II международный фестиваль авангардной фолк-музыки
03.03.2013
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых музыкальных идей в самом начале месяца. Отремонтированный бывший конференц-зал Союза журналистов Армении усилиями его новых владельцев был превращен в культурный центр, где свое мастерство отныне смогут демонстрировать передовые музыканты со всех стран мира. Именно такую цель поставило перед собой руководство клуба вместе со своими германскими партнерами из продюсерского центра Alba- Kultur. Пока они свое слово держат — за прошедший неполный год в стенах "Авангард Фолк" клуба (а именно его владельцы и открыли новый зал) состоялись гастроли известных западных артистов и целых коллективов, ну а в апреле ереванцы стали свидетелями I международного фестиваля авангардной фолк-музыки. И руководство клуба намерено продолжать свою политику, чего бы им это не стоило. Нет сомнений, что открытие нового специализированного концертного зала импровизационной музыки станет серьезным толчком для развития культурной жизни в Ереване.
На II фестиваль в Ереван вновь приехали музыканты, исполняющие очень специфическую музыку. Кстати, единого термина, определяющего этот стиль, до сих пор нет. Одни называют его этно-джазом, другие фолк- фьюжном, ну а третьи - авангард-фолком. Из достойных упоминания гостей следует в первую очередь назвать виртуознейшего бас-гитариста Мэтью Гаррисона (Matthew Garrison). Этот музыкант хорошо известен как прекрасный аккомпаниатор, работавший с такими супер-звездами как Гэри Бэртон (Gary Barton), Бетти Картер (Betty Carter), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Джон Скофилд (John Scofield), Пэт Мэтени (Pat Matheny) и многими другими. Но очень популярным он стал после его совместных выступлений с легендарным Джо Завину- лом (Joe Zawinul), в последние лет 15 увлекающимся экспериментами в области скрещивания народной восточной, латиноамериканской, африканской музыки с основными мировыми тенденциями развития современной музыки. Кроме того, у Гаррисона есть и сольные проекты, он записывает диски под собственным именем, даетконцерты со своей группой. Кстати, Мэтью Гаррисон — сын известнейшего джазового контрабасиста Джи- ми Гаррисона (Jim Garrison), игравшего с самим Джоном Колтрейном (John Coltrain). Мэтью — достойный сын своего отца. В ходе фестиваля он наглядно продемонстрировал, что классный музыкант одинаково хорошо играет любую музыку — мэйнстрим джаз, фьюжн, джаз- рок и даже этно-джаз. Когда он начинал "поливать" на своем басу, по коже бегали мурашки. Такой техники и манеры игры Ереван еще не видел!
В дуэте с Мэтью Гаррисоном играл клавишник Скотт Кинзи (Scott Kinsey). Первый успех пришел к нему в 1991 году, когда он выступил с известной группой Tribal Tech. Его называют кудесником электронных клавишных. В своей манере исполнения он крепко стоит на джазовых корнях, а вот по звучанию больше напоминает приверженцев авангардного электро-джаза. У Кинзи послужной список не хуже и не короче, чем у его партнера. Он дал массу живых концертов, записал столько же дисков и объездил весь мир со звездами жанра первой величины — Курт Розинвинкель (Kurt Rosenwinkel), Билл Эванс (Bill Evans), Тим Хагане (Tim Hagans), Джо Завинул (Joe Zawinul). Особо следует подчеркнуть его участие в проектах знаменитого германского коллектива WDR Big Band.
Российский этно-авангард был представлен проектом Youthful Minimalism, участники которого больше известны как основатели и лидеры коллектива "Дети Пикассо". Брат с сестрой — Гая и Карен Арутюняны и их партнер по проекту саксофонист из Венгрии Иштван Гренчо —демонстрировали свое видение современного исполнения армянской народной песни. Надо констатировать, что их подход к реализации поставленной задачи был интересным, безусловно имеющем право на жизнь, но достаточно спорным, и я бы не сказал, что ереванская публика приняла их творчество на "ура".
Пожалуй, самый любопытный и необычный коллектив приехал из Марокко. Это представители знаменитого союза потомков черных рабов, привезенных арабами в Марокко в незапамятные времена из стран Африки — Сенегала, Мали, Нигерии, Гвинеи. Потомки этих людей сумели сохранить свою культуру, более того, добавили черты культуры иудаизма, христианства, и, в основном, ислама. Коллектив носит название Gnawa Sidi Mimoun — по имени этого своеобразного братства людей, вывезенных злой судьбой со своей исторической родины, собранных в одном месте и во спасение своей культуры сумевших создать одну общую новую. Песни и танцы, которые исполняли мароканцы, носили ритуальный характер и являлись частями оригинальных духовных литургий.
На этом празднике этно-музыки ереванцы увидели и услышали и старых знакомых — перкуссиониста Азиза Сахмаоуи (Aziz Sahmaoui) из Марокко, барабанщика и певца, руководителя собственного весьма популярного в мире ансамбля Ifrikya Карима Зиада (Karim Ziad) из Алжира и балафониста Али Кей га (АН Keita) из Мали. Они составили ансамбль с Арто Тунчбояджаном (Arto Tuncboyaciyan) и прямо на сцене сколачивали импровизированные коллективы чуть ли не со всеми выступающими музыкантами.
Ну и, наконец, в качестве хозяев площадки выступали два местных коллектива — "Ваагн Айрапетян ев Кату- нер" и, конечно, суперпопулярный Armenian Navy Band во главе с Арто Тунчбояджаном (кстати, ходят слухи, что коллектив этот в начале будущего года собирается с концертами в Москву). Причем, это была не просто обычная концертная программа, а целое представление. Armenian Navy Band исполнил абсолютно новое произведение крупной формы, некую сюиту, являющуся материалом для следующего альбома коллектива и одновременно продолжением альбома Natural Seeds — Sounds of Our Life, Part 1. Toro самого альбома, который музыкальными критиками мира среди рассматривавшихся 900 альбомов со всего света был поставлен на 14 место по итогам прошлого года. К слову, пару дней тому назад пришла информация о том. что ВВС Radio 3 номинировало Armenian Navy Band на премию в области world music по итогам 2005 года.
Одним словом, фестиваль был большой, разнообразный, интересный. Программа каждого дня превращалась в праздник world music За четыре фестивальных дня слушатели четко осознали, насколько красив и понятен настоящий фольклор любому человеку, вне зависимости от его национальной принадлежности, от его воспитания и вкусов. Ведь согласитесь - пить родниковую воду, зачерпывая ее ладошкой из ручья, намного вкуснее, чем любой разрекламированный шипучий прохладительный напиток в оригинальной упаковке. То же и с корневой музыкой. А если основы фолклора еще и "упа- кованны" в ту самую ориги- ниальную оболочку, то такой музыке просто цены нет.
Итак, Второй международный фестиваль авангард- ной-фолк музыки (или все- таки этно-джаза?) прошел при большом скоплении народа и с огромным успехом.
Четверо суток (концерты затягивались до 3-4 часов ночи, так что вполне можно говорить о суточном режиме работы музыкантов) забитый до отказа зал клуба бешенно аплодировал, топал ногами, ревел от восторга и поглощал огромное количество разноцветной жидкости самой разной крепости. К середине вечера трудно было понять — зал разогрет горячительными налитками или все же фантастической игрой исполнителей. Хотя именно виртуозная игра музыкантов заставляла слушателей время от времени ’охлаждаться', прикладываясь к бокалам и бутылкам—уж очень горячая звучала музыка.' На второй вечер у организаторов и владельцев юпба даже возникла проблема—в баре кончилось все, что можно пить (исключая, конечна чай). К их чести надо сказать, что тут же, за полночь, был снаряжен отряд за бутылками на ближайший оптовый рынок и веселье продолжилось.
В первый день состоялось официальное открытие нового Большого концертного зала. Честь открыть зал была предостаменна ансамблю Gnawa. И они не подкачали После презентационного концерта все пошло как по накатанному — музыканты играли, показывали разные музыкальные трюки, какие- то фокчеы. одним словом, пускались во все тяжкие, лишь бы завести публику. И им это удавалось сполна!
Шоу действительно было занятным. Несмотря на то, что сушествововала четкая программа фестиваля, выступления были расписаны по дням и минутам, редко кому удавалось выдержать заранее намеченный распорядок Выступает, например, квартет Арто Тунчбояджан+ Карим Зиад+Азиз Сахмао- уи+Али Кейта, и вдруг к ним присоединяется ансамбль Gnawa и дает жару. Или плетет свою музыкальную вязь на басе Мэтью Гаррисон, добавляет оттенков клавишник Скотт Кинзи, бешенно лупит в барабаны Карим Зиад, в результате звучит что-то аван- гардно-электронно-продви- нугое, вдруг появляется Арто и начинает петь и играть в своем обычном стиле. И сразу вспоминаешь, что ты на фестивале авангардной фолк-музыки. Кстати, самый, пожалуй, ударный номер за все время фестиваля был исполнен именно этой четверкой, когда гости заиграли типично блюзовую тему, пришедшую откуда-то из Дельты, Арто запел на армянском, добавляя по вкусу знаменитый армянский "Дле яман" и что- то еще из фолклора. И, представьте, получилось очень гармонично. Американский блюз и народная песня о тяготах жизни армянского крестьянина прекрасно наложились друг на друга и великолепно прозвучали как единое целое.
В последний день музыканты устроили настоящий джэм-сешн с — Armenian Navy Band играли все, кто приехал на фестиваль и еще не уехал. Что играли, музыку какого народа, какой нации и расы, определить было трудно. Но всем армянским фанатам очень понравилось, и никто не стал разбираться, что эго было. Главное — было весело и здорово!
Общее мнение после мероприятия прозвучало примерно так: фольклор — это немного наивная, примитивная, но настолько чистая, искренняя и захватывающая слушателя музыка, вне зависимости от его национальной принадлежности, что смешивать его можно с любой другой музыкой, и он не потеряет своей прелести и привлекательности. Его должно звучать больше, представлять его надо разнообразнее, шире, ярче и громче.
Все расходились с надеждой, что III Меяедународный фестиваль авангардной фолк-музыки обязательно состоится в апреле 2006 года. Это, по крайней мере, обещали владельцы клуба, сам Арто и руководство западного менеджмента мероприятия. Как говорится — Бог им в помощь!
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро ...
14-15 мая 2005 года в Минске в Белгосфилармонии состоится фестиваль «Золотая труба» посвящённый легендарному музыканту Эдди Рознеру. Композитор, дирижёр, уникальный трубач, Рознер в течении семи лет возглавлял единственный Государственный джаз – ...