В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью французских «деликатесов».
Были соблюдены и лучшие традиции: без выверенных ходов, без гарантии быть однозначно понятым и принятым, эклектичный «шведский стол», где каждый волен выбирать между легким веянием африканского наследия в сете Оливье Кер-Урио, смелыми экспериментами .белградского изобретателя Зульфикарпашича и неожиданным, выдержанным в виртуозном ключе, звучанием цыганского трио. Таков нынешний французский джаз. В идеале - романтичный, изысканный, но естественный, слегка небрежный и ироничный. Такой как Лоран де Вильд. Но, обо всём по порядку.
Лайн-ап Ле Джаза славится космополитизмом задействованных персон. Уроженец острова Реюньон ("заморский департамент" Франции) Оливье Кер-Урио - в Москве персонаж бывалый. А поддержка его губной гармоники отечественным квартетом пианиста Андрея Кондакова (участники известного питерского трио Кондаков- Волков-Гайворонский и Александр Машин) уже была успешно опробована ранее.
Пианист Лоран де Вильд последние восемь лет Россию визитами не жаловал, поэтому и не удивительно, что для многих он стал приятным открытием. Де Вильд при ближайшем рассмотрении оказался уроженцем Вашингтона, философом по образованию и кочевником со стажем (особенно по маршруту «Нью-Йорк- Франция»). Детство во Франции, музыкальные «университеты» в Штатах в составе группы известного трубача Эдди Хендерсона, при участии которого в 1987-м начиналась дискография де Вильда. В течение шести последующих лет вышли ещё 3 диска (Хендерсон участвовал в записи ещё одного), на последнем из которых за барабанами сидел уже сам Билл Драммонд. Этот проект и принес де Вильду долгожданное признание во Франции и ежегодную национальную премию имени Джанго Рейнхарда как лучшему джазовому музыканту в 1992 году. Сотрудничество с Хендерсоном, Драммондом и басистом Айрой Коулменом, принявшим участие в записи его первых шести альбомов, станет для де Вильда традицией. В 1996-м Лоран приобретает известность ещё и как писатель: выпущенная им биография знаменитого джазового пианиста Телониуса Монка только в течение одного года была переиздана 4 раза, получив премию Шарля Делонэ (известного французского джазового импресарио).
Появившийся в первый день фестиваля на московской сцене не такой уж большой де Вильд, сидя за белым роялем, смотрелся коломенской верстой. Программу из композиций с двух последних альбомов "Organics" и "The Present" ero трио, с участием контрабаса и ударных, отыграло как по нотам, что возможно вызвало бы легкую досаду и критику в другой ситуации. Но реалии не оставляли выбора: де Вильд играл здесь впервые после долгого перерыва, играл безупречно, с каким-то ледяным хладнокровием и скрытой пружиной, готовой сработать в особо экспрессивных моментах. Лишь на прощание музыкант позволил себе широко разулыбаться, словно знал - пальма первенства уже отдана ему.
Второй день скорее удивил, чем серьезно порадовал. Уже знакомый по прошлогоднему фестивалю уроженец Белграда Боян Зульфикарпашич (Божан Зэт) представлял последний альбом - "Xenophonia" (от наименования гибрида клавишных, изобретенного Бояном - ксенофон). Обставленный сразу тремя клавиатурами (рояль и два Родеса) Божан Зэт обращается с джазом без пиететов: может пуститься галопом, заставить оба Родеса рычать или присвистывать. Впрочем, выслушали трио со всем вниманием и приняли весьма тепло, расценив возможно, как известный киногерой: «Мы еще не готовы к такой музыке, но нашим детям она понравится».
Последними появились цыгане. В зале мигом обнаружилось присутствие диаспоры, чьи представители подтянулись ближе к сцене. Цыгане оказались менее аутентичными, чем были опасения. Трио - две гитары и контрабас - сдержанно демонстрировало мастерские соло. Академический цыганский свинг Romane Trio стал последним блюдом вечера и московской части фестиваля. Следующие остановки Ле Джаза уже с нетерпением ожидались в Санкт-Петербурге и Иркутске. И так как все итоги подведены в начале заметки, остается только побаловаться, заметив, что даже для «продвинутого путешественника» де Вильда столь углубленное знакомство с российской географией - надо думать настоящее le trip.
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...
7 июня 2007 года в столице Азербайджана стартует очередной Baki International Jazz Festival. Впервые в Фестивале примут участие сразу 11 коллективов из-за рубежа и впервые в рамках Фестиваля наши гости проведут 6 мастер-классов. Для выступлений ...
С 25 мая по 2 июня будет проходить в Нью-Йорке ежегодный фестиваль New Languages, основанный в 2005 году саксофонистами Джексоном Муром и Аароном Али Шейхом. Фестиваль 2007 года обещает быть самым крупным за все время его существования – на нем ...
Джаз приходит, уходит, снова возвращается, переживает кризис. Умирая и возрождаясь, он никогда не стоит на месте, Джаз - это свободная музыка, которая движется в будущее, устремленная в свое прошлое. Столкнувшись с рядом проблем, появившихся в ...
С 15 сентября по 15 октября пройдет в этом году в Нью-Йорке уже 4-й по счету фестиваль Новой музыки для трубы (Festival of New Trumpet Music или, сокращенно, FONT). Главные организаторы этого фестиваля, Дэйв Дуглас, Рой Кэмпбелл и Джон Нельсон вновь ...
В 6-й раз в городе Одесса – жемчужине черноморского побережья Украины – с 15 по 17 сентября 2006 года пройдет международный джазовый фестиваль «Джаз Карнавал в Одессе». Основанный в 2001 году на родине первого советского джазмена – Леонида Утесова, ...