды" в другую, будь то русский или цыганский фольклор, современный академический авангард, ну и конечно любое джазовое направление.

Одной из характерных черт мировоззрения ансамбля является, на мой взгляд, преодоление "интонационных" стереотипов, и как следствие, поиск новых стилевых взаимосвязей, привлечение необычных звучаний, усиление жанрового колорита. И доказательством тому было фестивальное выступление "Второго приближения" - яркое, запоминающееся, прошедшее на одном дыхании.

Эстетическая специфичность ансамбля отразилась в использовании игровых, ритуальных импульсов, что лишний раз подчеркивает мысль о том, что джаз – музыка не предназначенная для пассивного прослушивания. В представленных концертных версиях композиций "Тарантелла","Танец", "Иванушкин - буги" был использован весь возможный "перкуссивный" арсенал выразительных средств включая возгласы, выкрики, реплики-передразнивания всех участников коллектива, что невероятно подстегивало реакцию публики. Ситуация стимулирования общения подогревалась также эксцентричными скэт - перепалками Татьяны Комовой и Андрея Разина.

Очень разнопланово прозвучала новая композиция трио - "Два настроения". Характерной чертой номера была постоянная смена типов изложения, что подчеркивало импровизационный склад музыки. Все элементы – будь то стилизовано оперные или "восточные" интонации в партии Т.Комовой, остинатные фигуры И.Иванушкина или "шопено - листовские" фактурные приемы А.Разина - органично "врастали" в общий композиционный план, создавая ощущение невероятного полистилевого разнообразия.

Новую трактовку получила знакомая пьеса "Пьеро"( с одноименного альбома). Дуэт Иванушки – Разин достиг настолько объемного звучания, что казалось на сцене, присутствовало еще несколько музыкантов. Каждый из участников проявил себя как опытный знаток сущности своих инструментов (фортепиано, контрабас), "вытаскивая" из их глубин проникновенно лирические звучания. Поистине - редкий пример джазовой кантилены!

Острый капризный ритм, краткие шуршащие мелодические фразы, необычные звукоподражательные эффекты - "частые гости" в наборе выразительных средств Т.Комовой. Виртуозно владея голосом, певица включала свои тембровые находки в различные культурно стилевые контексты.

Вообще, все музыканты "Второго приближения" своим выступлением продемонстрировали неограниченные возможности импровизационного мышления: молниеносная реакция на все ритмические, мелодические и другие характерные для процесса музицирования изменения, ассимиляция внешних и внутренних импульсов, ассоциативность музыкального языка. Своим творчеством они продолжают доказывать, что современный джаз - сугубо авторская музыка, с высокой степенью креативного начала, и в тоже время – в ней есть особый узнаваемый драйв, присутствующий в любых высококлассных образцах этого вида искусства.

Елена Супрун (Киев) музыковед

2005г.


стиль
джаз
страна
Украина


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2005 - 2007 года

  • стиль: джаз, джаз
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
  • стиль: джаз, джаз
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
  • стиль: джаз, джаз
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
  • стиль: джаз, джаз
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
  • стиль: джаз, джаз
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
  • стиль: блюз, блюз
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
  • стиль: джаз, джаз
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...
  • стиль: джаз, джаз
7 июня 2007 года в столице Азербайджана стартует очередной Baki International Jazz Festival. Впервые в Фестивале примут участие сразу 11 коллективов из-за рубежа и впервые в рамках Фестиваля наши гости проведут 6 мастер-классов. Для выступлений ...
  • стиль: джаз, джаз
С 25 мая по 2 июня будет проходить в Нью-Йорке ежегодный фестиваль New Languages, основанный в 2005 году саксофонистами Джексоном Муром и Аароном Али Шейхом. Фестиваль 2007 года обещает быть самым крупным за все время его существования – на нем ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз приходит, уходит, снова возвращается, переживает кризис. Умирая и возрождаясь, он никогда не стоит на месте, Джаз - это свободная музыка, которая движется в будущее, устремленная в свое прошлое. Столкнувшись с рядом проблем, появившихся в ...
  • стиль: джаз, джаз
С 15 сентября по 15 октября пройдет в этом году в Нью-Йорке уже 4-й по счету фестиваль Новой музыки для трубы (Festival of New Trumpet Music или, сокращенно, FONT). Главные организаторы этого фестиваля, Дэйв Дуглас, Рой Кэмпбелл и Джон Нельсон вновь ...
  • стиль: джаз, джаз
В 6-й раз в городе Одесса – жемчужине черноморского побережья Украины – с 15 по 17 сентября 2006 года пройдет международный джазовый фестиваль «Джаз Карнавал в Одессе». Основанный в 2001 году на родине первого советского джазмена – Леонида Утесова, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com