Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого большинства сердце еще с утра билось в радостном предвкушении и ожидании торжества… И оно состоялось на радость всем слушателям, заполнившим Малый зал Дворца Республики, на радость всем музыкантам, кто принимал в нем участие, и конечно, на радость организаторам Дмитрию Наумову и Ярославу Алексееву, старания и усилия которых оправдались.
Я говорю о фестивале «Минск блюз 2007», и говорю так уверенно, потому что сам был среди выше обозначенных лиц (зрителей), и своими глазами видел, как люди искренне радовались, внимая волшебным ритмам блюза в исполнении белорусских команд, и с какой охотой они шли на контакт с исполнителями.
Открывала фестиваль минская команда Cross B Band, давно известная белорусской аудитории. Музыканты расположили к себе публику довольно быстро, и та с удовольствием притоптывала и прихлопывала в такт их классическим блюзовым композициям. Особо следует отметить вокалистку группы Дарью Нестеренко – прекрасный диапазон вокала, и техника исполнения на высоте. Следом вышел Сергей Курек сотоварищи – 3-D Blues. Их яркая музыка некоторых слушателей заставила повскакивать со своих мест и пуститься в пляс (правда охрана не поняла порыва души, и быстро успокоила ярых фанатов блюза). Отыграв несколько композиций, Курек признался, что его бьет током, но стоически завершил выступление. Публика оценила стойкость исполнителя, и одарила музыкантов продолжительными овациями.
Третьими вышли акустический дуэт Denny&Willie blues mob. Их архаичные блюзовые композиции очень здорово вписались в общую панораму фестиваля, и слушатели по достоинству оценили талант музыкантов. Группа с емким названием Spoonfull порадовала всех спелым и качественным фанком.
Удивил так же и мэтр белорусского блюза Александр Цыганок, прибывший на выступление в составе «юниоров» своего проекта. С помощью акустической гитары, банджо, губной гармоники, контрабаса и перкуссии музыканты чудесно напитали блюз фолковыми элементами самобытной белорусской культуры, и это звучало более, чем впечатляюще. Дебютировала так же и юная вокалистка Ирина Тищенко – протеже Александра Цыганка, исполнившая несколько лирических композиций. Публика была в восторге, требовала «вернуть девушку», и успокоилась лишь заверениями самого Цыганка, что «она еще выйдет».
Сложно отметить кого-то особо – все исполнители достойно проявили свой музыкальный талант, по-настоящему показав, каким может быть белорусский блюз. Звук был качественный и яркий, и доставил немало приятных минут слушателям.
В конце первого отделения я попросил некоторых музыкантов поделиться своими впечатлениями по поводу фестиваля:
ДенисБалахонов (Denny&Willie blues mob): Впечатления очень хорошие, просто обалденные, все ансамбли здорово играют, абсолютно у каждого исполнителя очень высокий уровень, и различий по профессионализму, технике исполнения практически нет.
Общая картина фестиваля, на мой взгляд, прекрасная. Благодаря таким фестивалям я хорошо вижу, что с каждым годом уровень наших блюзовых исполнителей растет.
Виталий Шишпоронок (Denny&Willie blues mob, Cross B Band): Энергетика потрясающая. Приятно смотреть на зрителей, чувствуется, что пришла подготовленная к такой музыке публика. Приятно, что в нашей стране не просто блюз, а блюз во всех своих проявлениях, любим и интересен людям. Если бы не было такой публики – не было, возможно, и нас, как музыкантов. Когда я ощущаю от этих людей искренний интерес и моральную отдачу, то чувствую себя просто здорово.
Flat: Организация нам понравилась – все шло по плану (что у нас бывает крайне редко – то какие-то задержки, то проблемы на саунд-чеке)… А публику мы не видели из-за софитов и дыма, который обволакивал всю сцену и нас самих с ног до головы. Но мы сполна ощутили настроение слушателей и их теплый прием.
Максим Козлов: Как подобная концертная практика влияет на творчество?
Виталий Шишпоронок: Я чувствую душевный подъем. Хочется работать, создавать нечто новое и делать это все больше, больше и больше. Конечно, хотелось бы побольше таких выступлений, но в меру, чтобы у людей не возникало такой реакции, как: «Ну вот, опять блюзовый фестиваль, надоело». И наконец-то пошел процесс: это уже второй «Минск блюз» фестиваль, который делает новое поколение белорусских блюзмэнов. Это мероприятие, созданное, поначалу, на голом энтузиазме, стало потихоньку расти, приобретая совсем другой, более солидный уровень. И я надеюсь, что со временем «Минск блюз» станет международным фестивалем.
Flat: Подобные выступления очень положительно влияют на творчество. Чем больше концертов, тем больший интерес творчество группы вызывает у слушателей, а сам уровень исполнителей растет, становится лучше. Побольше бы таких выступлений.
Хэдлайнерами фестиваля стали Flat, Madera Hard Blues и любимцы публики Svet Boogie band. Эти команды не первый год выступают на белорусской блюзовой сцене и давно пришлись по душе всем любителям хорошей музыки. Этих музыкантов любят и ценят за качество исполнения и профессионализм. И в этот раз слушатели долго скандировали, вызывали на бис и вообще старались продлить фестиваль как можно дольше (а продлился он до глубокого вечера), даже не страшась тем, что завтра придется рано вставать на работу или учебу. По завершении торжества я таки смог побеседовать с одним из организаторов фестиваля «Минск блюз 2007» Дмитрием Наумовым.
Расскажи в целом о фестивале: как это все делалось, придумывалось, организовывалось, осуществлялось, какие были трудности?
Дмитрий Наумов: Придумалось все еще в прошлом году. Мы устроили подобное мероприятие в клубе «Аквариум», исходя из соображений, что блюз – это музыка, которая должна звучать только в клубах. Все прошло на «ура!», всем очень понравилось, единственная проблема была в том, что мест было гораздо меньше, чем желающих, и в этом году мы решили увеличить аудиторию, пригласить намного больше групп, и вообще, улучшить сам фестиваль и условия его проведения. Что получилось, вы видели сами.
Да, фестиваль прошел действительно здорово и очень гладко. Однако, наверняка не обошлось без проблем. По ходу дела возникало много трудностей?
Проблемы бывают везде и всегда. Организаторы приложили титанические усилия, чтобы все прошло хорошо. Подобные мероприятия требуют немалых затрат, а спонсоров, готовых вкладывать в такие концерты деньги, не хватает. Если людям понравилось, если им было хорошо здесь, значит, они захотят прийти и в следующий раз, а тогда и найдутся спонсоры, которые будут знать, что такие концерты востребованы. Хотя я уверен, что благодаря возрастающему интересу к нашему фестивалю, найдутся люди, заинтересованные в том, чтобы он развивался. Это будет выгодно и слушателям, и музыкантам, и блюзу, и нам.
Пожалуйста, скажи объективно, каков уровень белорусских исполнителей блюза?
Мне самому было интересно это проверить, узнать, кто первый среди равных, и обнаружил, что уровень каждого исполнителя довольно высок. Все ребята разные, играют в определенных, даже индивидуальных направлениях, но играют по-настоящему хорошую музыку. На концерте не было такого расслоения, как «новички» и «ветераны». Все играли здорово – даже я, который не мог расслабиться до самого завершения фестиваля, немного потанцевал за кулисами под столь любимый мной блюз.
Исходя из каких соображений ты организовал этот фестиваль повторно?
Мы любим хорошую музыку, но ее не хватает, поэтому, несмотря на то, что мы с Ярославом не профессиональные организаторы, в ущерб своему личному времени, работе, нервам, здоровью и собственным денежным средствам мы все равно продолжаем это делать. Когда мы видим, что результат наших совместных действий понравился людям, значит, несмотря ни на что – это того стоило. Может, все выше сказанные слова излишне громкие, но если реально посмотреть на вещи, то все так и есть.
Как ты считаешь, насколько белорусская публика подготовлена к такой музыке?
По-моему, публика в нашей стране прекрасно подготовлена к блюзу. На это указывает ряд фактов: билеты были проданы задолго до начала фестиваля, люди очень тепло принимали музыкантов, в зале была хорошая энергетика, несмотря на строгие правила поведения и охранников, публика пыталась танцевать и даже знала слова многих песен. Отсюда видно, что люди хотят ходить на такие концерты, думаю, что если бы была возможность, мы собрали бы зал куда больше этого. Думаю, что в следующем году мы устроим фестиваль в два раза крупнее этого, и недостатка в посетителях не будет. Видно, что людям это нравится, они любят такую музыку, хотят под нее танцевать. Конечно, в идеале неплохо бы устроить open air, но как там будет – посмотрим.
А пока давай поставим твердую точку. Ответь: фестиваль удался?
За все время концерта я не видел недовольных лиц. Все выражают благодарность – и зрители, и музыканты. Все улыбаются, и всем хорошо. Что еще нужно? Да, я считаю, что фестиваль удался. За это всем спасибо.
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...