III Международный фестиваль детского джаза - Как для взрослых, только - по-своему
09.03.2013
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза.
Честно говоря, сталкиваясь порой с юными дарованиями, которые демонстрируют свои способности, чаще всего я не могу отделаться от ощущения, что эти музыканты показывают мне не столько то, на что они сами способны, сколько то, чего чуть ли не ежедневной муштрой добились от них педагоги. Долбежка мозгов одновременно с клавишами приводит чаще всего к тому, что дети с детства получают стойкое отвращение к музыке до конца жизни. Согласитесь, очень часто заметно, как молодой музыкант напряженно и механически старается как можно точнее исполнить то, что буквально вбивается в его мозги и руки педагогом. И не дай Бог ошибиться! Тут на юную голову обрушаться все беды мира, начиная со стояния на горохе в углу класса, изучением на память всего наследия Черни и неизвестно чего еще!
Так вот в Киеве ничего подобного и близко не наблюдалось! Да, случалось, юные исполнители порой ошибались, да вот только понятно было, что это для них — не катастрофа, а всего лишь не смертельные издержки процесса творчества, что для них куда важнее не то, каксы- грать, а то, что исполнить. Импровизации в большинстве своем были не заученными, а именно обученными, когда неточности, шероховатости уходят на задний план, уступая месту непосредственности и искренности музицирования.
Три дня проходили концерты в лучшем, пожалуй, джаз-клубе Киева, в самом центре города. К услугам юных музыкантов из Украины, России и Беларуси были отличная профессиональная аппаратура, очень опытный Stage Band фестиваля под управлением пианистки Натальи Лебедевой, чрезвычайно доброжелательные организаторы во главе с Юлией Кажарской и Евгенией Стрижевской, и мастер церемоний — ведущий концертов Алексей Коган. Да и гости фестиваля были на вполне взрослом уровне: минский пианист и шоумэн Свет, киевская вокальная группа Man Sound да звезда мирового джаза саксофонист Эрик Мэриэнтал. Единственное, пожалуй, отличие от "взрослых" фестивалей состояло втом, что уже в первый день его участники самолично нарисовали и развесили в клубе знаки, призывающие воздержаться от курения.
На концерты приходило достаточно много людей, а в последний день фестиваля в клубе и вовсе был переан- шлаг. Нужно признать, что фестиваль уже явно не вмещается в этот клуб, перерос его. Но при этом перенос фестиваля на большую по размерам сцену, вполне вероятно, может отрицательно сказаться на самой его атмосфере, сделает его, что ли, более "отчетным" по характеру в ущерб такой милой суете и толкотне у сцены.
В разговоре с организаторами довелось услышать, что при отборе участников фестиваля с украинской стороны о каком-либо протекционизме речи не было. Несмотря на большое количество желающих выступить на фестивале, все они проходят, во-первых, через городской конкурс "Дети играют джаз"; во-вторых, фонограммы музыкантов из других городов оценивает независимое от организаторов самого фестиваля жюри.
Сам же фестиваль начался 26 ноября с минуты молчания: таким образом его участники почтили память жертв голода в Украине 1933 года... Один из, казалось бы, незначительных, но очень сильных воспитательных моментов.
Понятно, что не все исполнители запомнились сразу и навсегда, хотя в целом уровень музыкантов (по возрасту — не более 16 лет) был на удивление высок. Достаточно было выйти в соседний с фестивальным зал и не видеть, кто в данный момент находится на сцене, как сразу же тебя охватывало ощущение, будто свое мастерство демонстрирует вовсе не один из юных участников фестиваля, а кто-то из не заявленных гостей. Это касалось, в частности, пианиста из Ростова-на-Дону Энтони Карапетяна, который на сегодняшний день — вполне сложившийся музыкант, способный совершенно свободно и легко импровизировать, при этом прекрасно осознавая, что и ради чего он делает. Показателен вот какой факт: за три фестивальных дня Энтони трижды умудрился поиграть с Эриком Мариэнталом, который воспринимал юного музыканта как равного партнера. В первый фестивальный день запомнился и трубач из Херсона Николай Рева с очень уверенными техникой и звучанием.
Лишним подтверждением высокого уровня и крепких традиций джазового образования в Ростове-на-Дону стали выступления квинтета под управлением Екатерины Яновской и вокального септета. Заложенные уже достаточно давно традиции джазовой подготовки юных музыкантов в Кривом Роге также дают сегодня свои очень сочные, вкусные плоды: достаточно было послушать выступление саксофониста Григория Паршина и тромбониста Кирилла Погудина. Столь же уверенно выступил и детский диксиленд из Херсона. Во время его выступления в зале уже присутствовали Эрик Мариэнтал вместе с музыкантами польской группы Walk Away. Нужно было видеть неподдельное удивлением на лице американского музыканта!
Очень напористо, с какой-то даже такой хорошей наглецой отыграл свою программу Иван Хохлов из Минска, находясь явно под творческой крышей белорусского исполнителя буги-вуги и блюза Света. А вот Одесса представила целый парад юных вокалисток. Юлия Головань, Юлия Кацнельсон и Наталья Оцабрик — это было то, чем украинский джаз в ближайшем будущем может если не сразить, то во всяком случае поразить. Да, все они любят великую Эллу, иногда (пока что!) излишне старательно стремятся походить на нее, не всегда соизмеряют свои уже взрослые вечерние платья с еще детскими фигурами, но каждая из них—уже настоящая джазовая леди, исполненная достоинства и уверенности в том, что "ВИА Гра" — это, конечно, и неплохо, но не столь престижно, как джаз...
Очень хорошо, что организаторы не раздавали премий, не делили места. Все участники фестиваля чувствовали себя равными, одинаково почитаемыми. И лучшими подарками для них были аплодисменты слушателей, запланированное издание итогового альбома да возможность послушать гостей.
Так, второй фестивальный день завершило выступление Света, который играл в сопровождении группы Н. Лебедевой. Свет — один из редких представителей отечественной джазовой сцены, в выступлении которых ни на секунду не возникает ощущения наигранности, ненатуральности. Он полностью естественен и открыт, раскрепощен и уверен в себе, что позволяет ему создавать на сцене настоящее шоу. И это не могло не затронуть начинающих музыкантов, которым выступление Света, его фортепианные партии и здоровый кураж как исполнителя на губной гармонике явно понравились.
На следующий день участники фестиваля получили вообще фантастический подарок они смогли послушать прекрасный Man Sound, концерг которого запомнился прежде всего неожиданно-вкусной версией знаменитой "Испании" и колядных мелодий. А затем перед юными дарованиями предстал Эрик Мариэнтал. Всего-то и исполнил две пьески, но как! Он, собственно, также провел своеобразный мастер-класс, и не только для тех, кто играет на саксофоне. Это был урок музыки в очень непосредственной, открытой форме. Разбив аудиторию на три группы, Эрик дал каждой из них собственную вокальную партию, которые в конце свел воедино, разбрасывая при этом шуточки и походя демонстрируя высший пилотаж саксофонного звучания.
Что касается планов на будущее, то "Атлант-М" демонстрирует в этой области большие амбиции. Во-первых, по традиции вскоре будет издан итоговый альбом. Записи же с предыдущих двух фестивалей активно звучат не только в передачах "Радю Кшв", но и в европейских странах, а также на вашингтонской волне WPFW. Будет расширяться и география фестиваля: уже в этом году следует ожидать участников из Литвы и других стран. Думаю, следует указать и на интернетовскую страничку фестиваля: www.jazz.net.ua Здесь наверняка можно не только познакомиться с уже прошедшими фестивалями, но и узнать о том, как можно стать его участником. А это, поверьте, для молодых музыкантов чрезвычайно важно. Ибо одно дело — обучение мастерству джаза и импровизационной музыки в школьных классах, и совсем иное — показаться на публике, послушать и посмотреть, что и как делают твои ровесники из других городов и стран. Да и для педагогов такой фестиваль дает обильную пищу для размышлений и дальнейшей работы.
Вот таким образом холдинг "Атлант-М", чей головной офис находится в Минске, проводит в Киеве очень нужный фестиваль, представляя звезд джаза будущего из разных стран. И делает это как для взрослых, только — по-своему.
Автор благодарит организаторов фестиваля за прекрасный прием и возможность познакомиться с тем, что уже есть и что будет в джазе в ближайшие годы.
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро ...