Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. Со времени прошлого фестиваля в басовом мире произошли некоторые изменения. Теперь у бас-гитаристов Беларуси есть два специализированных сайта: bass-bel.com и персональный сайт главного организатора фестиваля Николая Неронского — nikobass.by. Много появилось и неплохих молодых басс-гитаристов, о которых год назад еще никто не слышал. Один из них — гродненец Алексей Ларионов — и начал фестиваль. Это начало было каким-то грустным. И дело не в том, что играл он (вместе с барабанщиком Дмитрием Драгуновым) спокойную мелодию, были в ней переходы на более высокий темп, но... понять, что он играет, было сложно. Только начинаешь хвататься за какую-то намечающуюся мелодию, как она тут же исчезает. К тому же объявили, что дуэт исполнит два произведения, а он после первого взял и ушел. По залу пополз шепот: "Неужели уже две сыграли?" Оказалось, музыкант разволновался так, что забыл ноты.
Качество фестиваля определяется не только его участниками, но и ведущим. Басовому дню с ним явно повезло: Дмитрий Подберезский подарил вечеру не только хорошую белорусскую речь, но и приложил все свое отменное чувство юмора, чтобы зрители между выступлениями не скучали. Он не позволил загрустить и после такого странного выступления.
После подбадривающих слов ведущего: "Надеюсь, в следующем году ребятам повезет больше, и их программа будет более обширной", — на сцену вышел Counsul Band. Эти ребята столичной публике хорошо знакомы, потому что постоянно выступают в клубах. В этом году вместе с группой Indiga они выпустили альбом, состоящий сплошь из белорусских мелодий в оригинальной обработке. Из трех сыгранных ими мелодий больше всего на публику подействовал "Караван свободы", приписываемый Дюку Элингтону. Я, например, эту заводную мелодию напевала еще полдня.
Было видно, что Андрей Хмельницкий (басист группы Counsul Band) хороший музыкант, даже очень хороший, но полностью на выступлении он не раскрылся. Зато отлично "держал" всю мелодию. Музыканты отхватили свою долю заслуженных оваций и уступили место следующим участникам фестиваля. Тогда я с недоумением подумала: "Зачем они играют по клубам песни Битлов, если есть то, что у них получается гораздо лучше?" Вопрос остался без ответа.
Самым многочисленным коллективом фестиваля стал Chifs band. Пока ведущий рассказывал об их репертуаре на сегодняшний вечер, на сцену вышли аж 8 человек - басист, 2 гитариста, вокалист (он же подыгрывал на тамбурине), барабанщик и духовое трио: тромбон, саксофон, труба. В представлении они не нуждались: сами рассказали главное, правда, только про басиста Александра Машкевича. Так зрители узнали, что он учится в институте современных знаний на эстрадном отделении, стал лучшим бас-гитаристом года на фестивале "Рок-кола 2005", любит водку и пряники, а по оценкам несуществующего журнала "Бизнес- джаз" признал лучшим басистом группы Chifs band. В следующих 3,5 композициях у Александра была возможность показать себя. Половинной композицией назвали Intro, ставшее как бы предисловием к выступлению. За ним прозвучала Sexy baby, которая плавно перетекла в композицию Monday (по этому поводу ведущий заметил: "После sexy baby в жизни все равно всегда следует Monday, что поделать").
Не в пример гродненским музыкантам будет сказано, этот, тоже молодой еще коллектив, к выступлению хорошо подготовился. У Александра Машкевича прилично поставленная техника и еще лучше поставленный контакт со зрителем. Никогда еще не видела такого раскрепощенного и эмоционального бас-гитариста. От своей музыки он получал удовольствие. Да и не только он: духовое трио и вокалист тоже охотно пританцовывали в такт, только гитаристы почему-то остались невозмутимыми. На второй песне — той самой Monday — зал активно хлопал и притопывал ногой в такт. Побольше бы нам таких веселых и энергичных понедельников! Закончили Chifs band очень элегантным басовым соло и дымным финалом: организаторы перестарались с дымом, а вокалист заметил: "Аппаратура не выдерживает — дымится", во что можно было легко noeepить.
После такого энергетического напора ведущий решил объявить антракт, но вовремя спохватился, что буфета в театре все равно нет, и продолжил концерт вместе с группой Green Card. Этот коллектив хорошо принимали с самого начала: еще бы, там ведь играет сам Александр Ванькович. У группы Green Card нет постоянного состава. В ней, практически без репетиций, играют хорошо знакомые друг другу люди, которые одновременно свободны и не против поиграть джаз. В этот вечер кроме Александра Ваниковича ими стали бас-гитарист Валерий Башков и барабанщик Вячеслав Булда.
У маститых музыкантов не было надрыва и эмоционального шквала, зато была безукоризненная техника и профессионализм, который чувствовался в каждой ноте. "Может показаться, что две бас-гитары и ударные слушать скучно, — заметил ведущий, — но здесь это точно не так". Музыканты Green Card не старались показать себя, их целью была музыка и только она. Тихий до этого мой сосед сзади почувствовал это и начал постукивать мне по стулу' в такт, парень рядом кивал головой, женщина сбоку улыбалась. Если бы фестиваль закончился на выступлении Green Card, уже можно было бы сказать, что он удался.
Bass day 2 — некоммерческое мероприятие, поэтому многие указанные в афише команды на сцене так и не появились: отказались работать бесплатно. Но были и те, кто наоборот согласился, хотя на афише не было их имен. Сюрпризом для зрителей стало и выступление Apple Tea. Эта команда недавно презентовала новый альбом, который в Беларуси к тому моменту еще даже не поступил в продажу, и продолжала тему презентаций во время своего выступления. Нет, рекламой альбома они не занимались, о нем только однажды упомянул ведущий. Презентовали публике нового гитариста Михаила Филипеню и новую гитару Игоря Сацевича, которую Дмитрий Подберезский представил как отдельного участника коллектива.
Начали музыканты композициями из нового альбома авторства Игоря Сацевича и закончили лиричной One More Sad Melody, навеявшей мне почему-то мысли о вечернем Париже. Сложно писать о том, какими были в этот вечер музыканты Apple Tea и их музыка. Они были разными: от пронзительной лиричности до яркости и напора. Они выкладывались так, что на лице музыкантов можно было прочитать каждую сыгранную ими ноту. Да что о них рассказывать: это Apple Tea, этим все сказано.
Окончание доверили главному организатору басового вечера, Николаю Неронскому. В помощь себе он призвал тех же Apple Tea, кроме Сацевича, конечно, чье место занял сам. Играл он очень профессионально, но как-то без души. Хотелось оторвать немножко юношеского задора от Chifs band или элегантности от Сацевича и прибавить к нему. В эмоциональном плане клавиши, ударные и саксофон оттягивали на себя внимание, хотя соединял их всех воедино, конечно, бас. Потом Неронский, видимо заразившись от своих товарищей, начал развертывать мелодию, которую будто бы сдерживал вначале. Вскоре, с по-прежнему невозмутимым лицом, он с бешеной скоростью забегал пальцами по грифу. Напряжение Николай показал только потом, вытирая выступивший на лице пот. Не успев даже отдышаться, тот же Неронский приступил к "раздаче слонов" участникам вечера — исключительно музыкальные подарки от фирм "Белинтермузыка" и Navara Trade плюс зажигалки в форме гитары. А еще через пару минут сцена опустела. Музыканты пошли отдыхать: нужно же накопить силы для новых выступлений, записи новых альбомов и, конечно, для Bass day 3.
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро ...
14-15 мая 2005 года в Минске в Белгосфилармонии состоится фестиваль «Золотая труба» посвящённый легендарному музыканту Эдди Рознеру. Композитор, дирижёр, уникальный трубач, Рознер в течении семи лет возглавлял единственный Государственный джаз – ...
С 11 по 15 августа 2005 года на итальянском острове Сардиния уже в 18-й раз будет проводиться международный фестиваль TIME IN JAZZ. Его главным центром станет город Берчидда и его живописные окрестности. Несмотря на джазовое название, здесь будет ...