Джаз на Днепре - XY джазовый фестиваль в Днепропетровске
22.12.2012
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ведет отсчет с 60-х годов прошлого века), а с другой — он был посвящен 75-летию Днепропетровской области.
За два насыщенных фестивальных дня прошли три концерта, репортаж с которых и предлагается вашему вниманию. По традиции, местом проведения фестиваля был выбран театр им. М. Горького, хорошо знакомый как нашим музыкантам, так и гостям города.
23 ноября. Открыл фестиваль биг-бэнд под управлением Юрия Паламарчука (Днепропетровск). В составе оркестра играют следующие музыканты: трубы — Евгений Коренченко, Юрий Пелех, Игорь Ладыженский, Сергей Клименко, Максим Сидоренко; тромбоны — Владимир Немерский, Анатолий Кинь, Евгений Ханусяк, Иван Жукавицкий; саксофоны — Владимир Евдокиенко, Игорь Грузин, Игорь Наумов, Сергей Сикун, Сергей Северик; ритм-секция: клавишные — Дмитрий Соловьев, фортепиано — Александр Озеров, бас — Сергей Табацкий, гитара — Виктор Коваленко, барабаны — Дмитрий Литвиненко.
Первая пьеса фестиваля — это мощная и красивая композиция Жако Пасториуса "Свободный город" (Liberty City), своеобразное посвящение нашему не менее красивому городу. Во второй пьесе "Анталия" слушатели могли по достоинству оценить соло на скрипке Анны Шевченко. Далее прозвучали Hello Funky Oakman (солисты В. Коваленко, В. Евдокиенко и С. Сикун), Donna Lee (соло на саксофоне Ю. Биленко), Hey Big Spender (вокал Юлии Мандич) On The Sunny Side On The Street (Ю. Мандич). И завершил выступление биг-бэнд композицией '"Четыре брата" (Four Brothers) J. Juffrey. Хочется выразить искреннюю благодарность руководителю оркестра Юрию Паламарчуку за великолепно сыгранный коллектив, за качественную живую музыку, за поддержку молодых, за неизменно высокий на протяжении последних лет уровень. Таким биг-бэндом наш город может по праву гордиться.
В качестве почетного гостя присутствовал легендарный джазмэн Юрий Биленко, хорошо знакомый не только на Днепропетровщине, Украине, но и в зарубежье. В этот день он отмечал свой день рождения, и в качестве подарка преподнес публике великолепное выступление как солист оркестра (в паркеровской Donna Lee), так и в вечернем джэм-сешне. Биленко в отличной форме, имеет свой неповторимый стиль, является авторитетным джазовым музыкантом нашего города.
Дмитрий Александров (Киев) и группа "Манифест" (Днепропетровск) продолжили во втором отделении. "МанифеСТ" — довольно молодой коллектив, создан в июле 2005 года, но имеет в составе опытных джазменов, известных музыкантов Днепропетровска, Это лидер коллектива Дмитрий Соловьев (рояль, клавишные), Виктор Коваленко (гитара), Виктор Подзерко (контрабас), Дмитрий Литвиненко (ударные). Стилевые предпочтения - фьюжн, исполняют они и собственные авторские пьесы, .среди которых немалая толика ярких, мелодичных блюзов. В этом концерте прозвучали известные хиты Billy Bounce, I Hear Rhapsody, Black Coffee etc., авторские пьесы "'Необычная беседа" Д Соловьева и "Коктебель-Блюз" В Коваленко.
В перерыве нам удалось встретиться с музыкантами "Манифеста" и задать им несколько вопросов:
Разрешите вас поздравить с удачным выступлением на фестивале и поблагодарить за интересную программу, отличную импровизацию, за настоящий джаз. И несколько слов для читателей.
Д. Соловьев, В. Коваленко, В. Подзерко, В. Литвиненко: Спасибо! "Джаз на Днепре" — знаковый для нас фестиваль, потому что группа "Манифест" была создана в 2005 году, и мы почти сразу же попали на этот фестиваль. Тогда же нас заметил известный джазовый обозреватель Алексей Коган, собственно, так мы и начали нашу карьеру. Потом был фестиваль в Коктебеле- 2006, где мы успешно выступили с польским джазовым скрипачом Томашем Мухой. И наше нынешнее выступление — своеобразный творческий итог годичной работы на профессиональной сцене. Потому что мы — коллектив Днепропетровской филармонии, которая, кстати сказать, отмечает в этом сезоне свой 70-летний юбилей.
В современном джазе много различных течений, от диксилэнда и мэйнстрима до авангарда, фьюжн и фри-джаза. Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль?
Дмитрий Соловьев: Мы не можем сказать буквально, что "Манифест", как коллектив, имеет свой собственный стиль. Джазовая музыка — это музыка определенной традиции, которая уже сама по себе имеет свое лицо. Однако существование т.н. течений в развитии джаза есть результат авторских исканий определенных музыкантов. Поэтому "Манифест" ориентируется на создание авторских пьес, тем более что и наш гитарист Виктор Коваленко, и басист Виктор Подзерко, и я — все мы пишем музыку. Нам особенно приятно, что джазовые критики это отмечают. Мы прекрасно понимаем, что не слепое копирование, обыгрывание джазовых стандартов принесет успех группе, но реализация собственного потенциала, а также обработки украинских народных песен, которые удаются нашему коллективу. Или, например, популярная украинская песня "Ой, ти д!вчина, з ropixa зерня" (муз. А. Кос-Анатольского на стихи И. Франко), которая особенно полюбилась нашим поклонникам. Ее джазовая обработка, созданная "Манифестом", стала бесспорным украшением нашего репертуара.
В вашем репертуаре много классических джазовых пьес. Немалую часть составляют и собственные сочинения, которые звучат очень свежо и, на мой взгляд, могут стать стандартами в будущем. В связи с этим такой вопрос: кто из музыкантов (джазовых патриархов) и современных исполнителей оказали на вас наибольшее влияние?
Виктор Коваленко: Без вариантов я могу назвать имя всемирно известного музыканта, творчество которого, собственно, и ввело меня в мир Джаза. Это гитарист и композитор Джордж Бенсон. Позднее я услышал и полюбил гениального Веса Монтгомери, и. кстати, написал собственную джазовую пьесу, посвященную ему. Сейчас мне нравится много музыки — это пьесы бразильцев Антонио Жобима и многих других.
Дмитрий Соловьев: В 10 лет’я впервые услышал музыку знаменитого Чика Кореа. которая произвела на меня потрясающее впечатление. Но наибольшее влияние на мое творчество, как ни странно, оказал пианист и композитор Андрей Кондаков. Я заразился джазом именно от него. Андрей часто приходил к нам домой и постоянно играл джаз (он ухаживал за моей старшей сестрой и потом стал ее мужем). Благодаря Андрею Кондакову я, в мои 12 лет, выступил на первом в моей жизни джазовом фестивале в Днепропетровске. Это общение с Андреем, наверное, и предопределило мою жизнь — что я стал джазовым, а не академическим пианистом. Из моих современников также хочу отметить Петручиани, музыка которого до сих пор оказывает на меня большое влияние. Один из музыкальных критиков как-то отметил наше сходство в манере импровизаций, но это вовсе не значит, что я когда-либо копировал Петручиани. Скорее это виртуальное, духовное родство, потому что мне нравится создавать собственную музыку.
Традиционный вопрос: каковы ваши творческие планы? Как скоро мы увидим и услышим вашу новую программу и будет ли записан компакт-диск коллектива с лучшими авторскими пьесами?
Д. Соловьев, В. Коваленко: Мы очень хотим записать пластинку авторской джазовой музыки у нас в Днепропетровске, возможно, это будет на студии "Ре-Ми рекорд". Алексей Коган обещал нам помочь с оформлением диска в Киеве. Запись джаза, в отличие от традиционной музыки, жестко зафиксированной в нотах—очень большой труд, сильное творческое напряжение и, конечно, немалые финансовые вложения, поэтому хочется, чтобы нам помогли спонсоры, люди, которым небезразличен Джаз. Ведь на Коктебель-2006 мы поехали благодаря нашему спонсору, юридической компании "Фарго", руководсгву которой мы очень признательны. Помимо того, Алексей Коган, как продюсер, включил пьесу Виктора Коваленко For Lusy в новый компакт-диск — сборник пьес лучших джазовых музыкантов Украины и России. Так "Манифест" достаточно ус- пешно продвигается в своей карьере. В наших планах же гастрольный тур по городам Украины, а далее концерты в России и Беларуси, если, конечно, концертные areнтства проявят достаточную заинтересованность в украинском джазе. Приглашаем всех любителей джаза на концерты "Манифеста" в Днепропетровской филармонии, хорошее настроение после концерта — гарантируем!
Третьим отделением первого дня безраздельно владели хэдлайнеры фестиваля: несравненная Лера Гехнер и ее проект No Budds (Санкт- Петербург). Описывать музыку словами — неблагодарное дело, а в особенности ту, которая плотным потоком изливалась на слушателей и фонтанировала, словно гейзер. Как можно простыми словами передать артистизм вокалистки и музыкантов, как можно отобразить тонкие переходы и нюансы - мощь, экспрессию и мягкий лиризм! Такую музыку нужно только слушать, и, причем, в живом исполнении.
Без сомнения, это было одно из лучших выступлений фестиваля, и, по праву Лера Гехнер и ее единомышленники заслуживают наивысших оценок. Стоит только отметить пьесу Body And Soul, в которой каждый слушатель мог услышать что-то свое, только ему ведомое. А подарили эту радость Лера Гехнер - вокал, Алексей Дегусаров - гитара, Николай Миронов - барабаны, Роман Невелев - бас и Александр Алексеев - клавишные.
Эавершился первый день, по традиции, джем-сешном, который удался на славу. В нем участвовал и ветеран днепропетровского джаза Олег Косько.
24 ноября. Дневной концерт второго дня фестиваля состоялся в Днепропетровской консерватории им. М.Глинки.. И снова на сцене Ю. Паламарчук, который в этот раз является художественным руководителем и дирижером биг-бэнда Днепропетровской консерватории им. М.Глинки. В 2005 году на международном джазовом фестивале в Донецке ДоДж-junior оркестр получил звание лауреата, а в 2006 г— Гран-при Всеукраинского фестиваля эстрадно-джазовой музыки. Состав биr-банда консерватории таков: трубы — Евгений Коренченко, Сергей Клименко, Максим Нестеренко, Дмитрий Пшеничный, Андрей Харченко, тромбоны — Иван Жуковицкий. Юрий Акименко, Игорь Клопов, Василий Жмурко, Ярослав Потапов; саксофоны - Сергей Сикун, Денис Черкасов, Марина Молочная, Светлана Симкина, Алена Хуторная, Яна Гарбашко, Игорь Грузин. Ритм-группа: бас-гитара — Юрий Бузилов, гитара — Тимофей Лосев, клавишные — Михаил Лишенко, барабаны—Дмитрий Литвиненко, фортепиано — Ольга Дьяченко.
В исполнении оркестра прозвучали следующие произведения: "Я наслаждаюсь блюзом" (Д. Эллингтон), Groovin Hard (D. Menza), Vans Joint (Bill Evans). Вокальный ансамбль Юлии Писаренко в составе Кристины Украинской, Елены Ганюковой, Марины Мамонтовой и Дарьи Урбанской прекрасно исполнил с оркестром How Hight The Moon (М. Lewis). А соло тенор-саксофониста С. Сикуна и гитариста Т. Лосева украсило большинство пьес репертуара, включая E.G.Blues и Liquid Soul (J. Pastorius).
Всех музыкантов хорошо знают в стенах консерватории, публика их очень тепло приветствовала, чувствовалось полное взаимопонимание между слушателями и молодыми артистами. Продолжили программу два чудесных вокальных коллектива. Сначала совсем юные ребята (ансамбль "Сюрприз") классно исполнили две пьесы — Jazz и 'Ybu Gotta General Heat (солисты Слава Чириков и Ирина Заблудовская). А затем их старшие товарищи -ансамбль Cantabile представили "Зелений дубочку" (в обработке И. Цеферовской), "Восточную песню", Harlem Nocturne Jubilate и, наконец, Go Down Moses (солист Никита Кондаков). Объединяет эти два коллектива их руководитель, настоящий энтузиаст, прекрасный педагог и музыкант — Инга Цеферовская.
Джазовый ансамбль Free Way состоит из музыкантов днепропетровской консерватории, и многие исполнители играют как в биг-бэнде, так и в разных составах (квартетах, дуэтах и др.) Обратили на себя внимание пианистка Ольга Дяченко, тонко чувствующая партнеров, и трубач Евгений Коренченко, который завораживающе-лирично исполнил балладу. В программе также прозвучали Angel Eyes (D. Маtews), Hide and Seek (J.Redman), "Ностальгия" (соло C.Cикyн), SySyDy (M. Brecker).
Трио "Дуэт Диалог и Петрович" — это две чудные гитары (Антон Ялоза, Владислав Шейко) и перкашн (Андрей Петрович). Играют музыканты смесь фламенко, босса-новы, джаза, цыганской музыки. Очень много экспрессии и чувств. Мы словно окунулись в атмосферу знойной Испании, прошлись ее чудесными улочками и пляжами.
Дуэт New Cons — скрипка в джазе довольно редкий инструмент, и тем более интересно было услышать, как здорово свингует Алексей Чураков наперегонки с Сергеем Грищенко. Было исполнено три пьесы, из которых одна собственного сочинения (Ялла — А. Чураков), "Mercy, Mercy, Mercy" и Undecided. Завершил дневной концерт сольным выступлением талантливый музыкант Сергей Давыдов — фортепиано (Харьков).
Вечернюю программу последнего концерта фестиваля начал джазовый оркестр ДМШ №6 под управлением Вл. Марховского (Днепропетровск). Обратите внимание на состав оркестра: группа саксофонов — Сердюк Александр, Хуруджи Галина, Дорошкевич Евгений, Р'ыбенок Владислав, Ходос Игорь, Тимофеева Ярослава, Сафонова Анна; группа труб — Сытник Дмитрий, Приходько Дмитрий, Тимофеев Олег, Сата- новский Антон, Дорошкевич Андрей, Жолудь Алексей; группа тромбонов — Гончаров Алексей, Кущ Артем, Куш, Павел, Рыбальченко Антон; ритм-группа: Станислав Вовк — пиано, Андрей Грицай — гитара, Антон Куляба — бас, Роман Лебедев — барабаны. Несмотря на юный возраст участников оркестра, были исполнены очень даже взрослые и серьезные вещи: In The Mood (J. Garland), Ev'ri Little Beat Helps (C. Basie, S. Nestico), Glosely Dancing (A Sandoval), Spain (C. Corea), Caravan (J. Tizol), Birdland (J. Zawinul).
Руководитель оркестра Владимир Марховский — человек неиссякаемой энергии, замечательный педагог, беззаветно преданный делу профессионал — по праву заслужил уважение и любовь своих учеников, музыкантов и зрителей. Трио Different People (Юрий Бузилов — бас, Роман Орчаков — фортепиано, Николай Константинов —ударные) основывает свою творческую концепцию на наследии мастеров таких стилей как fusion, soul, latin и neo-bop. В программе фестиваля прозвучали композиции М. Camilio. М Petrucciani. Это искренняя и жизнеутверждающая музыка — дань уважения великим мастерам.
Группа Jazz Do It под рук Г. Ключевского (Днепропетровск) с энтузиазмом и задором исполнила четыре пьесы: "Гора", "Венесуэла", First Sky Floor и Viempra Road Состав исполнителей: Наталья Бабак— вокал, Роман Кирьянов — пиано, Геннадий Ключевский— бас-гитара, Николай Константинов — ударные. Александр Бочкарев — гитара.
Впечатлило своим мастерством и лиризмом выступление гостей фестиваля—трио Сергея Давыдова и Александ Рукомойников (Харьков).
Еще один хэдлайнер фес тиваля — очень известный популярный минский коллектив Apple Tea ("Яблочный чай"). В 4-м номере журнала Jazz-Квадрат за этот год было напечатано прекрасное интервью с участниками и отличный обзор их последней работы — альбома Instead Of You. Живая музыка на концерте звучала так, что казалось, будто музыканты беседовали с нами. Хотя для неподготовленных и неискушенных слушателей некоторые вещи были сложноваты, ребята на самом деле играют в высшей лиге, и для понимания их музыки все же нужна определенная работа слушателя. Внимательный же зритель на концерте был награжден сполна.
Без сомнения, фестиваль удался, и финальное выступление Apple Tea—яркое тому подтверждение.
Конечно, жаль, что нынешний формат фестиваля получился немного урезанным — всего два дня, в то вре- мя как в прошлые года он продолжался три дня, и проходило по 4-5 концертов плюс вечерние джэм-сешн Реклама и информационное обеспечение были очень слабыми. Но, несмотря это, концертные залы были заполнены, присутствовало очень много молодых людей. Это говорит о том, что искусство джаза живет в городе и вызывает болышой интерес у публики.
Вели программу фестиваля Валерий Мякотенко и замечательный киевский музыкальный журналист и обозреватель Алексей Коган.
Живая музыка мимолетна как и наша жизнь. Она звучит здесь и сейчас. Ее очень сложно "поймать" и "закон- сервировать". И все же я надеюсь, что самые прекрасные мгновения и впечатления об этом фестивале сохранятся в наших сердцах и нашей памяти...
В этом году Международный фестиваль Rigas Ritmi (Рига, Латвия) отметит свое 5-летие с 4 по 10 июля, поражая своей насыщенной концертной программой, в которой выступят как и молодые таланты, так и признанные джазовые мастера. Хэдлайнерами нынешнего ...
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...