nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Грузинское чудо в Саулкрасты

Грузинское чудо в Саулкрасты  Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti Jazz 2007. Программа выступлений вызывала повышенный интерес. Ведь предстояло услышать неповторимые импровизации музыкантов Швеции, Германии, России, США, Грузии, Исландии, Украины... И, разумеется, – звезд латвийского джаза. Уверен, ожидания публики оправдались.

Открывал юбилейный фестиваль украинский квартет Solominband. Не ошибусь, если скажу: многие впервые услышали в джазе... домру. Виртуозно играл на ней лидер группы Виктор Соломин. Уверенно импровизировала на клавишных Наталья Лебедева. Запомнились удивительные по настроению и глубине чувств композиции "Тибет" и "Шанс".

Горячо принимала публика две группы из Германии. Одна – Wolfgang Haffner замечательного барабанщика Вольфганга Хаффнера, хорошо известная, не раз выступавшая в Саулкрасты, показала эмоциональный, замешанный на джаз-роке проект Shapes, вторая – Christoph Titz Band, в которой яркой игрой выделялся руководитель группы трубач Кристоф Титц.

Добротный хард-боп показал шведский квартет гитариста Харри Ихануса. Кроме Харри запомнился своими импровизациями рослый и могучий (настоячщий скандинав!) тенор-саксофонист Мартин Алмквист, предпочитающий с мощным звучанием играть акустически, без микрофонов.

В центре внимания публики оказался квартет Lenny White & Victor Bailey Group из США. И в первую очередь благодаря двум выдающимся личностям современного джаза – басисту Виктору Бэйли и барабанщику Ленни Уайту. Увлекательные композиции квартета с яркими и страстными импровизациями Бэйли (для полного выражения чувств он иногда даже начинал помогать себе голосом), невозмутивного на вид Уайта и их партеров – клавишника Петера Хорвата и тенор-саксофониста Бенни Моупена восторженно принимала многочисленная публика.

Давид Голощекин. Легендарный российский джазмэн из Санкт-Петербурга. Всю неделю он находился в центре внимания молодых музыкантов, опытных джазмэнов и просто любителей джаза. Многие помнят его еще по выступлениям в 70-80-е годы на фестивалях "Ритмы лета". В лагере Minhauzen Unda на мастер-классах молодые музыканты смотрели на Давида как на икону. Великолепно играл Голощекин на одном из jam sessions. В тот вечер спонтанно собралась замечательная компания джазмэнов из США, Германии, Латвии и России, которую представлял Голощекин. Интернациональный состав, впервые оказавшийся на одной сцене (вот за что мы и любим джаз!) играл с таким драйом, что просто дух захватывало. Давид блистал. Как и 40 лет назад, когда я впервые услышал его в Ленинграде, в знаменитом оркестре Иосифа Вайнштейна, так и через пару лет на рижском концерте в составе квинтета Геннадия Гольштейна – Константина Носова, и в 71-м на знаменитой встрече с музыкантами оркестра Дюка Эллингтона. Это тогда великий Дюк, взойдя на сцену и сменив Голощекина за роялем, произнес: "После такого пианиста мне уже и неудобно играть". И в последующие годы, в Риге на фестивалях, игра музыканта всегда вызывала восхищение. На саулкрастском джэме он начинал на флюгельгорне, затем играл на скрипке и, наконец, на клавишных... И на любом инструменте его импровизации были безупречны. На заключительном концерте Голощекин выступал вместе с Мirage Jazz Orchestra.

Теперь о главной интриге фестиваля. Не секрет, что все – музыканты и публика – с нетерпением ждали встречи с группой 20 Сеntury из Грузии, в составе которой 11-летний пианист Бека Гочиашвили. И, надо сказать, мы явились свидетелями невероятного. Бека – настоячщее чудо! При исполнении джазовых стандартов мальчик легко и свободно импровизировал. Его техника игры с великолепным свингом поразила всех. Он ни в чем не уступал взрослым пианистам джаза. Как такое могло произойти? Все это просто не укладывалось в голове. После разговора с грузинским контрабасистом и менеджером трио Паулом Квацхадзе удалось узнать, что в Тбилиси Бека учится в 6-м классе музыкальной школы. У отца-музыканта мальчик услышал диски с записями выдающихся джазовых пианистов, и новая музыка его заинтересовала. Всего 8 месяцев (!) тому назад Бека стал заниматься у известного грузинского джазового пианиста Зураба Рамиашвили. Постоянно начал слушать диски Хэрби Хэнкока, Чика Кориа, Мишеля Петручиани, Кита Джаррета... И произошло чудо, свидетелями которого мы стали. Невероятно, как мог ребенок за столь короткий срок научиться так играть? И тогда я попросил поделиться своим мнением обычно сдержанного на оценки игры музыкантов Давида Голощекина.
– Настоящим откровением, – сказал Давид, – стал для меня грузинский мальчик Бека. Я был просто ошеломлен. Много дарований встречалось мне на разных фестивалях, но здесь, уже услышав первые звуки, был сражен наповал. Подойдя ближе к сцене, я еле увидел за инструментом маленькое создание, которое играло ИДЕАЛЬНО. У Бека великолепное чувство логики, свинга, он и технически прекрасно оснащен. Безупречно владеет клавиатурой. В игре не сделал никаких ошибок. Фразировка отточена в рамках би-бопа на сто прооцентов. Я даже заметил и влияние Кита Джаррета. Во все это трудно поверить. Просто гениальный мальчик. С удовольствием сыграл бы с ним концерт. Как он смог научиться так играть за 8 месяцев? За столь короткий срок этому научиться невозможно. Он гений от природы. И создан для джаза.

Так состоялся у Бека его первый выезд за пределы Грузии. И будем считать, что именно в Саулкрасты состоялось его первое "явление народу". Внимательно будем следить за творческой судьбой Бека и очень надеемся, что взрослея он останется в джазе, и главный триумф его еще впереди.

Уверенно выступали на фестивале латвийские музыканты. В первый вечер порадовал ансамбль студентов джазового отделения Рижской хоровой школы Домского собора. Играли все слаженно, чисто, хорошо импровизировали. Своей игрой выделялись тенор-саксофонист Артис Лочмелис и Рудольф Мацатс (клавишные). Возрастает мастерство квинтета Silvesteri Orkesteri, регулярно выступающего в рижском клубе "Гамлет". Уверенно импровизируют тенор-саксофонист Ренар Лацис, контрабасист Томас Пойш, барабанщик Андрис Буйкис. Достойно исполнила свою программу группа Тwin Town пианиста Кристапа Ванадзиньша. А игра квартета Аbi Gali, объединяющего известных джазмэнов Латвии Ника Готхэма (баритон-саксофон), Мадара Калниньша (клавишные), Андрея Евсюкова (гитара) и Каспара Григалиса (ударные), была безупречной.

В последний день фестиваля на Большой эстраде прошел дневной концерт с участием учеников мастер-классов, а вечером свыше двух тысяч зрителей с нетерпениенс ждали встречи с Мirage Jazz Orchestra Гунара Розенберга. С ним должны были выступать и гости фестиваля – педагоги мастер-классов из разных стран.

Перед началом концерта ведущий объявил публике, что в этом году исполнилось 50 лет с того дня, как был создан Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО), внесший значительный вклад в развитие джазовой музыки в Латвии, и огласил фамилии музыкантов, игравших в РЭО в те далекие годы.Прозвучала и фамилия Виталия Долгова, совсем недавно ушедшего от нас. Выдающийся джазовый музыкант, аранжировщик и композитор именно в РЭО начинал свой творческий путь.

Отдавая дань памяти Долгову, Мirage Jazz Orchestra исполнил удивительно трогательную по настроению пьесу Виталия "Поскриптум" и, в его аранжировке, известную тему "Лаура".

В сопровождении Мirage Jazz Orchestra замечательно играл Давид Голощекин. В джазовом стандарте Secret Lav он солировал на флюгельгорне, а его партнером являлся другой педагог – трубач Кристоф Титц. С блеском раскрылось дарование Голощекина-скрипача в композиции I'm A Fool To Want You. С каким чувством и как проникновенно играл Давид в этой трогательной и восхитительной балладе!

Из выступивших педагогов запомнились дуэль двух барабанщиков – необъятного американца Эрика Мура и украинца Александра Муренко, соло шведского гитариста Харри Ихануса в "Лауре", джазовый вокал француженки Шелии Масри и Инги Берзини из Латвии, импровизации болгарского барабанщика Венко Пороманского...

Пела на концерте и "первая леди латвийского джаза" Ольга Пирагс. В новой интересной аранжировке исполнила она Samertime, а в завершении – неистовый и неудержимый скэт.

Впервые в рамках фестиваля Saulkrasti Jazz 2007 Балтийская лига барабанщиков провела международный конкурс исполнителей на ударных инструментах. В результате острой и бескомпромиссной борьбы первое место получил литовский барабанщик Мариус Алекса.

На снимке – Бека ГОЧИАШВИЛИ
Фото Сергея БУДАНОВА

Валерий КОПМАН


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2005 - 2007 года

  • стиль: джаз, джаз
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
  • стиль: джаз, джаз
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
  • стиль: джаз, джаз
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
  • стиль: джаз, джаз
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
  • стиль: джаз, джаз
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
  • стиль: блюз, блюз
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
  • стиль: джаз, джаз
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...
  • стиль: джаз, джаз
7 июня 2007 года в столице Азербайджана стартует очередной Baki International Jazz Festival. Впервые в Фестивале примут участие сразу 11 коллективов из-за рубежа и впервые в рамках Фестиваля наши гости проведут 6 мастер-классов. Для выступлений ...
  • стиль: джаз, джаз
С 25 мая по 2 июня будет проходить в Нью-Йорке ежегодный фестиваль New Languages, основанный в 2005 году саксофонистами Джексоном Муром и Аароном Али Шейхом. Фестиваль 2007 года обещает быть самым крупным за все время его существования – на нем ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз приходит, уходит, снова возвращается, переживает кризис. Умирая и возрождаясь, он никогда не стоит на месте, Джаз - это свободная музыка, которая движется в будущее, устремленная в свое прошлое. Столкнувшись с рядом проблем, появившихся в ...
  • стиль: джаз, джаз
С 15 сентября по 15 октября пройдет в этом году в Нью-Йорке уже 4-й по счету фестиваль Новой музыки для трубы (Festival of New Trumpet Music или, сокращенно, FONT). Главные организаторы этого фестиваля, Дэйв Дуглас, Рой Кэмпбелл и Джон Нельсон вновь ...
  • стиль: джаз, джаз
В 6-й раз в городе Одесса – жемчужине черноморского побережья Украины – с 15 по 17 сентября 2006 года пройдет международный джазовый фестиваль «Джаз Карнавал в Одессе». Основанный в 2001 году на родине первого советского джазмена – Леонида Утесова, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com