В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью французских «деликатесов».
Были соблюдены и лучшие традиции: без выверенных ходов, без гарантии быть однозначно понятым и принятым, эклектичный «шведский стол», где каждый волен выбирать между легким веянием африканского наследия в сете Оливье Кер-Урио, смелыми экспериментами .белградского изобретателя Зульфикарпашича и неожиданным, выдержанным в виртуозном ключе, звучанием цыганского трио. Таков нынешний французский джаз. В идеале - романтичный, изысканный, но естественный, слегка небрежный и ироничный. Такой как Лоран де Вильд. Но, обо всём по порядку.
Лайн-ап Ле Джаза славится космополитизмом задействованных персон. Уроженец острова Реюньон ("заморский департамент" Франции) Оливье Кер-Урио - в Москве персонаж бывалый. А поддержка его губной гармоники отечественным квартетом пианиста Андрея Кондакова (участники известного питерского трио Кондаков- Волков-Гайворонский и Александр Машин) уже была успешно опробована ранее.
Пианист Лоран де Вильд последние восемь лет Россию визитами не жаловал, поэтому и не удивительно, что для многих он стал приятным открытием. Де Вильд при ближайшем рассмотрении оказался уроженцем Вашингтона, философом по образованию и кочевником со стажем (особенно по маршруту «Нью-Йорк- Франция»). Детство во Франции, музыкальные «университеты» в Штатах в составе группы известного трубача Эдди Хендерсона, при участии которого в 1987-м начиналась дискография де Вильда. В течение шести последующих лет вышли ещё 3 диска (Хендерсон участвовал в записи ещё одного), на последнем из которых за барабанами сидел уже сам Билл Драммонд. Этот проект и принес де Вильду долгожданное признание во Франции и ежегодную национальную премию имени Джанго Рейнхарда как лучшему джазовому музыканту в 1992 году. Сотрудничество с Хендерсоном, Драммондом и басистом Айрой Коулменом, принявшим участие в записи его первых шести альбомов, станет для де Вильда традицией. В 1996-м Лоран приобретает известность ещё и как писатель: выпущенная им биография знаменитого джазового пианиста Телониуса Монка только в течение одного года была переиздана 4 раза, получив премию Шарля Делонэ (известного французского джазового импресарио).
Появившийся в первый день фестиваля на московской сцене не такой уж большой де Вильд, сидя за белым роялем, смотрелся коломенской верстой. Программу из композиций с двух последних альбомов "Organics" и "The Present" ero трио, с участием контрабаса и ударных, отыграло как по нотам, что возможно вызвало бы легкую досаду и критику в другой ситуации. Но реалии не оставляли выбора: де Вильд играл здесь впервые после долгого перерыва, играл безупречно, с каким-то ледяным хладнокровием и скрытой пружиной, готовой сработать в особо экспрессивных моментах. Лишь на прощание музыкант позволил себе широко разулыбаться, словно знал - пальма первенства уже отдана ему.
Второй день скорее удивил, чем серьезно порадовал. Уже знакомый по прошлогоднему фестивалю уроженец Белграда Боян Зульфикарпашич (Божан Зэт) представлял последний альбом - "Xenophonia" (от наименования гибрида клавишных, изобретенного Бояном - ксенофон). Обставленный сразу тремя клавиатурами (рояль и два Родеса) Божан Зэт обращается с джазом без пиететов: может пуститься галопом, заставить оба Родеса рычать или присвистывать. Впрочем, выслушали трио со всем вниманием и приняли весьма тепло, расценив возможно, как известный киногерой: «Мы еще не готовы к такой музыке, но нашим детям она понравится».
Последними появились цыгане. В зале мигом обнаружилось присутствие диаспоры, чьи представители подтянулись ближе к сцене. Цыгане оказались менее аутентичными, чем были опасения. Трио - две гитары и контрабас - сдержанно демонстрировало мастерские соло. Академический цыганский свинг Romane Trio стал последним блюдом вечера и московской части фестиваля. Следующие остановки Ле Джаза уже с нетерпением ожидались в Санкт-Петербурге и Иркутске. И так как все итоги подведены в начале заметки, остается только побаловаться, заметив, что даже для «продвинутого путешественника» де Вильда столь углубленное знакомство с российской географией - надо думать настоящее le trip.
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...