Барабанны бiт 2006 - Национальная традиция получает развитие
22.12.2012
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, деградируют и приходят в упадок, то разброс ответов можно предположить в самом широком диапазоне. Одни вспомнят степень развития шоу-бизнеса в той или иной стране, другие найдут источник упадка или успеха в использовании электронных СМИ в деле популяризации названных музыкальных направлений или в возможности получить качественное музыкальное образование...
Но все вместе они обязательно подчеркнут, что степень развития музыкального искусства, в том числе и его современных форм, будет напрямую зависеть от того, что специалисты называют исполнительской традицией. Традиция может исходить из народных глубин (как, например у фольклорных музыкантов), опираться на фундамент классического музыкального образования или обобщенный индивидуальный опыт музыкантов различных поколений. Музыкальные традиции — квинтэссенция всех перечисленных составляющих. Традиция по большому счету не только развивает и обогащает национальную культуру, но и обогащает общее мировое музыкальное наследие, по-своему способствует оригинальной интерпретации новейших стилистических явлений.
Секрет ее жизнестойкости в том, что она способна аккумулировать предыдущий опыт, при условии, что секреты традиции будут передаваться из поколения в поколение — новым исполнителям. Если этого не происходит, традиция гаснет, и возродить ее будет неимоверно трудно. Передать традицию молодым музыкантам, безусловно, задача—архисложная, но выполнимая. Главное, чтобы за дело взялись настоящие профессионалы. Как в случае с организаторами II фестиваля исполнителей на ударной установке "Барабанны бiт 2006" — компаниями Белинтермузыка и Navara Trade. А в том, что в нашей стране есть мощная национальная школа игры на ударных инструментах, слушатели смогли убедиться, когда на сцену "Ба- рабаннага 6iTa-2006" пригласили участников профессионального жюри, среди которых можно было узнать легендарных белорусских барабанщиков — К. Шевандо (участник групп "Улic", "Сестра", преподаватель музыкального училища им. М. Глинки), В. Чайкова (музыкант Государственного оркестра п/у М.Финберга), В.Марусича (ex-"Песняры") и председателя жюри - барабанщика группы Apple Tea А.Сапегу.
Благодаря их энтузиазму и профессионализму уже во второй раз фестиваль "Барабанны бiт" превратился не только в искрометное музыкальное шоу, но и открыл новые имена перспективных исполнителей-виртуозов. Все дело в том, что фестивальная сцена Молодежного театра эстрады была наполнена не только большим количеством инструментов фирм Mapex и Paiste, но и представляла собой иллюстрацию из будущего белорусского учебника по искусству озвучки ударной установки. И как итог - инструменты в зале звучали идеально, а изобилие ударных не утомляло слушателей!
Второе слагаемое успеха в том, что организаторы фестиваля до мелочей продумали программу, придали ей элементы артистического лоска. А "зачинщиком" театрализованной части фестиваля "Барабанны 6iT-2006" стала GRIG Percussion Group. Музыкальное амплуа оригинального коллектива — исполнение произведений профессиональных композиторов для ударных инструментов, как традиционных, так и нетрадиционных. Большой зрительский резонанс вызвала пьеса, исполненная участниками GRIG Percussion Group на предметах кухонной утвари! Казалось, еще пара таких номеров и сцена фестивального зала превратится в театрально-музыкальный "капустник"...
Председатель жюри конкурса-фестиваля, известный белорусский барабанщик и педагог Александр Сапега вернул зрителей и участников "Барабаннага 6iTa-2006" к главному действу и объявил обладателя поощрительной премии фестиваля. Им стал 16-летний брестчанин Сергей Ручкин — перспективный инструменталист, ихпорый продемонстрировал каскад разнообразных исполнительских приемов и постарался на все сто процентов оправдать название номинации, в которой был он отмечен — "За ритмическою точность". Отыграл Сергей мощно и, действительно, сточностью камертона!
Громом аплодисментов зрители встретили самого молодого участника фестиваля "Барабанны 6iT-2006" — Андрея Коротченю из Жлобина. Его сэт состоял из демонстрации разнообразных приемов игры на ударной установке, которые доказали тот невероятный факт, что у пятнадцатилетнего барабанщика уже начали вырисовываться черты собственной исполнительской манеры. Свою роль в успехе у зрителей сыграло не только прирожденное чувство ритма, артистизм музыканта, но и его скромность. Так держать и мы скоро увидим тебя, Андрей в списке победителей фестиваля!
Нельзя не отметить ту теплоту, с которой зрители встретили выступление лауреата III премии конкурса "Барабанны 6iT-2006" минчанина Тимофея Бирюкова, который показал разнообразную технику исполнения на ударной установке в составе джазового ансамбля. В игре Тимофея отчетливо прослеживалось его стремление к эксперименту, импровизационной игре в рамках сложного полистилистического рисунка. В то же время, зрителям и жюри импонировал артистизм Т. Бирюкова, его глубокое понимание природы грува, которое он продемонстрировал во время совместного музицирования. Особенно, когда дело доходило до дуэтов с басистом группы Apple Tea Игорем Сацевичем.
Лауреат II премии минчанин Андрей Маврин второй раз участвует в конкурсной программе фестиваля. Если в прошлом году он не вошел в число финалистов, то в этом году его успех оценивается как закономерный. Уж очень заметен был для членов жюри тот прогресс, который демонстрировал на"Барабанным бще-2006" Андрей. Лишь некоторая механистичность исполнительской манеры не позволили А Маврину занять самое высокое место в финале конкурса фестиваля. Может, это произошло потому, что молодой музыкант выступал под "минусовку"? Так это или не так, — анализировать специалистам. Я же замечу, что этот фестиваль не последний в творческой карьере Андрея.
Ну а счастливым обладателем главного приза — ударной установки Марех — стал еще один барабанщик Бреста Алексей Хайчук В прошлом году Алексей, как и в этом году А Маврин, был на втором месте в конкурсе. Но упорная работа над совершенствованием техники звукоизвлечения, вдохновенный и новаторский подход к исполнению совместной с ди-джеем сольной композиции сделали свое дело: брестский музыкант стал любимцем слушателей фестиваля "Барабанны 6iT-2006". Стиль А Хайчука — сплав отточенной техники, чистого, динамичного звука покорили в этом году и членов профессионального жюри фестиваля. А значит, национальная исполнительская школа игры на барабанной установке пополнилась еще одним талантливым инструменталистом.
Нужно отметить, что благодаря усилиям организаторов и в этом году фестиваль был не только полем состязания молодых барабанщиков, но и захватывающим музыкальным шоу. Концертная эстафета от лауреатов фестиваля "Барабанны 6iT" логично передавалась известным и музыкальным коллективам, в составе которых барабанщики играли не последнюю партию. Например, трио К Шевандо или ансамблю "Фестиваль", участники которого, виртуозные исполнители - председатель жюри, барабанщик А Сапега и басист К.Конюшик составили отличную инструментальную компанию аккордеонистам В. Бубену и В. Федоруку.
Много внимания к игре Александра Сапеги было приковано и во время исполнения пьес "Остаться в Манаусе" и "97 градусов по Фаренгейту" джаз-роковой группой Apple Tea. Победитель прошлогоднего конкурса Александр Липницкий представил слушателям свой Simphonic Drive Orchestra — коллектив, отдающий предпочтение джазовым композициям с "горячим" латиноамериканским акцентом. В составе Simphonic Drive Orchestra Александр выступил не только в качестве барабанщика, но и трубача. Выступление этих коллективов принимались очень тепло, бурными овациями.
Несправедливо было бы не отметить искрометное выступление гостя фестиваля "Барабанны 6iT-2006", известного эстонского барабанщика, а теперь и представителя фирмы Paiste в Беларуси, Петера Йыгиоя (Pantacrator 1, Neiokolo). Петер выступает в редком исполнительском разделе — барабанное шоу. Его основная исполнительская манера оформилась в начале 90-х годов, когда он играл в хард-рок в группе Pantacrator 1. Постоянная концертная практика и совершенствование позволило стать Петеру настоящим виртуозом перекрестных ударов, сбивок и бреков. Те, кому удалось увидеть работу Петера по барабанной установке руками, костяшками пальцев, локтями и головой (!), не забудут этот экстрим. Как и ту гордость, с которой Петер демонстрировал сломанный головой держатель новенькой тарелки...
..."Барабанны 6iT-2006" стал частью музыкальной истории Беларуси. Богатый опыт лучших представителей национальной школы исполнителей на ударной установке был с благодарностью воспринят молодыми и талантливыми музыкантами. Значит, можно бьггь уверенным, что уже где-то новые претенденты на звание лучшего барабанщика страны штудируют секреты игры на ударной установке, раскрытые в первой белорусской школе игры на ударных инструментах High Tea Drumming, которую издал председатель жюри этого фестиваля Александр Сапега. Ведь теперь у молодых виртуозов ударной установки есть мечта — стать лучшим на "Барабанным бiце-2007"!
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...
7 июня 2007 года в столице Азербайджана стартует очередной Baki International Jazz Festival. Впервые в Фестивале примут участие сразу 11 коллективов из-за рубежа и впервые в рамках Фестиваля наши гости проведут 6 мастер-классов. Для выступлений ...
С 25 мая по 2 июня будет проходить в Нью-Йорке ежегодный фестиваль New Languages, основанный в 2005 году саксофонистами Джексоном Муром и Аароном Али Шейхом. Фестиваль 2007 года обещает быть самым крупным за все время его существования – на нем ...
Джаз приходит, уходит, снова возвращается, переживает кризис. Умирая и возрождаясь, он никогда не стоит на месте, Джаз - это свободная музыка, которая движется в будущее, устремленная в свое прошлое. Столкнувшись с рядом проблем, появившихся в ...
С 15 сентября по 15 октября пройдет в этом году в Нью-Йорке уже 4-й по счету фестиваль Новой музыки для трубы (Festival of New Trumpet Music или, сокращенно, FONT). Главные организаторы этого фестиваля, Дэйв Дуглас, Рой Кэмпбелл и Джон Нельсон вновь ...
В 6-й раз в городе Одесса – жемчужине черноморского побережья Украины – с 15 по 17 сентября 2006 года пройдет международный джазовый фестиваль «Джаз Карнавал в Одессе». Основанный в 2001 году на родине первого советского джазмена – Леонида Утесова, ...
За последние пару месяцев в джазовой жизни Еревана произошло столько событий, что они с лихвой покрыли джазовый голод наших любителей музыки, накопившийся за прошлые годы. Шутка ли — в конце зимы гастроли двух известных мастеров джаза, в конце ...
Вот уже второй год подряд, благодаря достаточно высокой популярности Armenian Navy Band и высокому реноме лидера бэнда Арто Тунчбояджана в музыкальном мире, и по его приглашению в Ереван съезжаются великолепные музыканты из разных стран мира для ...
В этом году Международный фестиваль Rigas Ritmi (Рига, Латвия) отметит свое 5-летие с 4 по 10 июля, поражая своей насыщенной концертной программой, в которой выступят как и молодые таланты, так и признанные джазовые мастера. Хэдлайнерами нынешнего ...