Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. Со времени прошлого фестиваля в басовом мире произошли некоторые изменения. Теперь у бас-гитаристов Беларуси есть два специализированных сайта: bass-bel.com и персональный сайт главного организатора фестиваля Николая Неронского — nikobass.by. Много появилось и неплохих молодых басс-гитаристов, о которых год назад еще никто не слышал. Один из них — гродненец Алексей Ларионов — и начал фестиваль. Это начало было каким-то грустным. И дело не в том, что играл он (вместе с барабанщиком Дмитрием Драгуновым) спокойную мелодию, были в ней переходы на более высокий темп, но... понять, что он играет, было сложно. Только начинаешь хвататься за какую-то намечающуюся мелодию, как она тут же исчезает. К тому же объявили, что дуэт исполнит два произведения, а он после первого взял и ушел. По залу пополз шепот: "Неужели уже две сыграли?" Оказалось, музыкант разволновался так, что забыл ноты.
Качество фестиваля определяется не только его участниками, но и ведущим. Басовому дню с ним явно повезло: Дмитрий Подберезский подарил вечеру не только хорошую белорусскую речь, но и приложил все свое отменное чувство юмора, чтобы зрители между выступлениями не скучали. Он не позволил загрустить и после такого странного выступления.
После подбадривающих слов ведущего: "Надеюсь, в следующем году ребятам повезет больше, и их программа будет более обширной", — на сцену вышел Counsul Band. Эти ребята столичной публике хорошо знакомы, потому что постоянно выступают в клубах. В этом году вместе с группой Indiga они выпустили альбом, состоящий сплошь из белорусских мелодий в оригинальной обработке. Из трех сыгранных ими мелодий больше всего на публику подействовал "Караван свободы", приписываемый Дюку Элингтону. Я, например, эту заводную мелодию напевала еще полдня.
Было видно, что Андрей Хмельницкий (басист группы Counsul Band) хороший музыкант, даже очень хороший, но полностью на выступлении он не раскрылся. Зато отлично "держал" всю мелодию. Музыканты отхватили свою долю заслуженных оваций и уступили место следующим участникам фестиваля. Тогда я с недоумением подумала: "Зачем они играют по клубам песни Битлов, если есть то, что у них получается гораздо лучше?" Вопрос остался без ответа.
Самым многочисленным коллективом фестиваля стал Chifs band. Пока ведущий рассказывал об их репертуаре на сегодняшний вечер, на сцену вышли аж 8 человек - басист, 2 гитариста, вокалист (он же подыгрывал на тамбурине), барабанщик и духовое трио: тромбон, саксофон, труба. В представлении они не нуждались: сами рассказали главное, правда, только про басиста Александра Машкевича. Так зрители узнали, что он учится в институте современных знаний на эстрадном отделении, стал лучшим бас-гитаристом года на фестивале "Рок-кола 2005", любит водку и пряники, а по оценкам несуществующего журнала "Бизнес- джаз" признал лучшим басистом группы Chifs band. В следующих 3,5 композициях у Александра была возможность показать себя. Половинной композицией назвали Intro, ставшее как бы предисловием к выступлению. За ним прозвучала Sexy baby, которая плавно перетекла в композицию Monday (по этому поводу ведущий заметил: "После sexy baby в жизни все равно всегда следует Monday, что поделать").
Не в пример гродненским музыкантам будет сказано, этот, тоже молодой еще коллектив, к выступлению хорошо подготовился. У Александра Машкевича прилично поставленная техника и еще лучше поставленный контакт со зрителем. Никогда еще не видела такого раскрепощенного и эмоционального бас-гитариста. От своей музыки он получал удовольствие. Да и не только он: духовое трио и вокалист тоже охотно пританцовывали в такт, только гитаристы почему-то остались невозмутимыми. На второй песне — той самой Monday — зал активно хлопал и притопывал ногой в такт. Побольше бы нам таких веселых и энергичных понедельников! Закончили Chifs band очень элегантным басовым соло и дымным финалом: организаторы перестарались с дымом, а вокалист заметил: "Аппаратура не выдерживает — дымится", во что можно было легко noeepить.
После такого энергетического напора ведущий решил объявить антракт, но вовремя спохватился, что буфета в театре все равно нет, и продолжил концерт вместе с группой Green Card. Этот коллектив хорошо принимали с самого начала: еще бы, там ведь играет сам Александр Ванькович. У группы Green Card нет постоянного состава. В ней, практически без репетиций, играют хорошо знакомые друг другу люди, которые одновременно свободны и не против поиграть джаз. В этот вечер кроме Александра Ваниковича ими стали бас-гитарист Валерий Башков и барабанщик Вячеслав Булда.
У маститых музыкантов не было надрыва и эмоционального шквала, зато была безукоризненная техника и профессионализм, который чувствовался в каждой ноте. "Может показаться, что две бас-гитары и ударные слушать скучно, — заметил ведущий, — но здесь это точно не так". Музыканты Green Card не старались показать себя, их целью была музыка и только она. Тихий до этого мой сосед сзади почувствовал это и начал постукивать мне по стулу' в такт, парень рядом кивал головой, женщина сбоку улыбалась. Если бы фестиваль закончился на выступлении Green Card, уже можно было бы сказать, что он удался.
Bass day 2 — некоммерческое мероприятие, поэтому многие указанные в афише команды на сцене так и не появились: отказались работать бесплатно. Но были и те, кто наоборот согласился, хотя на афише не было их имен. Сюрпризом для зрителей стало и выступление Apple Tea. Эта команда недавно презентовала новый альбом, который в Беларуси к тому моменту еще даже не поступил в продажу, и продолжала тему презентаций во время своего выступления. Нет, рекламой альбома они не занимались, о нем только однажды упомянул ведущий. Презентовали публике нового гитариста Михаила Филипеню и новую гитару Игоря Сацевича, которую Дмитрий Подберезский представил как отдельного участника коллектива.
Начали музыканты композициями из нового альбома авторства Игоря Сацевича и закончили лиричной One More Sad Melody, навеявшей мне почему-то мысли о вечернем Париже. Сложно писать о том, какими были в этот вечер музыканты Apple Tea и их музыка. Они были разными: от пронзительной лиричности до яркости и напора. Они выкладывались так, что на лице музыкантов можно было прочитать каждую сыгранную ими ноту. Да что о них рассказывать: это Apple Tea, этим все сказано.
Окончание доверили главному организатору басового вечера, Николаю Неронскому. В помощь себе он призвал тех же Apple Tea, кроме Сацевича, конечно, чье место занял сам. Играл он очень профессионально, но как-то без души. Хотелось оторвать немножко юношеского задора от Chifs band или элегантности от Сацевича и прибавить к нему. В эмоциональном плане клавиши, ударные и саксофон оттягивали на себя внимание, хотя соединял их всех воедино, конечно, бас. Потом Неронский, видимо заразившись от своих товарищей, начал развертывать мелодию, которую будто бы сдерживал вначале. Вскоре, с по-прежнему невозмутимым лицом, он с бешеной скоростью забегал пальцами по грифу. Напряжение Николай показал только потом, вытирая выступивший на лице пот. Не успев даже отдышаться, тот же Неронский приступил к "раздаче слонов" участникам вечера — исключительно музыкальные подарки от фирм "Белинтермузыка" и Navara Trade плюс зажигалки в форме гитары. А еще через пару минут сцена опустела. Музыканты пошли отдыхать: нужно же накопить силы для новых выступлений, записи новых альбомов и, конечно, для Bass day 3.
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...