Международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2»
12.10.2005
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и экспериментальная музыка из Японии, Франции, Швейцарии, Нидерланд, Германии и России. Удивительно, но, как и предупредили организаторы, обошлось без этнической составляющей, на что, впрочем, никто не обратил внимания благодаря избытку интереснейших исполнителей.
Музыкально-импровизационный абсурд признанных европейских деятелей Хана Беннинка и Михаила Менгельберга , молодой дуэт французских исследователей наследия фри-джаза 60-х Дидье Лассерре и Себастьяна Капазы, экстремально-пародийный вокал Дэвида Мосса под аккомпанемент электронно-обработанных звуков трения фольги, насаженной на шестину, эксцентричное пение Шелли Хирш, сопровождаемое живописной фонограммой Бернарда Херманна – лишь часть кажущегося необъятным многообразия, предложенного организаторами фестиваля.
Электроакустические эксперименты подкреплялись техническими новациями, а «углубленное слушание» соседствовало с откровенными испытаниями влияния силы звука на человеческий организм. Термин «deep listening» является не случайным. Его изобретательницей стала Полин Оливерос – в прямом смысле бабушка с аккордеоном и… лэптопом, на котором звуки инструмента преобразовываются по желанию исполнителя в реальном времени. Это звуки зевков фантастических чудовищ и поскрипов приоткрытых дверей в пустынных коридорах – фон для нестрашных ужастиков, дремучая сказка, преобразованная теплотой душевной старушки. Зрители сидят вокруг – ещё одна картинка из детства – и кажется до самого конца не верят, что в руках седой рассказчицы в старомодных очках не появятся вязальные спицы, а лэптоп не спрыгнет ей на колени чёрным мурлыкающим котом.
В 1957 году Полин Оливерос совместно с другим музыкальным новатором Терри Райли дали возможность свободной импровизации выйти за рамки джазового стиля. Спустя время Полин записывает альбомы на дне гигантской цистерны, а Райли верховодит в музыке принципом минимализма, противоречивого понятия, суть которого он раскроет в последний день фестиваля. Его инструментом будет простой рояль, одна простейшая до мажорная тональность и рождённый этими нехитрыми средствами мир звуков, сквозь который можно пропустить и американский джаз и индийские раги. Его слушателей в Москве 10 октября не наберётся и на Театральный зал Международного Дома Музыки, но возможно для минимализма это здоровый признак, так же как проведение фестиваля подобной музыки в то время как ни одного из главных зачинателей уже нет в живых – здоровый признак отечественной культуры.
15 апреля в столице Эстонии уже в 17-й раз стартовал Tallinn International Jazzkaar Festival. Фестиваль продлится до конца апреля и станет не только таллиннским, но и общеэстонским праздником джаза – 50 концертов фестиваля пройдут в 13 городах ...
С 9-го по 13-е ноября 2005 года в Калининграде проходил 2-ой Международный джазовый фестиваль В свое время Калининград был городом высокой джазовой культуры. Достаточно сказать, что под эгидой Калининградской филармонии работал знаменитый джаз-рок ...
Каждый фестиваль "Джаз над Волгой" – это и встреча старых друзей, и масса сюрпризов. Я имею в виду не только неожиданные творческие альянсы, но и самые разнообразные слоганы, типа "Живее всех живых", "Моя голова там, где джаз"… На этот раз на ...
Для меня ярославский фестиваль "Джаз над Волгой" – особенный. Во-первых, я там, наконец, встретилась "лицом к лицу" со многими участниками, знакомыми мне лишь по интернету. Во-вторых, я познакомилась с потрясающим московским джаз-фотографом Павлом ...
Минский Международный фестиваль «KlezmerШОК!» представляет белорусской публике музыку клезмер – еврейскую этническую музыку. Клезмерская музыка исторически коренится в небольших местечках Восточной Европы, но сегодня она стала одним из наиболее ...
Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...