|
|
|
Le Jazz - Фестиваль французского джаза
04.01.2013
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью французских «деликатесов».
Были соблюдены и лучшие традиции: без выверенных ходов, без гарантии быть однозначно понятым и принятым, эклектичный «шведский стол», где каждый волен выбирать между легким веянием африканского наследия в сете Оливье Кер-Урио, смелыми экспериментами .белградского изобретателя Зульфикарпашича и неожиданным, выдержанным в виртуозном ключе, звучанием цыганского трио. Таков нынешний французский джаз. В идеале - романтичный, изысканный, но естественный, слегка небрежный и ироничный. Такой как Лоран де Вильд. Но, обо всём по порядку.
Лайн-ап Ле Джаза славится космополитизмом задействованных персон. Уроженец острова Реюньон ("заморский департамент" Франции) Оливье Кер-Урио - в Москве персонаж бывалый. А поддержка его губной гармоники отечественным квартетом пианиста Андрея Кондакова (участники известного питерского трио Кондаков- Волков-Гайворонский и Александр Машин) уже была успешно опробована ранее.
Пианист Лоран де Вильд последние восемь лет Россию визитами не жаловал, поэтому и не удивительно, что для многих он стал приятным открытием. Де Вильд при ближайшем рассмотрении оказался уроженцем Вашингтона, философом по образованию и кочевником со стажем (особенно по маршруту «Нью-Йорк- Франция»). Детство во Франции, музыкальные «университеты» в Штатах в составе группы известного трубача Эдди Хендерсона, при участии которого в 1987-м начиналась дискография де Вильда. В течение шести последующих лет вышли ещё 3 диска (Хендерсон участвовал в записи ещё одного), на последнем из которых за барабанами сидел уже сам Билл Драммонд. Этот проект и принес де Вильду долгожданное признание во Франции и ежегодную национальную премию имени Джанго Рейнхарда как лучшему джазовому музыканту в 1992 году. Сотрудничество с Хендерсоном, Драммондом и басистом Айрой Коулменом, принявшим участие в записи его первых шести альбомов, станет для де Вильда традицией. В 1996-м Лоран приобретает известность ещё и как писатель: выпущенная им биография знаменитого джазового пианиста Телониуса Монка только в течение одного года была переиздана 4 раза, получив премию Шарля Делонэ (известного французского джазового импресарио).
Появившийся в первый день фестиваля на московской сцене не такой уж большой де Вильд, сидя за белым роялем, смотрелся коломенской верстой. Программу из композиций с двух последних альбомов "Organics" и "The Present" ero трио, с участием контрабаса и ударных, отыграло как по нотам, что возможно вызвало бы легкую досаду и критику в другой ситуации. Но реалии не оставляли выбора: де Вильд играл здесь впервые после долгого перерыва, играл безупречно, с каким-то ледяным хладнокровием и скрытой пружиной, готовой сработать в особо экспрессивных моментах. Лишь на прощание музыкант позволил себе широко разулыбаться, словно знал - пальма первенства уже отдана ему.
Второй день скорее удивил, чем серьезно порадовал. Уже знакомый по прошлогоднему фестивалю уроженец Белграда Боян Зульфикарпашич (Божан Зэт) представлял последний альбом - "Xenophonia" (от наименования гибрида клавишных, изобретенного Бояном - ксенофон). Обставленный сразу тремя клавиатурами (рояль и два Родеса) Божан Зэт обращается с джазом без пиететов: может пуститься галопом, заставить оба Родеса рычать или присвистывать. Впрочем, выслушали трио со всем вниманием и приняли весьма тепло, расценив возможно, как известный киногерой: «Мы еще не готовы к такой музыке, но нашим детям она понравится».
Последними появились цыгане. В зале мигом обнаружилось присутствие диаспоры, чьи представители подтянулись ближе к сцене. Цыгане оказались менее аутентичными, чем были опасения. Трио - две гитары и контрабас - сдержанно демонстрировало мастерские соло. Академический цыганский свинг Romane Trio стал последним блюдом вечера и московской части фестиваля. Следующие остановки Ле Джаза уже с нетерпением ожидались в Санкт-Петербурге и Иркутске. И так как все итоги подведены в начале заметки, остается только побаловаться, заметив, что даже для «продвинутого путешественника» де Вильда столь углубленное знакомство с российской географией - надо думать настоящее le trip.
Мария ЗОТОВА
JAZZ-KBAДlPAT № 3'2007
стиль джаз
страна Россия,
Франция
Расскажи друзьям:
15 апреля в столице Эстонии уже в 17-й раз стартовал Tallinn International Jazzkaar Festival. Фестиваль продлится до конца апреля и станет не только таллиннским, но и общеэстонским праздником джаза – 50 концертов фестиваля пройдут в 13 городах ...
С 9-го по 13-е ноября 2005 года в Калининграде проходил 2-ой Международный джазовый фестиваль В свое время Калининград был городом высокой джазовой культуры. Достаточно сказать, что под эгидой Калининградской филармонии работал знаменитый джаз-рок ...
Каждый фестиваль "Джаз над Волгой" – это и встреча старых друзей, и масса сюрпризов. Я имею в виду не только неожиданные творческие альянсы, но и самые разнообразные слоганы, типа "Живее всех живых", "Моя голова там, где джаз"… На этот раз на ...
Для меня ярославский фестиваль "Джаз над Волгой" – особенный. Во-первых, я там, наконец, встретилась "лицом к лицу" со многими участниками, знакомыми мне лишь по интернету. Во-вторых, я познакомилась с потрясающим московским джаз-фотографом Павлом ...
Минский Международный фестиваль «KlezmerШОК!» представляет белорусской публике музыку клезмер – еврейскую этническую музыку. Клезмерская музыка исторически коренится в небольших местечках Восточной Европы, но сегодня она стала одним из наиболее ...
Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti ...
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
|
| |
|
| |