14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, отвлеклась от своих обязанностей и бродила в публике, толкаясь и смеясь, аплодируя и танцуя, попивая вино и закусывая чебуреками.
Хорошо бы это впечатление от беззаботной курортности, девушек в парэо, вкусных запахов и неизменного присутствия моря — лучшего перкуссиониста! — в любой из джазовых импровизаций удалось продлить до следующего сентября и вновь поехать туда, в солнце, в праздник! Не случайно тут то и дело на хорошем английском звучало сравнение Коктебеля с Пуэрто-Рико — такие же радостные лица, море и... отсутствие горячей воды.
Стэнли Кларк тоже любит играть джаз рядом с морем. Между прочим, в Коктебеле маэстро, даже не подозревая, сыграл сначала... на украинской свадьбе. Он репетировал в местном доме культуры "Юбилейный" как раз в тот момент, когда туда подъехала брачующаяся пара с полным эскортом. В зале, смежном с репетиционным, молодые принимали поздравления — под аккомпанемент громовых раскатов гитары всемирно-известного басиста. Важно, что никто никому не помешал. Вот она, коктебельская реальность!
4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" начался задолго до того, как туда прибыли мировые звезды. В небольшом кафе "У Виктора", насквозь продуваемом морским ветром, к этому моменту уже четвертый месяц играли джаз известный московский клавишник Виктор Лифшиц и его JVL-band. Играли неизменно каждый вечер, что, по мнению самого Виктора, тянуло на рекорд, достойный книги рекордов Гиннеса. Там же, во время фестиваля, с завидной регулярностью собирались на "джэмы" и отличное вино музыканты самых разных калибров, вероисповедания, национальностей и цветов кожи. На сцене кафе набиралось порой до 10-ти исполнителей одновременно! Вслед за музыкантами тянулась и жадная до живого джаза публика. И ни разу не была разочарована.
Вообще фестиваль "Джаз- Коктебель-2006" был подан как одна большая сенсация или — ряд дробных. Впрочем, главный его зачинщик Дмитрий Киселев — известный российский журналист и телеведущий — каждый из коктебельских фестивалей задумывает именно так. этом есть свой резон — задрать планку повыше с самого начала, чтобы "на выходе даже если кое-что пойдет не так, все равно получился б "высший класс".
Сенсации предусматривались следующие: приезд таких звезд, как Стэнли Кларк, Билли Кобэм, Кенни Уэй, Саския Лару, Алексей Козлов, Андрей Кондаков, Apple Тea, Olli Siikanen Power Trio и др. и презентация масштабного высокотехнологичного Интернет-проекта "Джаз со скоростью света". Специально к фестивалю этого года были организованы две совершенно бесплатные сцены под открытым небом и ещв одна концертная площадка перед домиком Волошина, дающие возможность выступить максимальному количеству участников. Кстати, одной из микро-сенсаций можно было бы считать полную стилистическую демократию в джазе.
Стэнли Кларк, выдержанный, академично элегантный (бабочки не доставало!) устроил роскошное джаз- бас-шоу. Влюбленный в акустику, он выдал такую слэповую игру на контрабасе, что впору было припомнить ис- панских фламенкистов: nризрак Пако де Лусии буквально витал за плечом музыканта. Зрители, слегка оглушен- ные лавиной звука и сложностью музыки, встречали вни мательными аплодисментами каждый поворот автор- ской мысли и каждый эффектный ход в исполнении. Думаю, Стэнли Кларк остался доволен. Как публикой, так и партнерами по сцене: вместе с ним в этот вечер играли музыкантыj из Чили и Америки, потрясающий датский скрипач Метц Толлинг (сублимированный, как все скандинавы) и молодой талантливый украинский клавишник Руслан Сирота.
Штришок, добавляющий обаяния мэтру: после небольших проблем со звуком, устраненных специалистами за полторы минуты, выдающийся басист по окончании концерта великодушно пожал руку звукорежиссеру со словами: "Good job!". Надеюсь. это не было проходным ритуалом.
На пресс-конференции было интересно узнать, что Стэнли Кларк в свободное время слушает не себя, люби- могo. а. например, пианиста Владимира Горовица, своего молодого басиста Джимми Пэкстона-младшего (по- скольку является не только его наставником, но и почти дядюшкой) и, как ни странно. — хорватские хоры и на- родные болгарские ансамбли. И это символично: в прошлом Коктебель, между прочим. —болгарский поселок...
Ну, а на пресс-конференции Билли Кобэма журналистам мало что удалось выведать о качествах и пристрастиях лучшего барабанщика всех времен, разве что он — еще и увлеченный фотограф. Кобэм. которому не так далеко до 60-и, показался еще более моложавым, чем Кларк (чем их там кормят?!). Он все больше стремился остаться в тени. подчеркнуто выдвигая музыкантов из проекта Culture Mix, с которыми приехал на фестиваль. Кстати, не менее интернациональных, чем коллеги Кларка. Это Уилберт Джил, Штефан Радемахер. Юккис Уотила, Жан-Ма- ри Икей и Марко Лобо. Похоже. стремление музыки третьего тысячелетия слиться в едином звучании воплоща- ется прежде всего через объединение музыкантов из разных уголков планеты.
На сцене, однако, "благотворительность" Кобэма закончилась. В первые минуты концерта зрители видели только его фигуру в вязаной шапочке, царственно возвышающуюся над всеми и подкрепленную внушительной ударной установкой из, кажется, 14-ти барабанов. Только спустя некоторое время все смогли по достоинству оценить великолепных музыкантов Culture Mix. Публика, оттесненная охраной фестиваля на левую сторону набережной, послушно освободив место возле сцены VIP-гостям и прессе, тем не менее щедро отдавала дань замечательной музыке: аплодировали даже те, кто устроился на ближайших деревьях и красивых ажурных фонарях у домика-музея Волошина, рискуя свалиться на головы стоящих внизу. Жаловались на неудобство немногие.
Интересно, что публика — как у сцен, так и та, что устроилась на вечернем пляже, глядя на большой экран, — встречала артистов дифференцированно. Скажем, если Кондаков и Кларк срывали аплодисменты плотные, но аккуратные и к месту, то блюз и буги вызывали просто "танцевальный расколбас". Ярко розовый "прикид" Кенни Уэйна — канадского блюзового пианиста, весельчака, способного довести публику до локальной истерики — привел всех в упоение. Во все времена людям хотелось двигаться! Особенно — ритмично. Особенно — под музыку. Похожую реакцию на фестивале "Джаз-Коктебель- 2006" вызвали только дискотеки Пола Мерфи и украинского ди-джея Фантомаса (да, были и дискотеки!). Это — сродни любовному порыву: танцевать — значит любить. Кенни "Блюз Босс" Уэйн точно знал, как надо "зажечь". Его высокоскоростная техника игры в сочетании с легкостью и непринужденностью,улыбочками, кивками и вскриками граничила с шаманством — это заметили даже те, кто не покидал танцпол, самовыражаясь "на всю катушку". Вот оно, демократичное великолепие джаза! Украинские музыканты темпераментно "догоняли" Уэйна и растворяли в ансамбле фортепианные ритмы маэстро — это были Андрей Арнаутов, Алексей Фантаев и Дмитрий Александров.
"Джаз объединяет!" — именно в этот момент пронеслась в голове мысль, так усердно насаждаемся организаторами "Джаз-Коктебеля-2006", так непосредственно воплощенная Уэйном в начале и так изящно подтвердившаяся в конце фестиваля, на выступлениях Кобэма и "Яблочного чая".
Если бы давали номинации за сценический образ, то приз за "главного Воланда" фестиваля "Джаз-Кокте- бель-2006" получил бы, видимо, Алексей Козлов. С магически-сильным взглядом и стильной щетиной, Козлов без особых усилий делал с публикой нечто такое, что рождало мысли о мистике и чуде. Люди улыбались там, где запланировал Козлов, впадали в культурный шок там, где предусмотрел Козлов, счастливо, почти со слезами на глазах встречали любимые (со времен "Арсенала") мелодии и блуждали вместе с Козловым и его "Арс Нова" в лабиринтах модернистских импровизаций. Отличный режиссер, Алексей Козлов остался отличным саксофонистом. А главное — родным, нашим, с понятными шутками, намеками и ассоциациями. После его концерта захотелось брататься с единомышленниками, говорящими на "советском" языке.
А если бы существовала номинация на лучшего поющего инструменталиста, то тут все букеты сорвал бы, думаю, Андрей Кондаков. Энергичный, полный планов и проектов, чем поражал журналистов на пресс-конференции, виртуозно перемещающийся в пространстве Земли, петербургский пианист так же легко осваивает пространство музыкальное. Его совместный проект с бразильскими исполнителями All Brasil Stars — это такое радостное сумасшествие, что и сам музыкант, поддавшись на собственную провокацию, решил запеть! Поющий Кондаков, стоя и пританцовывая за пианино, искусно чередовал акустические и электрические тембры, а беззаботные гитары и перкуссии бразильцев рассыпали терпкие ритмы по набережной Коктебеля. Это приводило организм зрителей в состояние эйфории — чувства, которое нас так часто посещало в детстве.
На фестивале, к радости публики, соседствовали самые разнообразные стили — от сложной эклектики Стэнли Кларка до очаровательного ню-джаза Саскии Лару. Эта раскованная и напористая голландка с белокурыми волосами и электронными прибамбасами, закрепленными на талии (там помещался микропроцессор), сотворяла с трубой настоящие фокусы. Мало того, что сама по себе женщина-трубач — эффектное явление, так Саския эффектна вдвойне благодаря тем звукам, которые ей удается извлекать из инструмента. С изяществом Копперфильда она разрушала стереотипы человеческого воображения и делала звук гибким, как змея, заостренным, как кинжал нинзя, чудовищным, как катастрофа или блистательным, как концерт Монтсеррат Кабалье. Гордо задирая трубу к звездному небу или нацеливая ее в зрителей, Саския веселилась вместе со всеми. А потом, по-свойски нацепив инструмент на локоть, наслаждалась "репризами" рэппера из своей команды — неподражаемого "Стьюлокса":Великолепная музыкантша нашла его, кажется, на улице — зарабатывающим своими искусством на прокорм. Энергетический бандитизм и невероятный комический дар, звукоподражательное и ритмическое хулиганство Стьюлокса, а также его наивная неизбалованность славой мгновенно завели коктебельскую публику: среди зрителей, пестрящих не только одеждами, но и жизненными убеждениями, нашлась, как оказалось, масса любителей хип-хопа.
Вообще на фестивале публика и артисты общались очень тесно. Как в прямом (передвигаться по набережной можно было местами только бочком), так и в переносном смысле. К примеру, польский музыкант Томаш Муха, отыграв концерт с интересным украинским коллективом "Манифест", где органично разбавлял интеллектуальный джаз своей сумасшедшей электронной скрипкой, на прогулке помог заработать уличной группе, исполнявшей, кажется, все. Девушка-скрипачка вдохновенно вглядывалась в лицо и манеру Томаша, стараясь ничего не пропустить в своем первом. возможно, мастер-классе такого уровня. А окружившая музыкантов толпа радостно внимала "живой" музыке. оторвавшись от вина и чебуреков.
Ну и. конечно, рассказывая о сенсационно большом количестве коктебельских звезд, как не упомянуть отечественную гордость — коллектив Apple Tea. Как всегда, рвбгга поразили качеством исполняемой музыки и полным взаимопониманием внутри ансамбля. Сами музыканты потом шутили, что игратъ было легко, поскольку у них, дескать, на разогреве был сам Кобэм! На самом деле это была вынужденная перестановка: выдающийся барабанщик, вместо того, чтобы солидно закрыть фестиваль после выступления беюрусов, по окончании своего саунд-чека наотрез отказался пускать кого-нибудь к аппаратуре. Ну, Кобэм —это Кобэм, он всегда прав... Поэтому наши ребята играли и настраивались одновременно, пережив небольшой шок из-за сбоя в звуке. Однако — все что ни делается, все к лучшему. Apple Tea пролили бальзам на души слушателей, слегка замороченных многослойными кобэмскими маржиналиями, и умиротворили всех своим понятным, безупречно-прозрачным джазом. Мелодичнейшие композиции Игоря Сацевича. звучавшие под занавес фестивальной программы, окутанные в элегантные аранжировки и обрамленные высоким классом ис- полнения, поражали благородством — и все вдруг гюняли, что фестиваль-то был все-таки джазовый!
В который раз я горячо пожалела о малых, ничтожных знаниях в компьютерных технологиях! А проект "Джаз со скоростью света" построен именно на передовых достижениях в этой области (технологии OmniMusic), позволяющих обеспечить сверхнизкую задержку и синхронизацию аудиопотока через Интернет при совместной игре музыкантов, находящихся в разных городах. Музыканты видят изображение и слышат друг друга, что создает эффект выступления на одной сцене.
Я по-настоящему могла оценить только то, что видела своими глазами и слышала своими ушами. Впрочем, как и большинство зрителей. И то, что я наблюдала, было прекрасно! Прекрасно в общечеловеческом, гуманном смысле, когда машина служит людям для воплощения смелой мечты. Может статься, а в этом вполне убеждены авторы проекта, что в скором времени любой молодой (к примеру!) музыкант, страстно желающий сыграть... ну хотя бы с Кенни Уэйном из Канады, включив, после утряски формальностей, свой IIK в точно договоренное время, получит мастер-класс через Интернет в виде сеанса одновременного музицирования с маэстро. И помешать наставнику и ученику не смогут ни расстояние, ни задержка звука. Трижды реализованные на глазах у публики джэмы в рамках этого проекта — когда одновременно играли музыканты из Коктебеля и Москвы, из Коктебеля и Великобритании, из Коктебеля и Киева — стали лучшим доказательством возможности и практичности этой идеи. Во время демонстрации проекта Дмитрий Киселев, убедившись, что "все работает", отправился курсировать между рядами VIP-гостей и журналистов, со светлой детской улыбкой заглядывая в лица и задавая всем один и тот же вопрос: "Нереально, да?"
Идеологи проекта "Джаз со скоростью света" — Станислав Воног и Николай Сурин. Они же — лидеры команды Musigv, молодой компании, созданной победителями международного студенческого конкурса программных проектов Microsoft Imagine Cup 2005. На мой вопрос "Какое же главное препятствие осталось на пути массовой реализации вашей идеи?" ребята ответили просто: "Преодолеть скорость света". Кстати, на момент демонстрации проекта "Джаз со скоростью света" на фестивале "Джаз- Коктебель-2006" идея почему-то не была запатентована.
Надо было видеть счастливо-разомлевшего мэра небольшого крымского поселка на главной фестивальной сцене в дружеских объятиях идеолога "Джаз-Коктебеля- 2006" — Дмитрия Киселева! Еще бы — кто, как не глава администрации Коктебеля в полной мере осознавал все прелести и выгоды этого мероприятия? Конечно, всех, кто отвечал за обслуживание фестиваля, заботила ответственность — за своевременность вывоза мусора, предотвращение хулиганств, краж, других ЧП и тд. Но не менее важными были и те дивиден- ды, которые давали возможность ускоренным путем улучшить благосостояние знаменитого поселка. Благодаря фестивалю был отремонтирован домик Волошина, построена перед ним площадь и подведена красивая подсветка, продлился курортный сезон, дав местным жителям заработать достаточно денег на спокойную зиму. Один продавец шаурмы, например, признался, что обычно в это время продавал 70-80 порций, а в этот раз — по 140 за день! В проекте — постройка водоочистных сооружений и другие полезные мероприятия по улучшению жизни в поселке.
Джаз требует эстетики!
...Фестиваль закончился как-то сразу, вместе с курортным сезоном. На следующий вечер, влекомые джазовой зависимостью, развившейся за 4 дня от немеренного потребления джаза, отдельные личности снова пришли к кафе "У Виктора" — и растерянно уперлись в закрытую дверь. JVL-band уехал к себе в Москву. По набережной ветер гонял там-сям билетики с надписями "Джаз-Коктебель. Фан-зона", по пляжу разбрелись бесхозные лежаки, огоньки в развлекательных заведениях еще сверкали, но вокруг уже было пустынно, официанты кучкой сбивались за столики, которые еще недавно сами же и обслуживали, а на диванчике в маленькой чайхане под открытым небом грустно устроился коктебельский пес. Он изредка вздыхал и исподлобья поглядывая вокруг, не поднимая головы: все, праздник кончился, и теперь впереди — только зима...
Но в руке у меня остался фестивальный календарик, где год начинается с сентября. А это значит, после джаза может быть только джаз — ровно через год, встретимся в Коктебеле!
15 апреля в столице Эстонии уже в 17-й раз стартовал Tallinn International Jazzkaar Festival. Фестиваль продлится до конца апреля и станет не только таллиннским, но и общеэстонским праздником джаза – 50 концертов фестиваля пройдут в 13 городах ...
С 9-го по 13-е ноября 2005 года в Калининграде проходил 2-ой Международный джазовый фестиваль В свое время Калининград был городом высокой джазовой культуры. Достаточно сказать, что под эгидой Калининградской филармонии работал знаменитый джаз-рок ...
Каждый фестиваль "Джаз над Волгой" – это и встреча старых друзей, и масса сюрпризов. Я имею в виду не только неожиданные творческие альянсы, но и самые разнообразные слоганы, типа "Живее всех живых", "Моя голова там, где джаз"… На этот раз на ...
Для меня ярославский фестиваль "Джаз над Волгой" – особенный. Во-первых, я там, наконец, встретилась "лицом к лицу" со многими участниками, знакомыми мне лишь по интернету. Во-вторых, я познакомилась с потрясающим московским джаз-фотографом Павлом ...
Минский Международный фестиваль «KlezmerШОК!» представляет белорусской публике музыку клезмер – еврейскую этническую музыку. Клезмерская музыка исторически коренится в небольших местечках Восточной Европы, но сегодня она стала одним из наиболее ...
Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti ...
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...