В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей.
Продюсер, музыкант и автор единственного джаз-фестиваля за Уралом Анатолий Берестов, традиционно порадовал ценителей элитарной музыки звездным составом приглашенных исполнителей. 1 и 2 июня 2005 года прошли встречи с именитыми джазменами США, Италии и России. Открытие фестиваля украсил наш соотечественник виртуоз контрабаса Виктор Двоскин вместе со своим новым трио: гитаристом Пол Пайпером и вокалисткой Анной Бутурлиной. Это, безусловно, творческая импровизация в плане состава. Будучи яркими представителями джазового сообщества, каждый из музыкантов контрастировал и, по-хорошему разно выдавал общую программу. Полуакустическая гитара Пола Пайпера чутко реагировала на глубинный диапазон исполнения. Без малейшего напряжения кисть Пола парила по грифу, не "забалтывая" ни единой ноты, а эмоциональная яркость исполнения джазовых композиций, контрастировала с внешней клэптоновской отрешенностью Пайпера.
Пол Пайпер, музыкант "от бога", начал творческую карьеру в 1986 году, изучая классическую гитару и специализируясь на джазе. Быстро вырвавшись на передовые позиции, он уже в 1995 г. становится лауреатом престижного джазового конкурса Мира имени Телониуса Монка (аналог конкурса Чайковского). Примечательно, что при всей сверхчеловеческой технике, Пайпер выбирает амплуа лирического музыканта. И тем монолитней звучал композиционный тандем с Бутурлиной, исполняющей лирическую пьесу на русском. И все же не сыгранность ощущалась в тандеме Пайперса и Двоскина, что впрочем не умоляло их личные заслуги.
Поглядывая с отеческой теплотой во время выступления на Пола, Виктор Двоскин, пожалуй, нет-нет, да и вспомнит их совместную встречу несколько лет назад. Они начали "сыгрываться" еще в США, где Двоскин занимается преподавательской деятельностью по классу контрабаса в университете штата Вирджиния. С красавицей Анной, Виктор познакомился еще позже, выступая на ''Джазовых вечерах с Даниилом Крамером''. Анна зажила активной джазовой деятельность будучи студенткой Российской академии музыки им. Гнесиных. Дебютировав на большой сцене фестиваля "Московская осень", молодая талантливая 19-летняя вокалистка становится солисткой легендарного биг-бэнда п/у Анатолия Кролла. Ее неоднократно приглашали в знаменитый оркестр Олега Лундстрема. В настоящее время Анна является солисткой биг-бэнда Игоря Бутмана. Забавно, в век высоких технологий Анна Бутурлина и Пол Пайпер, разделенные расстоянием и занятостью, смогли репетировать совместные выступления через интернет. Программа трио была составлена как из классики мирового джаза - ''Lullaby of birdland'', и композиций, Жилберто, Линца, Жобима так и собственных произведений. Экспериментальный подход Виктора Двоскина был оценен новокузнецкой публикой.
Продолжил премьерный день известный во всем мире джазовый трубач, композитор и вокалист Рекс Ричардсон приехавший в Россию впервые. Свое "русское турне" он открыл в Новокузнецке, чтобы затем выступить в Москве 4 и 5 июня. Ричардсон так же является профессором по классу труба в Университете Вирджиния (США).
Автор сольных пластинок и участник десятка джазовых альбомов, в Сибири продемонстрировал виртуозную работу с задержкой дыхания на несколько минут ради чистоты звука. В этот день юные музыканты из Осинников и Калтана, привезенныеСергеем Неверовым, смогли прикоснуться к прекрасному и получить незабываемый урок божественного звучания. В свои молодые годы Ричардсон дает сольные концерты и мастер-классы в синхайской консерватории в Китае, университете Мельбурна и Сиднейской консерватории (Австралия), Университете Тессалоник (Греция), Королевском музыкальном колледже (Англия).
В последние годы музыканта часто приглашают выступать именно в качестве джазового и классического вокалиста в лучшие джазовые ансамбли всего мира, такие как симфонические оркестры Гуанчжоу (Китай), Токио и Осаки (Япония), U.S. Navy Band and Orchestra (США, Вашингтон), All Stars Big Band (Австралия, Сидней). Неудивительно, что журнал Downbeat включил Рекса в девятку лучших трубачей мира. Вот под эти феноменальные аккомпанементы Ричардсона, ученица Анатолия Берестова Елена Жилина вышла с волнением сдавать свой "главный экзамен" в жизни. Шутка ли, вокалировать мастеру такого уровня. Тем отрадней, достойное исполнение белого вокала с неподражаемо - богатым по звучанию голосовым диапазоном сибирячки. Будем надеяться, что Анатолий Михайлович справедливо оценит экзамен и будет снисходителен к Е. Жилиной. Ведь это была ее "звездная" премьера.
"Пробы" Джеймса Оуэнса.
Первый день выступления так и завершился бы в рамках официальной ноты, если бы Берестов не был Берестовым. Появившись в конце вечера на сцене в своем амплуа творческого хулигана, неожиданно для всех предложил трио Двоскина и Рэксу Ричардсону сделать легкий сейшн. Каким-то непонятным образом в этот геликоновский вихрь автор проекта ненавязчиво втянул и анонсировал ветерана джаза Джеймса Оуэнса. Корифей времен расцвета джаз-культуры готовился ко второму дню, но вызов принял. Ричардсон с готовностью предоставил свои инструменты и темнокожий трубач извлек из них доселе выжидавшую бравурность технического и музыкального фейерверка. Многие тогда вспомнили озорную эпатажность вкупе с взрывной энергетикой Сергея Манукяна, а томливая сочность звучания трубы в руках Ричардсона тонко обрамляла композицию, придавая ей вкус и выдержку. Продолжил свое яркое шествие Оуэнс и на второй день. А зритель уже понял, что это еще и фестиваль невероятно смелых экспериментальных составов. Чтобы в джазе с прославленным музыкантом играли итальянцы, да как играли! Это, безусловно, требует более пристального взгляда на потомков Цезаря. Джеймс Оуэнс как всегда творил мощно и ярко. Его способность зажечь концерт феерией драйва в невероятном сочетании с атмосферой середины прошлого столетия, подтверждалась с каждым потоком калейдоскопа композиций.
Кашерный "Борщ"
В это же день продолжил шествие фестиваля Йото Зильберштейн с обновленным составом трио Аркадий Овруцкий бас-гитара, Ким Пленфильд (ударные) (Израиль - США - Россия). Йотом, израйльский музыкант, несущий джазовую культуру в тонком ближневосточном переплете. В его программу всегда вкраплены бразильские мотивы, бодро передаваемые ударными. Йотом исполнял вещи из своего последнего альбома "Arrival", а также представил свежую пьесу, созданную под впечатлением от испробованного на Украине борща с одноименным названием. Как подтверждение тому, что для джазового музыканта даже узор пироженного на фуршете может служить почвой для поиска новых идей, стала композиция "вода без газа" в авторстве Овруцкого. Все осеннее турне 2004 года они пили воду без газа - вот результат. Взрывная, веселая и слегка бесшабашная музыка в солировании баса. Подарил на суд зрителя Зильберштейн и мелодию, посвященную Эхуду Маноку, который своей музыкой, вдохновил молодой талант на творческие поиски.
Новый состав привлек внимание любителей джаза сразу. Аркадий Овруцкий еще во время учебы в Российской академии музыки им. Гнесиных в 1993 г. стал лауреатом 1-го Всероссийского конкурса молодых исполнителей джаза. В 2002 г. Овруцкий записывает альбом, полностью состоящий из композиций собственного сочинения в стиле "фьюжн" - New Age Project., который привлек талантливых музыкантов российской "новой волны". В июле 2004 г. он по приглашению приехал в Италию на творческий семинар. Именно там и произошла встреча российского джазмена с гитаристом из Израиля Йотамом Зилберштейном. Кстати в новокузнецком джем-сейшне, прошедшем в ночь со 2 на 3 июня, Зильберштейн и Ричардсон нашли "одну волну" и очень понравились друг другу. Кто знает, какой проект нас ждет в будущем.
Билли Кобэм, который "порвал" зал.
Есть у джазменов такой жаргонизм -"порвать" зал, значит заставить зрителя забыть обо всех церемониях и общепринятых нормах. "Порвать" зал, значит донести до слушателя всю гамму звуковых ощущений и взорвать душу эмоциональным зарядом. На такое способны не многие музыканты, даже из именитых. Как можно догадаться легенда джаза, композитор и музыкант, барабанщик Билли Кобэм из разряда "подрывников". Именно он и стал гвоздем фестиваля на 3-й день. Имя этого афроамериканского исполнителя зазвучала в мире в 70-х годах. Тогда, наряду с Майлзом Дэвисом он стоял у истоков открывшегося направления джаз-рок, определив для последующих исполнителей высокий уровень профессионализма и творческой реализации. Впрочем именно Кобэм, вместе с Дэвисом и открыли это направление, записав несколько совместных проектов. На сегодня Билли Кобэм является самым влиятельным мастером игры на барабанах в стиле джаз-рок/фьюжн (сплав джаз-рока). Описывать рисунок исполнения маэстро все равно, что черпать воду ситом. Отмечу лишь, что многослойная программа была насыщена разностилевыми, гармонически и динамически богатыми, протяженными, насыщенными непростыми туттийными эпизодами и сменами ритмических фактур композиций. А подбор квинтета, тому явное доказательство. Один из наиболее ярких музыкантов Билли Кобэма перкуссионист Джуниор Гил, которым он заменил саксофониста, мастер игры на стил-пэне - карибском ударном инструменте, представляющем собой стальной котел с многочисленным выпуклостями на внутренней поверхности, удар по каждой из которых дает звук определенной высоты. Именно он и создавал яркие краски в музыке ансамбля, которые в "ударе" с Кобэмом развивали полиритмические пласты. Приятно будоражащий звук стил-пэна Джилла запомнился всем, ведь в Кузбасс, а возможно и в Сибирь, этот экзотический инструмент попал впервые.
Впрочем, каждый из состава группы "Culture Mix" являл собой шедевр. Смачные, яркие соло Пера Гаде (гитара) выдавали скрипичное звучание. Бас-гитарист датчанин Стефан Радемахер, стильно контрастировал фантастической экспрессией исполнения вкупе с отрешенной флегматичностью. Используя разноплановые инструменты, один из которых звучал как безладовый бас, он добился богатого звукоизвлечение, бархатистого, похожего на "электрический" контрабас. А Марка Соскина, вообще язык не поворачивается назвать кейбордистом. Пианист от бога. Его многослойность исполнения запомниласт всем. И, конечно же, бескомпромиссно агрессивные барабаны Кобэма. Их, кстати, специально для маэстро новокузнецкий джаз-клуб "Геликон" закупил в Японии у фирмы. На основе коммерческого соглашения с этой компанией, Кобэм играет только на "Yamaha", цена которых равна 10 тысяч долларов.
Для зрителей прозвучали незабвенный "Yellow cabriolet", "Red baron", написанная на Кубе "Cuba on Horisont". Кобэм, словно бродит в джунглях ударного ритма, взрывая зал по мановению палочки. Называть все композиции исключительно джаз-роковыми, было бы ошибочно, поскольку звучали и акустические элементы.
Многие вещи зрители услышали и из нового альбома "Colours", записанного в октябре 2004г. Он стал вторым для нового состава группы "Culture Mix". Была представлена и в некоторой степени премьера "забытой мелодии" в свежей оранжировке - "By Design". Новая обработка Билли Кобэма должна войти в будущий альбом маэстро. Вынашивает известный джазмен и такую идею, как использование в своих композициях виброфона, аналог ксилофона. Но даже имеющегося на сцене было слишком для публики. Надо сказать, что за последние 15 лет Анатолий Берестов избаловал новокузнечан до изысканного вкуса, нетерпящего пошлости и намека на халтуру. Но все это не про Кобэма. Неистовая публика требовала виновника на бис, в то время как он, в свои 61 год отходил за кулисами от 3 часового выступления. В очередной концерт, взяв себя в руки, Билли Кобэм задает еще 15 минут драйва. Как и полагается по законам жанра, фестиваль закрывался под массовые танцы зрителей на грани истерии. Билли Кобэм "порвал" зал.
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...
7 июня 2007 года в столице Азербайджана стартует очередной Baki International Jazz Festival. Впервые в Фестивале примут участие сразу 11 коллективов из-за рубежа и впервые в рамках Фестиваля наши гости проведут 6 мастер-классов. Для выступлений ...
С 25 мая по 2 июня будет проходить в Нью-Йорке ежегодный фестиваль New Languages, основанный в 2005 году саксофонистами Джексоном Муром и Аароном Али Шейхом. Фестиваль 2007 года обещает быть самым крупным за все время его существования – на нем ...
Джаз приходит, уходит, снова возвращается, переживает кризис. Умирая и возрождаясь, он никогда не стоит на месте, Джаз - это свободная музыка, которая движется в будущее, устремленная в свое прошлое. Столкнувшись с рядом проблем, появившихся в ...