Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. Сохраняя верность всем своим традициям, как давним (концерты колокольного и сакрального джаза), так и новообретенным (большой концерт во Дворце спорта) 15-ый "Каунас Джаз" отметил юбилей двумя революционными нововведениями: в рамках фестиваля прошла 1-ая Международная академическая конференция "Джаз в Литве, европейском и мировом пространстве: настоящее и будущее" и стартовал проект , который теперь ежегодно будет представлять эксперименты в деле "электрификации" джаза. Раз огромное и крепкое древо "Каунас Джаза" все еще дает новые ростки и побеги, значит, не раз еще будет повод поздравить фестиваль с очередным юбилеем...
В этом году открытие фестиваля проходило в Каунасской ратуше под звуки совместного проекта "молодого льва" литовского джаза, саксофониста Яна Максимовича и струнного квартета им. Чюрлениса. Там же состоялась ритуальная передача ключа от города из рук мэра директору фестиваля Йонасу Ючасу — он и джаз на две ближайшие недели стали полноправными хозяевами города.
Собственно переход от ритуала к ежедневным фестивальным концертам состоялся на следующий день, 23 апреля, под звуки традиционного для фестиваля эксперимента с джазом и колоколами известного провокатора и сказочника литовской музыки Гедриуса Купрявичуса в компании с зачинателем джазово-колокольной каунасской традиции Юлиуса Вильнониса на площади перед Каунасским музеем войны.
Первый концерт 15-го "Каунас Джаза" на основной фестивальной сцене — в концерт-холле Университета Витаутаса Великого — дал молодой международный проект Sibuli: литовский саксофонист Кястутис Вайгинис, итальянские гитарист Леонардо Гримодо и контрабасист Фульвио Буккафуско плюс болгарский перкуссионист Атанас Попов. Надо полагать, что знакомство музыкантов проекта состоялось благодаря их учебе в North Netherlands Conservatoire, где учатся трое музыкантов Sibuli (кроме контрабасиста — он студент Berkley College of Music). Думаю, стоит запомнить название квартета и имена его участников — очень крепкие музыканты с четким и ясным видением своего стиля: в их музыке отчетливо слышится влияние средиземноморского и балканского фольклора и присущих мелодиям этих регионов гармоний. Отличное звуковое сочетание балканосредиземноморской музыкальной школы ритм-группы с холодным балтийским звуком саксофона Вайгиниса (кстати, ученика знаменитого Пятраса Вишняускаса).
Jacek Kochan & Co. feat. Zbigniew Namyslowski
Второй сет первого концертного дня "Каунас Джаза" — совместный проект польского барабанщика Яцека Кохана и легендарного польского саксофониста Збигнева Намысловского. С первой же прозвучавшей ноты ты понимаешь, что имеешь дело с высшим классом мастерства. Сколько уже написано про польскую джазовую школу вообще и про талант Намысловского в частности! Нет смысла повторяться. Намысловский находится в блестящей форме и кажется, как царь Мидас, способен все, к чему прикасается, превращать в золото. Признаться, не самые изысканные по звучанию и любопытные по форме композиции Яцека Кохана (именно они исполнялись квартетом) блестели и искрились во многом благодаря таланту Намысловского: именно в его импровизационных соло появлялись невероятно сложная метроритмика, острые гармонии, изысканная фактура. Стоит отметить высокий класс игры совершенно потрясающего молодого пианиста Доминика Вани (Dominik Wania): в который раз убеждаюсь, что услышать плохого польского джазового пианиста — это редкая "удача": кажется, таких просто нет в природе. Жаль, что, будучи человеком исключительно скромным и интровертным, Доминик вряд ли станет столь же раскрученной звездой, как Лешек Можджер. Ему стоило бы поучиться искусству "обрамления в рамочку" у бэнд- лидера Яцека Кохана: средний (судя по концерту) музыкант, он очень талантливо находит сайдменов для своих проектов. Перечисление имен его музыкальных партнеров действительно поражает: Джон Эберкромби, Кенни Уиллер, Гэри Томас, Эдди Хендерсон, Палле Миккельборг, Томаш Станько, Куонг By... Не знаю, как во всех прочих случаях, но на фоне Намысловского талант Яцека Кохана бесспорно мерк.
Представленная программа состояла исключительно из авторских композиций Кохана: современный джаз, которому до высшего класса определенно не хватает воздуха и целенаправленности. Как в шутку отметила после концерта моя литовская коллега, "если бы эту музыку играл не Намысловский, ее невозможно было бы слушать". Истина где-то рядом... Но все-таки справедливости ради стоит признать, что это был один из самых запоминающихся концертов нынешнего фестиваля.
Долгожданного появления на фестивале легендарного итальянского трубача Энрико Рава в дуэте с пианистом Эдгардо "Дадо" Морони так и не случилось. Но за неделю до начала "Каунас Джаза" Рава попал в серьезную автомобильную аварию и от приезда на фестиваль отказался. Знаменитое звучание трубы Энрико Равы заменили саксофонными пассажами Маурисио Джамаля...
Scott Peaker Project
Второй сэт — американский Scott Peaker Project в составе собственно Скотта Пикера (ударные), Кирка Лайонса (бас-гитара) и Скотта Брауна (клавишные, орган). Появление коллектива на сцене Каунаса — это возвращение Пикера на фестивальную сцену с собственным трио, после визита в Литву в 2003 году в составе Victor Bailey group. За плечами Скотта Пикера сотрудничество не только с этим именитым бас-гитаристом, но также и партнерство с легендарным флейтистом Херби Манном, клавишником и продюсером Джорджем Дюком. Концерт в Каунасе стал международным дебютом Скотта Пикера как лидера собственного бэнда, играющего пост-боп и фанк- фьюжн. Надо признать, что дебют более чем убедительный: экспрессивная и в то же время точнейшая в деталях игра самого Пикера имеет мощный тыл в мягкой и убедительной манере басиста Лайонса. Но как даже самое талантливо приготовленное блюдо может остаться пресным без соуса, так и игра ритм группы никогда не была бы по-настоящему groove без совершенно потрясающего органиста и клавишника Скотта Брауна, выдававшего из-за своих баррикад из двух органов и двух синтезаторов сочные порции эксцентричного грува... В конце концерта на сцену вышел "рояль в кустах": молодой перкуссионист Фарук Гомати родом из Колумбии, но сейчас живущий в Германии и на фестиваль приехавший в составе группы Нильса Гессингера. Оказывается, Фарук подошел в отеле к Скопу Пикеру и прямо сказал, что мечтает поиграть вместе с ним на одной сцене. Решено было устроить дебют тут же в Каунасе: никаких совместных репетиций, понятно, не было — так что на сцене мы имели счастье видеть настоящую импровизацию. Причем органист и басист корректно отошли в сторону и дали насладиться публике настоящей ритмической дуэлью Пикера на ударных и Фарука на конгах. Позднее, побывав на выступление группы Нильса Гессингера, я во многом поняла мотивацию "побега" Фарука: если бы Пикер сдержал данное на концерте слово ("Этот парень остается с нами!"), это было бы справедливо!
К счастью, не одному Фаруку повезло поиграть со Скоттом Пикером, который в рамках фестиваля дал мастер-класс по джазовой импровизации на ударных инструментах.
Sophia Rubina & Band
Следующий день открывался традиционным с 2001 года пунктом программы фестиваля — концертом клезмерской музыки в синагоге. Совершенно неожиданно этот концерт стал одним из самых впечатляющих событий нынешнего фестиваля! 19-летняя певица из Эстонии София Рубина с бэндом из столь же молодых музыкантов представила свою новую программу, основанную на традиционной еврейской музыке. Это тоже была премьера: несколько дней спустя вторыми зрителями программы стала аудитория фестиваля JazzKaar в Таллинне, но дебют состоялся именно на "Каунас Джазе", под сводом старейшей в Литве синагоги на следующий день после праздника Пейсах. Появление Софии Рубиной на джазовой сцене сразу же было отмечено рядом побед и наград, таких как Гран-при конкурса Lady Summertime 2004 (Финляндия) и второй премией в вокальном конкурсе Sonyjazz Stage (Латвия). Рубина выступает в нескольких любопытных проектах: фанк-джазовом Rubix-Cube, Caribbean-Latin Project и Jewish Psalm Accompanied by Organ. Именно после премьеры последнего София получила предложение сделать специальную программу для выступления в синагоге в рамках "Каунас Джаза". Ноты старо-еврейских песен и религиозных кантов София заказывала прямо из Израиля, затем шлифовала свое произношение, изучала особенности клезмерской музыки. Компания из молодых музыкантов тоже подобралась блестящая: Томас Рулл (ударные), Раун Юурикас (клавишные), Денис Паскевич (саксофон и флейта) создали великолепные джазовые аранжировки еврейских мелодий. В некоторые моменты молодые музыканты настолько увлекались джазовыми импровизациями, что, казалось, забывали, что они дают концерт под сводами синагоги, так что с головы Паскевича белая шапочка-кипа падала раза три, пока, наконец, старый еврейский дедушка не встал в середине концерта со своей лавки и умело не прикрепил ее к непослушной копне волос джазмена...
Funk 2 Funk
А вечером того же дня свершилась вторая попытка директора фестиваля Йонаса Ючаса обратить джаз в массы: во второй раз "Большой концерт Каунас Джаза" проводился... во Дворце спорта (!), где полный зал собирали ранее только звезды спорта, поп- и рок-музыки. В прошлом году, рискнув, Ючас выиграл "первый бой" за зрителя: Дворец спорта был битком набит публикой на 2-х сэтовом концерте Roy Hargrove's RH Factor и The Earth Wind & Fire Experience feat. The A1 McKay Allstars. Впрочем, было бы странно, если бы на такие имена публика не пошла. Похоже, "Каунас Джаз" всерьез взялся за реализацию идеи — вернуть джазу былую репутацию танцевальной музыки. В этом году заставить зрителя пуститься в пляс должны были два фанковых проекта двух Нильсов — из Германии (Nils Gessinger & Со.) и Швеции (Nils Landgren Funk Unit с программой Funky ABBA). По идее, должные продемонстрировать торжество фанка над самыми массовыми аудиториями. эти два проекта показали два совершенно разных уровня мастерства. Как ни старался немец Нильс Гессингер держать "хорошую мину при плохой игре", что- то "не то" сразу и явственно слышалось в его музыке. Фанк — только на первый взгляд легкий стиль: не поймав настроение, не удержишься в его "веселых" границах никакими техническими приемами. А массовой музыкальной "группе поддержки" Гессингера не хватало не только настроения, но и... Ощущение, что ты присутствуешь на выступлении музыкантов хоть и в дорогом, но ресторане, лично меня не покидало. Особенно, когда на сцену вышла вокалистка проекта со сладким именем Меделайн и таким же сладким, но сдавленным голоском запела. И, научившаяся за 15 фестивальных лет безошибочно отделять зерна от плевел, каунасская публика почему-то упорно не могла затанцевать и начать веселиться под этот грустный по сути немецкий фанк..
Nils Landgren Funky Unit
Конечно, имея в основе своего проекта бессмертные хиты всех времен и народов — наследие ABBA — шведскому тромбонисту и вокалисту Нильсу Ландгрену изначально было проще: такую музыку трудно испортить! Но то, что с гениальными поп-композициями сделала фантазия джазмена Ландгрена, действительно заслуживает уважения! Под эту перерожденную музыку было не просто весело танцевать—ее интересно было слушать, разбирая в уме ребус аранжировок, обработок, модификаций и совершенного нового, несомненно фанк-джазового звучания. Альбом Ландгрена Funky ABBA вышел в свет в марте прошлого года, а предыстория его берет начало, по всей видимости, еще 25 лет тому назад, когда Бенни Андерсон обратился к Нильсу Ландгрену с просьбой принята участие в студийной записи песни Voulez-Vous. Сейчас же сам Андерсон принял участие в записи альбома, сыграв партию на большом рояле в одной из композиций и, тем самым, благословив начинание.
Надо признать: песням ABBA сильно "досталось" от аранжировщика, порой трудно было за новой оболочкой из фанка, соула и R&В узнать с детства знакомые мотивы Money, Money, Money; Knowing You, Knowing Me; Thank You for the Music, The Name Of The Game, Dancing Queen! В отличие от альбома Funky ABBA вокальные партии на концерте кроме самого Ландгрена блестяще пела исполнительница на трубе Анника Гранлунд. При всей "попсовости" проекта было очевидно, что участники его не пошли самым легким и кратчайшим путем ни в обработке музыке, ни в ее исполнении, которое пестрило импровизациями и потрясающими соло как самого Ландгрена на именном красном тромбоне Yamaha, так и всеми без исключениями музыкантами проекта. При этом напор, энергия, какая-то объединяющая радость на сцене и в зале — и как итог, 961 голос и победа в зрительском опросе "Каунас Джаза": статуэтка Jazz Eaters Award, третий год подряд вручаемая на фестивале проекту, наиболее впечатлившему публику, в этом году ушла к Нильсу Ландгрену и его Funk Unit. Победа ожидаемая, но заслуженная!
Joshua Redman Elastic Band
Чтобы услышать хэдлайнера фестиваля — молодого и обласканного славой американского саксофониста Джошуа Редмана с его Elastic Band'OM фестиваль Kaunas Jazz на день меняет географические координаты и переезжает в Вильнюс (в официальном названии форума заложена формула "фестиваль двух городов"). На низкой, на одном уровне со зрительным залом сцене вильнюсского Дворца конгрессов скопление синтезаторов, электроорганов, проводов, всевозможных электронных "примочек": концепция Joshua Redman Elastic Band — радикальный отход от принципов акустического звучания квартета, принесшего раннюю славу молодому Редману. Elastic Band — по сути классическое джазовое органное трио во главе с неизменным спутником музыкальных экспериментов Редмана, одного из самых интригующих молодых органистов Сэма Яхеля (Sam Yahel). Именно обилие сочного грува электроорганов всех мастей, а также электрические эксперименты Редмана с разного рода эффектами и модификациями звучания саксофонов определяют саунд группы.
Концерт четко демонстрирует главенство органов и саксофона, при явной вторичности (звуковой базис) перкуссии и гитары. Может быть, просто тандему Редман-Яхель еще не встретились "их" гитарист и барабанщик? Ведь появлению Elastic Band'a мир обязан совершенно спонтанной встрече Редмана с Яхелем, как-то позвонившему ему с предложением сыграть вместо заболевшего саксофониста. В тот вечер на джэме в клубе Small на Манхэттене между музыкантами что-то вспыхнуло, из чего впоследствии и разгорелся огонь Elastic Band'a. А вот постоянного гитариста, как и барабанщика у группы нет: в Каунасе четверку замыкали известный чикагский гитарист Джефф Паркер (Jeff Parker) и барабанщик трио и септета Чика Кориа - Джефф Баллард (Jeff Ballard).
Выступление на "Каунас Джазе" — старт европейского турне Joshua Redman Elastic Band в поддержку их нового альбома Momentum, релиз которого на лэйбле Nonesuch состоялся 24 мая (параллельно там же вышел дебютный акустический альбом Редмана с SFJazz Collective, арт-директором которого он является).
Первое отделение музыканты играли как-то нехотя, словно над ними стояла учительница с длинной линейкой: едва протянули сет в 40 минут. Было ощущение, что от музыки не получают удовольствия ни зрители, ни музыканты...
После 15-минутного перерыва словно что-то в них щелкнуло, и перед публикой предстал тот самый Elastic Band и тот самый Редман, сотню громких дифирамб о которых можно прочесть на страницах самых авторитетных джазовых изданий мира. По духу программа Momentum близка к тому, что делает Рой Харгроув в RH Factor, но в отличие от него Редман ни на йоту не заступает за границы именно джа - зового поля, и не впускает перебежчиков из поп-музыки и рэпа. Мало кто из музыкантов нового поколения умеет в своей музыке так же изысканно и филигранно как Редман "смешивать, но не взбалтывать" классическое наследие джаза с современностью. Сегодня он широко использует электронику: как гитарист, имеет на сцене свой собственный бокс и активно пользуется педалями на полу для получения различных эффектов звучания саксофона. Трески и шумы, поначалу воспринимаемые тревожно, как неполадки со звуком, на деле оказываются умышленными "перчинками" всевозможных электронных глитчей и скрэтчей.
Именно стилистическая эластичность заложена Редманом в название бэнда: "Суть в том, что, играя фанк, мы одновременно свингуем!", — признается он после концерта. Собственно музыка — услада для ушей тех, кто ностальгирует по приправленному щедрой горстью R&B фанку с объемным, упругим и плотным звуком электроорганов: обилие боповых гармоний в сочетании с фанковым грувом и детально структурированными, очень мощными партиями саксофона.
Великолепные сочные пассажи Сэма Яхеля на Fender Rhodes чередуются "говорящими" соло Редмана: точные фразы его саксофона становятся из года в год все более выразительными и идиосинкразическими. Слышны все обертоны, все нюансы, вся доступная палитра. Эта звуковая доминанта приводит к тому, что восприятию становятся доступны все тонкости взаимодействия музыкантов, вся их чудесная техника. Ухо выхватывает наследие стиля Weather Report и органного трио Джона Маклафлина, funky аранжировку "The Crunge" Led Zeppelin и трип-хопповую версию стандарта Lonely Woman Орнетта Коулмана (к слову отец Джошуа, легендарный саксофонист Dewey Redman играл с Коулманом в начале 70-х гг.). А крайне эффектная ритмическая вязь пьес Swunk и Sweet Nasty делает их опасными конкурентами хитов с первых строчек любых музыкальных чартов.
Приглашение из Парижа группы камерунской певицы и композитора Коко Мбасси было во многом обусловлено громким успехом на каунасском фестивале 2002 года другой камерунской звезды — Ричарда Бона. Надо сказать, что музыкальный почерк Бона и Мбасси во многом сопоставим, кардинальная разница разве что в половой принадлежности исполнителей (мне концерт Коко напомнил диски Хадьи Нин). Коко Мбасси работает в стиле Afro-Jazz, ни на шаг не углубляясь в джазовый лес, но часто зашагивая на территорию world и поп-музыки.
Музыкальная и жизненная биография Коко звучит так - родившись в Камеруне, уже в 7 лет она выиграла свой первый вокальный конкурс на родине. Переехав с семьей во Францию в возрасте 13 лет, позднее Коко поступила в Парижский университет и начала петь в госпел-хоре. Шесть лет спустя началась ее блестящая карьера бэк-вокалистки: от Salif Keita до Dee Dee Bridgewater и Demis Roussos. В 1996 году Коко Мбасси удостоилась титула "Открытие" от Radio France International. Первый же сольный альбом Sepia (2001) был отмечен премией германских критиков и попал в число номинантов на престижную ВВС Radio World Music Award. На втором альбоме 2003 года Sisea можно услышать знаменитого земляка Коко, Ричарда Бона.
Приехав на "Каунас Джаз" на следующий день после выступления на таллиннском фестивале JazzKaar, Коко то и дело путалась в географии, и в итоге под занавес исполнила на эстонском (!) балладу северной звезды вокального джаза Хэдвиг Хансон (Hedvig Hanson). Не сказать, что также удачно: слишком уж горяча каждая клеточка ее тела. В общем, холода было маловато. К слову, afro-white стилистика эстонской певице дается куда лучше, чем северные мотивы африканке. В обоих случаях срабатывает правило: "с этим надо родиться" — понятие, перед которым пасует любое музыковедение. То, что делает на сцене Коко Мбасси — это именно то искусство, с которым нужно родиться. И тогда песня о несчастной любви камерунской девушки к парню из соседнего селения звучит как блюз, а народная считалочка, переложенная на джазовый мотив, наполняется свингом. Но взрыв эмоций в зале вызвало даже не пение Коко, а ее танец: сбросив изысканные туфли на высокой шпильке, она исполнила такой зажигательный африканский танец, что зал просто взревел, и на бис Коко вызывали уже криками: "One more dance, ple-e-e-a-ase!".
Marilyn Mazur Future Song
Одна из самых экстравагантных джазовых перкуссионисток Мэрилин Мазур, известная по сотрудничеству с такими мэтрами как Майлс Дэвис, Ян Гарбарек, Арильд Андерсен, Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, привезла в Каунас свой проект Future Song.
Перкуссионистка, композитор, вокалистка, пианистка. танцовщица и бэнд-лидер Мэрилин (наполовину полька. наполовину африканка) родилась в Нью-Йорке, а в возрасте 6 лет с семьей переехала в Данию. Ребенком она начала играть на фортепиано и заниматься балетом. В I973 году Мазур собрала сзою первую музыкальную команду Zirenes, в которой выступала как композитор и пианистка. С 1975 года она начала пробовать себя в качестве перкуссионистки в различных группах (перкуссию Мазур изучала в Королевской Датской Консерватории). В 1985 года на записи альбома Aura Палле Миккельборга состоялось знакомство Мазур с Майлсом Дэвисом, пригласившим ее в свой бэнд. Мазур также была участницей концертных туров Gil Evans в 1986 г. и Уэйна Шортера в 1987г. В 1989 году Мазур оставила группу Майлса Дэвиса, чтобы сконцентрироваться на собственном проекте Future Song.
Мазур не скрывает, что идея Future Song пришла к ней именно во время мировых турне с Майлсом: "Группа музыкантов со всего мира исполняющая вселенскую музыку человеческих чувств". На протяжении 16 лет существования проекта его состав менялся: так, например, группу покинули Палле Миккельборг (участник ее первого состава) и Нильс Петтер Мольваер. Сегодня Future Song — это Мэрилин Мазур, вокалистка Анна Кеманис из Калифорнии (США), датские саксофонист и флейтист Ханс Ульрик и басист Клаве Ховман, немецкая пианистка хорватского происхождения Эльвира Пленар, норвежские ударник Одун Клейве и гитарист Эйвинд Орсет, постоянный участник проектов Нильса Петера Мольваера.
Первый CD Marilyn Mazur's Future Song вышел в 1992 на германском лэйбле veraBra Records. Уже второй, Small Labyrinths, был записан на ЕСМ в 1994 г. Знакомство с лэйблом Манфреда Айхера состоялось благодаря участию Мазур с 1991 года в проектах Яна Гарбарека (с его группой Мазур выступала в Каунасе в ’97-м), и записи в составе Jan Garbarek Group на ЕСМ альбомов Twelve Moons (1993), Visible World (1996) и Rites (1998). Релиз самого свежего CD MM's Future Song "Daylight Stories" состоялся в 2004 году. Именно программу с этого альбома, перемежавшуюся новыми композициями, музыканты исполнили в Каунасе.
С первых же тактов зал накрыла полупрозрачная дымка эзотерики и экзотики. Мэрилин как циркачка орудовала среди настоящего леса из перкуссии со всего мира: как рассказала нам Мазур после концерта, коллекционирование различных перкуссионных инструментов со всего мира — ее давняя страсть. Так что ее дом давно уже напоминает музей перкуссии, подсчитать число экспонатов которого нет никакой возможности. Смеясь, Мэрилин поведала, какой шок обычно вызывает ее гастрольный багаж у таможенников, который принимают его то за контрабанду, а то начинают искать "бомбу" среди диковинных по форме инструментов. Самым экзотическим инструментом своей коллекции Мазур назвала маленький китайский колокольчик, после удара по которому его надо быстро раскручивать в воздухе на длинной веревочке и тогда звук получается совершенно прозрачным. Также Мазур призналась: несмотря на то, что во многом ее музыка инспирирована индийскими буддийскими мантрами, Индия до сих пор остается страной ее мечты, где она еще ни разу не была...
Писать о музыке Future Song — неблагодарный труд: словами и терминами ее не описать, разве что эмоциями и ассоциациями. Живая музыка неживых инструментов: то минорная, бормочущая, то громкая, сплетенная из самых мажорных звуков, но также гладко ложащихся на ухо. И даже из самых грустных мелодий здесь сквозит совершенно искренняя любовь к жизни.
Понадобится воображение, чтобы все правильно понять и воспринять. Закройте глаза, отключитесь от внешнего мира, отбросьте клише и маркетинговые уловки: перед вами искусство в первородном виде. Так шумит море и лес, так поет природа. Вы ощутите причастность к ней, не исключая мертвых городов исчезнувших цивилизаций и еще не обретших физических очертаний мультикультурных мегаполисов будущего. Музыка, построенная на смене гармоний, без пренебрежения мелодией и часто повторяющимися квадратами мотивов. Эклектическая смесь негромкого джаза с глубинным world в духе Яна Гарбарека, акустической психоделики раннего Pink Floyd и джаз-рокового наследия Майлса Дэвиса, приправленная толикой инди-рока и клочками воспоминаний из хиппи-юности. В ней холодноватый электронный саунд электрогитары, красивыи, как узоры мороза на стекле, играет роль посредника с индастриал. А совершенно живые звуки перкуссии и местами абсолютно джаз-роковая ритм группа—как брызги текилы или горячего чая с жасмином, если хотите. Вселенская тоска медитативного, совершенно бестелесного вокала Анны Кеманис в унисон с экстатическими партиями джазового саксофона...
Песни будущего, созданные приверженцами антиглобалистского world fusion, заставляют задуматься именно о планетарной общности всех инструментов и всех рождаемых ими мелодий. Ибо в звуках этой собранной по крупицам со всего мира перкуссии в исполнении интернациональной команды музыкантов — целая Вселенная, и она смотрит на тебя взглядом телепата, и ты не можешь оторваться...
PercaDu
В продолжение путешествия по миру перкуссии — следующий концерт фестиваля, "темные лошадки" его программы — израильский дуэт PercaDu (Tomer Yariv и Adi Morag). Название проекта — слияние первых слогов "Percussion" и "Duo". И способ получения названия, и музыка, которую играет дуэт, вызывают прямые ассоциации с популярным в начале 90-х датским Safri Duo, название которого также произошло от суммы первых букв фамилий музыкантов Savery и Friis. Safri начинали как авангардный проект, а потом с головой ушли в clubbing.
Израильскому PercaDu в следующем году будет 10 лет: дуэт был создан во время учебы Томера и Ади в Rubin Academy of Music Тель-Авивского университета. В 1999 дуэт был удостоен The Percussive Arts Society International Duo Competition в Колумбусе (Огайо), приза жюри и зрительских симпатий на The International Percussion Competition в Люксембурге. В 2001 году PercaDu были признаны "Best Chamber Music Ensemble" на Aviv Music Competitions и получили приз Министерства культуры Израиля. В 2002 году окончили датскую Королевскую Академию музыки. До недавнего времени Томер и Ади являлись солистами израильского симфонического и филармонического оркестров, и как отголоски сего "классического сотрудничества" — обилие в penepтyape дуэта аранжировок произведений Баха, Равеля, Стравинского... Первый альбом РегсаDu "Works for Marimba and Percussion" вышел в 2002 и состоял в основном из произведений современных израильских композиторов, написанных специально для них До начала выступления на "Каунас Джазе" PercaDu были "темной лошадкой" в его программе. Первые, весьма стандартные композиции для маримбы, исполненные дуэтом, ничем особенно не поразили: да, отличная техника, удивительно точный синхрон, но причем тут джаз?.. Пожалуй, перелом в настроении публики, да и самих музыкантов, случился на четвертой пьесе Fingertips: парни вышли на авансцену, взяли в руки совершенно диковинные инструменты. "Это НЛО — прямиком с Марса!" — пошутил Ади Мораг, рассказывая про редкий швейцарский перкуссионный инструмент в виде двух спаянных металлических тазов. Звук эта штука выдает совершенно невероятный — что-то среднее между маримбой и фортепиано! В это время пальцы Томера выбивали гулкую дробь то на мо дерн-версии западно-африканской джербы, то огромном нигерийском глиняном кувшине-барабане уду. Надо отметить, что сцена вообще напоминала музей перкуссии: четыре вибрафона и маримбы, две или три ударные установки, гонг и масса мелкой перкуссии со всего мира (музыканты дуэта в совершенстве владеют игрой на 52 различных перкуссионных инструментах!). Исполняя пьесы в четыре руки, многие из которых написаны для трех и более перкуссионистов (как, например, "Спиричуэл для маримбофона" современного японского композитора Минору Мики, музыканты, как молнии, сновали по сцене, порой совершая цирковые по ловкости трюки. От современной классики перешли к старинным еврейским мелодиям, а затем устроили настоящий drum-театр, исполняя пьесу Тан Дуна, громкий и неистовый финал которой увенчали боевые выкрики на японском.
Подобные концерты всегда завораживают слушателей редким набором инструментов и еще более редкими звуковыми эффектами. Тем более что молодой израильский дуэт тщательно продумывает визуальные эффекты своей программы, делая все с точки зрения техники практически безупречно. Публика в восторге! Она не видит, что все это — трюки, но очень высокого класса, стоит добавить для уточнения очевидной истины.
15 минут оваций и три биса — привыкшую каждый год удивляться каунасскую публику не так просто поразить, скажу вам. На прощание — "Полет шмеля" Римского- Корсакова, исполненный на одной маримбе в четыре руки: при этом музыканты двигались во все нарастающем бешеном темпе вокруг инструмента по и против часовой стрелки. Цирк!
Нашлись в зале и те, кто недовольно фыркал: "Это академическая музыка, причем тут джаз!". Но, слушая Римского-Корсакова и Мики в исполнении PercaDu, ни на минуту не задумываешься о том, что один из них "классик", а другой — "авангардист". В интерпретации дуэта вся музыка звучала как не имеющая времени и пространства, и тем более узкожанровой принадлежности: тот же "Полет шмеля" дает широчайшее поле для импровизации в смысле бесконечности вариаций темпа его исполнения, и в какой-то мере является исключительно джазовым по духу. Так что два главных козыря "Каунас Джаза"—демократичность и полистилистика в очередной раз восторжествовали...
Финальная кода фестиваля — "концерт по просьбам зрителей" — совместное выступление в Вильнюсе Philip Hamilton Group (американского вокалиста и перкуссиониста Филиппа Хамильтона) и саксофониста Грега Осби (Greg Osby), в первый раз покоривших сердца литовцев на "Каунас Джазе" 2004 года: блистательный финал!
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...