nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Грузинское чудо в Саулкрасты

Грузинское чудо в Саулкрасты  Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti Jazz 2007. Программа выступлений вызывала повышенный интерес. Ведь предстояло услышать неповторимые импровизации музыкантов Швеции, Германии, России, США, Грузии, Исландии, Украины... И, разумеется, – звезд латвийского джаза. Уверен, ожидания публики оправдались.

Открывал юбилейный фестиваль украинский квартет Solominband. Не ошибусь, если скажу: многие впервые услышали в джазе... домру. Виртуозно играл на ней лидер группы Виктор Соломин. Уверенно импровизировала на клавишных Наталья Лебедева. Запомнились удивительные по настроению и глубине чувств композиции "Тибет" и "Шанс".

Горячо принимала публика две группы из Германии. Одна – Wolfgang Haffner замечательного барабанщика Вольфганга Хаффнера, хорошо известная, не раз выступавшая в Саулкрасты, показала эмоциональный, замешанный на джаз-роке проект Shapes, вторая – Christoph Titz Band, в которой яркой игрой выделялся руководитель группы трубач Кристоф Титц.

Добротный хард-боп показал шведский квартет гитариста Харри Ихануса. Кроме Харри запомнился своими импровизациями рослый и могучий (настоячщий скандинав!) тенор-саксофонист Мартин Алмквист, предпочитающий с мощным звучанием играть акустически, без микрофонов.

В центре внимания публики оказался квартет Lenny White & Victor Bailey Group из США. И в первую очередь благодаря двум выдающимся личностям современного джаза – басисту Виктору Бэйли и барабанщику Ленни Уайту. Увлекательные композиции квартета с яркими и страстными импровизациями Бэйли (для полного выражения чувств он иногда даже начинал помогать себе голосом), невозмутивного на вид Уайта и их партеров – клавишника Петера Хорвата и тенор-саксофониста Бенни Моупена восторженно принимала многочисленная публика.

Давид Голощекин. Легендарный российский джазмэн из Санкт-Петербурга. Всю неделю он находился в центре внимания молодых музыкантов, опытных джазмэнов и просто любителей джаза. Многие помнят его еще по выступлениям в 70-80-е годы на фестивалях "Ритмы лета". В лагере Minhauzen Unda на мастер-классах молодые музыканты смотрели на Давида как на икону. Великолепно играл Голощекин на одном из jam sessions. В тот вечер спонтанно собралась замечательная компания джазмэнов из США, Германии, Латвии и России, которую представлял Голощекин. Интернациональный состав, впервые оказавшийся на одной сцене (вот за что мы и любим джаз!) играл с таким драйом, что просто дух захватывало. Давид блистал. Как и 40 лет назад, когда я впервые услышал его в Ленинграде, в знаменитом оркестре Иосифа Вайнштейна, так и через пару лет на рижском концерте в составе квинтета Геннадия Гольштейна – Константина Носова, и в 71-м на знаменитой встрече с музыкантами оркестра Дюка Эллингтона. Это тогда великий Дюк, взойдя на сцену и сменив Голощекина за роялем, произнес: "После такого пианиста мне уже и неудобно играть". И в последующие годы, в Риге на фестивалях, игра музыканта всегда вызывала восхищение. На саулкрастском джэме он начинал на флюгельгорне, затем играл на скрипке и, наконец, на клавишных... И на любом инструменте его импровизации были безупречны. На заключительном концерте Голощекин выступал вместе с Мirage Jazz Orchestra.

Теперь о главной интриге фестиваля. Не секрет, что все – музыканты и публика – с нетерпением ждали встречи с группой 20 Сеntury из Грузии, в составе которой 11-летний пианист Бека Гочиашвили. И, надо сказать, мы явились свидетелями невероятного. Бека – настоячщее чудо! При исполнении джазовых стандартов мальчик легко и свободно импровизировал. Его техника игры с великолепным свингом поразила всех. Он ни в чем не уступал взрослым пианистам джаза. Как такое могло произойти? Все это просто не укладывалось в голове. После разговора с грузинским контрабасистом и менеджером трио Паулом Квацхадзе удалось узнать, что в Тбилиси Бека учится в 6-м классе музыкальной школы. У отца-музыканта мальчик услышал диски с записями выдающихся джазовых пианистов, и новая музыка его заинтересовала. Всего 8 месяцев (!) тому назад Бека стал заниматься у известного грузинского джазового пианиста Зураба Рамиашвили. Постоянно начал слушать диски Хэрби Хэнкока, Чика Кориа, Мишеля Петручиани, Кита Джаррета... И произошло чудо, свидетелями которого мы стали. Невероятно, как мог ребенок за столь короткий срок научиться так играть? И тогда я попросил поделиться своим мнением обычно сдержанного на оценки игры музыкантов Давида Голощекина.
– Настоящим откровением, – сказал Давид, – стал для меня грузинский мальчик Бека. Я был просто ошеломлен. Много дарований встречалось мне на разных фестивалях, но здесь, уже услышав первые звуки, был сражен наповал. Подойдя ближе к сцене, я еле увидел за инструментом маленькое создание, которое играло ИДЕАЛЬНО. У Бека великолепное чувство логики, свинга, он и технически прекрасно оснащен. Безупречно владеет клавиатурой. В игре не сделал никаких ошибок. Фразировка отточена в рамках би-бопа на сто прооцентов. Я даже заметил и влияние Кита Джаррета. Во все это трудно поверить. Просто гениальный мальчик. С удовольствием сыграл бы с ним концерт. Как он смог научиться так играть за 8 месяцев? За столь короткий срок этому научиться невозможно. Он гений от природы. И создан для джаза.

Так состоялся у Бека его первый выезд за пределы Грузии. И будем считать, что именно в Саулкрасты состоялось его первое "явление народу". Внимательно будем следить за творческой судьбой Бека и очень надеемся, что взрослея он останется в джазе, и главный триумф его еще впереди.

Уверенно выступали на фестивале латвийские музыканты. В первый вечер порадовал ансамбль студентов джазового отделения Рижской хоровой школы Домского собора. Играли все слаженно, чисто, хорошо импровизировали. Своей игрой выделялись тенор-саксофонист Артис Лочмелис и Рудольф Мацатс (клавишные). Возрастает мастерство квинтета Silvesteri Orkesteri, регулярно выступающего в рижском клубе "Гамлет". Уверенно импровизируют тенор-саксофонист Ренар Лацис, контрабасист Томас Пойш, барабанщик Андрис Буйкис. Достойно исполнила свою программу группа Тwin Town пианиста Кристапа Ванадзиньша. А игра квартета Аbi Gali, объединяющего известных джазмэнов Латвии Ника Готхэма (баритон-саксофон), Мадара Калниньша (клавишные), Андрея Евсюкова (гитара) и Каспара Григалиса (ударные), была безупречной.

В последний день фестиваля на Большой эстраде прошел дневной концерт с участием учеников мастер-классов, а вечером свыше двух тысяч зрителей с нетерпениенс ждали встречи с Мirage Jazz Orchestra Гунара Розенберга. С ним должны были выступать и гости фестиваля – педагоги мастер-классов из разных стран.

Перед началом концерта ведущий объявил публике, что в этом году исполнилось 50 лет с того дня, как был создан Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО), внесший значительный вклад в развитие джазовой музыки в Латвии, и огласил фамилии музыкантов, игравших в РЭО в те далекие годы.Прозвучала и фамилия Виталия Долгова, совсем недавно ушедшего от нас. Выдающийся джазовый музыкант, аранжировщик и композитор именно в РЭО начинал свой творческий путь.

Отдавая дань памяти Долгову, Мirage Jazz Orchestra исполнил удивительно трогательную по настроению пьесу Виталия "Поскриптум" и, в его аранжировке, известную тему "Лаура".

В сопровождении Мirage Jazz Orchestra замечательно играл Давид Голощекин. В джазовом стандарте Secret Lav он солировал на флюгельгорне, а его партнером являлся другой педагог – трубач Кристоф Титц. С блеском раскрылось дарование Голощекина-скрипача в композиции I'm A Fool To Want You. С каким чувством и как проникновенно играл Давид в этой трогательной и восхитительной балладе!

Из выступивших педагогов запомнились дуэль двух барабанщиков – необъятного американца Эрика Мура и украинца Александра Муренко, соло шведского гитариста Харри Ихануса в "Лауре", джазовый вокал француженки Шелии Масри и Инги Берзини из Латвии, импровизации болгарского барабанщика Венко Пороманского...

Пела на концерте и "первая леди латвийского джаза" Ольга Пирагс. В новой интересной аранжировке исполнила она Samertime, а в завершении – неистовый и неудержимый скэт.

Впервые в рамках фестиваля Saulkrasti Jazz 2007 Балтийская лига барабанщиков провела международный конкурс исполнителей на ударных инструментах. В результате острой и бескомпромиссной борьбы первое место получил литовский барабанщик Мариус Алекса.

На снимке – Бека ГОЧИАШВИЛИ
Фото Сергея БУДАНОВА

Валерий КОПМАН


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2005 - 2007 года

  • стиль: джаз, джаз
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собра­лись в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и на­чинающие музыканты пока­зывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
  • стиль: блюз, блюз
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзо­вый фестиваль, которым смогли насладиться много­численные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Росто­ва-на-Дону. И в этом году ор­ганизаторы фестиваля ...
  • стиль: этно, этно
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангард­ной разновидности, насту­пил в октябре. Новый специ­ализированный концерт­ный зал для подобной музы­ки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
  • стиль: джаз, джаз
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания ар­мянские любители джаза не слышали целых 5 лет. По­следний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
  • стиль: джаз, джаз
В рамках "Программы под­держки музыкального дви­жения в Украине" Междуна­родный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уве­ренно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III междуна­родный фестиваль детского джаза. Честно ...
  • стиль: джаз, джаз
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
  • стиль: джаз, джаз
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 го­да под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
  • стиль: джаз, джаз
В России прошел фестиваль французского джаза в зна­ковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и фее­рическим, но «своего слу­шателя» организаторы уже прочно прикормили изы­сканностью ...
  • стиль: джаз, джаз
28-29 апреля 2006 года в минском Теат­ре молодежной эстрады про­шли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, кото­рая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе тор­гуют ...
  • стиль: блюз, блюз
Вот так практически не изве­стные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на междуна­родном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нор­мой, наступает ...
  • стиль: джаз, джаз
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Га­аге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом поме­щении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com