Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — это Я плюс обстоятельства".
Так вот: зная обстоятельства, с которыми столкнулся оргкомитет фестиваля в этом году, веря, что людьми этими в решении проводить фестиваль во что бы то ни стало руководили только положительные мотивации и, понимая, что сделать праздник для всех практически невозможно, я решила: фестиваль ведь делается не для музыкальных критиков, а для публики. И если публика была довольна — фестиваль получился! А значит и юбилейный "Jazz Карнавал в Одессе- 2005" получился, состоялся, свершился на радость всем!
Оглашенная всего за 10 дней до начала фестиваля программа — как обычно для Джаз-Карнавала — была на редкость эклектична и пестрела диапазоном стилей. И в этот раз организаторы одесского фестиваля не отошли от своего принципа составления "плей-листа" с поистине карнавальной пестротой — от диксилендов до авангардной свободной импровизации, да еще в одном концерте! Как большинство украинских джаз- фестивалей, Джаз-Карнавал упорно не хочет следовать мировой практике и пробует "изобрести свой велосипед", совершенно не опасаясь, насколько "жизнеспособным" окажется творение. Украинские джаз-фестивали в большинстве своем делаются так, что в итоге имеется действо, как правило, мало подвластное логике объективной профессиональной критики. Оценивая их можно апеллировать разве что к категориям вкусовым: "нравится — не нравится", ходить на концерты или не ходить, присутствовать в зале или пить в фойе кофе, благо, что такую возможность своей публике Джаз-Карнавал дает уже второй год подряд, имея генеральным спонсором торговую марку Nescafe Gold. На Джаз-Карнавале трудно быть музыкальным критиком и джазовым журналистом — только обывателем-наблюдателем, несколько отягощенным грузом знаний... Осознав эту истину еще на прошлогоднем фестивале, в этом году я изначально усилием воли дала себе положительную установку, и сумела-таки взглянуть на Джаз-Карнавал глазами простого одесского любителя джаза...
Есть в концепции фестиваля задумки исключительно похвальные: автор идеи и генеральный продюсер Михаил Фрейдлин с каждым годом старается максимально расширить понятие "джазовый", включая в программу фестиваля все новые виды искусств: так в этом году появилась кинопрелюдия к фестивалю — показ французского анимационного фильма "Трио из Бельвилля", который, впрочем, джазовым назвать можно с большой натяжкой (история-то о мальчике-велосипедисте и его бабушке!). Но сама идея кинопрелюдии чудесная! Можно обзавестись прекрасной традицией и предварять фестиваль показом "джазовых" фильмов: скажем, "Мы из джаза" или "В джазе только девушки"!..
Уже стали визитными карточками фестиваля такие его know how как "Джа- зоход" — открытый экскурсионный трамвайчик с диксилендом на борту, колесящий в дни фестиваля по городу; джазовая регата (правда, на деле это амбициозное мероприятие сводится к маленькому диксиленду на суше и выходу нескольких яхт в море); парад диксилендов и уличные концерты в центре города; молодежная акция Future Sounds of Jazz (как и в прошлом году, она опять не была отмечена ни вниманием публики, ни молодых музыкантов); ставший уже традиционным концерт "вундеркиндов джаза" (к слову, в будущем году Михаил Фрейдлин хочет реализовать свою идею детской джазовой деревни) и выросший из jam-sessions "Мастер-Джем-Фестиваль" — ночной импровизационный клубный сэт... Все это идеально выглядит на бумаге — на деле же порой пестрит мелкими, но неприятными недочетами. Так, банальная грамматическая ошибка в написании известного каждому джазмену слова "Su(A)mmertime", превращение чешского музыканта Иржи Колмана в "Гарри" в подписях к фото на выставке "Весь этот джаз" или фактические ошибки в тексте фестивального буклета несколько отдают дилетантизмом. Увы, с этим не раз пришлось столкнуться за три фестивальные дня...
Среди несомненных плюсов фестиваля — его прочная историческая связь со старой Одессой, кафешантанами и оркестром Утесова (к слову, в 2005 году исполнилось 110 лет со дня рождения великого артиста). Так что неудивительно, что в этом году открытие Джаз-Карнавала началось со слов Леонида Утесова — его обращения к одесситам через годы и расстояния. За два месяца до смерти своего легендарного двоюродного дяди Майя Молодецкая сделала эту магнитофонную запись голоса Утесова, которая прозвучала в стенах одесской филармонии 13 лет спустя: мурашки по коже...
Церемония открытия получилась очень душевная: на сцене поочередно сменяли прут друга в роли оратора и аккомпаниатора арт-директор фестиваля Юрий Кузнецов и генеральный продюсер Михаил Фрейдлин. Причем для Михаила Павловича (бизнесмена, а не музыканта) этот небольшой пианистический этюд стал дебютом на большой сцене: кто знает, может к 10-му фестивалю его арт-директор и продюсер будут давать концерт, играя на рояле в четыре руки?!
Затем на сцену был призван еще один неизменный герой церемонии открытия фестиваля — его почетный президент Михаил Жванецкий. В зале были также сопродюсер фестиваля, голливудский продюсер и президент компании Doors to Hollywood Боб Ван Ронкель, второй год помогающий фестивальным dreams come true и его друг, VIP-гость, киноактер Арман Ассанте,, известный по исполнению ролей Одиссея и Наполеон. Также на "джазовый огонек" заглянул актер Александр Филиппенко, бывший в Одессе на гастролях. Воспользовавшись "ко- фейной паузой" между концертными отделениями, мы с пристрастием "допросили" их на предмет "Что значит джаз в вашей жизни?".
Михаил Жванецкий, сатирик: — Ну что тут объяснять — джаз это джаз! В годы советской власти, на которые препала лучшая часть моей молодости, джаз был для нас главной музыкой! В этом мы совпали с Уиллисом Конновером — он джаз тоже любил. (Смеется.) Я иногда не понимаю глубоко джаз, не могу разобрать его по частичкам и так смаковать, но я джаз чувствую. Мне нравится старомодный джаз —диксиленды, Армстронг, Фитцджеральд — это мое! Так что когда я говорю "Я люблю джаз", то имею в виду ТОТ джаз - старый, мелодичный, а кто- то имеет в виду ЭТОТ джаз. Ну и пусть! Зато так мы имеем всю палитру!
Тем не менее, мы разговариваем в фойе, а не находимся в зале на концерте (шло выступление дуэта Кондаков-Уолтер)...
— Видите ли, я не большой любитель вокального джаза, особенно современного. Что-то мне, конечно, нравится, но иногда сидишь на концерте и только и думаешь о том, как бы поскорее выскочить из зала... Может быть дело во мне, но я вокальный джаз не чувствую. Вот вступит диксиленд, симфоджаз, пойдет свинг, и я опять вернусь в зал.
Дома, "для души" вы часто слушаете джаз?
— Я не особенно слежу за джазовыми новинками. Я ведь любитель — что попадется, то и слушаю, и уже дальше выбираю "свое". Я не слушаю джаз каждый день с утра до вечера. Я люблю, когда джаз для меня звучит сюрпризом, и не люблю умышленно ставить и слушать. Как-то в Америке я попал на радиостанцию, услышал там случайно одну джазовую мелодию: вернулся домой, нашел ее через Интернет, и теперь на своем компьютере слушаю и кайфую!
Джаз живет у меня в душе и потом выливается на бумагу словом. То, чем я занимаюсь — это есть джаз, только буквенный, а не нотный. Мои скетчи и есть импровизация на заданную тему, которую я потом развиваю: раки по три, по два рубля, по пять... Это чистая джазовая импровизация без начала и без конца. Так что я тоже джазмен!
Арман Ассанте, актер: — О, я люблю джаз! Особенно старый: диксиленды, первые джаз-бэнды, старые записи — такие "шипящие", с особым звуком времени, скрытым между нотами. Если помните, я снимался в фильме "Короли Мамба", и там все время звучал латинский джаз. Так что я планирую все три дня провести на Джаз-Карнавале, а после его окончания постараюсь делать все возможное для промоушна этого фестиваля в мире. Было невероятно приятно уже на первом же концерте увидеть на сцене ньюйоркца (я ведь сам из Нью- Йорка!). Я говорю про вокалиста Джей Ди Уолтера: его манера пения показалась мне исключительно мягкой, субтильной — редкий дар.
Первый концерт первого дня — выступление дуэта Андрея Кондакова (фортепиано, Россия) и Джей Ди Уолтера (вокал, США). С первых же нот понятно, что сбить Кондакова с пути романтика не в силах ничто и никто! Совершенно невесомые, воздушные по эмоциональности фортепианные темы, и мягкий, "кошачий" тенор Джей Ди, который по вокальной манере сравним, может быть, разве что с великим Бобби Макферрином. Находясь в рамках мэйнстрима и исполняя свои версии "эвергринов", Кондаков и Уолтер нашли свой собственный способ прочтения классики: если не с конца к началу, то уж по диагонали — точно! Но при этом стиль и смысл прочтенного ничуть не искажался, а только искрился новыми гранями, окрашиваясь в нежные, пастельные тона...
Если Кондаков в звукоизвлечении вполне обходился роялем (клавишами и струнами), то к "живым" скэтам Уолтера то и дело прибавлялись различные сэмплы и loop-вые эффекты, позволяющие его вокалу звучать как ансамбль, опускать звучание голоса на несколько тембров ниже, придавать соло "бесконечность". Используя loop station, Джей Ди в режиме реального времени записывал путем наложения по нескольку полифонических голосов, получая в итоге многоголосие и обороты, типичные для госпела. Очень тонкое соединение "живого" и "пластмассового", и полнейший духовный унисон музыкантов — думаю, в записи этот дуэт будет бесконечно приятно прослушивать еще и еще раз.
Андрей Кондаков, пианист и композитор: — Наша встреча с Джей Ди Уолтером произошла пару лет назад: Джей Ди попал в Россию благодаря усилиям Леонида Винцкевича, заметившего его на фестивале в Финляндии и пригласившего в Россию на "Джазовую провинцию". Вскоре Джей Ди появился в Петербурге, где мы и встретились.
Чем он вас "зацепил" как музыкант, что вы захотели выступать дуэтом?
— Это было обоюдное желание. Мы говорим на одном языке, понимаем друг друга и поэтому нам легко вместе музицировать. У нас общие стилистические интересы, в том плане, что мы оба стилистически совершенно открыты для разной музыки: если посмотреть на записи Джей Ди — он записывался с разными музыкантами: французским пианистом, живущим в Нью-Йорке, Жан-Мишелем Пилька, саксофонистом Дейвом Либманом или вокалистом Гарри Конником — это самые прогрессивные в современном мэйнстриме музыканты. У Джей Ди есть проект с двумя контрабасами без гармонического инструмента со всеми этими наложениями голосов, которого он добивается своими электронными приставками. Есть три альбома, записанных акустическим способом без всякой электроники. Стилистически он абсолютно открыт для любых экспериментов, и к тому же он большой романтик — и тут мы тоже совпали. Я толком не знаю, кто я больше — романтик или экспрессивный музыкант, но вот в дуэте с Джей Ди меня действительно больше тянет в романтизм, ибо, как мне кажется, голос его такой мягкий, что и музыка должна быть такой же.
Я знаю вас, как музыканта экстра активного и разностороннего: во скольких проектах вы сейчас заняты?
— Ну, считайте!... Не так давно мы возобновили проекг с Игорем Бутманом. Энди Гомесом и Ленни Уайтом. Московскую версию нашего концерта в "Ле Клубе" мы будем издавать на DVD: получилось очень хорошее видео с хорошим звуком. Бразильский мой проект тоже живет. Дуэт с Полом Боллинбэком жив. Я поддерживаю контакты со всеми своими бывшими партнерами: Двоскиным, Рябовым, и если есть возможность в Америке вместе сыграть—мы играем. Для меня сейчас очень важен проект — наше трио с Вячеславом Гайворонским и Владимиром Волковым: именно с этим составом я недавно выступал на 30-м юбилейном North Sea jazz в Гааге—совершенно грандиозный был фестиваль! Наша запись трио, сделанная в театре "Эрмитаж", будет скоро издана. Иногда к нам присоединяется Владимир Тарасов, и тогда мы играем музыку в более свободной версии, иногда совершенно спонтанную. Вот недавно такой диск "Церемония" вышел на нашем с Володей Волковым лэйбле Outline.
С вокалистами много контактов: вот завтра в Питере я буду выступать с Дениз Перье. С Давидом Голощекиным в октябре будем играть в новом клубе Street Line в рамках небольшого осеннего фестиваля. Недавно на Петропавловском фестивале в Петербурге я представил еще один проект — квинтет с Дмитрием Колесниковым, бывшим партнером Давида Голощекина и учеником Рона Картера, живущим сейчас в Нью-Йорке. Проект с участием саксофониста Эрика Александера и трубача Джима Ротонди — очень известные в Нью-Йорке музыканты. Этим же составом мы в июле играли в Нью-Йорке в клубе Smoke, где к нам присоединился Денни Уайт Уже записан второй альбом с этим квинтетом: первый издан на "Богемии", второй пока нет. Еще я играю в составе трио с петербургскими музыкантами Григорием Воскобойником и барабанщиком Гаррием Багдасарьяном. Трудно все перечислить...
Такое количество проектов, музыкантов: как зы выбираете партнеров?
— В потенциальном партере должны быть все качества хорошего музыканта ллюс хорошие человеческие отношения между нами, тогда контакт и музыкальный, и творческий возникает моментально. Например, год назад я выступал с Бобби Макферрином в Петербурге ж Москве, и это было большое счастье. Но ощущения от музицирования с ним такие же, как и от совместных выступлений с Джей Ди Уолтером: мы точно также разговариваем!
Были случаи, когда музыканты вроде бы хорошие. а никакого диалога сцене не получалось?
— Есть такое, вы правы, когда музыканты — виртуозы, но друг другу не подходят, друг друга не понимают. Обычно я не ввязываюсь в такие истории... На фестивале North Sea jazz был концерт испанского виртуоза-гитариста Томатито и латиноамериканского пианиста Мишеля Камило, и я считаю, что дуэта у них не получилось, хотя оба — мега звезды, и каждый имеет свои группы и великолепно играет. А дуэт у двух виртуозов не получился. Потому что важнее слушатъ друг друга и не делать ничего лишнего, нужно научиться дополнять друг друга. Могу сказать, что не важно в каком ты составе играешь — дуэт или соло, трио или квартет — нужно, как говорит Денни Уайт, добавить то, чего не хватает в этой ткани, просто раствориться в этой музыке как сахар в чае. Не должно быть ненужной инициативы. Мне также нравятся слова Эдди Гомеса, который сказал, что очень важно ничего не вымучивать, а просто жить в ритме, просто танцевать во время игры внутри себя. И если ты будешь чувствовать этот ритм, этот танец внутри себя, это невольно передастся слушателям, и они испытают те же ощущения, что и ты сам...
Как я уже отмечала выше, быть страстным зрителем на Джаз-Карнавале куда проще, нежели беспристрастным джазовым журналистом. Потому что если концерт зрителю не нравится—он выходит в фойе, если на сцене звучит не его музыка — он поступает также. Поэтому, воспользовавшись предоставленной свободой выбора, я посещала только те концерты, которые были интересны мне, и писать, соответственно, буду только о тех проектах, что меня заинтересовали. И чтобы не стать брюзжащей озлобленной критикессой, второе отделение я слушала из фойе — играл немецкий квартет Маттиаса Данека (Mattias Daneck). Вопреки заявленной в фестивальном буклете программе "Ноев ковчег", немцы представили свою версию старинного литературного трактата Себастиана Бранта "Корабль дураков". Как по мне, книга куда интереснее получившейся музыки: квартет едва выбивается из многотысячных рядов типичных представителей современной европейской джазовой школы, играющих мэйнстрим с претензией на авангард, но сам ход творческой мысли—переложение трактата литературного на язык музыкальный — это любопытно.
Третье отделение концерта первого дня — музыка для третьей категории слушателей, любящих традиционный джаз. (Любопытно, есть ли такие, что слушают охотно все три стилистические разновидности, собранные в одном концерте?) На сцене мэтры российского джаза — гитарист Алексей Кузнецов и аккордеонист Владимир Данилин (Евгений Онищенко на контрабасе, Игорь Игнатов — ударные). Местами очень забавно, когда в джазовые стандарты аккордеон Данилина вдруг вплетает узнаваемые с первых аккордов утесовские мотивы. Но когда на сцену выходит "специальный гость" — вокалистка Светлана Рубинина, чтобы потом никого не обидеть словом, я покидаю зал...
К началу концерта второго дня я умышленно опаздываю, пропуская выступление московского коллектива "Капелла Дикси", играющего, как гласит буклет, "музыку из золотого фонда джазового диксиленда". Но второе отделение буквально приковывает меня к креслу — эклектика в творчестве архангельской группы "Восток-Север" такая, что и Джаз-Карнавал позавидует! Каноническое русское народное пение (северно- русские поморские напевы) из уст вокалистки Екатерины Зориной (ранее — солистки легендарного ансамбля народной песни Дмитрия Покровского), облаченной в сарафан и платочек,удивительным образом гармонично соединяется с восточными звуками тара и азербайджанским мугамом (Джаваншир Казымов). Все вместе замешивается в удивительный джаз-роковый винегрет, густо сдобренный новоджазовой традицей ансамбля "Архангельск", с виртуозными партиями Тима Дорофеева на гитаре, Владимира Турова на клавишных, Олега Юданова—ударные, Спартака Резицкого — перкуссия, Владимира Тетерина — контрабас и бас-гитара. Какие имена! Цвет архангельской джазовой школы! Тот же барабанщик Олег Юданов играл в ритм-секции "Архангельска", а перкуссионист Спартак Резицикий — сын самого Владимира Резицкого.
Композиции "Восток-Север" построены таким образом. что умудренный слушатель разгадывает их как изысканный ребус, случайный обыватель — наслаждается внешней красотой и экзотикой, ну а уж совсем далекий от джаза все равно не заснет, будучи развлеченный зажигательной лезгинкой Джавана, в паузе облачившегося в папаху и черкеску...
Из огня да в полымя: третье отделение—чистой воды импровизационный джаз, сыгранный классиками советского авангардного джаза. Боже, какие имена: Юрий Кузнецов (фортепиано), Анатолий Вапиров (саксофон), Владимир Тарасов (ударные). Каждое имя — не просто легенда — ИСТОРИЯ! Четвертый участник — молодой ирландский фри-джазовый гитарист Марк О'Лири, зарекомендовавший себя совместными выступлениями с Бобо Стенсоном, Томашем Станько, Куонг By. Все четверо вместе не играли давно или не играли вообще (новичок в компании — Марк О'Лири). Готовый с ходу играть спонтанную музыку без предварительных репетиций, Юрий Кузнецов все же поддался уговорам Тарасова и Вапирова, и 25 минутный саунд-чек состоялся, а вот предварительные договоренности — нет. И вот оно чудо ТВОРЕНИЯ: четыре музыканта, четыре инструмента, четыре истории жизни и четыре хода мыслей. В какой-то момент они сливаются в одну мелодию — она трепещет, летит, завораживает своей чистотой и непорочностью, как новорожденный мотылек, которому и жить-то недолго, но он парит в высь и он прекрасен! Это ни с чем не сравнимое ощущение рождения музыки здесь и сейчас, музыки живой и хрупкой — это и есть суть импровизационного джаза: эмоция и спонтанность, слившиеся воедино, обретают музыкальное тело...
После восхитительно сыгранного сэта выхватываю из кулуарной толпы Анатолия Вапирова:
— С Тарасовым и Кузнецовым я играю давно, это мои постоянные партнеры в этой музыке. С Марком играл впервые. Сегодня мы играли совершенно спонтанную музыку — это высший пилотаж профессионализма в музыке! С годами я пришел к совершенно четкому определению импровизации: это мгновенное сочинение мелодии и столь же мгновенное ее развитие. Тот, кто не сочиняет мелодию в момент импровизации, а просто изливает свою эмоцию, не убедителен.
Как арт-директор фестиваля Varna Summer Jazz, какими вы видите "три кита" в организации джазового фестиваля?
— Ну, это очень индивидуально... Я ни в коем случае не хочу давать рецепты — каждый организатор делает фестиваль по своему подобию. Я отношусь к своему фестивалю как к очень большому музыкальному произведению, которое я создаю вместе с музыкантами. И как я играю, такой и фестиваль делаю. Единственное, что могу отметить: к сожалению, в программе Джаз-Карнавала для меня не было ни одного Открытия, разве что, может, только эта группа из Южного — ученики Юры Кузнецова, которые играли на джем-сешне. Какого-то "удивления" в программе фестиваля лично мне не хватало...
Перескакивая через реальный ход фестивальных событий, скажу, что одно ОТКРЫТИЕ в программе все-таки было, просто Анатолий Вапиров покинул Одессу за полчаса до того, как на сцену Одесской филармонии вышли участники чешского проекта Autopilote: барабанщик Павел Файт (Pavel Fajt) и Ондрей Смейкал (Ondrej Smeykal), музыкант, играющий на экстраординарном духовом инструменте—дид- жериду (didgeridoo).
Перед началом концерта ведущий предупреждает, что низкий гул диджериду якобы открывает сексуальную чакру, и особенно влияет на женщин (а я-то сижу в первом ряду прямо напротив диджериду!). И с первых звуков понимаю, что стоило ехать на Джаз-Карнавал, стоило три дня отбывать концерты, чтобы услышать ЭТО!..
Дуэт Павла Файта и Ондрея Смейкала поразительным образом уловил тонкую нить соприкосновения "прошлого" и "будущего", электроники и пластмассы с пустотелым, некогда живым деревом. В их музыке "деревянный" гул диджериду соединяется с металлическим грувом ударных и электронным 1оор'овым индастриалом. Слушая игру Ондрея Смейкала, совершенно забываешь (не веришь!), что по природе своей диджериду может выдавать только одну ноту! У Смейкала диджериду звучала то как флейта, то как туба, то как деревянный барабан, то как варган — сравнений можно подобрать бесконечное множество — и все это богатство звуков было резонансом вибрации губ музыканта! Мистика! Волшебство! Шаманство?..
Второй участник дуэта — Павел Файт — не случайно считается одним из самых прогрессивных музыкантов чешской джазовой сцены: один факт его участия в культовом фильме Step Across the Border вместе с Ивой Биттовой и Фредом Фритом говорит o многом! Он задействован в десятке интереснейших проектов — как фри- джазовых, так и роковых, и вот этот совершенно свежий дуэт с Ондреем Смейкалом, я думаю, имеет большое будущее. Во всяком случае, всем настоятельно рекомендую приглашать, слушать и еще раз слушать Autopilote!
Еще рекомендация и простым джаз-фанам, и организаторам джазовых фестивалей. особенно зарубежных: обратите внимание на украинский проект Night Groove
—плод созрел! Группа явно переросла в своем мастерстве категорию "товара внутреннего потребления" и сейчас ей для дальнейшего развития очень важно поездить, себя показать и на других посмотреть. В арсенале киевлян около 10 различных программ, но тяготеют они, насколько я могла судить по фестивальному выступлению, к латиноамериканскому, бразильскому джазу. Благо что небанальный, сипловатый, такой горько-сладкий тем5р голоса вокалистки Юлии Ромы очень органичен в босановах, а музыканты группы, похоже, способны сыграть все и весьма на уровне! Слышала, что басиста группы Юрия Закуса уже окрестили "украинским Маркусом Миллером". Быв очевидицей выступлений как Миллера, так и Закуса, гото:ва спорить, но то, что аванс этот дан скорее заслуженно и немного "на вырост". могу согласиться. Лично меня поразила невероятная музыкальная самоотдача пианистки и автора большинства композиций группы Натальи Лебедевой. Выступление Night Groove было подано на десерт в насыщенной и впечатляющей программе второго фестивального дня — и это было очень легкое и тонизирующее блюдо, весьма кстати!
Право закрывать фестиваль, именоваться его хэдлайнерами выпало музыкантам молдавского "Тригона" — ныне квартета, несмотря на прежнее название. Неизменный компонент коллектива, его "ось мира" — альтист Анатолий Штефанец (в фестивальном буклете утверждалось, что на этот раз в его руках будет "виола" — АК) Последний раз я слушала ’Тригон" в его первом, легендарном составе. На этот раз благодаря выступлению коллектива я с удивлением и к радости пополнила свои познания в персоналиях молдавского джаза на три имени сразу: Вал Богеан (саксофоны, флю- гельгорн, труба), Дорел Бурлаку (клавишные, губная гармоника) и Гари Твердохлеб (барабаны, перкуссия, ксилофон). Было бы странно увидеть рядом с Анатолием Штефанцом "людей в футляре", музыкантов без фантазии и узкоспециализированных. Выступление молдавского квартета в Одессе стало прекрасной иллюстрацией тонкой материи сценического партнерства, сотворчества в режиме реального времени — яркого и зыбкого одновременно. И совершенно не поддающегося окостенению и стандартизации подхода к творчеству: импровизационного, живого, фантазийного. Апогей всего сказанного был проиллюстрирован исполнением на гитаре темы в четыре руки и две барабанные палочки! Нет, определенно музыкальное сценическое действо 'Тригона" — не лучший случай для выражения словами и терминами. Это то, что надо видеть и слышать самому. "Живьем"! Потому что это исключительно "живая" музыка!..
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...