С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный симфо-джазовый проект самой рейтинговой литовской джазовой группы Дэйнюса Пулаускаса (Dainius Pulauskas Group) при участии Литовского государственного симфонического оркестра п/у Гинтараса Ринкявичуса на сцене престижного концертного зала Вильнюсского Дворца Конгрессов, где через неделю должен был выступать — ни больше, ни меньше — Лондонский симфонический оркестр!
Dainius Pulauskas Group
Идея сыграть музыку, которую пишет для своей группы Дэйнюс Пулаускас, в симфонической обработке, вероятно, давно витала в воздухе, потому что музыка эта кроме всех прочих своих достоинств, всегда была исключительно мелодична, выразительна и полна оттенков, потому так приятно раскладывать ее на палитре оркестровой партитуры. При этом музыка Пулаускаса при любых обстоятельствах способна оставаться умной и сложной композиционно, как и достаточно внятной и понятной мелодически, чтобы не быть продуктом сугубо для критиков и специалистов.
В "Сюите для джазовой группы и симфонического оркестра", основанной на синтезе академических и свободных форм, композитор тонко сыграл с различными элементами, как то: ритмический крисс-кросс между оркестром, джазовой группой и солистами, джазовые риффы, окрашенные в симфонические цвета...
Еще один залог успеха эксперимента: на нынешний день состав Dainius Pulauskas Group являет собой классический all-star band, в котором собран цвет современного литовского джаза: Витаутас Лабутис на саксофонах, Валериус Рамошка на трубе, Аркадий Готесман — перкуссия, Леонид Шинкаренко — бас. Лучшие из лучших!
Понятно, что обсуждать сыгранность и классность солистов нет смысла: все вещи исполнены были с подкупающей интеллигентностью и внятной простотой, за которыми — большой труд и нетривиальный талант всех исполнителей. Соло на рояле, на трубе, партия баса и саксофона — все было сыграно просто с подавляющей чистотой и бережностью, так что слышны были все обертона, все нюансы, вся палитра. Эта пространственная и звуковая точность приводит к тому, что восприятию становятся доступны все тонкости взаимодействия музыкантов, вся их техника, вся ювелирностъ аранжировки, сделанной Пулаускасом. Бережная обработка бережной музыки. В ней почти нет неприкрытого трагизма, или же такой же безоблачной радости — эту музыку надо слушать внимательно, чтобы не обмануться ее кажущейся банальной внешней красивостью. Это не красивость — а сосредоточенность на нюансах, собранная и аккуратная красота. которая по крупицам, по нотам открывается по-настоящему, на всю свою глубину. Вслушайтесь, наберитесь терпения и внимания, и вы найдете здесь невероятное, почти осязаемое ощущение счастья и ту последнюю печаль, за которой стоит мудрость.
Концерт с симфоническим оркестром порадовал еще и тем, что самим музыкантам этот эксперимент, очевидно, был любопытен: словно в старые паруса подул свежий ветер. Незабываемо выступление DPG на последнем фестивале Kaunas Jazz весной 2005, когда в энный раз играя лучшие темы из своего арсенала, музыканты группы не могли скрыть от публики рутинность и тоску этого занятия. Никто не говорит, что играть и слушать эту талантливую музыку скучно из года в год, но ведь и деликатесы тоже иногда приедаются и есть черную икру ложками каждый день совсем не комильфо...
Eldbjorg Raknes
На сцене — миловидная норвежская девушка с "певучим" именем Эльдбьорг Ракнес. Просто певица. Просто голос...Нет-нет, все не так просто. Эльдбьорг вовсе не одинока на сцене: у нее есть loop station, и поэтому ее голос своим многоголосием способен соперничать временами даже с хором. Она и поет хором — со своим голосом! Поет ноту, фразу, мелодию,i тут же записывает ее и дальше поет, а рукой крутит и двигает все эти разноцветные кнопки и они отзываютсяэхом, многоголосием, свежеслепленными сэмплами, заполняют воздух, окрашенные в новый тембр или новый темп. Но в то, что машина эта облегчает труд вокалиста уже не веришь, когда понимаешь, чем забита в момент концерта голова певицы: она думает о том, как спеть самой, и как споют все эти, заточенные в машину волею ее разума, голоса: ими надо управлять разумно и дозированно, выпускать на волю не иначе как джинна из тылки — лишь при условии данной клятвы: "Слушаю и повинуюсь!".
С 1991 годаа Эльдбьорг пела в а сареllа квартете Kvitretten и приняла участие в записи трех альбомов коллектива. С 1996 по 99 гг. Ракнес вошла в состав трио "вокальных экстремистов" ESE вместе с Сидсель Эндресен и Элин Росселанд, с которыми охотно экспериментировал, к примеру, Бугге Вессельтофт. В 1997 году собственный квартет Эльдбьорг Ракнес выпустил альбом TINGeLING, в основу которого легли цитаты кз литературных трудов Эрнеста Хэмингуэя, Редьярда Киплинга, Пабло Неруды. Всего же в дискографии 35- летней певицы более 15 альбомов! С 2002 года она отдает предпочтение своему соло- гворчеству и пению а capella сама с собой...
Ее манера пения невероятно далека от сыпанья джазовыми афоризмами. Хотя бы потому, что, несмотря на виртуозное владение скэтом,Эльдбьорг охотнее прибегает к особой технике йойк (jojk) — разновидности горлового пения, авторское право на которое принадлежит саамам — аборигенам севера Швеции (к примеру, Mari Boine часто обращается к этой вокальной технике).
Звук ее голоса протяжен, высок, холоден. Но за кажущейся холодностью в нем угадывается сильная чувственность и география. Вот, к примеру, одна композиция: шведская народная песня в личной интерпретации Эльдбьорг, созданная под впечатлением от ужаса человеческой трагедии — разрушительного цунами в Юго- Восточной Азии. Такой невероятный коктейль севера и юга, седой этники и теленовостей, норвежской молодой женщины, вековой техники народного пения и напичканных электричеством проводов... Но это самое сильное впечатление о чем бы ни была композиция, суровая красота природы крайнего севера продолжает блистать сквозь сумрачные аккорды ее песен.
Это, безусловно, северная музыка, в которой есть метели, снега, обледеневшие пейзажи. Она явилась в этот мир не развлекать, а передавать ему свои радости, страхи, комплексы — если вслушаться в эту изящную музыку,
то там найдется тяжесть невысказанных слов, переходящая в стон. Музыка, которая способна по настроению ли
бо измотать душу, либо ввести человека в состояние, подобное медитативному трансу. Успокаивать, впрочем,
она врядли способна: в этих простых фразах слишком много внутреннего напряжения.
Думаю, альбом с музыкой Эльдбьорг Ракнес вполне подходит и для домашнего прослушивания: только надо предварительно запереть дверь и отключить телефон, потом натянуть теплый свитер и шерстяные носки, погасить свет и зарыться поглубже под одеяло, не забыв поставить возле кровати стаканчик с глинтвейном, на случай критического падения температур...
Kazutoki Umezu — Hiviya Katan
Начало второго сэта-. как всегда чрезвычайно свободное и чрезвычайно напористое соло одного из самых известных фри-джазовых саксофонистов мира, японца Кадзугоки Умэдзу. Короткий, но очень выразительный монолог с характерным для Кадзутоки хриплым звуком на грани с фрулато, и вот на сцену выходит... "то ли девушка, то ли видение" по имени Хивия Катан в цветастом наряде, при макияже, с выкрашенными в рыжий цвет локонами волос, и с гитарой, облепленной потертыми розами-наклейками, и манерно, очень по-женски забросив ногу на ногу, усаживается. Затем еще более манерно и демонстративно достает баночку с тальком, как заправский гимнаст перед выступлением на брусьях, густо обсыпает руки тальком, пуская облако белого тумана, и вдруг резво — "с места в карьер" — выдает на гитаре страстный пассаж в духе Ал ди Меолы. При этом в какой- то момент Умэдзу, забывая про саксофон, начинает прихлопывать в такт, как это делают мастера фламенко, а потом имитирует звук кастаньет щелчками по мундштуку саксофона. Эдакая японская "испанщина", сдобренная надрывным вокалом Хивия Катан. Песня эта и без слов понятна: романс о крепкой мужской дружбе и не- сбывшейся любви.. .
Я, в шоке от увиденного и услышанного, еще раз тщательно изучаю текст в буклете, чтобы удостовериться: гитарист или гитаристка, но понимаю что это ОНО. И в этом суть! Потомучто вот он — новый вид свободного искусства XXI века- freak jazz! От полной свободы музыкальной до абсолютной свободы самовыражения, где все средства хороши! И то, что поначалу кажется "народной самодеятельностью сексуальных меньшинств" вдруг начинает играть такими неподражаемыми гранями своей неповторимости и не подвластности любым стилистическим определениям и известным музыкальным формам. Самородок?! Или, может быть, в этом банальная истина, и таков и есть кратчайший путь к "Граалю" фри-джаза? Да, самородок! Хивия Катан всю "прежнюю"жизнь занимался дизайном, но как-то одиноким вечером 2001 года взял в руки гитару и обзавелся псевдонимом, производным от имени культовой японской кукольницы Катан Амано, сказавшей однажды, что"мир кукол и людей разделяет зеркало". И вот сегодня, всего четыре года спустя после того судьбоносного вечера, Хивия Катана, не одной забавы ради, приглашают в свои проекты Кадзутоки Умэдзу, Киммо Похьонен (с его проектом Kluster TU Хивия съездил в тур в 2004 году), а его сольный альбом был отмечен Guitar Nobel Prize ("гитарный нобелевский приз"), учрежденного авторитетным журналом Contemporary Guitar Magazine.
Но, соглашаясь с несомненной неподражаемостью и самобытностью таланта Хивия Катана, и "снимая шляпу" перед столь смелым его привлечением в дуэт Кадзутоки Умэдзу, я все-таки не могу дотерпеть до конца сэта и ретируюсь: уж слишком неординарное шоу..
Вill Wyman's Rhythm Kings
Финал первого дня готовит культовое событие для Вильнюса: выступление хэдлайнеров Vilnius Jazz'a — проекта Bill Wyman's Rhythm Kings.
Билл Уаймен — один из самых известных бас-гитаристов в ритм-энд-блюзе и рок- н-ролле; один из тех бойцов невидимого фронта, чье творчество чаще интересует экспертов, нежели рядовых аудиофилов. Более 30 лет он играл в Rolling Stones, и, кажется, все это время "просидел в тени", будучи едва ли не самым малозаметным участником скандальной группы. В визуальном и имиджевом, но отнюдь не в звуковом плане: это струны его баса звучат в легендарных Satisfaction или Ruby Tuesday, как впрочем и всего, записанного "роллингами" до 94-го года.
После мирового турне 1992 года, ’Тихоня" Уаймен вдруг выкинул свой первый громкий трюк,- взял и ушел из группы и уже в 1997 году собрал свою группу Rhythm Kings, и заиграл все, что душе угодно: ритм-эвд-блюз, кантри, джаз, соул, рокабилли. блюз... В "королях" у него одно время числился известный по Procol Hamm органист Гари Брукер и до сих пор играет Альберт Ли, пять раз названный профессиональным журналом Guitar Player "Лучшим кантри-гитаристом". К записи альбомов Уаймен привлекает старых приятелей, таких как Мик Тейлор и Эрик Клэптон. а на альбоме 2001 г. Doublebill можно услышать самого Джорджа Харрисона. Сегодня в группе 8 участников, все — умудренные опытом зубры, переигравшие с огромным количеством звезд, при этом сами — люди широкой публике мало известные, как и Уаймен. И все эти товарищи вместе выдают очень приятную музыку, слушая которую отчетливо понимаешь, что, играя ее, старики получают удовольствие и не пытаются никому ничего доказать: они не добывают огня, не изобретают велосипед, ничего не ищут в этом мире, где и не без их помощи уже почти все сказано. Этот концерт был очень похож на эдакий музыкальный автомат в засиженном мухами кафе где-то на задворках штата Техас: ты протираешь пыль, бросаешь монетку и вот оно! Звучит! Такая вот вечная молодость!..
За четыре дня до выступления коллектива в Вильнюсе свет увидел их альбом Live, записанный на концерте в Верлине в 2004 году. Программу с этого альбома (плюс-минус) группа исполнила на Vilnius Jazz'e: конечно. не обошлось без классиков. таких, как Рзй Чарльз, The Beatles, Чак Берри — в арсенале группы исключительно старый рок-н-ролльный инструментарий и вечные ритмы ушедших времен. Мне лично хотелось понять, как звучит ныне безо всяких предубеждений легенда и точно ли рука Уаймена все также гениально щиплет струны баса?! Но настолько недвижима была вся его фигура и так неподвижна рука на грифе гитары, что и этот секрет "мастодонт" увез с собой-.
Lindas Mockunas — Marc Ducret
Выступление литовско-французского дуэта Людас Моцкунас (саксофон) — Марк Дюкре (гитара) не обещало легкоусваиваемой звуковой пищи для приятного времяпрепровождения. Два музыканта, бесконечно стремящиеся к полнейшей импровизации, готовили *труднопережевываемую" пищу для ума. "Готовили" — тоже не подходит, потому что это выступление было крайне спонтанным, несмотря на то, что перед саксофо- нистом на пюпитре стоял-таки листок с нотами. Это так, ’тема для разговора", а уж куда он зайдет — неведомо было никому. И публика этим сполна насладилась...
Марк Дюкре уже не первый раз в Литве. Два года назад он выступал на фестивале в Бирштонасе, который покидал в шоке — число жителей в городке и количество публики в зале равнялось! Такое Дюкре и во сне не могло присниться!..
Марк и Людас играют вместе в проекте Toxikum; в "копилке" Дюкре — одного из самых непримиримых гитарных импровизаторов в мире — совместные проекты с американским саксофонистом Тимом Берном (Big Satan, Science Friction). Сбить его с "пути истинного" невозможно: он — самоучка, больше 30 лет играет фри-джаз, и признается, что "фишка" его крайне спонтанной и самобытный манеры в том, чтобы "играть партию ударных на гитаре".
Дуэт Моцкунаса-Дюкре — чистейшая импровизированная медитация. Марк Дюкре, обладатель какой-то совершенно невероятной техники игры на гитаре (опять же, самородок-самоучка!), выдающий невероятные пассажи, с бесконечной сменой риффов, рожденными явно hand-made приемами звукоизвлечения. Кто был на концерте, подтвердит, что человек этот всего несколькими движениями пальцев запросто создает в пространстве поле напряжения, а примочки его гитары образуют настоящую стену плотного звука.
Моцкунас более заботится о понимании: характерный звук его саксофона — не то чтобы агрессивный, но и не благожелательно-сладкий, скорее хрипловатый и трудный, оставаясь в рамках предложенной "игры в прятки", пытался хотя бы местами говорить на понятном языке с залом, а не только с гитаристом. Все это с внешней убийственной серьезностью обоих, за которой немедленно возникает желание заподозрить некий умысел. Умысел точно есть: более утонченного издевательства над мелодизмом трудно придумать! Из этих композиций невозможно было выделить мелодию как таковую. Вообще!
Конечно, как гитаристу, являющемуся виртуозом в таком непростом для общечеловеческого понимания области как фри-джаз, Дюкре очень легко предстать перед публикой в роли завзятого циника. Ибо бесспорно: настоящий новатор играет, прежде всего, для себя, потом для искусства и уж в третью очередь — для публики. И части публики это не понравилось: в середине концерта какой-то мужчина старше средних лет в костюме-тройке встал, повернулся спиной к сцене и, демонстративно тыкая в циферблат своих наручных часов, начал публично и громогласно настаивать на том, что, мол, пора уже "заканчивать валять дурака, и уступить место "настоящему" джазу" (во втором сэте должен был играть Willem Breuker Kollektief). Конфликт "талантов и поклонников" был разрешен насильственным путем: случайно оказавшийся "не в нужном месте не в нужное время" обыватель был под белы рученьки силой препровожден вон находившимися в зале двумя литовскими джазменами! Казус этот напомнил мне старый анекдот про монтера Иванова, позвонившего как-то на радио с просьбой поставить в эфире пятую сонату Хиндемита, на что радиоведущий настоятельно советовал Иванову не выпендриваться, и дальше слушать свою любимую neсню про "Валенки".
В конце концов, из всего услышанного и сыгранного дуэтом сложилась картина умной, расчетливой и мастерской работы, которую при определенном усилии над собой (умственного, не эстетического характера) можно внимать даже удовольствия ради. Во всем этом звуковом раздрае, решительно не оседающем в памяти, трудно расслышать музыку, пока, наконец, она сама не огреет тебя по голове. Слушать это, конечно, непросто, хотя и поучительно, потому что после того, как затихнет последний аккорд — ты остаешься во власти впечатле ния, что побывал в другом мире. Что и требовалось доказать!
Marc Ducret Trio
Еще раз увидеть и услышать гитару Марка Дюкре — такая возможность была предоставлена на финальном концерте фестиваля: играло трио Марка Дюкре, к которому присоединились контрабасист Бруно Шевийон и барабанщик Эрик Эшампар. Эта тройка французов — коллектив непростой: его нужно "расслышать". А за "трудностями перевода" есть что-то цепляющее безоговорочно. Хотя препятствий немало...
Опять чистейшей воды фри-джаз, но в отличие от дуэтного выступления Дюкре с Людасом Моцкунасом, мелодия в этой музыке уже жила. Именно в ней была сокрыта некая хватающая за сердце нота, навевавшая одновременно тоску и утешение, говорящее о том, что всякая тоска проходит. И утешением этим были роковые реминисценции, которые звучали весьма жизнеутверждающе, и как трава сквозь асфальт, прорастали через ткань музыки. С первой минуты концерта понятно, что на сцене — фанатики импровизации, эксцентрики и очень нетривиальные музыкальные мыслители. Поразительно, насколько во время выступления три музыканта способны слиться в одно тело, в один мозг — они настолько сыгранны (вместе уже 10 лет), и настолько ход их мыслей синхронен, при этом оставаясь уникальным и глубоко личным. Ход мыслей, превращенный в музыку посредством эмоции и техники — потрясающий концерт потрясающих артистов. Базовое понятие спонтанной импровизации — умение на сцене вести беседу с партнерами на разные темы, бросая реплику, которая тут же подхватывается, тут же обрастает эмоциями, впечатлениями, мыслями другого и передается, как эстафета, дальше...
После концерта я очень порадовалась информации
о том, что последний альбом трио как раз был записан в формате live, и очень сожалею, что это не DVD, потому что видеть, как извивается вокруг контрабаса "гуттаперчевый" Бруно Шевиньон, сколько гримас за концерт выдает красавчик-барабанщик, прошедший "школу" эпатажа от Киммо Похьонен (с ним он играет в дуэте с 2001 года) — это, конечно, отдельный концерт и совершенно неповторимая музыка тела! Ведь согласитесь, что иногда в музыке тело тоже имеет значение...
Willem Breuker Kollektief
В то время, когда пародии становятся серьезным творческим актом, а серьезные вещи выглядят пародийно (пример тому — описанное выше выступление дуэта Марка Дюкре и Людаса Моцкунаса), музыкальная эксцентрика и неподдельное лукавство "на голубом глазу' голландского Willem Breuker Kollektief, выступившего в последнем сэте концерта второго дня фестиваля, пришлась как нельзя кстати. Пародии на оперу, джаз, классику — все это сделано с таким виртуозным мастерством и чувством меры. что. бесспорно, попадает в область настоящего искусства, хотя, возможно, "в других руках" выглядело бы обычным кривлянием.
Имя лидера коллектива имени себя самого — голландского саксофониста Виллема Бройкера (Willem Breuker) в анналах джаза стоит в одном ряду с именами таких известных музыкантов-новаторов и земляков, как Миша Менгельберг и Хан Беннинк В одно время они дружно взялись за создание традиции европейской импровизационной музыки, основав в 1967 году музыкальный коллектив Instant Composers Pool — одно из первых в Европе объединений фри-джазовых импровизаторов, некоммерческую организацию, взявшуюся продвигать голландский джазовый авангард посредством создания новоджазовых по сути и комических по настроению \гузыкатьно-театральных постановок Быть официально "пересмешниками" Менгельберг и Беннинк вот уже сколько лет как перестали, а вот Бройкер, собрав в 1974 году свой коллектив, продолжает шутить, вот уже 30 лет.
Коллектив Бройкера вот уже не одно десятилетие критиками называется одним из лучших в Европе ансамблей современной импровизационной музыки (их можно сравнить, пожалуй, разве что с Vienna Art Orchestra). Особенность "коллективного творчества" заключается в комбинациях джаза и классической музыки с самыми популярными жанрами — от марша и цирковой музыки до латиноамериканских ритмов, музыки для кино и театральных представлений.
Результат как юмористичен, так и серьезен: музыка полна фальстартов и пауз, неожиданной смены настроений и тонкого чувства иронии. Все это было бы не смешно, если бы не бесспорная одаренность всех 11 солистов коллектива (состав, кстати, интернациональный). Ну а пианиста Хенка де Йонге — совершенно точно. Свидетельствую: в зале некоторые даже визжали от восторга, когда он, клацая пальцами по клавишам, безбожно мешал классику и цирк, на выходе получая джаз. Искусство играть чужую музыку как свою — коллективу это блестяще удается, поскольку им, в сущности, не столь уж важно, что играть, важнее — как и с каким настроением. Потому что они не шутки ради именно "играют" чужими вещами, не снимая их "в ноль", а по- свойски жонглируя на заданном материале с использованием арсенала всех накопленных за годы знаний — как музыкальных приемов, так и анекдотичных житейских историй.
Что касается техничности, стоит ли даже говорить, что сыгранно все было замечательно. Ни в виртуозном владении инструментами, ни в особом звучании ансамбля, ни в интересных аранжировках им не откажешь. Ритм, динамика, энергетика и несомненное наличие столь редкого явления, как музыкальное чувство юмора в рамках хорошего тона — все есть! Таков фирменный почерк коллектива: музыкальная эксцентрика с множеством музыкальных цитат, вплетенных в джазовые аранжировки, плюс потрясающая сыгранностью всей секции медных духовых (в коллективе три саксофониста, два тромбониста, и два трубача). Ну а когда "на бис" Виллем Бройкер взялся спеть "стандартик", уже просто можно было хохотать в полный голос, потому что все гениальное не только просто, но и смешно!
Ежегодно сцена Vilnius Jazz’a предоставляется проектам молодых литовских джазменов. При том, что фестиваль этот весьма авторитетный, считается одним из старейших и престижнейших в Восточной Европе но- воджазовых форумов, т.е. это отнюдь не место для "проб и ошибок юности". Но директор Vilnius Jazz'a Антанас Густис в том, что касается новоджазовой поросли, видит свою миссию. Поэтому в первом отделении последнего фестивального дня, в котором вполне могли бы выступать заморские звезды энной величины, сцена отдана была квинтету из самых молодых и активных литовских джазовых музыкантов, объединившихся в проект Riot С'Бунт").
Это не будет громко сказано: в квинтете играют лучшие из лучших нового поколения музыкантов. И, что немаловажно, ученики лучших. Ян Максимович (саксофон) — ученик Пятраса Вишняускаса, Дмитрий Голованов (фортепиано) — Артураса Анусаускаса, Мариюс Алекса (ударные) дебютировал на джазовой сцене в 13 лет в дуэте с Олегом Молокоедовым! Витис Нивинскас — бесспорно, лучший молодой контрабасист Литвы, и не просто музыкант — очень креативная личность, композитор, инициатор нескольких музыкальных формаций и активный участник совместных проектов. На трубе в квинтете играет сын Пятраса Вишняускаса, Доминикас, ныне студент консерватории в Амстердаме. Все остальные участники проекта — выпускники музыкальной школы им. Дварионаса, Вильнюсской консерватории и Литовской академии музыки и театра.
За плечами у юных дарований — призы многочисленных конкурсов: собственно проект Riot был назван обладателем Гран-при I-го Международного джазового конкурса Hope of Jazz. У лидера коллектива — Яна Максимовича — Гран-при литовского конкурса саксофонистов в Клайпеде, третий приз международного саксофонного конкурса "Бриллиантовая нота" в Латвии и первый приз Международного конкурса молодых джазовых исполнителей (Клайпеда). Его дебют на сцене Vilnius Jazz'a состоялсяв 1999 году в составе ансамбля Олега Молокое- дова; затем он выступил на сцене фестиваля в проекте Витиса Нивинскаса Coltrane Impressions (2000). и с тех пор стал ежегодным участником форума: в 2002 году выступал тут со своим квинтетом, в 2003—с квартетом, в 2004 — в составе проекта Baltic Asteroids.
На фестивале группа представила программу из композиций Яна Максимовича и Витиса Нивинскаса. Если быть искренней, связь между названием и тем, что играют музыканты, я не уловила: какой смысл называть свой коллектив "Бунт", если играешь ты композиции в рамках современного джазового мэйнстрима? Стилистически группа балансирует между хард-бопом и фри-джазом, скорее тяготея к первому. Очевидно другое: эта музыка красива и романтична, и в чем-то, конечно, по-юношески смела. А удача, как известно — награда за смелость.
Несомненно и радостно другое: уже в который раз убеждалась, и выступление Riot стало еще одним веским доказательством — без высококлассных джазовых музыкантов Литва не останется. Налаженный конвейер передачи джазовых знаний от поколения к поколению, возможность обучения за рубежом, достаточное количество фестивалей, предоставляющих сцену молодым музыкантам и их проектам — все это, конечно, способствует пополнению новыми блистательными именами и без того объемистого тома истории современного литовского джаза. И вот концерт Riot наглядно представил цепочку имен таких музыкантов, которые, несомненно, в скором будущем станут веду- щими творцами литовской джазовой сцены. Немного с опаской поставила бы в этот ряд имя Доминикаса Вишняускаса: звучанию его трубы все еще не хватает полного дыхания и полета. Он кажется скованным и зажатым, что совершенно вредит звуку. Но, может быть, над ним довлеет авторитет отца? Такой фактор нельзя сбрасывать со счетов ни в коем случае. Тем более, что Пятрас Вишняус- кас пришел только на один концерт фестиваля и только для того, чтобы проконтролировать выступление сына. Конечно, лучше Доминикаса среди молодых литовских джазменов на трубе не играет никто, но назвать его "молодым львом литовского джаза", как это можно смело сделать в случае с Максимовичем или Головановым — язык не поворачивается. Но несколько его соло на концерте, конечно, заставили поверить, что потенциал есть, осталось только настроить душу на свободу джаза...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...