Барабанны бiт 2006 - Национальная традиция получает развитие
22.12.2012
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, деградируют и приходят в упадок, то разброс ответов можно предположить в самом широком диапазоне. Одни вспомнят степень развития шоу-бизнеса в той или иной стране, другие найдут источник упадка или успеха в использовании электронных СМИ в деле популяризации названных музыкальных направлений или в возможности получить качественное музыкальное образование...
Но все вместе они обязательно подчеркнут, что степень развития музыкального искусства, в том числе и его современных форм, будет напрямую зависеть от того, что специалисты называют исполнительской традицией. Традиция может исходить из народных глубин (как, например у фольклорных музыкантов), опираться на фундамент классического музыкального образования или обобщенный индивидуальный опыт музыкантов различных поколений. Музыкальные традиции — квинтэссенция всех перечисленных составляющих. Традиция по большому счету не только развивает и обогащает национальную культуру, но и обогащает общее мировое музыкальное наследие, по-своему способствует оригинальной интерпретации новейших стилистических явлений.
Секрет ее жизнестойкости в том, что она способна аккумулировать предыдущий опыт, при условии, что секреты традиции будут передаваться из поколения в поколение — новым исполнителям. Если этого не происходит, традиция гаснет, и возродить ее будет неимоверно трудно. Передать традицию молодым музыкантам, безусловно, задача—архисложная, но выполнимая. Главное, чтобы за дело взялись настоящие профессионалы. Как в случае с организаторами II фестиваля исполнителей на ударной установке "Барабанны бiт 2006" — компаниями Белинтермузыка и Navara Trade. А в том, что в нашей стране есть мощная национальная школа игры на ударных инструментах, слушатели смогли убедиться, когда на сцену "Ба- рабаннага 6iTa-2006" пригласили участников профессионального жюри, среди которых можно было узнать легендарных белорусских барабанщиков — К. Шевандо (участник групп "Улic", "Сестра", преподаватель музыкального училища им. М. Глинки), В. Чайкова (музыкант Государственного оркестра п/у М.Финберга), В.Марусича (ex-"Песняры") и председателя жюри - барабанщика группы Apple Tea А.Сапегу.
Благодаря их энтузиазму и профессионализму уже во второй раз фестиваль "Барабанны бiт" превратился не только в искрометное музыкальное шоу, но и открыл новые имена перспективных исполнителей-виртуозов. Все дело в том, что фестивальная сцена Молодежного театра эстрады была наполнена не только большим количеством инструментов фирм Mapex и Paiste, но и представляла собой иллюстрацию из будущего белорусского учебника по искусству озвучки ударной установки. И как итог - инструменты в зале звучали идеально, а изобилие ударных не утомляло слушателей!
Второе слагаемое успеха в том, что организаторы фестиваля до мелочей продумали программу, придали ей элементы артистического лоска. А "зачинщиком" театрализованной части фестиваля "Барабанны 6iT-2006" стала GRIG Percussion Group. Музыкальное амплуа оригинального коллектива — исполнение произведений профессиональных композиторов для ударных инструментов, как традиционных, так и нетрадиционных. Большой зрительский резонанс вызвала пьеса, исполненная участниками GRIG Percussion Group на предметах кухонной утвари! Казалось, еще пара таких номеров и сцена фестивального зала превратится в театрально-музыкальный "капустник"...
Председатель жюри конкурса-фестиваля, известный белорусский барабанщик и педагог Александр Сапега вернул зрителей и участников "Барабаннага 6iTa-2006" к главному действу и объявил обладателя поощрительной премии фестиваля. Им стал 16-летний брестчанин Сергей Ручкин — перспективный инструменталист, ихпорый продемонстрировал каскад разнообразных исполнительских приемов и постарался на все сто процентов оправдать название номинации, в которой был он отмечен — "За ритмическою точность". Отыграл Сергей мощно и, действительно, сточностью камертона!
Громом аплодисментов зрители встретили самого молодого участника фестиваля "Барабанны 6iT-2006" — Андрея Коротченю из Жлобина. Его сэт состоял из демонстрации разнообразных приемов игры на ударной установке, которые доказали тот невероятный факт, что у пятнадцатилетнего барабанщика уже начали вырисовываться черты собственной исполнительской манеры. Свою роль в успехе у зрителей сыграло не только прирожденное чувство ритма, артистизм музыканта, но и его скромность. Так держать и мы скоро увидим тебя, Андрей в списке победителей фестиваля!
Нельзя не отметить ту теплоту, с которой зрители встретили выступление лауреата III премии конкурса "Барабанны 6iT-2006" минчанина Тимофея Бирюкова, который показал разнообразную технику исполнения на ударной установке в составе джазового ансамбля. В игре Тимофея отчетливо прослеживалось его стремление к эксперименту, импровизационной игре в рамках сложного полистилистического рисунка. В то же время, зрителям и жюри импонировал артистизм Т. Бирюкова, его глубокое понимание природы грува, которое он продемонстрировал во время совместного музицирования. Особенно, когда дело доходило до дуэтов с басистом группы Apple Tea Игорем Сацевичем.
Лауреат II премии минчанин Андрей Маврин второй раз участвует в конкурсной программе фестиваля. Если в прошлом году он не вошел в число финалистов, то в этом году его успех оценивается как закономерный. Уж очень заметен был для членов жюри тот прогресс, который демонстрировал на"Барабанным бще-2006" Андрей. Лишь некоторая механистичность исполнительской манеры не позволили А Маврину занять самое высокое место в финале конкурса фестиваля. Может, это произошло потому, что молодой музыкант выступал под "минусовку"? Так это или не так, — анализировать специалистам. Я же замечу, что этот фестиваль не последний в творческой карьере Андрея.
Ну а счастливым обладателем главного приза — ударной установки Марех — стал еще один барабанщик Бреста Алексей Хайчук В прошлом году Алексей, как и в этом году А Маврин, был на втором месте в конкурсе. Но упорная работа над совершенствованием техники звукоизвлечения, вдохновенный и новаторский подход к исполнению совместной с ди-джеем сольной композиции сделали свое дело: брестский музыкант стал любимцем слушателей фестиваля "Барабанны 6iT-2006". Стиль А Хайчука — сплав отточенной техники, чистого, динамичного звука покорили в этом году и членов профессионального жюри фестиваля. А значит, национальная исполнительская школа игры на барабанной установке пополнилась еще одним талантливым инструменталистом.
Нужно отметить, что благодаря усилиям организаторов и в этом году фестиваль был не только полем состязания молодых барабанщиков, но и захватывающим музыкальным шоу. Концертная эстафета от лауреатов фестиваля "Барабанны 6iT" логично передавалась известным и музыкальным коллективам, в составе которых барабанщики играли не последнюю партию. Например, трио К Шевандо или ансамблю "Фестиваль", участники которого, виртуозные исполнители - председатель жюри, барабанщик А Сапега и басист К.Конюшик составили отличную инструментальную компанию аккордеонистам В. Бубену и В. Федоруку.
Много внимания к игре Александра Сапеги было приковано и во время исполнения пьес "Остаться в Манаусе" и "97 градусов по Фаренгейту" джаз-роковой группой Apple Tea. Победитель прошлогоднего конкурса Александр Липницкий представил слушателям свой Simphonic Drive Orchestra — коллектив, отдающий предпочтение джазовым композициям с "горячим" латиноамериканским акцентом. В составе Simphonic Drive Orchestra Александр выступил не только в качестве барабанщика, но и трубача. Выступление этих коллективов принимались очень тепло, бурными овациями.
Несправедливо было бы не отметить искрометное выступление гостя фестиваля "Барабанны 6iT-2006", известного эстонского барабанщика, а теперь и представителя фирмы Paiste в Беларуси, Петера Йыгиоя (Pantacrator 1, Neiokolo). Петер выступает в редком исполнительском разделе — барабанное шоу. Его основная исполнительская манера оформилась в начале 90-х годов, когда он играл в хард-рок в группе Pantacrator 1. Постоянная концертная практика и совершенствование позволило стать Петеру настоящим виртуозом перекрестных ударов, сбивок и бреков. Те, кому удалось увидеть работу Петера по барабанной установке руками, костяшками пальцев, локтями и головой (!), не забудут этот экстрим. Как и ту гордость, с которой Петер демонстрировал сломанный головой держатель новенькой тарелки...
..."Барабанны 6iT-2006" стал частью музыкальной истории Беларуси. Богатый опыт лучших представителей национальной школы исполнителей на ударной установке был с благодарностью воспринят молодыми и талантливыми музыкантами. Значит, можно бьггь уверенным, что уже где-то новые претенденты на звание лучшего барабанщика страны штудируют секреты игры на ударной установке, раскрытые в первой белорусской школе игры на ударных инструментах High Tea Drumming, которую издал председатель жюри этого фестиваля Александр Сапега. Ведь теперь у молодых виртуозов ударной установки есть мечта — стать лучшим на "Барабанным бiце-2007"!
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...